Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 15 мая 2019 г. - Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15 мая 2019 г. N 128
Приложение к постановлению
Правительства Карачаево-Черкесской
Республики от 22.01.2019 N 13
Государственная программа
"Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики"
15 мая, 10 декабря 2019 г., 14 декабря 2020 г.
Паспорт изменен с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 14 декабря 2020 г. N 283
Паспорт государственной программы
"Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" (далее - государственная программа)
Наименование государственной программы |
"Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители государственной программы |
Отсутствуют |
Участники государственной программы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики; Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики; Управление ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики |
Подпрограммы государственной программы |
Подпрограмма 1 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики". Подпрограмма 2 "Обеспечение общих условий функционирования сельскохозяйственной отрасли". Подпрограмма 3 "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие". Подпрограмма 4 "Устойчивое развитие сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики". Подпрограмма 5 "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Карачаево-Черкесской Республики". Подпрограмма 6 "Развитие подотраслей агропромышленного комплекса". Подпрограмма 7 "Стимулирование инвестиционной деятельности агропромышленного комплекса". Подпрограмма 8 "Система поддержки фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации". Подпрограмма 9 "Экспорт продукции АПК Карачаево-Черкесской Республики". Подпрограмма 10 "Ведомственная целевая программа "Развитие садоводства в Карачаево-Черкесской Республике на 2019 - 2021 годы". Подпрограмма 11 "Развитие свеклосахарного производства в Карачаево-Черкесской Республике". Подпрограмма 12 "Развитие отраслей агропромышленного комплекса". Подпрограмма 13 "Комплексное развитие сельских территорий". Паспорта подпрограмм приведены в приложении 1 к государственной программе |
Цель государственной программы |
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
Задачи государственной программы |
1. Обеспечение продовольственной независимости республики в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2010 N 120, устойчивое развитие сельских территорий, улучшение и сохранение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Карачаево-Черкесской Республики. 2. Повышение эффективности и конкуренто-способности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства. 3. Создание благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов. 4. Повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий, повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов. 5. Увеличение объема кредитных ресурсов, привлекаемых в агропромышленный комплекс на цели модернизации и развития производства, стимулирование ввода новых производственных мощностей в агропромышленном комплексе. 6. Обеспечение вовлечения в субъекты малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве (далее - МСП), создание и развитие субъектов МСП в АПК, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПоК). 7. Увеличение объема экспорта продукции АПК (в стоимостном выражении) за счет создания новой товарной массы (в том числе с высокой добавленной стоимостью), создание экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры. 8. Восстановление и дальнейшее расширение площади садов, преимущественно за счет зон с благоприятными почвенно-климатическими условиями. 9. Развитие свеклосахарного производства. 10. Развитие агропромышленного комплекса. 11. Создание комфортных условий в сельской местности для сохранения доли сельского населения в общей численности населения республики, достижения соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств, а также повышения доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах. 12. Обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства, рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы |
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), (%): 2019 год - 100,7 2020 год - 101,4 2021 год - 101,7 2022 год - 101,5 2023 год - 101,9 2024 год - 102,5 2025 год - 103 2. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, (%): 2019 год - 102,8 2020 год - 101,1 2021 год - 101,6 2022 год - 101,1 2023 год - 101,7 2024 год - 102,2 2025 год - 103,2 3. Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году), (%): 2019 год - 98,6 2020 год - 101,8 2021 год - 101,9 2022 год - 101,9 2023 год - 102,2 2024 год - 102,7 2025 год - 102,8 4. Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах), (%): 2019 год - 105,9 2020 год - 101,4 2021 год - 101,1 2022 год - 101,4 2023 год - 101,7 2024 год - 101,02 2025 год - 102 5. Индекс производства напитков (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, (%): 2019 год - 110,7 2020 год - 101,2 2021 год - 100,9 2022 год - 100,9 2023 год - 101,1 2024 год - 101,4 2025 год - 101,5 6. Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), (%): 2019 год - 15 2020 год - 15,4 2021 год - 15,4 2022 год - 15,6 2023 год - 15,8 2024 год - 16,2 2025 год - 16,5 7. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), (рублей): 2019 год - 27854 2020 год - 29246 2021 год - 30123 2022 год - 31702 2023 год - 32318 2024 год - 33452 2025 год - 34264 8. Индекс производительности труда к предыдущему году, (%): 2019 год - 102,3 2020 год - 105 2021 год - 105 2022 год - 104 2023 год - 105 2024 год - 105 2025 год - 105 9. Количество высокопроизводительных рабочих мест, (единиц): 2019 год - 200 2020 год - 207 2021 год - 209 2022 год - 210 2023 год - 217 2024 год - 217 2025 год - 220 10. Доля сельского населения в общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики, (%): 2019 год - 57,2 2020 год - 57,3 2021 год - 57,3 2022 год - 57,3 2023 год - 57,3 2024 год - 57,3 2025 год - 57,3 |
Сроки реализации государственной программы |
01.01.2019 - 31.12.2025 |
Объем финансового обеспечения государственной программы |
