Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
Правительства Карачаево-Черкесской
Республики от 21.12.2020 N 290
Паспорт государственной программы
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Карачаево-Черкесской Республике"
(далее - государственная программа)
Наименование государственной программы |
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Карачаево-Черкесской Республике" |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители государственной программы |
Отсутствуют |
Участники государственной программы |
Отсутствуют |
Подпрограммы государственной программы |
Подпрограмма 1 "Обеспечение реализации государственной программы". Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса в Карачаево-Черкесской Республике". Подпрограмма 3 "Регулирование качества окружающей среды". Подпрограмма 4 "Развитие лесного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики". Подпрограмма 5 "Обеспечение деятельности подведомственных казенных и автономных учреждений, осуществляющих мероприятия по охране и использованию животного мира". Подпрограмма 6 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование охотничьих ресурсов и объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам". Паспорта подпрограмм приведены в приложении 1 к государственной программе |
Цель государственной программы |
Сохранение благоприятной окружающей природной среды и создание условий для формирования экологически ориентированной экономики Карачаево-Черкесской Республики |
Задачи государственной программы |
1. Обеспечение реализации государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Карачаево-Черкесской Республике". 2. Организация рационального использования водных ресурсов и защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. 3. Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки, сохранение и улучшение экологической обстановки, повышение уровня экологической безопасности населения Карачаево-Черкесской Республики. 4. Сохранение и повышение ресурсного потенциала лесов, обеспечение пожарной безопасности в лесах. 5. Обеспечение реализации государственной политики в сфере сохранения биологического разнообразия и генофонда животного мира Карачаево-Черкесской Республики. 6. Обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы |
1. Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I-IV классов опасности, (%): 2020 год - 150 2021 год - 150 2022 год - 150 2023 год - 150 2024 год - 150 2025 год - 150 2. Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда, (%): 2020 год - 11,8 2021 год - 11,8 2022 год - 11,8 2023 год - 11,9 2024 год - 12 2025 год - 12 3. Доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации в общей численности работников лесного хозяйства, (%): 2020 год - 1,8 2021 год - 1,8 2022 год - 1,8 2023 год - 1,8 2024 год - 1,8 2025 год - 1,8 4. Лесистость территории субъекта Российской Федерации, (%): 2020 год - 30,2 2021 год - 30,2 2022 год - 30,2 2023 год - 30,2 2024 год - 30,2 2025 год - 30,2 5. Объем платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, (рублей): 2020 год - 186,6 2021 год - 203 2022 год - 210,1 2023 год - 218,5 2024 год - 227,2 2025 год - 227,2 6. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, (%): 2020 год - 100 2021 год - 100 2022 год - 100 2023 год - 100 2024 год - 100 2025 год - 100 7. Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины в зонах интенсивного использования лесов и ведения лесного хозяйства, (%): 2020 год - 29,2 2021 год - 29,8 2022 год - 29,8 2023 год - 30,3 2024 год - 30,8 2025 год - 31,3 8. Сохранение, воспроизводство и использование животного мира, за исключением охотничьих ресурсов, (%): 2020 год - 96 2021 год - 97 2022 год - 98 2023 год - 100 2024 год - 100 2025 год - 100 9. Сохранение, воспроизводство и использование охотничьих ресурсов, (%): 2020 год - 100 2021 год - 100 2022 год - 100 2023 год - 100 2024 год - 100 2025 год - 100 10. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба, (тыс. человек): 2020 год - 170,12 2021 год - 205,57 2022 год - 231,411 2023 год - 231,411 2024 год - 231,411 2025 год - 231,411 11. Численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, (человек): 2020 год - 1887 2021 год - 5525 2022 год - 5728 2023 год - 5917 2024 год - 5917 2025 год - 5917 |
Сроки реализации государственной программы |
01.08.2020-31.12.2025 |
Объем финансового обеспечения государственной программы |
Объемы финансового обеспечения государственной программы - 4115542,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 904886,4 тыс. рублей 2021 год - 1025236,4 тыс. рублей 2022 год - 629030,6 тыс. рублей 2023 год - 671415,3 тыс. рублей 2024 год - 610943,3 тыс. рублей 2025 год - 274030,5 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 391061,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 84013,8 тыс. рублей 2021 год - 73198,8 тыс. рублей 2022 год - 57654,0 тыс. рублей 2023 год - 54964,9 тыс. рублей 2024 год - 57510,2 тыс. рублей 2025 год - 63720,1 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 3718766,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 819040,2 тыс. рублей 2021 год - 950205,2 тыс. рублей 2022 год - 570864,2 тыс. рублей 2023 год - 615937,9 тыс. рублей 2024 год - 552920,7 тыс. рублей 2025 год - 209798,0 тыс. рублей за счет внебюджетных средств (по согласованию) - 5714,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 1832,4 тыс. рублей 2021 год - 1832,4 тыс. рублей 2022 год - 512,4 тыс. рублей 2023 год - 512,4 тыс. рублей 2024 год - 512,4 тыс. рублей 2025 год - 512,4 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
1. Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I-IV классов опасности - 150%. 2. Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда - 12%. 3. Доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации в общей численности работников лесного хозяйства, - 1,8%. 4. Лесистость территории субъекта Российской Федерации - 30,2%. 5. Объем платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда - 227,2 рублей. 6. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений - 100%. 7. Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины в зонах интенсивного использования лесов и ведения лесного хозяйства - 31,3%. 8. Сохранение, воспроизводство и использование животного мира, за исключением охотничьих ресурсов, - 100%. 9. Сохранение, воспроизводство и использование охотничьих ресурсов - 100%. 10. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба, - 231,411 тыс. человек. 11. Численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод - 5917 человек |
1. Характеристика сферы экологической безопасности и сохранения природных систем Карачаево-Черкесской Республики, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков
Государственная программа разработана на основании перечня государственных программ Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2018 N 501-р.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Карачаево-Черкесская Республика принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами регионов Российской Федерации.
