Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
Правительства Карачаево-Черкесской
Республики от 22.01.2019 N 10
Государственная программа
"Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики"
23 апреля 2019 г., 18 февраля, 18 сентября 2020 г., 23 марта, 24 июня, 13 июля, 25 ноября 2021 г.
Паспорт изменен с 25 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25 ноября 2021 г. N 63
Паспорт
государственной программы "Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики" (далее - государственная программа)
Наименование государственной программы |
"Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики" |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители государственной программы |
Отсутствуют |
Участники государственной программы |
Отсутствуют |
Подпрограммы государственной программы |
Подпрограмма 1 "Обеспечение реализации государственной политики Карачаево-Черкесской Республики в сфере экономического развития". Подпрограмма 2 "Развитие экономического потенциала и повышение конкурентоспособности экономики Карачаево-Черкесской Республики". Подпрограмма 3 "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Карачаево-Черкесскую Республику". Подпрограмма 4 "Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг". Паспорта подпрограмм приведены в приложении 1 к государственной программе |
Цель государственной программы |
Обеспечение устойчивого экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
Задачи государственной программы |
1. Создание благоприятных условий для экономического роста Карачаево-Черкесской Республики. 2. Формирование благоприятного инвестиционного климата и эффективной системы привлечения инвестиций для достижения целей социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики. 3. Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Карачаево-Черкесской Республике, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Карачаево-Черкесской Республики. 4. Обеспечение реализации государственной программы "Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики" |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы |
1. Объем инвестиций в основной капитал в экономике Карачаево-Черкесской Республики на душу населения республики (тыс. рублей): 2019 год - 42,27 2020 год - 44,35 2021 год - 46,44 2022 год - 48,68 2023 год - 51,07 2024 год - 53,57. 2. Суммарный объем инвестиций в основной капитал (млрд. рублей): 2019 год - 19,7 2020 год - 20,67 2021 год - 21,65 2022 год - 22,69 2023 год - 23,81 2024 год - 24,98. 3. Темп роста ВРП (%): 2019 год - 101,4 2020 год - 102 2021 год - 103,1 2022 год - 103,2 2023 год - 103,2 2024 год - 103,3 |
Сроки реализации государственной программы |
01.01.2019 - 31.12.2024 |
Объем финансового обеспечения государственной программы |
Объем финансового обеспечения государственной программы - 1277745,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 688048,7 тыс. рублей 2020 год - 271547,1 тыс. рублей 2021 год - 90235,7 тыс. рублей 2022 год - 86903,7 тыс. рублей 2023 год - 89757,8 тыс. рублей 2024 год - 51252,7 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 325541,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 60105,5 тыс. рублей 2020 год - 43665,2 тыс. рублей 2021 год - 61156,7 тыс. рублей 2022 год - 54716,5 тыс. рублей 2023 год - 54745,0 тыс. рублей 2024 год - 51252,7 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 952104,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 627943,2 тыс. рублей 2020 год - 227881,9 тыс. рублей 2021 год - 29079,0 тыс. рублей 2022 год - 32187,2 тыс. рублей 2023 год - 35012,8 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
1. Объем инвестиций в основной капитал в экономике Карачаево-Черкесской Республики на душу населения республики - 53,57 тыс. рублей. 2. Суммарный объем инвестиций в основной капитал - 24,98 Млрд. рублей. 3. Темп роста ВРП - 103,3%. |
1. Характеристика текущего состояния государственной программы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков
Государственная программа разработана на основании перечня государственных программ, утвержденного распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2018 N 501-р.
Карачаево-Черкесская Республика имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности.
На территории Карачаево-Черкесской Республики расположены известные центры международного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта - Домбай, Теберда, Архыз. Курорты славятся первозданной природой, лечебным воздухом, богатством растительного и животного мира. Домбай является частью Тебердинского государственного природного биосферного заповедника, занимающего 85 тысяч гектаров.