Объемы финансового обеспечения государственной программы - 14048221,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 1418431,9 тыс. рублей 2020 год - 1328203,1 тыс. рублей 2021 год - 2029619,7 тыс. рублей 2022 год - 1510126,2 тыс. рублей 2023 год - 1697107,4 тыс. рублей 2024 год - 3142150,8 тыс. рублей 2025 год - 2922582,7 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 2199041,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 228266,2 тыс. рублей 2020 год - 283969,3 тыс. рублей 2021 год - 404150,5 тыс. рублей 2022 год - 315735,9 тыс. рублей 2023 год - 319153,8 тыс. рублей 2024 год - 328413,0 тыс. рублей 2025 год - 319352,4 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 11833481,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 1190059,7 тыс. рублей 2020 год - 1043717,7 тыс. рублей 2021 год - 1625070,9 тыс. рублей 2022 год - 1193940,3 тыс. рублей 2023 год - 1377403,5 тыс. рублей 2024 год - 2804155,3 тыс. рублей 2025 год - 2599134,4 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов (по согласованию) - 12841,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 106,0 тыс. рублей 2020 год - 516,0 тыс. рублей 2021 год - 398,3 тыс. рублей 2022 год - 450,0 тыс. рублей 2023 год - 550,0 тыс. рублей 2024 год - 6725,4 тыс. рублей 2025 год - 4095,9 тыс. рублей за счет внебюджетных средств (по согласованию) - 2857,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2024 год - 2857,1 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 103% 2. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году - 103,2% 3. Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году) - 102,8% 4. Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) - 102% 5. Индекс производства напитков (в сопоставимых ценах) к предыдущему году - 101,5% 6. Доля сельского населения в общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики - 57,3% 7. Индекс производительности труда к предыдущему году - 105% 8. Количество высокопроизводительных рабочих мест - 220 единиц 9. Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) - 16,5% 10. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) - 34264 рублей |
Раздел 1 изменен с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 14 декабря 2020 г. N 283
1. Характеристика текущего состояния государственной программы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" (далее - государственная программа) разработана в соответствии с перечнем государственных программ Карачаево-Черкесской Республики, утвержденным распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2018 N 501-р.
Государственная программа основана на Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Госпрограмма).
Соответствует положениям основных стратегических документов в области развития агропромышленного комплекса, включая:
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264-ФЗ;
Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 25.07.2011 N 260-ФЗ;
Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 08.12.1995 N 193-ФЗ;
Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ;
Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 N 112-ФЗ;
Федеральный закон "О племенном животноводстве" от 03.08.95 N 123-ФЗ;
Федеральный закон "О семеноводстве" от 17.12.1997 N 149-ФЗ;
Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 N 559-р;
Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р;
Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
Концепцию развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1292-р;
Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р.
Главными приоритетами государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий.
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Госпрограммы среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 год, составили 5%, пищевых продуктов - 6%.
Вместе с тем, последствия мирового финансового и экономического кризиса 2008 года, а также засуха в 2010 году негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе и динамике развития сельскохозяйственного производства.
В числе проблем следует выделить:
технико-технологическое отставание сельского хозяйства;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей;
медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи.
Динамика развития агропромышленного комплекса на период до 2023 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой - сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
В прогнозном периоде необходимо отметить следующие значимые тенденции:
увеличение инвестиций на повышение плодородия и развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;
развитие подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;
экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов. Прогноз реализации государственной программы основывается на достижении уровней её основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов по соответствующим подпрограммам.
При разработке государственной программы учитывались положения:
схемы территориального планирования Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.09.2012 N 382;
схемы территориального планирования Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 20.12.2012 N 49;
схемы территориального планирования Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 25.01.2013 N 40;
схемы территориального планирования Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 28.12.2012 N 175;
схемы территориального планирования Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 28.12.2012 N 434-II;
схемы территориального планирования Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 21.12.2012 N 159;
схемы территориального планирования Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 29.10.2012 N 25;
схемы территориального планирования Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 15.12.2012 N 1;
схемы территориального планирования Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 26.12.2012 N 44;
схемы территориального планирования Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 29.12.2012 N 19.
Реализация государственной программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ответственным исполнителем ежегодно в разрезе подпрограмм и содержащим, в том числе перечень ответственных исполнителей мероприятий подпрограмм, с указанием фамилий, инициалов и должностей лиц, ответственных за реализацию мероприятий подпрограммы.
Лица, ответственные за реализацию мероприятий подпрограммы информируют руководителя органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики - исполнителя соответствующей подпрограммы (далее - ответственный за подпрограмму) о ходе реализации мероприятий подпрограммы по мере их реализации, но не реже чем один раз в квартал.
Ответственный за подпрограмму определяет лицо, отвечающее за подготовку и предоставление ответственному за государственному программу отчета о ходе реализации мероприятий подпрограммы.
В случае невозможности исполнения мероприятий подпрограммы ответственный за подпрограмму информирует об этом ответственного за государственному программу с указанием причин, препятствующих их своевременному исполнению.
Ответственный за государственную программу обеспечивают размещение на официальном сайте в сети Интернет соответствующего органа информацию о ходе реализации подпрограмм государственной программы и государственной программы соответственно.
В агропромышленном комплексе республики функционирует 111 сельскохозяйственных организации различной формы собственности, в том числе 20 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 2500 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 80 тыс. личных подворий.
Объем производства продукции сельского хозяйства ежегодно растет и в 2019 году составил более 32,0 млрд. рублей, к сравнению, в 2014 году составлял 20,8 млрд. рублей. Таким образом, объем производства продукции с 2014 года вырос более чем на 50%.
Основная доля продукции сельского хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах населения - 41,5%, крестьянско-фермерских хозяйствах - 25,4%, сельхозорганизациях - 33,2%.
Поголовье всех видов сельскохозяйственных животных во всех категориях хозяйств на конец 2019 года составило 1919,2 тыс. условных голов, что на 102% больше показателя 2018 года.
