Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Зеленчукского муниципального района
от 2 ноября 2016 г. N 1029
Муниципальная программа
"Развитие муниципальной системы образования Зеленчукского муниципального района на 2017 - 2020 годы"
30 октября 2017 г., 30 января 2018 г.
Раздел 1 изменен. - Постановление администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 30 января 2018 г. N 49
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Развитие муниципальной системы образования Зеленчукского муниципального района на 2017 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация Зеленчукского муниципального района |
Ответственный исполнитель Программы |
Управление образования администрации Зеленчукского муниципального района |
Участники Программы |
Управление образования администрации Зеленчукского муниципального района, образовательные учреждения |
Цель Программы |
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного дошкольного, общего, дополнительного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современных потребностей граждан Зеленчукского муниципального района, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья |
Задачи Программы |
Создание условий для равного доступа всех граждан Зеленчукского муниципального района к образованию и самообразованию, дополнительному образованию, в том числе за счет развития доступности качественного дошкольного, общего, дополнительного образования; создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья; совершенствование содержания и технологий образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов; формирование условий и создание механизмов, обеспечивающих эффективное развитие системы профильного, дистанционного образования; создание системы целенаправленной работы с талантливыми и одаренными детьми и их сопровождение в течение всего школьного периода; создание безопасных и комфортных условий в образовательных учреждениях, соответствующих требованиям надзорных органов; создание условий для успешной реализации стратегических направлений развития системы отдыха и оздоровления детей, детей с ограниченными возможностями здоровья посредством повышения качества и эффективности предоставляемых детям и подросткам оздоровительных услуг; обеспечение качественного и сбалансированного школьного питания в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями школьников; обеспечение всеобщего доступа к современным информационным образовательным ресурсам, внедрение программ дистанционного обучения обучающихся; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг образовательных учреждений; развитие и совершенствование материально-технической базы и ресурсного обеспечения образовательных учреждений; повышение доступности, качества и эффективности образовательных услуг через развитие кадрового потенциала системы образования; обеспечение деятельности методического кабинета, бухгалтерско-хозяйственной службы управления образования администрации Зеленчукского муниципального района по обслуживанию образовательных учреждений; обеспечение реализации подпрограмм и основных мероприятий Программы в соответствии с установленными сроками и этапами |
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы |
К 2020 году планируется достижение следующих целевых показателей: 1. Удельный вес численности обучающихся, имеющих доступ к образованию и самообразованию, дополнительному образованию, в том числе за счет развития доступности качественного дошкольного образования, дополнительного образования, - 71%. 2. Доля образовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, - 4%. 3. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с использованием дистанционных технологий, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в данной форме обучения, - 8%. 4. Удельный вес детей, охваченных дошкольным воспитанием, - 100%. 5. Удельный вес воспитанников дошкольных образовательных учреждений, обучающихся по программам, соответствующим федеральным образовательным государственным стандартам дошкольного образования, в общей численности воспитанников ДОУ - 100%. 6. Удовлетворенность родителей (законных представителей) доступностью и качеством реализации программ дошкольного, общего, дополнительного образования - 95%. 7. Удельный вес школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, - 85%. 8. Удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, - 65%. 9. Создание механизма адресной поддержки одаренных детей (по результатам достижений) - 100%. 10. Обеспеченность образовательных учреждений педагогическими и руководящими кадрами, содействие закреплению педагогических кадров в образовательных учреждениях - 100%. 11. Охват руководящих и педагогических работников различными формами повышения квалификации - 100%. 12. Доля работников образования района, прошедших переподготовку (от общего количества), - 45%. 13. Доля детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением в образовательных учреждениях, - 20%. 14. Обеспечение доли образовательных учреждений, полностью соответствующих требованиям пожарной безопасности, - 100%. 15. Обеспечение доли образовательных учреждений, соответствующих требованиям антитеррористической защищенности, - 100% |
Показатели эффективности реализации Программы |
Повышение доступности качественного образования: дошкольного, общего и дополнительного образования средствами использования современных технологий и принципов организации образовательного процесса; обеспечение реализации вариативных образовательных программ, в том числе через интеграцию основного и дополнительного образования, расширение возможностей межведомственного взаимодействия; увеличение охвата детей системой дошкольного образования и предшкольной подготовки, максимальное удовлетворение потребности жителей Зеленчукского муниципального района на места в дошкольные учреждения; повышение интеллектуального и творческого потенциала детей; создание условий для обеспечения комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в соответствии с требованиями Госпожнадзора, Роспотребнадзора, противодействия терроризму; расширение возможностей образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение достижения оптимального уровня функциональной грамотности и социальной компетентности выпускников в соответствии со ступенями образования с учетом их индивидуального образовательного запроса и психо-физического развития; улучшение безопасных условий обучения, повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования; укрепление материально-технической базы школьных столовых; улучшение качества питания, обеспечение его безопасности, сбалансированности; формирование системы организации обучения для педагогических и руководящих работников, в том числе с применением дистанционных программ и накопительной системы повышения квалификации; повышение профессионального и социального статуса педагогических работников; удовлетворенность населения Зеленчукского муниципального района системой отдыха и оздоровления детей |
Сроки реализации Программы |
2017 - 2020 годы |
Подпрограммы, входящие в состав Программы |
Подпрограмма 1 "Одаренные дети". Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного образования". Подпрограмма 3 "Развитие системы отдыха и оздоровления детей". Подпрограмма 4 "Развитие общего образования". Подпрограмма 5 "Развитие дополнительного образования детей". Подпрограмма 6 "Другие вопросы образования". Подпрограмма 7 "Комплексная безопасность образовательных учреждений". Подпрограмма 8 "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия" |
Финансовое обеспечение реализации Программы |
Общий объем ресурсного обеспечения Программы на 2017 - 2020 годы по всем источникам финансирования - 470905,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 97951,3 тыс. рублей; 2018 год - 112333,0 тыс. рублей; 2019 год - 121160,2 тыс. рублей; 2020 год - 132980,0 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно подлежат уточнению при формировании бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации Программы к 2020 году будут достигнуты следующие конечные результаты: доля обучающихся образовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности учащихся образовательных учреждений возрастет до 85%; обеспечение современными условиями предоставления дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования возрастет до 100%; доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, возрастет до 43%; увеличение количества детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением, в общем количестве детей школьного возраста возрастет до 20%; обеспечение доступности качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья возрастет до 40%; доля сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике без пересдачи возрастет до 100%; доля обучающихся, участвующих в конференциях, олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях, возрастет до 65%; доля обучающихся 5 - 11 классов, принявших участие в школьном, муниципальном, региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, возрастет до 45%; доля повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников возрастет до 80%; увеличение доли педагогов, осуществляющих экспериментальную и инновационную деятельность, от общего количества педагогов муниципального района к 2020 году возрастет до 50%; увеличение доли педагогов - участников конкурсов профессионального мастерства муниципального, регионального и Всероссийского уровней, от общего количества педагогов муниципального района к 2020 году возрастет до 30%; доля учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до пяти лет, в общей численности учителей общеобразовательных учреждений возрастет до 30%; укомплектованность образовательных учреждений педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, возрастет до 90%; обеспечение доли образовательных учреждений, полностью соответствующих требованиям пожарной безопасности, - 100%; обеспечение доли образовательных учреждений, соответствующих требованиям антитеррористической защищенности, - 100% |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Расширение образовательного пространства как открытой динамичной системы, ориентированной на формирование конкурентоспособности личности, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры, модернизация российского и регионального образования обусловливает необходимость развития и внедрения инновационных форм обучения, изменение содержательной, методической и технологической составляющей обучения и воспитания подрастающего поколения, что актуализирует проблемы развития самой системы образования.