Площадь горнолыжных зон превышает 200 квадратных километров и сопоставима по площади с горнолыжными курортными районами французских Альп и Зальцбурга в Австрии. Наиболее перспективным направлением туристической отрасли является горнолыжный отдых. Туристический потенциал является важнейшим стратегическим ресурсом республики. Эффективное использование неисчерпаемых курортных ресурсов и мощного туристического потенциала республики позволит получить значительную экономическую отдачу, создать дополнительные рабочие места, вовлечь в сферу трудовой деятельности специалистов различного профиля.
Оценивая состояние туристической отрасли в регионе, следует отметить, что за последние годы в развитии туризма произошли позитивные сдвиги. Успешно реализуется крупный инвестиционный проект по созданию всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Архыз". Однако назвать полноценным, развитие этого сектора экономики в республике пока ещё рано. Вместе с тем развитие туристического рынка республики характеризуется ростом числа компаний, занятых в этом секторе. Поэтому в настоящее время ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Необходимо развитие не только крупных туристических площадок, но и небольших туристско-рекреационных и курортно-санаторных комплексов.
В последнее время макроэкономическая ситуация в Карачаево-Черкесской Республике, как и в стране в целом, характеризовалась снижением экономической активности. Тем не менее, благодаря высокой диверсификации экономики и реализации плана действий по обеспечению экономического роста и социальной стабильности в республике, в ряде отраслей получены положительные результаты.
Динамика макроэкономических процессов в последние годы в Карачаево-Черкесской Республике обусловлена реализацией мер по формированию условий экономического роста, созданием благоприятного инвестиционного климата, направлением всех видов ресурсов на поддержку и развитие приоритетных отраслей экономики, что оказывает стимулирующее воздействие на экономическую активность, рост производства, повышение уровня жизни населения Карачаево-Черкесской Республики.
Меры, предпринимаемые Правительством Карачаево-Черкесской Республики, направлены на устойчивое развитие экономики и социальной сферы региона, обеспечение сбалансированности республиканского и местных бюджетов с целью исполнения бюджетных обязательств, содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест, поддержку агропромышленного комплекса, оказание государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, развитие туристического кластера.
В республике наблюдается устойчивая тенденция роста по таким ключевым социально-экономическим показателям, как увеличение индексов промышленного производства, оборота общественного питания, номинально начисленной заработной платы, ввода в действие жилых домов, сокращение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, снижение уровня инфляции.
Промышленный комплекс занимает значимое место в экономике Карачаево-Черкесской Республики, как создающий материальную основу инновационных и инвестиционных процессов. Выпускаемая предприятиями республики продукция поставляется во многие регионы России, а также за ее пределы.
Объем валового регионального продукта в 2016 году составил 73,15 млрд. рублей. Основной составляющей валового регионального продукта Карачаево-Черкесской Республики является сельское хозяйство (24,3%), промышленность занимает (19,8%).
Одной из структурообразующих отраслей промышленности республики является производство стройматериалов, которая является одной из ведущих по объемам производимой продукции. Качество стройматериалов и конструкций, которые может поставлять республика на рынок стройматериалов, не уступает среднероссийскому. Республика располагает большими объемами нерудных материалов, которые служат хорошей сырьевой базой. Налажено производство кирпича, бетона, извести, железобетонных изделий, песчано-гравийных смесей, металлических конструкций, производство высокомарочного цемента, железобетонных конструкций, стеновых материалов. Появились и новые приоритетные направления развития промышленности: автомобилестроение, производство керамзита, продукции на основе гипсового сырья, гипса для медицинских целей, искусственной кожи и мебели.
Индекс промышленного производства в Карачаево-Черкесской Республике по итогам работы за 2017 год, по отношению к предыдущему году, составил 108,1%, в том числе в добыче полезных ископаемых (97,3%), обрабатывающих отраслях (102,6%); в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха (125,1%) и в отрасли водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (107,0%).