На ее территории протекает 419 рек, общая протяженность которых составляет около 4,2 тыс. км.
Основной водной артерией, источником водоснабжения населения, хозяйственной и промышленной деятельности на территории республики является р. Кубань. Бассейн р. Кубань располагается в западной части Северо-Кавказского экономического района, ограничивается Главным Кавказским хребтом, Азовским морем и слабовыраженным водоразделом с реками равнинной части Ставропольского и Краснодарского краев.
Общая площадь водосбора р. Кубани - 57,0 тыс. км 2, протяженность составляет 870 км, суммарная длина всех ее притоков (более 10 км) - 14328 км. Основные крупные притоки в верховьях реки - р. Теберда, р. Малый Зеленчук, р. Большой Зеленчук, р. Уруп, р. Большая Лаба.
Воды Кубани и ее притоков, а также малых рек республики питают Карачаево-Черкесскую Республику, Ставропольский и Краснодарский края.
Общая потребность населения республики в воде питьевого качества составляет около 250,0 тыс. м 3/сутки.
Объем речного стока р. Кубань - с. им. Коста Хетагурова составляет 2217 млн. м 3, р. Маруха - с. Маруха - 391 млн. м 3, р. Аксаут - с. Хасаут-Греческое - 561 млн. м 3, р. Большой Зеленчук - пос. Архыз - 984 млн. м 3.
Общий объем забранной свежей воды из поверхностных и подземных источников в 2019 году составил 2887,62 млн. м 3/год. Объем забранной из поверхностных водных объектов воды указан с учетом транзитной переброски воды с целью распределения поверхностного стока (составляющий 50% паводкового стока) из рек Аксаут, Маруха и Большой Зеленчук в р. Кубань на нужды гидроэнергетики, а также с учетом забора воды из р. Кубань в Большой Ставропольский канал - канал комплексного назначения, из которого производится забор воды Ставропольским краем для нужд энергетики, сельскохозяйственного водопотребления, орошения.
На территории республики существует три крупных водохозяйственных системы:
Большой Ставропольский канал - БСК;
Водно-энергетический комплекс - Зеленчукская ГЭС (Марухское подпорное водохранилище, Аксаутское подпорное водохранилище, бассейн суточного регулирования, водозаборный гидроузел на р. Большой Зеленчук);
регулирующее водохранилище на реке Эшкакон.
В систему Большого Ставропольского канала, предназначенного для водоснабжения Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского и Краснодарского краев, входит Усть-Джегутинское водохранилище (головные сооружения канала), Кубанское водохранилище, Каскад Кубанских ГЭС. Ежегодный объем забора воды в БСК из р. Кубань составляет более 2000 млн. м3.
Большая часть емкости верхнего бьефа Усть-Джегутинского водохранилища заилена. Для увеличения водоподачи в магистральный канал и водозаборные сооружения необходима реконструкция водохранилища, предусматривающая, в том числе проведение очистки ложа водоема от донных отложений.
Водно-энергетический комплекс - Зеленчукская ГЭС в составе: Аксаутское подпорное водохранилище, Марухское подпорное водохранилище, бассейн суточного регулирования, водозаборный гидроузел на р. Большой Зеленчук.
Гидротехнический комплекс Зеленчукской ГЭС предназначен для энергетических целей.
Регулирующее водохранилище на р. Эшкакон предназначено для обеспечения питьевой водой населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики и сопредельной с Карачаево-Черкесской Республикой территории эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края.
Источники питания рек в бассейне р. Кубань - снеговые и дождевые. Доля дождевого питания с понижением абсолютных высот увеличивается, а снегового уменьшается. Доля ледникового питания также сокращается к предгорьям. Годовой ход уровня характеризуется высоким летним половодьем (май-июль) и сравнительно устойчивой зимней меженью, длящейся с конца ноября до конца марта. Подъем уровня воды от таяния снега в пониженной части водосбора начинается в середине апреля и переходит в летнее половодье. Высокие уровни удерживаются в течение июня - июля, после чего начинается медленный спад, заканчивающийся в ноябре. Низкие меженные уровни сохраняются до начала апреля. Ход уровня воды нарушается резкими подъемами при дождевых паводках. В результате их наложения на высокий фон летнего половодья формируется наивысший годовой уровень, наблюдающийся в конце июня и реже в июле.