Стратегический подход к развитию российского образования задан в Концепции социально-экономического развития России до 2020 года, где определены следующие задачи:
формирование через систему образования общественных отношений, развитие гражданского общества;
обновление образовательных программ и технологий на всех уровнях образования;
обеспечение гражданам возможности учиться всю жизнь, оставаясь при этом успешным на рынке труда;
участие потребителей в формировании системы оценки качества образования услуг.
В сфере образования на территории Зеленчукского муниципального района (далее - район) продолжается реализация комплекса мероприятий, направленных на системные изменения и обеспечение современного качества образования, в соответствии с актуальными и перспективными запросами потребителей образовательных услуг, состоянием и тенденциями социально-экономического развития района, требованиями государственной политики в области образования.
Основные направления развития образования района определены в соответствии с приоритетами государственной политики, обозначенными в Указах Президента Российской Федерации, в федеральной целевой программе Российской Федерации "О Федеральной целевой программе развития образования на 2017 - 2020 годы", национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", республиканской государственной программе "Развитие образования Карачаево-Черкесской Республики на 2014 - 2025 годы".
Настоящая Программа определяет приоритетные направления развития муниципальной системы образования, методы и механизмы ее реализации, предусматривает формирование системы индикаторов происходящих изменений и показателей оценки состояния муниципальной системы образования.
В настоящее время в районе функционирует 26 образовательных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования, 11 муниципальных и 2 ведомственных учреждения дошкольного образования.
Обеспечение доступного и качественного дошкольного образования является приоритетом развития муниципальной системы образования.
Система дошкольного образования рассматривается как важнейший фактор улучшения демографической ситуации в Российской Федерации, обеспечивающий прирост населения, укрепление и сохранение здоровья детей, преемственность уровней образования.
Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной.
Дошкольное образование в районе направлено на решение поставленных задач по реализации права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Учреждения дошкольного образования района, реализующие образовательную программу дошкольного образования, посещают 1628 детей. Охват детей дошкольным образованием на территории района в 2016 году составлял 61%.
Вместе с тем охват дошкольным образованием существенно различается по возрастным группам. Не развит сектор сопровождения раннего развития детей (от 1,5 до 3 лет). Ощущается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях в условиях роста численности детского населения.
На учете для определения в дошкольные образовательные учреждения района по состоянию на 01 января 2016 года стояло 628 человек. При комплектовании дошкольных образовательных учреждений района на 2016-2017 учебный год было направлено 366 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. На 01 сентября 2016 года неустроенными в дошкольные образовательные учреждения района осталось 80 детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Численность детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, ежегодно увеличивается, что объясняется ростом рождаемости на территории района. Как следствие, доступность дошкольного образования и охват детей дошкольным образованием в настоящий момент далеки от желаемого уровня.
В целях сокращения очереди в дошкольные образовательные учреждения была проведена реконструкция здания под дошкольное образовательное учреждение в ст. Сторожевой на 150 мест, которое введено в эксплуатацию в сентябре 2016 года. Идет строительство нового дошкольного образовательного учреждения на 300 мест в ст. Зеленчукской, которое планируется завершить в декабре 2016 года.
Все муниципальные дошкольные образовательные учреждения района имеют официальный сайт в сети "Интернет".
С 01 января 2014 года реализована муниципальная услуга "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения Зеленчукского муниципального района, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования" в электронном виде с использованием сети "Интернет" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" gosuslugi.ru.
Ключевой задачей развития системы становится повышение качества дошкольного образования, которое находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. В кадровом составе дошкольных образовательных учреждений продолжаются качественные изменения, общее число педагогов с педагогическим образованием имеет тенденции к росту.
В 2015-2016 учебном году в дошкольных образовательных учреждениях образовательный процесс осуществлялся по образовательным программам, разработанным в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Проведена первичная оценка готовности системы дошкольного образования района, проведен мониторинг готовности дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) к внедрению ФГОС ДО. Организована подготовка кадров для системы дошкольного образования: доля педагогов, прошедших курсовую подготовку по внедрению ФГОС ДО, составляет 90% (105 чел.)
Для пребывания воспитанников и реализации учебно-воспитательных задач в ДОУ организовано медицинское обслуживание, оборудованы игровые зоны, обеспечены условия для формирования навыков личной гигиены воспитанников, здорового образа жизни, правил безопасного поведения.
Особое внимание в настоящее время уделяется реализации прав детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) качественному и доступному предшкольному образованию, обеспечивающему равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития как основы успешного обучения детей в образовательном учреждении. Группы предшкольной подготовки функционируют в 4 образовательных учреждениях (МКОУ "СОШ с. Маруха", МКОУ "СОШ а. Кобу-Баши", МКОУ "СОШ с. Даусуз", МКОУ "СОШ а. Ильич"), в данных населенных пунктах отсутствуют ДОУ. Охват предшкольным образованием указанной категории детей составил 3,1%.