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых за 2017 год составил 2582,9 млн. рублей или 97,2% к уровню 2016 года.
Добыча полезных ископаемых в общем объеме промышленного производства Карачаево-Черкесской Республики занимает около 5,2%.
С целью наращивания и использования производственного потенциала индустрия промышленности республики интегрируется в крупные компании России. Наиболее крупными предприятиями отрасли являются ЗАО "Известняк" (производство извести технологической и строительной), ОАО "Хабезский гипсовый завод" (производство гипса строительного, стеновых материалов, гипсового камня, сухих строительных смесей), ЗАО "Усть-Джегутинский гипсовый комбинат им. Р.А. Джанибекова" (производство гипса строительного, стеновых и нерудных материалов, гипсового камня), ЗАО "Урупский ГОК" (подземная добыча медно-колчедановых руд, производство медного концентрата).
Обрабатывающие производства занимают более 74% в общем объеме промышленного производства Карачаево-Черкесской Республики. Предприятиями за 2017 год отгружено продукции на 36644,1 млн. рублей, что составило 121,9% к уровню прошлого года.
Среди обрабатывающих отраслей положительная динамика отгрузки сохраняется:
в производстве химических веществ и химических продуктов (рост на 22,5%). Химический комплекс в республике представлен предприятиями по производству лакокрасочной продукции, синтетических смол, пластмасс и резинотехнических изделий - ОАО "ЧЗРТИ" и ООО "Фактор";
в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (рост на 5,3%). ОАО "Кавказцемент" крупнейшее предприятие данной отрасли, является одним из ведущих предприятий цементной промышленности России;
в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (рост на 35,6%);
в производстве одежды (рост на 8,9%). Крупнейшее предприятие отрасли ЗАО "ПТШФ ИНЭ" специализируется на производстве взрослых и детских курток, брюк, форменной одежды для школьников, спецодежды для различных профессий;
в производстве электрического оборудования (рост на 8,0%). Наиболее крупные предприятия отрасли - ОАО "Завод НВА" (производство автоматических выключателей на номинальные токи от 0,3 до 100А), ОАО "Каскад" (производство многотарифных однофазных и трехфазных счетчиков электрической энергии), ОАО "Завод Элия" (производство постоянных проволочных прецизионных и общего применения изолированных для навесного монтажа резисторов С5-5В, С5-5, С5-16МВ, С5-16В).
Снижение отгрузки продукции собственного производства наблюдается:
в производстве пищевых продуктов (на 11,3%);
в производстве напитков (на 14,4%). Крупнейшие предприятия данной отрасли - ООО фирма "Меркурий", ЗАО "Висма", ЗАО "Аквалайн" и др.;
в производстве резиновых и пластмассовых изделий (на 1,3%). Самым крупным предприятием данного вида производства, как и прежде, является ОАО "ЧЗРТИ".
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2017 году составили 17,8 млрд. рублей (86,7% к 2016 году), что составило 22,8% к валовому региональному продукту.
Инвестиции в основной капитал без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, в 2017 году составили 12,1 млрд. рублей. Финансирование освоенных в 2017 году инвестиций в основной капитал крупными и средними организациями осуществлялось преимущественно за счет привлеченных средств, доля которых составила 60,5%.
В 2017 году основным источником финансирования в структуре инвестиций в основной капитал без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, являлись бюджетные средства (55,1%), которые подразделялись следующим образом: средства из федерального бюджета составляли 46,7%, из республиканского бюджета 7,4%, из местных бюджетов - 1,0%.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", за 2017 год составил 12449,6 млн. рублей, что составило 96,6% к соответствующему периоду 2016 года.