На реках бассейна р. Кубань, где в непосредственной близости от уреза воды расположены почти все населенные пункты республики, ежегодно с периодичностью не менее двух - трех раз проходят бурные и разрушительные паводки. Уровень воды поднимается практически мгновенно при наложении на волну половодья от интенсивного таяния снежников, обильных атмосферных осадков. Из-за больших уклонов каждый паводок носит бурный характер, неся с собой большое количество влекомых наносов, карчей, топляка и обломочного материала горных пород. Реки меняют русло и происходит подтопление и разрушение берегов. Основными проблемами в Карачаево-Черкесской Республике являются ежегодные наводнения, ухудшение экологического состояния водных объектов, снижение объемов капиталовложений в водохозяйственную отрасль, хозяйственное освоение паводкоопасных территорий и размещение там хозяйственных объектов и жилья. В связи с этим вопрос обеспечения безопасности гидротехнических сооружений остро стоит на всей территории Карачаево-Черкесской Республики и носит общереспубликанский характер. Ветхость, изношенность и аварийность гидротехнических сооружений, а в некоторых случаях их полное отсутствие, несет постоянную и повсеместную угрозу затопления ежегодными паводками жилых домов, которые находятся в непосредственной близости от водных объектов.
Непринятие своевременных опережающих мер, направленных на предотвращение негативного воздействия паводковых вод, может привести к катастрофически неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям с возможными жертвами.
Примером является разрушительный паводок в июне 2002 года, когда в результате длительных дождей и значительной площади их выпадения в горах на реках Карачаево-Черкесской Республики сформировался катастрофический паводковый расход и практически все защитные гидротехнические сооружения, расположенные в долинах рек в пределах высокой поймы или на первой надпойменной террасе за счет мощной боковой эрозии, претерпели значительные разрушения. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций необходимо постоянно проводить мероприятия по повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, находящихся в республиканской, муниципальной собственности (в том числе бесхозяйных), путем их приведения к безопасному техническому состоянию и строительству новых берегоукрепительных сооружений. Мероприятия должны проводиться планово и последовательно с привлечением всех возможных средств. Обозначенные проблемы необходимо решать программно-целевым методом.
Общая площадь паводкоопасных районов на территории Карачаево-Черкесской Республики достигает 5,25 тыс. кв. км, из которых ежегодно затапливает до 1,2 тыс. кв. км.
Средний ежегодный экономический ущерб составляет более 280 млн. рублей. Численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, составляет 86,421 тыс. человек.
Для ликвидации эрозионных процессов предусматриваются инженерные мероприятия, направленные на предотвращение разрушения берегов в границах населенного пункта. Размыв берегов на реках бассейна р. Кубань (Малый Зеленчук, Аксаут, Джегута, Уруп и др.) увеличивает неустойчивость русла и ведет к интенсивному проявлению русловых деформаций. Активизация таких процессов значительно повышает риски для освоенных территорий и требует адекватных мер инженерной защиты.
В целях обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и снижения размеров ущерба строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты будут проводиться, прежде всего, в наиболее паводкоопасных и подверженных подтоплению районах.
Общее количество потенциально опасных гидротехнических сооружений (далее - ГТС) на территории республики, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный и опасный на 01.01.2020 составляет 45 штук. За период 2012 - 2018 годы, в рамках реализации федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", отремонтировано 30 штук потенциально опасных ГТС с нарастающим итогом с 2012 года.
Численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию воды территориях на 01.01.2019 - 5300 человек. Численность населения, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод (строительство, реконструкция объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений) с нарастающим итогом с 01.01.2012 на 01.01.2019 составляет 2186 человек.
Карачаево-Черкесская Республика является динамично развивающимся регионом России. Развитие экономики региона, рост продаж товаров и услуг, покупательной способности населения сопровождаются высокими темпами роста объемов образования отходов.
Карачаево-Черкесская Республика традиционно относится к аграрно-туристическому региону, благодаря чему промышленное воздействие на экологию не является таким значительным как проблемы обращения с отходами.
На территории Карачаево-Черкесской Республики образуется большое количество отходов, в том числе твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), при недостаточном количестве объектов размещения отходов, особенно полигонов ТКО, и низком уровне переработки и использования отходов в качестве вторичного сырья. Современная ситуация характеризуется ростом объектов образования ТКО и усложнением их состава. Недостаточно развитая система селективного сбора отходов (бумаги, пластика, стекла, резины, металла и др.) способствует захоронению на полигонах ТКО и свалках данных компонентов, являющихся богатым источником вторичных ресурсов. Решение обозначенной проблемы является остроактуальным, поскольку будет способствовать обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, санитарной очистке территории населённых пунктов, охране окружающей среды и ресурсосбережению. Это, в свою очередь, соответствует одному из приоритетов стратегического развития Карачаево-Черкесской Республики, направленного на повышение уровня и качества жизни населения.