Показателем качества оказания населению услуг дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста является соответствие кадрового состава ДОУ квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемым должностям. Повышение квалификации и переподготовка кадров осуществляется непрерывно, согласно социальным заказам. Наблюдается динамика роста педагогических работников, имеющих квалификационные категории.
В ДОУ работают 121 педагогических работников, из них высшее образование имеют 65 человек (43%). Средний возраст педагогов ДОУ составляет 35 - 45 лет. На 2016-2017 учебный год все ДОУ укомплектованы кадрами.
В МБДОУ "Детский сад "Колобок" ст. Зеленчукской" планируется открытие группы для реализации программы коррекции развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Все образовательные учреждения района являются юридическими лицами и имеют уставы, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях составил в 2015-2016 учебном году - 5313 человек. Общая численность работающего персонала - 1046.
В районе осуществлен переход на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Всего по стандартам начального общего образования в 2015 - 2016 году обучалось 2396 младших школьников, что составляет 100% учащихся начальных классов.
Переход образовательных учреждений на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО) осуществляется поэтапно. Так, в 2015-2016 учебном году доля обучающихся по новым стандартам основного общего образования составила 68% в общей численности обучающихся.
Все педагоги, работающие по ФГОС НОО и ООО, имеют специальную курсовую подготовку.
Профильное обучение на старшей ступени организовано в 2-х образовательных учреждениях:
МКОУ "СОШ N 1 ст. Зеленчукской" - физико-химический профиль;
МБОУ "СОШ п. Нижний Архыз" - физико-математический профиль.
Главной целевой установкой развития образования района является обеспечение устойчивого функционирования и развития системы образования, расширение его доступности, повышение качества и эффективности, создание безопасной среды для обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.
Одним из элементов системы качества образования района является государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) и единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ).
Ежегодно обучающиеся образовательных учреждений района проходят процедуру независимой оценки качества образования, участвуя в ЕГЭ - одной из форм ГИА по образовательным программам среднего общего образования. В 2015-2016 учебном году отмечается положительная динамика результатов ЕГЭ. Доля обучающихся, преодолевших минимальный порог по всем сдаваемым предметам, не ниже, чем по Карачаево-Черкесской Республике.
Из 170 выпускников 11 классов в 2016 году 30 учащихся награждены медалью "За особые успехи в учении".
Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей - одно из приоритетных направлений муниципальной образовательной политики, так как оно имеет непосредственное отношение к формированию интеллектуального ресурса стратегического развития района.
Показатель работы - Всероссийская олимпиада школьников.
В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016 учебном году приняли участие 541 обучающийся 7-11 классов образовательных учреждений района. Первые места заняли 14 обучающихся, призовые места - 75 школьников образовательных учреждений района.
На республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников приказом управления образования администрации района было направлено 22 обучающихся (9-11 классов), 4 из которых стали победителями и призерами.
Ежегодно район принимает участие в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры "Русь святая, храни веру православную". В 2015-2016 учебном году в муниципальном этапе приняли участие обучающиеся 5-11 классов 5 образовательных учреждений, всего 13 участников. В 2015-2016 учебном году на региональном этапе Олимпиады обучающиеся района заняли 2 призовых места.
В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2014 N 10 "Об учреждении грантов Главы Карачаево-Черкесской Республики для учащихся старших классов общеобразовательных организаций, студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего профессионального образования, а также молодых научных работников Карачаево-Черкесской Республики", для усиления государственной поддержки учащихся старших классов образовательных учреждений, сохранения и развития интеллектуального потенциала талантливой молодежи Карачаево-Черкесской Республики Биджиев Артур, обучающийся 11 класса МКОУ "СОШ N 3 ст. Зеленчукской имени В.В. Бреславцева", в 2015-2016 учебном году выдвинут на награждение грантом Главы Карачаево-Черкесской Республики за высокие результаты в учебе.
За последние годы в районе значительно увеличился охват учащихся исследовательской работой и научно-проектной деятельностью и составил более 68%.
Одним из критериев оценки работы с одаренными детьми и решения задачи мотивационного обеспечения одаренных детей является их участие в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах:
муниципальный и региональный этап телевизионной гуманитарной Олимпиады школьников "Умники и умницы Карачаево-Черкесии";
муниципальный тур Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика" - 2016. Победителем регионального этапа конкурса повторно стал обучающийся МКОУ "ООШ N 2 ст. Кардоникской" Призов Александр. Он представил Карачаево-Черкесскую Республику на Всероссийском этапе конкурса, который был проведен в МДЦ "Артек" города Ялты (Крым);
муниципальная научно-практическая конференция "Первые шаги в науке" для обучающихся в возрасте от 7 до 14 лет;
XV открытая научно-краеведческая конференция научного объединения "ДАР";
Всероссийский конкурс искусства и творчества "Планета звезд";
Всероссийский математический конкурс "Волшебный сундучок";
Всероссийский конкурс "Люблю тебя, мой край благословенный";
региональный фестиваль-конкурс хорового и музыкального искусства "Я люблю тебя, Россия".
В районе сформирован банк данных одаренных учащихся с учетом индивидуальных достижений обучающихся.
Организация работы с одаренными детьми требует вложения финансовых средств, предназначенных для ее технического обеспечения, в том числе для приобретения лабораторного оборудования, компьютеров, литературы, а также для проведения олимпиад и научных конференций, командирования учащихся для участия в региональных, Всероссийских и Международных конкурсах и проектах.
К числу недостатков действующей системы выявления и поддержки одаренных детей можно отнести:
низкую обеспеченность образовательных учреждений современно оборудованными помещениями творческих студий и актовых залов или полное их отсутствие;
недостаточное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в связи с сокращением ставок педагогов-психологов во многих общеобразовательных учреждениях;
недостаточное взаимодействие между организациями общего и дополнительного образования, а также с родителями (законными представителями) в вопросах поддержки и сопровождения одаренности детей;
недостаточная скорость Интернет-соединения ограничивает участие старшеклассников в получении образования с использованием дистанционных технологий, в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
В целях сохранения преемственности в реализации региональной образовательной политики, выполнения условий софинансирования мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" продолжена реализация направления дистанционного образования детей-инвалидов.
60% детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья и не имеющих противопоказаний для работы на компьютере, охвачены обучением с применением дистанционных технологий.
Приоритетным аспектом укрепления здоровья обучающихся является организация летней оздоровительной кампании.
Ежегодно в лагерях с дневным пребыванием, организованных на базе образовательных учреждений, отдыхают 690 учащихся, что составляет 13% от общего числа учащихся образовательных учреждений района.
Особое внимание уделяется комплектованию лагерей педагогическими кадрами. Лагеря с дневным пребыванием детей укомплектованы квалифицированными кадрами, имеющими опыт работы.
Несмотря на достигнутые в последние годы позитивные результаты в сфере организации отдыха и оздоровления детей необходимо внедрение инновационных форм организации детской оздоровительной кампании, передовых технологий и методов оздоровительной работы с детьми.
Серьезное внимание обращается на антитеррористическую и пожарную безопасность. В ходе подготовки к летнему сезону управление образования администрации района совместно с заинтересованными службами и ведомствами реализовывает весь комплекс мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности, антитеррористической и противокриминальной защищенности лагерей.
Проводятся необходимые надзорные и профилактические мероприятия, предусмотрена организация круглосуточной охраны, работа системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре.
Вместе с тем, имеются вопросы, требующие внимания в организации летней оздоровительной кампании 2017 - 2020 годов:
увеличение охвата детей различными формами отдыха и оздоровления на уровне не ниже показателей предыдущего года;
контроль за исполнением всех требований и предписаний надзорных органов и обеспечением безопасного пребывания детей в детских оздоровительных учреждениях;
соблюдение мер пожарной безопасности;
активизация информационно-разъяснительной работы с родительской общественностью, работодателями по организации заявочной кампании на получение путевок в оздоровительные лагеря и санатории.
Совершенствование организации школьного питания является одним из важных направлений муниципальной системы образования.
В районе функционирует 14 школьных столовых, в которых получают горячее питание 3021 школьник, что составляет 57% от общего числа обучающихся. 12 школьных буфетов обеспечивают кондитерской продукцией более 1000 учащихся. Всеми видами и формами питания охвачено 4021 учащихся, что составляет 76% от общего числа обучающихся. 107 учеников из категории "Малообеспеченная семья" освобождены от оплаты за питание на 100%. 2396 учащихся начальных классов ежедневно получают бесплатно стакан молока из расчета 8 рублей в день. Стоимость завтрака составляет 20-25 рублей, стоимость обеда колеблется от 35 до 45 рублей. Цена на кондитерские изделия составляет 15-20 рублей. Питьевой режим в образовательных учреждениях района организован через пользование кулером (диспенсером) с водой, расфасованной в емкости (бутилированной).
Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных пожаров, чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательных учреждений достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного и организационного характера.
Все образовательные учреждения района являются объектами массового пребывания детей, что требует особого внимания при рассмотрении вопросов пожарной безопасности и огнестойкости зданий образовательных учреждений. Управлением образования администрации района были разработаны муниципальные программы: "Профилактика терроризма и экстремизма в Зеленчукском муниципальном районе на 2014 - 2016 годы", подпрограмма "Безопасность образовательного учреждения" муниципальной программы "Развитие муниципальной системы образования Зеленчукского муниципального района на 2014 - 2016 годы".
В целях обеспечения безопасности обучающихся проведены следующие мероприятия: проведена замена электросетей в 7 образовательных учреждениях, проведены работы по устройству запасных выходов в 5 образовательных учреждениях и приведены в соответствие пути эвакуации в 12 образовательных учреждениях (полы). В 4 образовательных учреждениях проведены работы по замене дверей пожароопасных технических помещений на противопожарные. В 1 общеобразовательном учреждении проведены работы по пожарному водоснабжению (устройство гидрантов, приобретение насосов, повышающих давление в системе, ремонт пожарных водоемов), 37 образовательных учреждений оборудованы системой программно-аппаратного комплекса "Стрелец Мониторинг". Проведены работы по огнезащитной обработке деревянных конструкций во всех образовательных учреждениях. Во всех образовательных учреждениях установлена система автоматической пожарной сигнализации и видеонаблюдения. Все образовательные учреждения обеспечены первичными средствами пожаротушения. Проведены замеры сопротивления изоляции и контуры заземления во всех образовательных учреждениях.
Все образовательные учреждения имеют уголки пожарной безопасности, обеспечены наглядной агитацией (плакаты, макеты, стенды) по пожарной безопасности. Во всех образовательных учреждениях проводятся тренировки по эвакуации учащихся на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, назначены ответственные за обеспечение комплексной безопасности учреждений образования, разработан инструктивный материал.
Важным звеном в воспитании и обучении, обеспечивающим реализацию потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, является дополнительное образование, которое предлагает подрастающему поколению широкий выбор дополнительных образовательных программ по различным направлениям.
В современных условиях дополнительное образование в районе является полноправным партнером общего образования. Оно способствует развитию познавательных интересов и творческих способностей детей, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, выступает гарантом поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дополнительное образование детей занимает важное место в ранней профессиональной ориентации каждого конкретного ребенка, развитии у него навыков неформального общения.
Дополнительное образование в районе представлено 3 учреждениями, в которых обучаются 1719 детей и подростков.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной деятельности, профиля программ, времени на освоение, включение в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление и поддержку одаренных детей.
Учреждения дополнительного образования реализуют программы, учитывая потребности и интересы детей. Содержанием дополнительного образования детей является совокупность познавательной, продуктивной, творческой деятельности детей, осуществляемой в рамках программ научно-технической, спортивной, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой и декоративно-прикладной направленности.
Система дополнительного образования демонстрирует высокие достижения обучающихся в конкурсах, соревнованиях Международного, федерального и регионального уровня. С каждым годом увеличивается количество детей, участвующих в конкурсах различного уровня.
Сегодня в сфере дополнительного образования необходимо активно развивать дистанционные формы, требуют совершенствования новые образовательные технологии.