В числе положительных тенденций можно отметить рост жилищного строительства. В декабре 2017 года в республике введено 77,8 тыс. кв. метров жилья (41 дом), что в 4,0 раза больше, чем в соответствующем месяце прошлого года. Всего с начала года построено 207,3 тыс. кв. метров жилья (449 индивидуальных и 19 многоквартирных домов), из них в сельской местности - 41,9 тыс. кв. метров (284 дома). Доля индивидуального жилья в общем объеме ввода составила 37,5% (77,8 тыс. кв. метров).
Важнейшей частью потребительского рынка является сфера розничной торговли, наиболее гибкая отрасль, реагирующая на изменение всех социальных факторов и являющаяся важным индикатором социально-экономического развития региона.
В 2017 году общий объем оборота розничной торговли по предварительным данным, сложился в сумме 36790,2 млн. рублей или 99,4% к уровню 2016 года.
Оборот оптовой торговли за 2017 год, по оценке, сложился в сумме 29347,2 млн. рублей, или 125,5% к уровню 2016 года, в том числе в декабре 2017 года - 2876,5 млн. рублей (увеличение по сравнению с декабрем 2016 года на 5,2%, по отношению к предыдущему месяцу - на 0,4%).
В 2017 году населению было оказано платных услуг на сумму 13096,2 млн. рублей или 99,1% к уровню предыдущего года.
По предварительным данным, удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в 2017 году составил 25,6%, что соответствует аналогичному прошлогоднему показателю (25,8%).
В декабре 2017 года в структуре платных услуг населению по видам 65,8% общего объема приходилось на жилищно-коммунальные услуги, телекоммуникационные, бытовые (в декабре 2016 года - 67,6%).
В структуре бытовых услуг наибольший удельный вес, в декабре 2017 года, занимали услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, с долей 29,3% и по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (28,3%).
В 2017 году внешнеторговый оборот участников ВЭД Карачаево-Черкесской Республики составил 174581,8 тыс. долл. США, что выше уровня аналогичного периода 2016 года на 20,1%.
Экспортно-импортные операции в Карачаево-Черкесской Республике, в отчётном периоде осуществляли 51 участников ВЭД. На одного участника ВЭД приходится в среднем 3,42 тыс. долл. США внешнеторгового оборота (в аналогичном периоде 2016 года количество участников ВЭД составляло 41 единиц, на одного участника приходилось 3,40 тыс. долл. США).
Во внешней торговле доминировали страны дальнего зарубежья. Наибольшим по величине в текущем году был товарооборот с такими странами как Китай (21396,92 тыс. долл. США), Германия (5561,83 тыс. долл. США), Япония (1516,02 тыс. долл. США), Италия (1177,6 тыс. долл. США) и Турция (862,52 тыс. долл. США).
В основе экспорта республики лежат продукция химической промышленности, каучук в экспорте 53,7% текстиль, текстильные изделия и обувь в экспорте 15,3% и текстиль, продовольственные товары и сырьё, составляющие 16,1% в структуре экспортируемых товаров. Основу импорта региона составляет машиностроительная продукция, с долей в импорте 75,7% стоимостных объёмов.
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики республики, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой потенциал сельских территорий.
Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в 2017 году, в действующих ценах, по предварительным данным, составил 32254,7 млн. рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства к уровню 2016 года составил 99,6%.
Основные проблемы агропромышленного комплекса Карачаево-Черкесской Республики обусловлены низким уровнем интенсификации, неразвитостью материально-технической базы, изношенностью парка сельскохозяйственных машин, диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, недостаточный приток инвестиций, в том числе ограничения в привлечении кредитных ресурсов в аграрный сектор сдерживает развитие агропромышленного комплекса.
Острейшей проблемой сельскохозяйственного производства республики остается отсутствие стабильного рынка сбыта продукции.
Доминирующими направлениями животноводства являются овцеводство и разведение крупного рогатого скота. На конец декабря 2017 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, по расчетам, составило 173,0 тыс. голов (на 6,6% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров - 97,3 тыс. голов (на 4,8%), овец и коз - 1154,3 тыс. голов (на 0,8%), поголовье свиней - 4,5 тыс. голов (на 18,9%).