Для интенсивного социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики необходимо построение эффективной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе ТКО.
В данный момент в Карачаево-Черкесской Республике практически не осуществляется селективный сбор в местах образования ТКО - на контейнерной площадке вторсырье попадает в кузов мусоровоза с прочими отходами.
В настоящее время объем образования ТКО на территории Карачаево-Черкесской Республики составляет более 230 тыс. тонн.
На территории Карачаево-Черкесской Республики расположено 49 объектов, на которых фактически происходит размещение отходов. На текущий момент в республике действует 21 объект длительного размещения отходов: 18 площадок временного накопления ТКО и 3 полигона. Большая часть объектов является несанкционированными свалками ТКО.
Два полигона твердых коммунальных отходов расположены в Усть-Джегутинском районе Карачаево-Черкесской Республики. Полигоны находятся в ведении ООО "Чистый город" и МУП "ЖКХ г. Усть-Джегута". Полигон МУП "ЖКХ г. Усть-Джегута" заполнен на 96%. Полигон ТКО ООО "Чистый город" заполнен на 17%.
Один полигон расположен в Прикубанском районе Карачаево-Черкесской Республики. Полигон ТКО ООО "Полигон" введен в эксплуатацию в сентябре 2018 года. Вместимость полигона 486,056 тыс. тонн, срок эксплуатации 12 лет. Функциональное назначение объекта: прием, сортировка, прессование ТКО на мусоросортировочной станции, захоронение. Производительность сортировочной линии - 40 тыс. тонн в год.
Одной из основных проблем республики является наличие на территории опасных объектов накопленного экологического вреда от прошлой хозяйственной деятельности, а также несанкционированных свалок, в том числе на территории населенных пунктов и городов республики.
Негативному воздействию объектов накопленного вреда окружающей среде подвержено около 232 тыс. человек и 79 га земли.
В рамках реализации приоритетного проекта "Чистая страна" на территории Карачаево-Черкесской Республики в 2017 - 2018 годах реализовано мероприятие по рекультивации полигона твердых бытовых отходов г. Черкесска, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Абазинский район, в 5,1 км по направлению на запад от аула Псыж.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" государственной программой предусматривается ликвидация всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов, включая рекультивацию территорий, на которых они размещены.
Ликвидация накопленного вреда окружающей среде является одним из условий улучшения качества окружающей среды и экологических условий жизни человека.
Приоритетом государственной политики в сфере уменьшения негативного воздействия на окружающую среду является снижение негативного воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на качество жизни населения и снижение негативных факторов воздействия накопленного вреда окружающей среде.
Ликвидация объектов накопленного экологического вреда позволит восстановить 79 га земель и вернуть их в хозяйственный оборот.
Обеспечение экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами является неотъемлемым условием устойчивого развития республики и должно стать одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти республики, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории республики.
Наблюдение за водными объектами (ведение мониторинга) является жизненно необходимой функцией государства, обеспечивающей устойчивое развитие как отдельно взятых регионов, так и страны в целом. В настоящее время участились случаи возникновения опасных гидрологических явлений на реках Северного Кавказа, связанные с глобальными климатическими процессами, происходящими на Земле. Ущерб, наносимый этими явлениями, серьезно сказывается на экономике и безопасности региона. Согласно Водному кодексу Российской Федерации одним из составляющих государственного мониторинга водных объектов является мониторинг состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон. Необходимость данного вида мониторинга вытекает из основного естественного свойства руслового процесса - непрерывно изменять строение земной поверхности, затапливаемой текущей водой. Немаловажным обстоятельством является и факт техногенной перестройки гидрографической сети, вызванной антропогенной деятельностью на водосборе, в долине, пойме и в русле рек, что негативным образом сказывается на естественных процессах, протекающих в водотоках.
Задачами мониторинга являются:
выявление и классификация основных типов негативных процессов, влияющих на состояние дна, берегов и водоохранные зоны водных объектов;
организация и проведение мониторинга состояния дна, берегов, изменений морфометрических особенностей водных объектов и их водоохранных зон, а также наблюдения за водохозяйственными системами и их гидротехническими сооружениями;
создание условий для информационно-аналитического обеспечения ведения мониторинга водных объектов и их водоохранных зон.
Государственный надзор в области природопользования и охраны окружающей среды - как система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений, обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности исполнения требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, является одним из основных элементов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования на территории республики.
Для решения экологических проблем и принятия эффективных мер предотвращения загрязнения необходимо обеспечение экологической безопасности на объектах жилищно-коммунального, топливно-энергетического комплексов, неукоснительное соблюдение экологических требований всеми природопользователями, повышение экологической информированности жителей республики.
В Карачаево-Черкесской Республике сформирована разветвленная сеть объектов природно-заповедного фонда, включающая в себя особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) практически всех категорий. Природно-заповедный фонд республики насчитывает 72 ООПТ, в том числе 4 - федерального и 68 - республиканского значения (7 заказников и 61 памятник природы). Площадь ООПТ регионального значения - 142,47 тыс. га (10% от площади республики). ООПТ обеспечивают сохранение экосистем, редких и охраняемых видов животных и растений и являются экологическим каркасом региона.