Одной из проблем является недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений данного типа, которое не соответствует современным требованиям инновационной экономики и перспективного рынка труда. Перспективное расширение потенциала системы дополнительного образования детей планируется за счет:
расширения условий для предоставления образовательных услуг с использованием ресурсов образовательной сети;
разработки индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с разными образовательными и личностными потребностями;
логистического сопровождения одаренных детей;
разработки и реализации современных дополнительных общеобразовательных программ исследовательской, научно-технической, проектно-конструкторской деятельности обучающихся в организациях разных типов;
вовлечения школьников в занятия массовым и профессиональным спортом, формирования "моды" на здоровый образ жизни.
Таким образом, приоритетными задачами развития сферы дополнительного образования являются увеличение охвата детей услугами дополнительного образования и обеспечение соответствия предоставляемых услуг изменяющимся потребностям населения, внедрение образовательных программ нового поколения, обеспечение подготовки обучающихся к жизненному самоопределению, социальной адаптации.
Модернизация образования выступает фактором повышения профессиональной компетентности педагогов, активизации кадровой политики, определяя основные приоритеты образования. Педагогические работники, получившие профессиональное образование и желающие повысить уровень своих навыков или получить новые, являются ключевым ресурсом экономики. Освоение новых навыков и знаний становится для педагогов самостоятельной потребностью, а для образования - растущим сектором услуг и ресурсом ее развития.
Особенно тревожная обстановка сложилась с нехваткой педагогов-профессионалов, способных давать прочные и глубокие знания, работать по новым современным технологиям, поэтому в некоторых школах предметы преподают специалисты непрофессионалы.
В отрасли образования района занято 1413 человек, из них 727 педагогических работников (573 - в общеобразовательных школах, 121 - в дошкольных образовательных учреждениях, 33 - в дополнительных образовательных учреждениях).
Анализ кадрового потенциала показывает, что 494 педагога общеобразовательных учреждений имеют высшее профессиональное образование, 73 - среднее профессиональное, 4 - начальное профессиональное, 2 - среднее полное общее. Увеличивается доля педагогических работников, имеющих высшую категорию, - 262, первую квалификационную категорию - 160. Из общей численности работников, находящихся в возрасте моложе 25 лет, - 17 человек, 25-35 лет - 78 человек, 35 лет и старше - 478 человек, пенсионеров - 132 человека.
Организация работы по курсовой подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений и структурных подразделений управления образования администрации района осуществляется в соответствии с заявками руководителей и графиком курсовых мероприятий. Базовым учреждением повышения квалификации работников образования является республиканское государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Карачаево-Черкесский институт повышения квалификации работников образования".
Руководители образовательных учреждений систематически повышают свою квалификацию. Курсовая подготовка осуществляется в соответствии с перспективным планом повышения квалификации на 3 года.
Традиционно в целях повышения квалификации, выявления педагогов, активно внедряющих инновационные технологии в свою педагогическую деятельность, проводятся муниципальные конкурсы: "Учитель года России", "За нравственный подвиг учителя", "Учитель здоровья", "Лучший учитель родного языка и литературы", "Лучшая сельская школа", "Воспитатель года России", "Самый классный классный", "Лучшая школьная библиотека", "Поиск и творчество молодых", "Лучшее районное методическое объединение", "Олимпиада начинается в школе", конкурс управленческих проектов "Школа завтрашнего дня".
Обеспечено участие образовательных учреждений в конкурсном отборе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и учителей на получение денежного поощрения лучших учителей в рамках национального проекта "Образование".
Инновационная деятельность в районе реализуется через инновационные проекты: "Внедрение диагностико-мониторинговых методов в административную практику школы", "Технология внутри школьного управления как ресурс качества воспитательной работы", "Развитие интеллектуальных способностей обучающихся", "Системно-деятельный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые федеральные государственные стандарты", "Развитие информационной культуры личности как необходимый элемент социализации с использованием инновационных технологий обучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы".
Важным направлением развития системы образования в районе является перевод муниципальных образовательных учреждений на современные финансово-экономические и государственно-общественные механизмы управления.
В районе проведена комплексная модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов системы общего образования: введены система нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений, новая система оплаты труда, ориентированная на результат, общественное участие в управлении образованием и оценке его качества, публичная отчетность образовательных учреждений. Благодаря этому повысилась ответственность руководителей и педагогов за результаты деятельности, усилилась прозрачность системы образования для общества. К настоящему времени созданы на демократической основе и функционируют управляющие советы во всех образовательных учреждениях.
С целью подвоза учащихся, проживающих на расстоянии более 3 километров от образовательного учреждения, в районе функционируют 8 школьных автобусов, которые осуществляют подвоз более 1000 учащихся. Транспортные средства приобретены за счет средств по модернизации общего образования. Весь парк транспортных средств оборудован в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования" и оснащен системой спутникового мониторинга на основе GPS и ГЛОНАСС и тахографами.
Продолжается работа по улучшению парка школьных автобусов. Министерством образования и науки Российской Федерации выделены денежные средства для приобретения новых школьных автобусов. Так, в июне 2016 года район подал дополнительно заявку в Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на приобретение 8 школьных автобусов марки "ПАЗ" для общеобразовательных учреждений района, за счет которых подвоз учащихся увеличится на 14%.
Энергосбережение также является одной из самых серьезных задач. В условиях постоянного роста тарифов на энергоресурсы возрастает значение внедрения энергосберегающих технологий, главным образом направленных на сбережение тепловой энергии в образовательных учреждениях. По оценке специалистов, за счет внедрения энергосберегающих мероприятий возможно уменьшение энергопотребления на данных объектах на 25%. Сложившаяся система контроля за потреблением услуг в образовательных учреждениях не стимулирует их работников к обеспечению режима энергосбережения. Как правило, при выборе оборудования и приборов систем тепло-, электро- и водоснабжения превалирующим фактором является только их стоимость.
Весомой долей затрат на энергоресурсы являются расходы на освещение зданий образовательных учреждений и уличное освещение территорий образовательных учреждений, которое функционирует на основе устаревших систем и технологий.
В сложившейся ситуации при современном уровне развития техники и технологий выполнение работ по повышению энергоэффективности приведет к решению комплекса важных экономических и социальных проблем:
сокращению затрат местного бюджета на приобретение энергетических ресурсов;
повышению энергетической безопасности;
устойчивости к будущему повышению цен на энергетические ресурсы;
улучшению микроклимата в муниципальных зданиях образовательных учреждений.