Основная часть скота сосредоточена в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 45%, в сельхозорганизациях содержится - 24% общего поголовья (именно они обеспечили основной прирост поголовья), в личных подсобных хозяйствах - 31%.
Агропромышленный комплекс Карачаево-Черкесской Республики специализируется в основном на животноводстве и растениеводстве.
По данным Росстата, в 2019 году численность поголовья основных видов скота составила: КРС - 159,1 тыс. голов, овец и коз - 1119,0 тыс. голов, свиней - 1,805 тыс. голов, табунных лошадей - 18,8 тыс. голов, птицы - 620,5 тыс. голов.
На территории республики работают 25 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, обладающих правом на осуществление деятельности в области племенного животноводства.
В течение последних 5-ти лет карачаевская порода овец по общей численности в Российской Федерации поднялась на 5 место, при этом тенденция к дальнейшему увеличению численности овец сохраняется, ареал распространения породы расширяется, доля Карачаево-Черкесской Республики в общероссийском стаде составляет 4,7%. Ключевыми точками роста внешнеэкономической деятельности региона в аграрном секторе, станет экспорт продукции животноводства - поставка мяса баранины. В 2018 - 2019 годах Карачаево-Черкесия экспортировала мясо баранины в Республику Иран. Стартовал в 2018 году инвестиционный проект ООО "Фирмы Хаммер", направленный на создание племенного репродуктора по разведению овец карачаевской породы в количестве 50 тыс. голов маточного поголовья. Планируемый объем инвестиции - 784,9 млн. рублей.
Другим серьёзным достижением последних пяти лет является тот факт, что по численности овцематок в одном племенном хозяйстве, два племенных хозяйства республики занимают первое и второе места в общероссийском классификаторе. Это соответственно СПК племенной завод "Заря-1" (22600 голов) и ООО племенной завод "Дженгур" (22500 голов). Овцеводы региона ежегодно отмечаются призовыми местами на Всероссийской выставке племенных овец, которая проходит в Астраханской области.
Серьёзнейшим достижением является реализация суперсовременного инвестиционного проекта - строительства фабрики по переработке шерсти и производству пряжи с использованием инновационных технологий - ООО "Квест-А". Это позволило создать 450 постоянных рабочих мест, а также стимулировало 3000 дополнительных рабочих мест в смежных отраслях, производство сырья для трикотажного сектора. ООО Квест-А - единственное предприятие в Российской Федерации, межрегиональная, интеграционная экономическая модель которого обеспечивает полный цикл переработки овечьей шерсти, от сортировки немытой шерсти до производства импортозамещающей трикотажной пряжи и готового изделия. Мощность фабрики по переработке сельскохозяйственного сырья - шерсти овечьей составляет порядка 2000 тонн в год. Закупка шерсти производится не только в Северо-Кавказском федеральном округе, но и в Южном федеральном, что способствует социально-экономическому развитию сельских территорий всего юга России.
В целях дальнейшего развития высокодоходной отрасли птицеводства на базе ОАО племрепродуктор "Зеленчукский", которое является специализированным предприятием по производству и реализации инкубационного яйца и суточного молодняка уток пекинской породы кросса "Благоварский", разработан и реализован инвестиционный проект по увеличению объемов производства продукции за счет реконструкции и строительства птичников.
В результате реализации данного проекта произведена диверсификация производства, произведена реконструкция и модернизация части существующих и строительство 4 новых высокотехнологичных корпуса. Установлено французское оборудование фирмы САС ТюффигоРапидекс, закуплено во Франции инкубационное яйцо уток пекинской. По итогам реализации проекта производственная мощность предприятия увеличилась до 70 тыс. посадочных мест с производством инкубационного яйца до 6,5 млн. штук в год и производством 300 тонн мяса утки.
В целях развития молочного скотоводства сельскохозяйственными товаропроизводителями республики при помощи мер государственной поддержки было приобретено из других регионов 711 голов племенного скота молочного направления на сумму более 80 млн. рублей.
Производство молока в нашем регионе на современных молочных комплексах соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" от 09.10.2013 N 67 (ТР ТС 033/2013). На территории республики действует 4 крупных завода по переработке молока и развита сеть молокоприемных пунктов в муниципальных районах. Имеется рынок сбыта молочной продукции, это в первую очередь Кавказские Минеральные Воды, туристско-рекреационные зоны Архыз, Домбай, Теберда.
В 2020 году в регионе начнётся реализация крупного инвестиционного проекта по развитию индустриального мясного овцеводства. Инвестором выступает ГК "Дамате", планируемый объем инвестиций - 2,7 млрд рублей. Проект предусматривает создание овцеводческих кластеров, включающих в себя семейные фермы по разведению и откорму овец, а также по убою и переработке продукции.
С 2013 года в республике наблюдается динамичный рост отрасли растениеводства. Начался процесс технического и технологического переоснащения, модернизации, внедрение новых технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Объем производства продукции сельского хозяйства по растениеводству в стоимостном выражении за последние 5 лет вырос 7,9 млрд. рублей. Площадь сельскохозяйственных угодий Карачаево-Черкесской Республики составляет 601,8 тыс. га, в том числе 144,9 тыс. га пашни, 136,9 тыс. га сенокосов и 313,7 тыс. га пастбищ.
Основным направлением растениеводства является выращивание: зерновых и зернобобовых культур (пшеница озимая и яровая, тритикале озимая и яровая, кукуруза на зерно, ячмень озимый и яровой, овес, зернобобовые культуры), подсолнечника, сои, рапса, картофеля, овощей. Большое внимание в последние годы также уделяется закладке многолетних насаждений.