По итогам 2017 года в хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 55,2 тыс. тонн, молока - 233,2 тыс. тонн, яиц - 81,3 млн. штук.
За последние несколько лет в республике наблюдается положительная динамика показателей, свидетельствующих о повышении уровня жизни населения.
На уровень денежных доходов населения оказали влияние размеры заработной платы, пенсий, периодичность их индексации и своевременность выплаты.
В декабре 2017 года денежные доходы на душу населения 111,6% к уровню декабря 2016 года и составили 24968,9 рублей. По отношению к среднероссийскому уровню их величина составила 79,3%. Реальные располагаемые денежные доходы населения республики, в расчете которых учитывается инфляционная составляющая, по предварительным данным, составили 108,2%.
Основным компонентом денежных доходов населения остается номинальная среднемесячная начисленная заработная плата. За 2017 год среднемесячная начисленная заработная плата одного работника республики составила 22638,4 рубля или 105,1% к соответствующему периоду 2016 года.
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости к концу декабря 2017 года, составила 3,58 тыс. человек и снизилась по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 8,5%.
Уровень официальной (или регистрируемой) безработицы на конец декабря 2017 года составил 1,7% от численности экономически активного населения.
Несмотря на достигнутые определенные результаты, в республике сохраняются проблемы, препятствующие развитию инвестиционной активности.
Малое и среднее предпринимательство является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики, демонстрирующей свою конкурентоспособность и достаточно высокие темпы роста производства товаров и услуг.
В сфере малого бизнеса заложен потенциал для значительного увеличения количества рабочих мест и расширения налоговой базы. Программный подход позволит проводить планомерную работу по созданию благоприятного предпринимательского климата, развивать систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, повышать эффективность этого сектора экономики.
В целях привлечения средств из федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесская Республика (в лице уполномоченного органа - Минэкономразвития КЧР) приняла участие в конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в текущем году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства, проводимом Минэкономразвития России.
См. также Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21 февраля 2022 г. N 37 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидии автономной некоммерческой организации "Центр "Мой бизнес" Карачаево-Черкесской Республики"
В 2017 году уровень софинансирования расходных обязательств Карачаево-Черкесской Республики составил 95/5. Общий объем федеральных средств, привлеченных на предоставление государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики, в рамках Соглашения о предоставлении субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, от 20 февраля 2017 г. N 139-08-169, заключенного между Минэкономразвития России и Правительством Карачаево-Черкесской Республики (далее - Соглашение), составил 23302,4 тыс. рублей.
С целью содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике продолжают работу организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики" (далее - Гарантийный фонд) и Автономное учреждение Карачаево-Черкесской Республики "Микрокредитная компания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики" (далее - Микрокредитная компания).
В 2017 году Гарантийным фондом выдано 36 поручительств на общую сумму 60,5 млн. рублей.
В 2017 году в соответствии с Соглашением между Минэкономразвития КЧР и "Микрокредитной компанией, в целях докапитализации, Микрокредитной компании было предоставлено всего 23552,4 тыс. рублей, из которых средства федерального бюджета 18552,4 тыс. рублей, республиканского бюджета 5000,0 тыс. рублей (по условиям софинансирования в рамках Соглашения сумма из республиканского бюджета составила 976,4 тыс. рублей). В 2017 году Микрокредитной компанией выдано 42 микрозайма на общую сумму 42,5 млн. рублей.
В 2017 году в целях создания благоприятных условий развития предпринимательства было создано Автономное учреждение Карачаево-Черкесской Республики "Центр Поддержки Предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики" (далее - Центр). На создание и обеспечение его деятельности было направлено из федерального бюджета 4750,0 тыс. рублей, республиканского бюджета 1368,7 тыс. рублей (по условиям софинансирования в рамках Соглашения сумма из республиканского бюджета составила 250,0 тыс. рублей).