Процесс по повышению энергоэффективности в образовательных учреждениях должен иметь постоянный характер, а не ограничиваться отдельными, разрозненными мероприятиями.
В системе общего образования происходит реализация мероприятий муниципальных, региональных и федеральных программ и проектов, комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования.
Совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений - задача муниципального значения.
Консолидация бюджетов позволила заметно укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений, приблизиться к выполнению требований ФГОС, повысить уровень оснащенности современным оборудованием, увеличить долю обучающихся в современных условиях до 85%.
В рамках модернизации системы общего образования в 2012-2013 учебном году району из федерального бюджета выделено 68 599,3 тысяч рублей. Эти средства направлены на приобретение учебно-лабораторного оборудования - 9162,5 тыс. руб., компьютерного оборудования - 8039,5 тыс. руб., спортивного оборудования и инвентаря - 3020,0 тыс. руб., медицинского оборудования - 650,0 тыс. руб., оборудования для школьных столовых - 3250,0 тыс. руб., повышение квалификации - 2662,0 тыс. руб., интернет - трафик - 3590,0 тыс. руб., обновление программного обеспечения - 2360,0 тыс. руб., энергосбережение - 3040,0 тыс. руб., текущий ремонт - 10300,0 тыс. руб., капитальный ремонт - 14080,0 тыс. руб., приобретение транспортных средств - 2600,0 тыс. руб., пополнение фонда библиотек - 5845,3 тыс. руб.
Из местного бюджета на содержание помещений, коммунальные услуги, услуги связи, содержание школьных автобусов, уплату налогов выделена сумма в размере 40812,5 тыс. руб.
Таким образом, основными проблемами, на решение которых будут направлены мероприятия настоящей Программы, являются:
необходимость модернизации системы дошкольного, общего и дополнительного образования;
несовершенность инфраструктуры образовательных учреждений для создания равных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития;
несоответствующий уровень инфраструктуры муниципальных учреждений дополнительного образования детей;
несоответствие состояния зданий и помещений в ряде образовательных учреждений в связи с высокой степенью их износа;
отсутствие современных спортивных и актовых залов;
недостаточный уровень развития многоуровневой системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения успешной социализации обучающихся;
неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры в отдаленных населенных пунктах, что создает риск износа школьных автобусов ранее установленных сроков их эксплуатации и снижения безопасности перевозок обучающихся;
дефицит педагогических кадров по ряду специальностей (учителя начальных классов, английского языка).
3. Основные цели и задачи Программы
При формировании приоритетов муниципальной политики в сфере образования на период до 2020 года были учтены, в первую очередь, цели и задачи, поставленные в стратегических документах федерального, регионального и муниципального уровней.
Цель Программы: обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного дошкольного, общего, дополнительного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики современным потребностям граждан Зеленчукского муниципального района, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Создание условий для равного доступа всех граждан Зеленчукского муниципального района к образованию и самообразованию, дополнительному образованию, в том числе за счет развития доступности качественного дошкольного, общего, дополнительного образования.
2. Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Совершенствование содержания и технологий образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов в систему общего образования района.
4. Формирование условий и создание механизмов, обеспечивающих эффективное развитие системы профильного, дистанционного образования.
5. Создание системы целенаправленной работы с талантливыми и одаренными детьми и их сопровождение в течение всего школьного периода.
6. Создание безопасных и комфортных условий в образовательных учреждениях, соответствующих требованиям надзорных органов.
7. Создание условий для успешной реализации стратегических направлений развития системы отдыха и оздоровления детей, детей с ограниченными возможностями здоровья посредством повышения качества и эффективности предоставляемых детям и подросткам оздоровительных услуг.
8. Обеспечение качественного и сбалансированного школьного питания в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями школьников.
9. Обеспечение всеобщего доступа к современным информационным образовательным ресурсам, внедрение программ дистанционного обучения обучающихся.
10. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг основного и дошкольного образования.
11. Развитие и совершенствование материально-технической базы и ресурсного обеспечения образовательных учреждений.
12. Повышение доступности, качества и эффективности образовательных услуг через развитие кадрового потенциала системы образования.
13. Обеспечение деятельности методического кабинета, бухгалтерско-хозяйственной службы управления образования администрации Зеленчукского муниципального района по обслуживанию образовательных учреждений.
Приоритетом муниципальной политики развития образования района является обеспечение доступности дошкольного образования, повышение качества результатов образования на различных уровнях, развитие дополнительного образования детей.
Осмысление приоритетных направлений развития системы образования в районе, прогнозирование перспективных векторов развития муниципальной системы образования позволили определить следующие направления реализации Программы развития:
1. Укрепление материально-технической базы учреждений образования:
расширение сети дошкольных учреждений;
ремонт аварийных и предаварийных зданий образовательных учреждений;
выполнение работ по благоустройству территорий.
2. Обеспечение условий безопасного функционирования образовательных учреждений, сохранение и укрепление здоровья школьников:
оборудование зданий образовательных учреждений необходимыми средствами безопасности;
продолжение модернизации пищеблоков образовательных учреждений;
продолжение модернизации спортивных залов и спортивных площадок;
модернизация медицинских блоков.
3. Развитие единого информационного пространства:
формирование системы дистанционной поддержки обучающихся;
формирование у педагогов информационно-коммуникативной компетентности в условиях системы дополнительного профессионального образования.
4. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг:
создание условий для индивидуализации образования детей, в том числе средствами дистанционного обучения;
обеспечение доступности дошкольного образования;
создание комплексной системы выявления и поддержки одаренных детей.
5. Достижение современного качества образования через совершенствование содержания и технологии обучения:
обеспечение перехода образовательных учреждений на ФГОС;
обеспечение преподавания в образовательных учреждениях учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики";
усиление воспитательного потенциала образовательных учреждений, профилактика асоциального поведения в подростковой среде.
6. Обеспечение инновационного развития муниципальной системы образования:
развитие инновационной деятельности в системе образования;
разработка программ развития образовательных учреждений;
развитие муниципальной системы оценки качества образования;
организация перехода образовательных учреждений в статус бюджетных учреждений.
Для комплексного развития всей системы образования в Программе выделены соответствующие подпрограммы, содержащие свои цели и задачи:
Подпрограмма 1 "Одаренные дети" (согласно приложению 1 к Программе).
Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного образования" (согласно приложению 2 к Программе).
Подпрограмма 3 "Развитие системы отдыха и оздоровления детей" (согласно приложению 3 к Программе).
Подпрограмма 4 "Развитие общего образования" (согласно приложению 4 к Программе).
Подпрограмма 5 "Развитие дополнительного образования детей" (согласно приложению 5 к Программе).
Подпрограмма 6 "Другие вопросы образования" (согласно приложению 6 к Программе).
Подпрограмма 7 "Комплексная безопасность образовательных учреждений" (согласно приложению 7 к Программе).
Подпрограмма 8 "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия" (согласно приложению 8 к Программе).
Программа реализуется в период с 2017 по 2020 годы, этапы реализации Программы не выделяются.
4. Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы
К 2020 году планируется достижение следующих целевых показателей:
1. Удельный вес численности обучающихся, имеющих доступ к образованию и самообразованию, дополнительному образованию, в том числе за счет развития доступности качественного дошкольного образования, дополнительного образования, - 71%.
2. Доля образовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, - 4%.
3. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с использованием дистанционных технологий, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в данной форме обучения, - 8%.
4. Удельный вес детей, охваченных дошкольным воспитанием, - 100%.
5. Удельный вес воспитанников дошкольных образовательных учреждений, обучающихся по программам, соответствующим федеральным образовательным государственным стандартам дошкольного образования, в общей численности воспитанников ДОУ, - 100%.
6. Удовлетворенность родителей (законных представителей) доступностью и качеством реализации программ дошкольного, общего, дополнительного образования - 95%.
7. Удельный вес школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, - 85%.
8. Удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, - 65%.
9. Создание механизма адресной поддержки одаренных детей (по результатам достижений) - 100%.
10. Обеспеченность образовательных учреждений педагогическими и руководящими кадрами, содействие закреплению педагогических кадров в образовательных учреждениях - 100%.
11. Охват руководящих и педагогических работников различными формами повышения квалификации - 100%.
12. Доля работников образования района, прошедших переподготовку (от общего количества), - 45%.
13. Доля детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением в образовательных учреждениях, - 20%.
14. Обеспечение доли образовательных учреждений, полностью соответствующих требованиям пожарной безопасности, - 100%.
15. Обеспечение доли образовательных учреждений, соответствующих требованиям антитеррористической защищенности, - 100%.
5. Система программных мероприятий
Система подпрограмм Программы сформирована таким образом, чтобы обеспечить решение задач Программы, и состоит из восьми подпрограмм.
Подпрограмма 1 "Одаренные дети".
Подпрограмма направлена на создание оптимальных условий для выявления, образования и развития одаренных детей, их социальной поддержки, обеспечение преемственности в выявлении и развитии одаренности детей от дошкольного до среднего общего образования.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Создание условий для развития способностей всех детей независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
2. Организация информационно-методического обеспечения процесса управления развития одаренных детей.
3. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по поиску, выявлению и обучению одаренных детей.
4. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
5. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей.
6. Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей.
7. Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одаренными детьми.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит увеличение доли детей, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, до 65% в 2020 году.
Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного образования".
Подпрограмма направлена на создание в системе дошкольного образования детей условий для получения доступного качественного образования, включая развитие и модернизацию базовой инфраструктуры.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Обеспечение доступности дошкольного образования, соответствующего требованиям ФГОС дошкольного образования для каждого ребенка.
2. Ликвидация очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения и обеспечение доступности дошкольного образования для детей.
3. Создание условий для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями развития и их социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
4. Модернизация технологической и материально-технической оснащенности образовательных учреждений района.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы позволит обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей.
Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, охваченных образовательными программами дошкольного образования, соответствующими ФГОС дошкольного образования, - 100%.
Подпрограмма 3 "Развитие системы отдыха и оздоровления детей".
Подпрограмма направлена на обеспечение развития системы отдыха и оздоровления детей.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Сохранение и развитие лагерей дневного пребывания на базе общеобразовательных учреждений района.
2. Развитие материально-технической базы лагерей дневного пребывания на базе общеобразовательных учреждений района.
3. Организация свободного времени детей через различные формы трудоустройства, отдыха и занятости.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит увеличение доли детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением, в общей численности учащихся общеобразовательных учреждений, в возрасте до 18 лет на 20%.
Подпрограмма 4 "Развитие общего образования".
Подпрограмма направлена на обеспечение доступности и повышение качества услуг общего образования в соответствии с потребностями граждан и требованиями инновационного развития сферы образования района.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Обеспечение реализации прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Создание условий к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений.
4. Создание единого образовательного пространства, призванного формировать культуру безопасного поведения и здорового образа жизни школьников.
5. Формирование здорового образа жизни, культуры питания, совершенствование физической культуры и спорта.
6. Комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения современных, безопасных и доступных условий для общего образования, способствующих повышению качества предоставляемых муниципальных услуг.
7. Создание условий для развития и расширения области применения информационных компетенций участников образовательного процесса.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит достижение следующих показателей:
доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся - 85%;
доля выпускников, не сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников образовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам, - 0,2%;
доля выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных образовательных учреждений - 1%;
доля обучающихся, обеспеченных качественным горячим питанием, - 75%;
доля потребителей (родителей и детей), удовлетворенных качеством оказания услуг по предоставлению общего образования, - 95%.
Подпрограмма 5 "Развитие дополнительного образования детей".
Подпрограмма направлена на развитие муниципальной системы воспитания и дополнительного образования детей в соответствии с приоритетами района.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Обеспечение доступности дополнительного образования для детей всех социальных и возрастных групп в соответствии с их интересами, склонностями и характером образовательных потребностей.
2. Обновление содержания дополнительного образования в соответствии с задачами развития района, интересами детей и потребностями семьи, изменениями технологического и социального уклада.
3. Развитие возможностей и поддержка одаренных и талантливых детей с учетом их индивидуальности.
4. Развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений дополнительного образования.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит увеличение доли детей, охваченных дополнительными образовательными программами, в общей численности детей школьного возраста на 43%.
Подпрограмма 6 "Другие вопросы образования".