Если пять лет назад перед агропромышленным комплексом республики стояла задача по самообеспеченности региона, то на сегодняшний день имеем возможность экспортировать излишнюю сельскохозяйственную продукцию.
Валовой сбор зерна в республике за последние пять лет вырос более чем в два раза, с 190 тыс. тонн до 470 тыс. тонн.
За последние годы отрасль растениеводства значительно пополнилась новой техникой. На сегодняшний день насчитывается 840 тракторов, 87 зерноуборочных и 17 кормоуборочных комбайнов.
С каждым годом отрасль растениеводства пополняется новой техникой, на сегодняшний день насчитывается 788 тракторов, 74 зерноуборочных и 15 кормоуборочных комбайнов. Фермерами активно приобретается сельскохозяйственная техника на льготных условиях: с использованием механизма льготного кредитования, а также по программе субсидирования заводов производителей.
В растениеводстве функционирует более 300 организаций, в том числе 250 фермерских хозяйств. Отрадно, что у фермеров начала развиваться производственная база (зерносклады, хранилища картофеля, площадки для хранения техники и др. объекты). В среднем на 10 фермерских хозяйств 4 имеют условия для развития сельскохозяйственного бизнеса.
Аграрии республики отдают предпочтение выращиванию кукурузы, таким образом, в республике успешно реализован инвестиционный проект по строительству селекционно-семеноводческого и оптово-распределительного центров, инициированный фирмой "Хаммер". С этой целью построен и функционирует селекционно-семеноводческий центр по выращиванию семян кукурузы, мощностью 10000 тонн семян в год и оптово-распределительный центр мощностью 120000 тонн зерна единовременного хранения. В республике появились собственные семена кукурузы ничем не уступающие импортным семенам, но намного дешевле импортных аналогов в связи с этим у региона появилась возможность поставлять кукурузу на зерно в Исламскую республику Иран.
Карачаево-Черкесская Республика путем реализации мероприятий государственной программы вносит свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в целом.
На территории республики находится одно из крупнейших предприятий, которое является лидером в России по производству овощей в защищенном грунте, на 140 га ежегодно выращивается до 40 тыс. тонн овощей, Агрокомбинат "Южный" специализируется на производстве томата и огурцов.
Начиная с 2018 года по обеспеченности фруктами регион вышел на новый уровень, возрождая садоводство. С этой целью реализуется ряд инвестиционных проектов по закладке фруктовых садов интенсивного типа с фруктохранилищами мощностью 25 000 тонн, что позволит полностью обеспечить население и поставлять фрукты в соседние регионы. На сегодняшний день произведена закладка садов на площади 500 га, из них 400 га сады интенсивного типа и 100 га орехоплодные сады. Годовой объем производства составит порядка 15000 тонн фруктов, из них яблок - 14210 тонны, груши - 20 тонн, черешни - 195 тонн и сливы - 575 тонн. В 2018 году на территории Карачаево-Черкесской Республики заложен единственный в Российской Федерации грушевый сад ООО "Сады Карачаево-Черкесской Республики". Для повышения уровня и качества жизни сельского населения, обеспечения продовольственной безопасности, сокращения трудовой миграционной активности первостепенной задачей является повышение занятости и самозанятости населения, развитие малых форм хозяйствования в поселениях республики. В связи с этим, в рамках реализации государственной программы, предусматривается проведение в 2019 году на территории Урупского муниципального района эксперимента по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на закладку садов интенсивного типа, членам кооперативов - личным подсобным хозяйствам, в целях развития интенсивного садоводства в личных подсобных хозяйствах путем вовлечения их в сельскохозяйственное кооперативное движение (подпрограмма "Ведомственная целевая программа "Развитие садоводства в Карачаево-Черкесской Республике на 2019 - 2021 годы"). Поддержка личных подсобных хозяйств граждан, будет способствовать уменьшению оттока населения из сельской местности, улучшению демографической структуры населения, снижению социальной напряженности.
См. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25 апреля 2019 г. N 122 "О развитии садоводства в Карачаево-Черкесской Республике"
В структуре растениеводства первостепенное значение занимают зерновые культуры (включая кукурузу на зерно), посевные площади под которыми в 2019 году заняли 100,4 тыс. га или чуть более 78% в общем посеве республики. Основными зерновыми культурами является кукуруза на зерно, которая занимает более 53% от площади всех посевов и пшеница - 17%. Подсолнечник посеян в 2019 году на площади 8,4 тыс. га или 6,5% от площади всех посевов.
Отрасль свеклосеяния является для нашего региона традиционной, выращиванием сахарной свеклы сельскохозяйственные товаропроизводители занимаются с 1965 года. Переработку сладких корней осуществляет единственный в республике сахарный завод, который является градообразующим предприятием и несет высокую социальную ответственность, как перед жителями региона, так и перед сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В результате снижения посевных площадей под сахарную свеклу с 6,8 тыс. га в 2015 году до 2,7 тыс. га в 2018 году уменьшаются и производственные мощности сахарного завода.
От результатов работы предприятия свеклосахарной отрасли зависит социально-экономическое состояние поселков, расположенных в сырьевых зонах сахарного завода, который обеспечивает работой более 400 человек (с учетом сезонных работников).