Границы ООПТ республиканского значения не определены. Указанные ООПТ образованы в 70-80 годах прошлого века для установления особого режима использования данных территорий, в целях сохранения экосистем, редких и охраняемых видов животных и растений. На сегодняшний день в связи с неопределенностью границ режим использования ООПТ обеспечивается не в полной мере, что затрудняет выполнение данными территориями функции особо охраняемых природных территорий.
Леса Карачаево-Черкесской Республики имеют неоценимое значение, играя большую роль в процессах регулирования состояния окружающей среды и предотвращения негативных изменений климата не только в республике, но и в стране в целом.
Общая площадь земель на территории Карачаево-Черкесской Республики, покрытых лесом составляет 522,6 тыс. га, в том числе закрепленная за Министерством природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики - 391,5 тыс. га, из них земли, покрытые лесной растительностью - 368,3 га.
Общий запас древесины в республике, находящийся на землях лесного фонда Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, составляет 78,88 млн. куб. м.
Среднегодовой прирост древесины на землях лесного фонда Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики - 855,4 тыс. куб. м.
Леса республики распределены по районам неравномерно.
Карачаево-Черкесская Республика относится к малолесной зоне, лесистость составляет 30,1% (по Северо-Кавказскому федеральному округу - 10,9%, по Российской Федерации - 45,4%).
Леса, расположенные на землях лесного фонда Карачаево-Черкесской Республики, находятся в федеральной собственности и по целевому назначению отнесены к защитным лесам, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Лесная зона состоит в основном из широколиственных лесов с участием хвойных и дикоплодовых лесонасаждений.
В республике произрастает более 20 видов древесно-кустарниковых пород.
Основные лесообразующие породы Карачаево-Черкесской Республики: сосна крючковатая, пихта кавказская, ель обыкновенная, бук восточный, дуб (черешчатый, скальный), береза (бородавчатая, литвинова), ольха (черная, серая), тополь, ива древовидная.
Наибольшую площадь и запас в хвойном хозяйстве занимает сосна - 20,05% от общей площади лесов и 19,4% от общего запаса лесных насаждений, в твердолиственном хозяйстве - бук восточный - 20,5% и 25,2%соответственно, в мягколиственном хозяйстве - береза - 24,6% и 12,9% соответственно.
По отношению к возрастной структуре на землях лесного фонда республики преобладают:
спелые и перестойные насаждения - 50%;
средневозрастные насаждения - 30%;
приспевающие насаждения - 17%;
молодняки - 3%.
Лесное хозяйство Карачаево-Черкесской Республики в настоящее время продолжает оставаться отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования лесных ресурсов, повышения продуктивности лесов, сохранения их биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
Основными проблемами лесного хозяйства республики являются наличие в лесах значительных площадей спелых и перестойных насаждений в недоступной зоне, влияние неблагоприятных природно-климатических факторов (буреломы, ветровалы, лавины, наводнения, сели, засуха и другие), а также выжигание сухой растительности на землях сельскохозяйственного назначения (палы сухой травы) зачастую самими землепользователями. В последние годы именно от палов начинается большинство лесных пожаров.
Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах, недоукомплектованной противопожарной техникой и износ имеющейся противопожарной техники и оборудования может привести к увеличению нарушений правил пожарной безопасности, снижению технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.
Необходимо усилить работу по сокращению незаконных рубок леса, повысить показатель выявляемости виновников совершения лесонарушений.
Полномочиями по обеспечению государственного лесного контроля и надзора наделены гражданские служащие Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики и работники подведомственных государственных учреждений - лесничеств в количестве 137 человек, функциями по обеспечению государственного пожарного надзора в лесах - 137 человек.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления работ по обеспечению государственного лесного контроля и надзора.
В целях повышения эффективности лесного хозяйства необходимо не допускать снижения объемов искусственного лесовосстановления, повысить устойчивость лесных насаждений к неблагоприятным факторам и снизить долю гибели лесных культур старших возрастов, увеличить кратность и качество уходов за лесными культурами.
Для улучшения ситуации в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом требуется возобновление работы лесного питомника или создание на его базе лесного селекционно-семеноводческого центра.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
В настоящее время РГКУ "Кубанское лесничество" и РГКУ "Урупское лесничество" имеют лесоустроительные материалы со сроком давности лесоустройства более 20 лет, в связи, с чем требуется проведение лесоустроительных работ.
Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий, по сравнению с другими отраслями экономики, уровень оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.
Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий по подъему ведения лесного хозяйства на более высокий современный уровень, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов, управления лесным хозяйством, совершенствование нормативной правовой базы в области лесных отношений.
Успешная реализация государственной программы возможна только при активном участии федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики в комплексном урегулировании проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системном развитии использования, воспроизводства лесов и организационно-финансовом взаимодействии.