Открытие Центра позволит решить ряд важнейших задач:
сформировать позитивный имидж предпринимателя в Карачаево-Черкесской Республике;
разработать ряд законодательных инициатив, способствующих развитию предпринимательства;
повысить уровень личных и предпринимательских компетенций бизнесменов путем организации и проведения образовательных курсов, лекций, семинаров и тренингов;
организовывать бизнес-форумы, конференции и другие мероприятия совместно с государственными органами и неправительственными организациями, способствующие развитию предпринимательства. Также планируется проведение конгрессов, которые позволят изучить международный опыт и использовать лучшие практики на территории региона, адаптировав их под местные условия.
В 2017 году Центром оказывались следующие виды услуг:
информационно-консультационная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства;
проведение образовательных семинаров и тренингов;
проведение круглых столов;
проведение форумов;
организация межрегиональных бизнес-миссий;
организация и проведение конференций;
организация участия СМСП в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории Российской Федерации и другое.
В 2017 году Центр заключил соглашение с "Уполномоченным многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг - Центр информационных технологий Карачаево-Черкесской Республики" на оказание следующих услуг:
1. Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
2. Услуга по подбору по заданным параметрам информации о недвижимом имуществе, включенном в перечни государственного и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и свободном от прав третьих лиц.
3. Услуга по предоставлению по заданным параметрам информации об организации участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, конкретных заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Услуги по подбору информации о недвижимом имуществе, включенным в перечни государственного и муниципального имущества.
5. Предоставление по заданным параметрам информации об объемах и номенклатуре закупок конкретных и отдельных заказчиков, определенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", у субъектов МСП в текущем году.
6. Предоставление информации об органах государственной власти Российской Федерации, органах местного самоуправления организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, о мерах и условиях поддержки, предоставляемой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях субъектам МСП.
7. Регистрация на Портале Бизнес - навигатора МСП.
В августе 2017 году были заключены договоры с тремя организациями работы по предоставлению бесплатных консультаций субъектам МСП Карачаево-Черкесской Республики. По данным отчетов данных фирм в 2017 году было проведено более 1250 консультаций юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по вопросам организации ведения и развития бизнеса, систем налогообложения, информационного и маркетингового сопровождения.
Центр организовал встречи предпринимателей с сотрудниками государственных органов с организаторами различных мероприятий для субъектов МСП, с уполномоченным по защите прав предпринимателей и так далее для информирования их об изменении законодательства в сфере предпринимательства, об условиях, сроках проведения мероприятий в рамках государственной поддержки, о законности проверок, проводимых в отношении СМП, а так же по возникающим у предпринимателей вопросам с целью их разъяснения.
С начала ведения деятельности в Центр обращаются предприниматели других районов республики, что говорит о положительной оценке работы Центра.
В августе 2017 года предприниматели республики приняли участие в Первом Карачаево-Черкесском Инвестиционном форуме - Бизнес-сессии "Инвестируй в Кавказ". Организатором Форума выступили Минэкономразвития КЧР совместно с Минкавказом России, Корпорацией развития Северного Кавказа и АНО "Агентство стратегических инициатив".
В Форуме приняли участие представители федеральных и региональных структур, исполнительных и законодательных органов власти, руководители крупнейших предприятий, работающих в регионе, представители малого и среднего бизнеса, профессиональных сообществ, СМИ, а также студенты экономических специальностей вузов.
В Карачаево-Черкесской Республике реализуется комплекс мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику республики.
В 2017 году в Карачаево-Черкесской Республике реализовывалось 21 проект стоимостью 48878,2 млн. рублей, планируется к реализации 24 проекта стоимостью 93807,81 млн. рублей.
Перечень инвестиционных проектов, реализуемых и запланированных к реализации в Карачаево-Черкесской Республике, формируется в виде Инвестиционного плана Карачаево-Черкесской Республики на соответствующий год в соответствии с поступающими заявками от инициаторов инвестиционных проектов, а также в соответствии с информацией об инвестиционных проектах, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства с оказанием различных форм государственной поддержки.