Ухудшение экономической ситуации, повышение цен на основные материально-технические ресурсы, необходимые при выращивании сахарной свеклы, низкие цены на сырье, увеличение доли транспортных расходов при доставке сахарной свеклы на перерабатывающие предприятия негативно отразились на рентабельности свеклосахарного производства, а также на снижении посевных площадей. В современных условиях решение изложенных проблем возможно только благодаря использованию комплексного подхода на основе программно-целевого метода.
Объективная необходимость участия государства в развитии свеклосахарного производства обусловлена:
социальной значимостью сахара как необходимого продукта питания, доступного по цене;
высокой затратностью производства сахарной свеклы;
необходимостью оснащения хозяйств современной свекловичной техникой.
В связи с чем, в рамках государственной программы, предусмотрен новый механизм государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в свеклосахарном производстве (подпрограмма "Развитие свеклосахарного производства в Карачаево-Черкесской Республике").
В рамках подпрограммы "Развитие свеклосахарного производства в Карачаево-Черкесской Республике" планируется государственная поддержка из республиканского бюджета в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию затрат произведенной и сданной на переработку сахарной свеклы.
Реализация подпрограммы будет способствовать устойчивому развитию свеклосахарного производства республики. Это выразится в увеличении посевных площадей сахарной свеклы в 2021 году по сравнению с 2018 годом на 6,8 тыс. га, объем переработки сахарной свеклы до 400 тыс. тонн, урожайность сахарной свеклы до 440 ц/га.
Реализация подпрограммы за период ее действия обеспечит сохранение количества действующих рабочих мест и создание более 100 новых рабочих мест.
Особенностью сельскохозяйственного производства Карачаево-Черкесской Республики является преобладание доли продукции производимой малыми формами хозяйствования на селе. Так удельный вес продукции производимой малыми формами хозяйствования на селе в общем объеме продукции сельского хозяйства составляет более 70%. Фермеры производят высококачественную продукцию и в полной мере обеспечивают потребности не только Карачаево-Черкесской Республики, но и поставляют ее в соседние регионы страны.
Ввиду преобладания в сельскохозяйственном производстве доли малых форм хозяйствования на селе, особое значение приобретает государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Активно реализуются меры по стимулированию граждан, ведущих личное подсобное хозяйство к переходу в статус крестьянских (фермерских) хозяйств.
См. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30 апреля 2019 г. N 124 "Об утверждении Порядка предоставления средств из федерального и республиканского бюджетов на реализацию регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"
В этих целях, в соответствии с Государственной программой осуществляется поддержка крестьянско (фермерских) хозяйств с 2012 года и с 2015 года осуществляется поддержка сельскохозяйственных потребительских, перерабатывающих кооперативов посредством выделения грантов.
См. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29 мая 2020 г. N 117 "Об утверждении Порядка предоставления грантов на развитие семейных ферм в Карачаево-Черкесской Республике"
За эти годы обладателями грантов стали 1158 крестьянских (фермерских) хозяйств, из них:
по поддержке начинающих фермеров - 688 глав крестьянских (фермерских) хозяйств;
по развитию семейных животноводческих фермер - 470 фермерских хозяйств.
За период 2018 - 2019 годы гранты на развитие материально-технической базы получили 6 сельскохозяйственных потребительских, перерабатывающих кооперативов на развитие материально-технической базы.
За годы реализации мероприятий фермерскими хозяйствами приобретено более 30 тыс. голов сельскохозяйственных животных, построены и реконструированы 29 ферм для содержания сельскохозяйственных животных, введены в эксплуатацию и модернизированы 4 перерабатывающих объекта, создано более 1200 новых рабочих мест.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в Карачаево-Черкесской Республике утверждены региональные проекты "Система поддержки фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации" и "Экспорт продукции АПК в Карачаево-Черкесской Республике".
По итогам 2019 года в рамках реализации регионального проекта "Создание системы поддержки фермерства и развитие сельской кооперации" обладателями грантов на развитие деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств стали 153 фермера. Основное направление использования господдержки фермерами это приобретение сельскохозяйственных животных. За 2019 год по данному направлению создано 153 постоянных рабочих мест.
В рамках реализации регионального проекта "Экспорт продукции АПК" объем экспорта сельскохозяйственной продукции составил 4,7 млн. дол., из них: мясо баранины 1,7 млн. дол., злаки 1,8 млн. дол., питьевая вода 1,0 млн. дол., и прочая продукция АПК 0,2 млн. дол.
Успешное развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, развитие сельскохозяйственной кооперации позволит не только эффективно решать задачи по развитию сельскохозяйственного производства и обеспечению продовольственной безопасности страны, но и будет способствовать экономическому и социальному развитию сельских территорий. В свою очередь улучшение качества жизни на селе несет и дополнительную нагрузку в виде положительной социализации граждан, борьбы с радикальными религиозными течениями, позиционирования государства, как гаранта стабильности и улучшения жизни людей.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, комплексному развитию сельских территорий, предусмотренной Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р, Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, Стратегией социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.08.2014 N 239, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в республике, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для комплексного развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программы) с 2011 по 2018 гг. в Карачаево-Черкесской Республике введено более 215 км водопроводных сетей, 207 км газопроводных сетей, более 2,5 км сельских автомобильных дорог, построена общеобразовательная средняя школа на 260 ученических мест, введено 19 фельдшерско-акушерских пунктов, многофункциональные спортивные площадки площадью более 6500 кв. м, 4 социальных центра (дома культуры) на 1050 посадочных мест и 2 детские площадки.