Общая площадь охотничьих угодий Карачаево-Черкесской Республики составляет 1262,3 тыс. га. Из них общедоступных охотничьих - 191,1 тыс. га, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для ведения охотничьего хозяйства - 755,6 тыс. га. Охотхозяйственная деятельность осуществляется 6 юридическими лицами и одним индивидуальным предпринимателем.
Охрану и надзор за использованием объектов животного мира и водных биологических ресурсов на территории Карачаево-Черкесской Республики обеспечивают 5 государственных инспекторов и 21 егерь 8 разряда.
В настоящее время еще недостаточно внимания уделяется мероприятиям, направленным на охрану и развитие животного мира региона, хотя первые шаги в этом направлении уже предприняты.
В современных условиях для увеличения и стабилизации численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, необходимо создание системы природоохранных и охотхозяйственных мероприятий, направленных как на сохранение разнообразия и увеличение численности объектов животного мира, так и на сохранение естественных, не затронутых антропогенным влиянием биотопов.
Предметом реализации государственной программы является комплекс приоритетных мероприятий, направленных на сохранение ресурсного потенциала, интенсификацию развития охотничьего хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, решение задач в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и повышения продуктивности охотничьих угодий, сохранения биоразнообразия и генофонда объектов животного мира. При разработке государственной программы учитывались состояние и использование охотничьих ресурсов и охотничьих угодий, характер и формы ведения охотничьего хозяйства, наличие факторов негативно влияющих на развитие охотхозяйственной отрасли.
Ежегодно проводится мониторинг и профилактика опасных для человека инфекционных заболеваний в дикой среде, а именно ящура и африканской чумы свиней. В настоящее время носителей этих вирусов в дикой природе не выявлено. Таким образом, обеспечивается эпизоотическая безопасность населения Карачаево-Черкесской Республики. По регулированию численности диких кабанов отстреляно в 2019 году 15 штук. По результатам проведенных тестов, в отобранных пробах носителей вируса, африканской чумы свиней среди диких кабанов на территории Карачаево-Черкесской Республики не выявлено.
Благодаря всему комплексу мероприятий по охране и воспроизводству, развитие сферы пользования животным миром в Карачаево-Черкесской Республике, позволяет удовлетворять растущие потребности населения, обеспечивает эпизоотическую безопасность производственной деятельности, жизни и здоровья населения Карачаево-Черкесской Республики.
В рамках государственной программы осуществляются мероприятия по учреждению и ведению Красной книги Карачаево-Черкесской Республики, которая является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении, мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Карачаево-Черкесской Республики. Ведение Красной книги Карачаево-Черкесской Республики осуществляется во взаимодействии с иными органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики и организациями.
Научное обеспечение ведения Красной книги Карачаево-Черкесской Республики осуществляется организациями из числа научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, иных организаций, проводящих исследовательскую деятельность по изучению объектов животного и растительного мира (далее - научные организации). Научные организации организуют и проводят сбор, хранение, обобщение и анализ информации, а также разработку мер по охране объектов животного и растительного мира, обитающих (произрастающих) на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Одним из основных направлений деятельности в рамках государственной программы является осуществление контрольно-надзорных функций. В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений гражданами, требований законодательства в области охраны и использования охотничьих ресурсов осуществляются проверки юридических лиц и рейды, в том числе совместные мероприятия с правоохранительными, иными контролирующими органами.
Следует отметить, что предотвратить браконьерство полностью невозможно, однако государственные и общественные меры профилактики и борьбы с браконьерством помогают существенно сократить такие незаконные действия. Работа по борьбе с браконьерством ведется совместно с сотрудниками Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике, штатными работниками охотничьих хозяйств и добровольными помощниками из числа рядовых охотников.
За 2019 год с целью выявления и предотвращения фактов нарушений законодательства в сфере охраны и использования объектов животного мира организовано и проведено 415 рейдовых мероприятий. Выявлено 45 нарушений в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, в т.ч. административных - 44. Предъявлено и взыскано штрафов на сумму 135500 тыс. рублей.
Проверки деятельности охотпользователей - юридических лиц осуществляются в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц. Предмет проверки - соблюдение условий пользования охотничьими ресурсами, проведение учетных работ, осуществление охраны охотничьих угодий, наличие и состояние биотехнических сооружений и аншлагов, выполнение ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней; оформление и выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
В рамках государственной программы осуществляется распределение и выдача разрешений на добычу лимитируемых видов охотничьих ресурсов между охотпользователями в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики. Кроме того, охотпользователям предоставлены бланки разрешении на добычу птицы и пушных животных - не лимитируемые виды охотничьих ресурсов в соответствующем порядке.
В 2019 году выдано разрешений на добычу охотничьих ресурсов в количестве 652 штуки, в том числе бланки разрешения на добычу туров - 120, медведей - 19, кабанов - 26, барсуков - 12, куниц - 8, пушнины - 426, птиц - 35.
В рамках государственной программы проводится государственная экологическая экспертиза по определению лимита добычи и квот добычи охотничьих ресурсов по охотничьим угодьям.