Подпрограмма направлена на совершенствование механизмов деятельности методического кабинета и бухгалтерско-хозяйственной службы, направленных на повышение эффективности и результативности деятельности образовательных учреждений.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Повышение качества бухгалтерского, налогового и статистического учета доходов и расходов образовательных учреждений; составление требуемой отчетности в соответствии с инструкциями и предоставление ее в установленные сроки, укрепление материально-технической базы методического кабинета и бухгалтерско-хозяйственной службы управления образования администрации Зеленчукского муниципального района.
2. Развитие муниципальной методической службы, способствующей созданию программно-методического и научного обеспечения образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит:
повышение качества ведения бухгалтерского, налогового и статистического учета доходов и расходов, составление требуемой отчетности и предоставление ее в соответствии с инструкциями и в установленные сроки;
создание условий для повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников;
оперативное реагирование на запросы и потребности учителей образовательных учреждений;
совершенствование модели методической службы;
внедрение в образовательный процесс дистанционных форм обучения;
повышение качества образования через повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров;
обеспечение научно-методического сопровождения инновационной и экспериментальной работы.
Подпрограмма 7 "Комплексная безопасность образовательных учреждений".
Подпрограмма направлена на максимальное обеспечение комплексной безопасности обучающихся образовательных учреждений, создание эффективной системы антитеррористической, пожарной защищенности и дорожно-транспортной безопасности.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Обеспечение противопожарной безопасности.
2. Обеспечение антитеррористической безопасности.
3. Обеспечение дорожно-транспортной безопасности.
4. Обеспечение безопасности на водных объектах.
5. Обеспечение комфортных условий обучения.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы позволит:
направить усилия и ресурсы района на решение задач обеспечения комплексной безопасности в образовательных учреждениях района;
создать условия и механизмы, обеспечивающие эффективную профилактику терроризма и экстремизма;
оборудовать общеобразовательные организации согласно требованиям "Единого регионального стандарта безопасности образовательных организаций в Карачаево-Черкесской Республике".
Подпрограмма 8 "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия".
Подпрограмма направлена на создание необходимых условий для эффективной работы по реализации Программы;
обеспечение финансовых, организационных и информационных условий для работы по реализации Программы;
повышение эффективности реализации Программы;
обеспечение эффективной деятельности органа муниципальной власти в сфере экономики.
Сроки реализации подпрограмм совпадают со сроками реализации Программы в целом, этапность работ по подпрограммам не выделяется.
Раздел 6 изменен. - Постановление администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 30 января 2018 г. N 49
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы предусматривается осуществлять за счет средств местного бюджета.
Общий объем ресурсного обеспечения Программы на 2017 - 2020 годы по всем источникам финансирования - 470905,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2017 год - 97951,3 тыс. рублей;
2018 год - 112333,0 тыс. рублей;
2019 год - 121160,2 тыс. рублей;
2020 год - 132980,0 тыс. рублей.
Ежегодный объем финансирования мероприятий Программы может уточняться в установленном порядке.
7. Сроки и механизм реализации Программы
Срок реализации Программы - 2017 - 2020 годы.
Исполнители Программы несут ответственность за ее реализацию, достижение утвержденных целевых значений индикаторов результативности, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение Программы, уточняют сроки реализации мероприятий подпрограммы и объемы их финансирования.
8. Ожидаемые конечные результаты и показатели Программы
Результативность мероприятий Программы позволит к 2020 году:
обеспечить соответствие характеристик муниципальной системы образования требованиям инновационного развития экономики района, современным потребностям общества;
создать условия для получения образования в соответствии с ФГОС;
повысить доступность качественного общего и дополнительного образования средствами использования современных технологий и принципов организации образовательного процесса;
обеспечить реализацию вариативных образовательных программ, в том числе через интеграцию основного и дополнительного образования, расширение возможностей межведомственного взаимодействия;
увеличить охват детей системой дошкольного образования и предшкольной подготовки, максимальное удовлетворение потребности жителей района на места в ДОУ;
создать условия для обеспечения комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в соответствии с требованиями Госпожнадзора, Роспотребнадзора, антитеррористической защищенности;
расширить возможности образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе через дистанционную форму обучения;
обеспечить достижения оптимального уровня функциональной грамотности и социальной компетентности выпускников в соответствии со ступенями образования с учетом их индивидуального образовательного запроса и психо-физического развития;
достичь оптимизации процесса и результатов планирования и использования бюджетных средств.
9. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
Финансовые риски.
Финансовые риски связаны с ограниченностью бюджетных ресурсов на цели реализации Программы, а также с возможностью нецелевого и (или) неэффективного использования бюджетных средств в ходе реализации мероприятий Программы.
Для управления риском:
требуемые объемы бюджетного финансирования обосновываются в рамках бюджетного цикла;
применяется механизм финансирования муниципальных казенных и бюджетных учреждений путем выделения субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг.
Решение вопросов, связанных с капитальным строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов общего образования в районе, будет осуществляться во взаимодействии с органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
Правовые риски.
Реализация отдельных мероприятий Программы зависит от правовых актов, принимаемых на федеральном, республиканском уровнях. Это касается вопросов, связанных с совершенствованием системы оплаты труда и внедрения эффективных контрактов в сфере общего образования, с уточнением перечней муниципальных услуг и показателей оценки их объема и качества.
Природные или техногенные чрезвычайные ситуации.
Для образовательных учреждений существует вероятность оказаться затронутыми пожарами, быть подтопленными при паводке. С целью предотвращения и минимизации последствий от возможных природных или техногенных катастроф образовательные учреждения оснащаются системами автоматической пожарной сигнализации и "тревожными" кнопками. В районе разработан план действий на случай возникновения природных или техногенных катастроф.
Кадровые риски.
Связаны с недостаточной квалификацией сотрудников для внедрения новых форм и методов работы. В целях минимизации рисков будет проводиться подготовка и переподготовка кадров. С целью привлечения в отрасль квалифицированных и талантливых специалистов предусмотрены меры по повышению заработной платы, а также создание материальных стимулов в зависимости от результатов профессиональной служебной деятельности.
Управделами администрации |
Ф.А. Кагиева |
<< Назад |
Приложение 1. >> Подпрограмма 1 "Одаренные дети" |
|
Содержание Постановление администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 2 ноября 2016 г. N 1029... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.