В рамках реализации программ с 2011 по 2018 годы государственную поддержку на улучшение жилищных условий получили 346 сельских семей, в том числе молодые семьи и молодые специалисты - 151 введено в эксплуатацию (приобретено) более 46 тыс. кв. м жилья общей площади из них молодые семьи и молодые специалисты составило 17 тыс. кв. м.
По сравнению с 2012 годом значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличился с 60,6% до 64,3%, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой с 60,54% до 64,5%.
Несмотря на положительный эффект, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общенациональных интересах экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
Новые правовые условия создают основу для дальнейшей реализации поставленных целей, требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления, а также осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях перехода от программно-целевого метода к проектному подходу решения имеющихся на сельских территориях экономических, социальных и экологических задач посредством широкого спектра финансовых инструментов.
Целесообразность использования проектного подхода при реализации государственной программы, устанавливающей социально-экономические показатели для сельских территорий, обуславливается:
отличительными особенностями территорий и необходимостью выработки отдельных инструментов для решений задач, взаимоувязанных с приоритетами социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики в части повышения уровня и качества жизни населения;
необходимостью повышения инициативности местного населения и предпринимательского сообщества для участия в формулировании четких целей развития и обеспечения контроля за их достижением;
высоким уровнем затратности накопившихся проблем села, делающим невозможным их решение только за счет средств государственной поддержки без софинансирования со стороны местного населения и предпринимателей.
Для достижения поставленных задач постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Госпрограмма комплексного развития сельских территорий), которая включат в себя ряд мероприятий, направленных на сохранение доли сельского населения в общей численности населения, увеличение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского населения, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах.
См. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 18 февраля 2020 г. N 16 "Об утверждении перечней сельских населенных пунктов и сельских агломераций Карачаево-Черкесской Республики для реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий"
В соответствии с вышеуказанной Госпрограммой комплексного развития сельских территорий в государственную программу включена аналогичная подпрограмма "Комплексное развитие сельских территорий", которая и будет инструментом реализации государственной политики в области комплексного развития сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики.
В рамках подпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий" будет реализовываться 3 основных мероприятия:
"Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения";
"Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях";
"Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях".
Основное мероприятие "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" обусловлено необходимостью улучшения жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования.
Госпрограммой комплексного развития сельских территорий определены следующие цели:
сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3% в 2025 году (в 2017 году (базовый год) - 25,7%);
повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50% в 2025 году (в 2017 году - 32,6%).
По состоянию на 1 января 2018 года на территории Карачаево-Черкесской Республики проживало 466300 жителей, в том числе в сельской местности - 267189 жителей, что составляет - 57,3%. По состоянию на 1 января 2019 года произошло незначительное снижение численности населения как в целом по республике, так и по сельской местности (465563-266323). При этом доля сельского населения в общей численности населения снизилась на 0,1%, и составила 57,2%. Доля сельского населения в общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики в разрезе муниципальных районов приведена в таблице.
Таблица
Доля сельского населения в общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики в разрезе муниципальных районов
Наименование муниципального района, городского округа |
Численность населения, человек |
Доля сельского населения в общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики (%) |
|||||
всего |
в том числе сельское население |
||||||
на 01.01.2018 |
на 01.01.2019 |
на 01.01.2018 |
на 01.01.2019 |
на 01.01.2018 |
на 01.01.2019 |
||
Карачаево-Черкесская Республика - всего, в том числе |
466300 |
465563 |
267189 |
266323 |
57,3 |
57,2 |
|
Черкесский городской округ |
122400 |
122804 |
- |
- |
- |
- |
|
Карачаевский городской округ |
38600 |
33482 |
5011 |
5008 |
13 |
15 |
|
муниципальные районы | |||||||
Абазинский |
17500 |
17643 |
17500 |
17643 |
100 |
100 |
|
Адыге-Хабльский |
15700 |
15652 |
15700 |
15652 |
100 |
100 |
|
Зеленчукский |
48300 |
48117 |
48300 |
48117 |
100 |
100 |
|
Карачаевский |
31800 |
31697 |
25186 |
25114 |
79,2 |
79,2 |
|
Малокарачаевский |
43700 |
43520 |
43700 |
43520 |
100 |
100 |
|
Ногайский |
15600 |
15515 |
15600 |
15515 |
100 |
100 |
|
Прикубанский |
28900 |
28752 |
28004 |
27856 |
96,9 |
96,9 |
|
Урупский |
22800 |
22565 |
17442 |
17234 |
76,5 |
76,4 |
|
Усть-Джегутинский |
50200 |
49993 |
19779 |
19624 |
39,4 |
39,3 |
|
Хабезский |
30800 |
30815 |
30800 |
30815 |
100 |
100 |
На 1 января 2018 года общая площадь жилых помещений всего по республике составляет 9744,3 тыс. кв. м, из них в сельской местности составляла 5136,5 тыс. кв. м, (в среднем на одного жителя 19,6 кв. м).
Уровень благоустройства жилищного фонда в % к общей площади на конец 2018 года:
водопроводом - 80,4
канализацией - 62,2
отоплением - 74,9
горячим водоснабжением - 47,8
газом (сетевым, сжиженным) - 85,7.
Приоритетными направлениями реализации основного мероприятия "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" являются комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и содействие улучшению жилищных условий сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности и наряду с другими государственными мерами содействия улучшения демографической ситуации способствуют увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности.