Лимит добычи охотничьих ресурсов устанавливается в целом на республику и определяется исходя из данных по численности животных с учетом естественного прироста.
Установление лимита охотничьих ресурсов проводится на основании максимального числа факторов, к которым относятся:
планируемое (допустимое) изъятие объектов животного мира на территории охотничьих угодий с учетом естественной гибели;
успешность проведения охоты;
вынужденная добыча;
выполнение планируемых биотехнических и охранных мероприятий;
сверхлимитное изъятие;
фактор браконьерства;
половозрастная структура охотничьих животных.
Реализация государственной программы позволит: повысить выявляемость случаев нарушения природоохранного законодательства и, в конечном счете, сократить количество случаев его нарушения, также предотвратить (снизить) ущерб, причиненный животному миру республики гражданами и юридическими лицами; привести численность объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в соответствие с биологической продуктивностью угодий, пропускной способностью охотничьих угодий; предотвратить или уменьшить негативное влияние отдельных видов животных на сельское хозяйство, на популяции диких копытных животных и пернатой дичи, предотвратить нанесение ущерба здоровью и жизни людей; определить оптимальную численность различных популяций охотничьих животных, подлежащих изъятию, что позволит популяциям максимально эффективно использовать свой репродуктивный потенциал, обеспечивая необходимый прирост численности; более рационально использовать ресурсы охотничьих животных, что является одной из составляющих увеличения их численности; своевременно и качественно проводить охранные и воспроизводственные мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей граждан в проведении спортивной охоты.
Потенциал сферы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды не может быть реализован в полной мере без осуществления систематизации и выделения основных приоритетов. Многообразие направлений в сфере природопользования и охраны окружающей среды делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов хозяйственной деятельности. Обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках Государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - государственная программа).
Государственная программа содержит комплекс мероприятий, направленных на решение вышепоставленных задач, являющихся на сегодняшний день одними из приоритетных на территории Карачаево-Черкесской Республики, осуществление которых направлено на обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивое функционирование естественных экологических систем, улучшение состояния здоровья населения.
При реализации государственной программы и для достижения поставленных целей необходимо учитывать возможные финансово-экономические, административные и социальные риски. Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей подпрограммы.
Финансово-экономические риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования, секвестрованием бюджетных расходов.
В том числе, риски, связанные с социально-экономическими факторами, включая неблагоприятную экономическую ситуацию на рынке лесной продукции, недостаточность местных трудовых ресурсов и квалифицированных кадров, а также пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий государственной программы.
Неблагоприятная экономическая ситуация на мировом рынке относится к внешним факторам и может стать причиной снижения мотивации лиц, использующих леса, что приведет к уменьшению объемов использования лесов и получения лесного дохода. Могут также сократиться объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендованных лесных участках.
Способами ограничения финансово-экономических рисков выступают:
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы в зависимости от достигнутых результатов;
определение приоритетов для первоочередного финансирования;
планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов.
Административные риски связаны с неэффективным управлением реализацией государственной программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости отраслью.
Нарушение планируемых сроков реализации государственной программы, невыполнение ее цели и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий государственной программы.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
формирование эффективной системы управления реализацией государственной программы;
проведение систематического аудита результативности реализации государственной программы;
регулярная публикация отчетов о ходе реализации государственной программы;
повышение эффективности взаимодействия участников реализации государственной программы;
создание системы мониторингов реализации государственной программы;
своевременная корректировка мероприятий государственной программы.
Минимизация социальных рисков возможна на основе совершенствования нормативно-правового регулирования в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Риски, связанные с причинами природного характера, включая экстремальные природные ситуации (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, повреждение лесов стихийными климатическими факторами, метеорологические условия, определяющие возможность проведения мероприятий по использованию лесов).
Ухудшение метеорологических условий при осуществлении использования лесов носит ограниченный характер и может проявиться в процессе выполнения мероприятий в области лесных отношений. Регулирование таких проблем может быть обеспечено на уровне республики, что в ряде случаев может привести к снижению объемов использования лесов, уменьшению платежей в бюджеты всех уровней и ухудшению качества лесохозяйственных работ.
В зависимости от характера и масштабности проявления этих рисков могут возникнуть критические ситуации, связанные с повреждаемостью и гибелью лесов вследствие лесных пожаров, вспышек массового размножения вредных организмов, что приведет к незапланированному увеличению объемов реабилитационных работ и необходимости привлечения дополнительного финансирования в целях их осуществления. Для управления такими рисками может потребоваться принятие срочных управленческих решений, привлечение значительных сил и ресурсов.
Риски, связанные с возможностью осуществления планируемых мероприятий, прежде всего, на не арендованных лесных территориях.
Регулирование этой группы рисков осуществляется посредством совершенствования планирования работ по охране, защите и воспроизводству лесов, регулирования договорных отношений на выполнение работ по договорам аренды или договорам купли-продажи лесных насаждений.