В целях использования эффективного механизма привлечения инвестиций, максимально учитывающего опыт и потребности субъектов Российской Федерации, а так же создания региональной системы предоставления инвесторам прозрачной и актуальной информации о возможностях и условиях инвестирования, Карачаево-Черкесская Республика регулярно принимает участие в Международном инвестиционном форуме "Сочи", где демонстрирует инвестиционную деятельность республики, а также представляет инвестиционные зоны для привлечения инвесторов.
В рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, в соответствии с Соглашением от 18.02.2017 N 370-08-002, заключенным между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Правительством Карачаево-Черкесской Республики, в 2017 году были направлены средства на реализацию трех инвестиционных проектов:
строительство агропромышленного парка на территории Карачаево-Черкесской Республики, ООО "Шанс";
закладка фруктового сада интенсивного типа на территории Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской Республики, ООО "Сады "Карачаево-Черкесии";
расширение и модернизация туристско-рекреационного комплекса "Домбай", ООО ИСК "Кубанское".
В 2017 году продолжался процесс мониторинга исполнения в Карачаево-Черкесской Республике Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Кроме того, по итогам внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации, в 2017 году Карачаево-Черкесская Республика вошла в III группу регионов, заняв 67 позицию из 85 субъектов Российской Федерации.
Внедрение лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации позволило оптимизировать процесс получения субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности государственных и муниципальных услуг, что тоже позитивно сказалось на инвестиционном климате республики.
Позитивный имидж региона выступает важным фактором его высокой инвестиционной привлекательности, развития регионального бизнеса, включенности в межрегиональное и международное сотрудничество, способствуя повышению качества жизни населения.
При реализации государственной программы для достижения поставленных ею целей необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные, операционные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей государственной программы.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации государственной программы существенными являются следующие риски:
финансово-экономические риски (состояние экономики, проводимая государством экономическая бюджетная, финансовая, инвестиционная и налоговая политика, неблагоприятная рыночная и инвестиционная конъюнктура, цикличность развития экономики и фазы экономического цикла; государственное регулирование экономики, зависимость национальной экономики, возможное невыполнение государством своих обязательств (возможность недофинансирования или несвоевременного финансирования расходов на реализацию программных мероприятий из федерального и республиканского бюджета, различного рода дефолты, прекращения договоров и другие финансовые потрясения и другие);
технико-технологические риски (надежность оборудования, предсказуемость производственных процессов и технологий, их сложность, уровень автоматизации, темпы модернизации оборудования и технологий);
организационные риски (дефицит высококвалифицированных кадров или запаздывание с подготовкой кадров);
экологические риски (загрязнение окружающей среды, природные и климатические катаклизмы, заболеваемость населения и животных инфекционными заболеваниями, массовые распространения вредителей растений и другие);
законодательно-правовые (изменения действующего законодательства, противоречивость, неполнота, незавершенность законодательно-правовой базы и другие).
Управление рисками в рамках реализации государственной программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Основная часть рисков подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
2. Цель и задачи государственной программы
Приоритетами государственной политики Карачаево-Черкесской Республики в сфере экономического развития являются:
создание необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности субъекта;
развитие малого и среднего предпринимательства.
Реализация государственной программы предусмотрена с 2019 по 2024 годы. План мероприятий по реализации государственной программы разрабатывается сроком на три года (приложение 4).
Основные направления реализации государственной программы соответствуют приоритетам социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Северо-Кавказского федерального округа, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года и государственной программе Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года.
Целью настоящей государственной программы является обеспечение устойчивого экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
Для этого необходимы качественные изменения в процессах управления, в первую очередь, в государственном секторе экономики, на основе продуманной Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года.