Главным приоритетом подпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий" является особое внимание социальному и инфраструктурному развитию сельских территорий, решение которого должно качественно изменить жизнь сельских жителей, приблизить условия проживания в сельской местности к уровню городов, которая также определяет цели, задачи и направления комплексному развитию сельских территорий, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Основное мероприятие "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" будет осуществляться по следующим направлениям:
благоустройство сельских территорий;
развитие газификации и водоснабжения на сельских территориях;
развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях;
современный облик сельских территорий.
Комплексное развитие сельских территорий в Карачаево-Черкесской Республике охватывает вопросы государственной поддержки по обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок под компактную жилищную застройку на сельских территориях, благоустройства сельских территорий, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки в населенных пунктах, расположенных на сельских территориях, оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в обеспечении квалифицированными работниками, вопросы создания для сельского населения благоприятных условий жизнедеятельности, расширения рынка труда и его привлекательности для сельского населения.
См. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 4 сентября 2020 г. N 196 "О Правилах использования (расходования) субсидий на развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях Карачаево-Черкесской Республики"
Реализация мероприятий государственной программы позволяет ежегодно увеличивать на 10% прирост объема сельскохозяйственной продукции.
Реализации целей и задач государственной программы по выполнению прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2019 - 2025 годы могут помешать негативные природные факторы и имеющиеся в агропромышленном секторе социально-экономические проблемы.
К основным рискам, оказывающим влияние на конечные результаты реализации мероприятий государственной программы, относятся:
1. Природно-климатические риски, обусловленные тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства, что может значительно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность. Для снижения рисков, связанных с природно-климатическими условиями, необходимы переход к новым технологиям, техническая модернизация, мелиорация земель в засушливых зонах, принятие дополнительных мер поддержки в особо неблагоприятные по природно-климатическим условиям годы.
2. Макроэкономические риски, обусловленные неблагоприятной конъюнктурой мировых цен и снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят интенсифицировать развитие отраслей растениеводства и переработки, усилят зависимость их развития от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию растениеводства и продуктов их переработки.
См. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15 февраля 2013 г. N 43 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на поддержку подотраслей растениеводства за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики"
3. Торгово-политические риски, обусловленные функционированием аграрного сектора, в увязке с ситуацией на международных рынках и существенным возрастанием конкуренции в результате вступления страны во Всемирную торговую организацию.
4. Социальные риски, обусловленные возможностью усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создают серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и провоцируют нехватку трудоспособного населения, в том числе квалифицированных руководящих кадров и специалистов, что снижает уровень качества принятия управленческих решений, а также ставит под угрозу срыва реализацию программ развития агропромышленного сектора.
5. Управленческие (внутренние) риски, связанные с управлением реализацией государственной программы, низким качеством межведомственного взаимодействия, сокращением объемов финансирования государственной программы из федерального бюджета, а также дефицитом средств республиканского бюджета, могут привести к финансированию государственной программы в неполном объеме.
6. Законодательные риски, выражающиеся в ограничении сельскохозяйственным организациям возможности использовать землю в качестве предмета залога и не позволяющие сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.
Раздел 2 изменен с 14 декабря 2020 г. - Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 14 декабря 2020 г. N 283
2. Цели и задачи государственной программы
Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Одновременно выделяются приоритеты двух уровней.
Основной целью государственной программы является развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
К приоритетам первого уровня относятся:
в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества республики, в первую очередь, наличие сельскохозяйственных угодий для высокоэффективного отгонно-пастбищного содержания скота;
в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;
создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;
в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
в институциональной сфере - развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов и кластеров;
научное и кадровое обеспечение - в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса;
в сфере научно-технического развития сельского хозяйства - формирование мер стимулирующего характера для ее участников, что будет способствовать постепенному переходу сельскохозяйственных товаропроизводителей на использование отечественных технологий и продукции, основанных на новейших достижениях науки. Достижению целей и задач, указанных в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 N 996, будут способствовать мероприятия по развитию элитного семеноводства, поддержке племенного животноводства, компенсации прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, реализации комплексных научно-технических проектов в области селекции и семеноводства картофеля, проведение сельскохозяйственной выставки и иных мероприятий.
Приоритеты второго уровня включают такие направления, как:
развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;
экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства.
В государственной программы учтены основные параметры приоритетных проектов (программ) по следующим основным направлениям стратегического развития Российской Федерации:
"Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
"Производительность труда".
Основные мероприятия государственной программы реализуются с учетом следующих приоритетных проектов:
"Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", паспорт которого утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21.11.2016 N 10);
"Экспорт продукции АПК", паспорт которого утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 N 11);
"Повышение производительности труда и поддержка занятости", паспорт которого утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.08.2017 N 9).
Для достижения цели в государственной программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в подпрограммах:
Обеспечение продовольственной независимости республики в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20, устойчивое развитие сельских территорий, улучшение и сохранение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Карачаево-Черкесской Республики;
повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства;
повышение доступности улучшения жилищных условий для сельского населения, закрепление квалифицированных кадров на селе, создание благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;
См. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 4 сентября 2020 г. N 195 "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях Карачаево-Черкесской Республики"
повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий, повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов;
создание условий в сфере развития и эффективная пространственная организация экономики агропромышленного комплекса;
увеличение объема кредитных ресурсов, привлекаемых в агропромышленный комплекс на цели модернизации и развития производства, стимулирование ввода новых производственных мощностей в агропромышленном комплексе;
обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства, рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Достижение основной цели и задач государственной программы в конечном итоге должно выразиться в достижении целевых показателей (индикаторов) государственной программы.