Риски управленческого характера, в том числе недостаточное финансирование мероприятий в области ведения лесного хозяйства бюджетов разных уровней, отказ юридических лиц от финансирования согласованных работ по охране, защите и воспроизводству лесов, а также пассивное сопротивление юридических и физических лиц требованиям лесного законодательства при использовании лесов, их охране, защите и воспроизводстве.
Необходимым условием успешной реализации государственной программы является обеспечение информационной поддержки выполнения основных мероприятий государственной программы и информирование общественности о ходе ее реализации. Отсутствие в обществе ясного понимания целей и задач государственной программы может стать серьезным препятствием для достижения ее целей.
2. Цель, задачи и основные показатели государственной программы
Цель государственной программы - сохранение благоприятной окружающей природной среды и создание условий для формирования экологически ориентированной экономики Карачаево-Черкесской Республики.
Задачи государственной программы:
обеспечение реализации государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Карачаево-Черкесской Республике";
организация рационального использования водных ресурсов и защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки, сохранение и улучшение экологической обстановки, повышение уровня экологической безопасности населения Карачаево-Черкесской Республики;
сохранение и повышение ресурсного потенциала лесов, обеспечение пожарной безопасности в лесах;
обеспечение реализации государственной политики в сфере сохранения биологического разнообразия и генофонда животного мира Карачаево-Черкесской Республики;
обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов обеспечение качественного и своевременного повышения квалификации специалистов лесного хозяйства;
сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Целевые показатели государственной программы:
численность населения, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод;
доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I-IV классов опасности;
доля территории, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального значения, в общей площади Карачаево-Черкесской Республики;
лесистость территории Карачаево-Черкесской Республики;
доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;
объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете 1 га земель лесного фонда;
отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины в зонах интенсивного использования лесов и ведения лесного хозяйства;
отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений;
доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации в общей численности работников лесного хозяйства;
сохранение, воспроизводство и использование животного мира, за исключением охотничьих ресурсов;
сохранение, воспроизводство и использование охотничьих ресурсов;
численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба;
исполнение бюджетной росписи Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики.
Срок реализации государственной программы:
Реализацию государственной программы предлагается осуществить в 2020 - 2025 годах.
3. Общая характеристика участия муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики в реализации государственной программы
Участие муниципальных образований в рамках реализации государственной программы не предусмотрено.
4. Ресурсное обеспечение государственной программы
Объем финансирования государственной программы в 2020 - 2025 годах за счет всех источников составит 4115542,4 тыс. рублей, в том числе:
391061,9 тыс. рублей - за счет средств республиканского бюджета;
3718766,1 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета (по согласованию).
Из них по годам:
средства республиканского бюджета:
2020 год - 84013,8 тыс. рублей
2021 год - 73198,8 тыс. рублей
2022 год - 57654,0 тыс. рублей
2023 год - 54964,9 тыс. рублей
2024 год - 57510,2 тыс. рублей
2025 год - 63720,1 тыс. рублей
средства федерального бюджета (по согласованию):
2020 год - 819040,2 тыс. рублей
2021 год - 950205,2 тыс. рублей
2022 год - 570864,2 тыс. рублей
2023 год - 615937,9 тыс. рублей
2024 год - 552920,7 тыс. рублей
2025 год - 209798,0 тыс. рублей
за счет внебюджетных средств (по согласованию) - 5714,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 1832,4 тыс. рублей
2021 год - 1832,4 тыс. рублей
2022 год - 512,4 тыс. рублей
2023 год - 512,4 тыс. рублей
2024 год - 512,4 тыс. рублей
2025 год - 512,4 тыс. рублей.
Объемы финансирования государственной программы могут корректироваться исходя из объемов доведенных лимитов на очередной финансовый год.
5. Механизмы реализации государственной программы
Реализация государственной программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ответственным исполнителем государственной программы (далее - ответственный за государственную программу), ежегодно в разрезе подпрограмм и содержащим, в том числе перечень ответственных исполнителей мероприятий подпрограмм с указанием фамилий, инициалов и должностей лиц, ответственных за реализацию мероприятий подпрограммы. Ответственный за государственную программу определяет также должностное лицо, ответственное за подпрограмму.
Лица, ответственные за реализацию мероприятий подпрограммы, информируют ответственного за подпрограмму о ходе реализации мероприятий подпрограммы по мере их реализации, но не реже чем один раз в квартал.
Ответственный за подпрограмму определяет лицо, отвечающее за подготовку и предоставление ответственному за государственную программу отчета о ходе реализации мероприятий подпрограммы.
В случае невозможности исполнения мероприятий подпрограммы ответственный за подпрограмму информирует об этом ответственного за государственную программу с указанием причин, препятствующих их своевременному исполнению.
Ответственный за государственную программу и ответственный за подпрограмму обеспечивают размещение на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики в сети Интернет информацию о ходе реализации подпрограмм государственной программы и государственной программы соответственно.
<< Назад |
Приложение 1. >> Паспорта подпрограмм |
|
Содержание Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21 декабря 2020 г. N 290 "О государственной программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.