Перечень и сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации приведены в приложении 3 к государственной программе.
Валовой сбор зерна повысится к 2025 году до 442,1 тыс. тонн против 400 тыс. тонн в 2017 году или на 111,6%, сахарной свеклы - до 335 тыс. тонн против 331,2 тыс. тонн или на 107,1%, картофеля - до 83,6 тыс. тонн. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечению развития элитного семеноводства, рост площадей используемых мелиорированных земель.
Основные задачи, стоящие перед Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в области растениеводства:
довести структуру посевных площадей по всем категориям хозяйств - 132,7 тыс. га. Из них:
зерновые и зернобобовые культуры на площади - 96,1 тыс. га;
масличных - 11,4 тыс. га, в том числе подсолнечника - 11,1 тыс. га;
сахарной свеклы - 3,9 тыс. га;
картофеля - 10,0 тыс. га;
овощей открытого грунта - 1,6 тыс. га.
В целях оперативного и эффективного проведения весенних полевых работ, а также оперативного управления за ходом их проведения в 2017 году, в Министерстве сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики создан постоянно действующий республиканский штаб для оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности Карачаево-Черкесской Республики и организационному проведению сева яровых культур в оптимальные агротехнические сроки.
Производство зерновых и зернобобовых культур вместе с кукурузой, не менее 400,0 тыс. т, сахарной свеклы 250,0 тыс. т, картофеля 200,2 тыс. т, овощей 38,0 тыс. т, обеспечить посадку садов на площади не менее 200 гектаров, обеспечить выполнение показателей технической и технологической модернизации отрасли.
В области животноводства: производство скота и птицы (в живом весе) к 2025 году возрастет - до 60,3 тыс. тонн, молока - до 240 тыс. тонн. Производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - до 64,0 тыс. тонн. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится до 35,0 тыс. рублей или до 93% среднего ее уровня по экономике республики.
Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 5%, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 13-15,8% (с учетом субсидий).
Сроки реализации государственной программы 2019 - 2025 годы.
План мероприятий по реализации государственной программы разработан на 3 года и приведен в приложении 5 к государственной программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "в приложении 5" следует читать: "в приложении 4"
Раздел 3 изменен с 10 декабря 2019 г. - Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 10 декабря 2019 г. N 293
3. Общая характеристика участия муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики в реализации государственной программы
Участие и привлечение средств из бюджетов муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики в 2019 году предполагается в целях реализации подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территории Карачаево-Черкесской Республики".
С 2020 года совместное участие с администрациями муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики в реализации государственной программы предполагается осуществлять с привлечением средств из бюджетов муниципальных образований, органов местного самоуправления в рамках утвержденных муниципальных целевых программ Карачаево-Черкесской Республики в рамках подпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий".
Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований в целях реализации мероприятий государственной программы устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
Предоставление субсидии из бюджета Карачаево-Черкесской Республики местным бюджетам предполагается на основании соглашений, заключаемых между Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и муниципальными образованиями и (или) органами местного самоуправления в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств с применением государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
4. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы
Средства федерального бюджета для реализации государственной программы будут выделяться в рамках Госпрограммы.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением государственной программы за счет республиканского бюджета, устанавливается законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При определении объемов финансирования учитываются тенденции развития отраслей АПК и условия предоставления государственной поддержки.
Доля средств республиканского бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение мероприятий государственной программы, устанавливается после определения объемов средств федерального бюджета, предоставляемых Карачаево-Черкесской Республики в очередном финансовом году в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности на очередной финансовый год.
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет всех источников финансирования приведено в приложении 4 к государственной программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "в приложении 4" следует читать: "в приложении 3"
На реализацию мероприятий привлекаются средства местных бюджетов по соглашениям с муниципальными образованиями.
Внебюджетными источниками финансирования являются средства сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК республики, а также средства граждан, участвующих в строительстве или приобретении жилья в сельской местности, и иных организаций.
5. Механизм реализации государственной программы
Подпрограммы и включенные в них основные мероприятия представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную независимость, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения мирохозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий. Государственной программой предполагается предоставление государственной поддержки осуществляющим деятельность на территории Карачаево-Черкесской Республики сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Основные механизмы реализации государственной программы:
формирование механизмов взаимодействия ответственного исполнителя с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по реализации мероприятий государственной программы и Госпрограммы;
обеспечение деятельности и выполнение функций государственного управления по выработке политики и нормативно-правовому регулированию, и обеспечению в рамках реализации мероприятий государственной программы;
организация взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в целях обеспечения государственной поддержки за счет средств федерального бюджета мероприятий, предусмотренных государственной программы;
разработка мер по совершенствованию управления реализацией государственной программы;
разработка проектов нормативных документов, необходимых для обеспечения реализации мероприятий государственной программы, подготовка и подписание соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики в целях реализации мероприятий государственной программы.
Привлечение средств федерального бюджета предполагается осуществлять в рамках реализации мероприятий государственной программы на основании соглашений между Правительством Карачаево-Черкесской Республики и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, подготавливаемых (формируемых) и заключаемых с применением государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" и в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Процедура обеспечения публичности (открытости) информации о значениях показателей (индикаторов) государственной программы, результатах реализации государственной программы, осуществляется путем размещения ежеквартальных отчетов на официальном сайте Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
<< Назад |
Приложение 1. >> Паспорта подпрограмм |
|
Содержание Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22 января 2019 г. N 13 "О государственной программе "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.