Государственный сектор экономики включает в себя систему управления хозяйствующими субъектами, учреждениями бюджетного сектора, а также систему предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Качественными факторами повышения производительности труда являются система управления, управленческие кадры, внедрение научных, инновационных и инженерных разработок, цифровизация экономики, выход продукции и услуг на внешние рынки как подтверждение конкурентоспособности экономики.
С учетом вышеизложенного, для достижения цели государственной программы необходимо задачи, направленные на создание благоприятных условий для экономического роста Карачаево-Черкесской Республики и формирование благоприятного инвестиционного климата и эффективной системы привлечения инвестиций для достижения целей социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
Достижение основной цели - обеспечение устойчивого экономического развития Карачаево-Черкесской Республики - в конечном итоге должно выразиться в достижении целевых показателей (индикаторов) государственной программы.
Перечень и сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации приведены в приложении 2 к государственной программе.
Для решения поставленных задач в государственной программе предусмотрены следующие подпрограммы:
"Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Карачаево-Черкесскую Республику".
Целью подпрограммы "Развитие экономического потенциала и повышение конкурентоспособности экономики Карачаево-Черкесской Республики" является создание благоприятных условий для экономического роста Карачаево-Черкесской Республики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи подпрограммы государственной программы:
Задача 1. Мониторинг и прогнозирование экономики Карачаево-Черкесской Республики.
Задача 2. Обеспечение доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов (кредитов).
Задача 3. Развитие системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задача 4. Совершенствование стратегического планирования в Карачаево-Черкесской Республике.
Задача 5. Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.
Задача 6. Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для решения поставленных задач подпрограммы планируется реализация следующих основных мероприятий подпрограммы государственной программы:
развитие системы микрофинансирования (пополнение), в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства монопрофильного муниципального образования;
формирование республиканского гарантийного фонда (пополнение), в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства монопрофильного муниципального образования;
создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку малым и средним предприятиям, в том числе социально ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
См. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25 ноября 2021 г. N 64 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства"
мониторинг и прогнозирование экономики Карачаево-Черкесской Республики;
совершенствование стратегического планирования в Карачаево-Черкесской Республике.
Достижение основной цели подпрограммы "Развитие экономического потенциала и повышение конкурентоспособности экономики Карачаево-Черкесской Республики" - в конечном итоге должно выразиться в достижении целевых показателей (индикаторов) подпрограммы государственной программы:
Перечень и сведения о целевых показателях (индикаторах) приведены в приложении 2 к государственной программе.
Целью подпрограммы "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Карачаево-Черкесскую Республику" является формирование благоприятного инвестиционного климата и эффективной системы привлечения инвестиций для достижения целей социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи подпрограммы государственной программы:
Задача N 1. Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе;
Задача N 2. Создание системообразующих предприятий в различных отраслях экономики, обеспечение прозрачности и открытости инвестиционной деятельности.
Для решения поставленных задач подпрограммы планируется реализация следующих основных мероприятий подпрограммы государственной программы:
участие во всероссийских и международных инвестиционных и экономических форумах (организационный взнос, закупка товаров, работ, услуг), освещение инвестиционной деятельности;
внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климате в регионе.
Достижение основной цели подпрограммы "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Карачаево-Черкесскую Республику" - в конечном итоге должно выразиться в достижении целевых показателей (индикаторов) подпрограммы государственной программы.
Перечень и сведения о целевых показателях (индикаторах) приведены в приложении 2 к государственной программе.
3. Общая характеристика участия муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики в реализации государственной программы
В рамках настоящей государственной программы участие муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики не предусмотрено.
Раздел 4 изменен с 25 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25 ноября 2021 г. N 63
4. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы
Объем финансового обеспечения государственной программы - 1277745,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2019 год - 688048,7 тыс. рублей
2020 год - 271547,1 тыс. рублей
2021 год - 90235,7 тыс. рублей
2022 год - 86903,7 тыс. рублей
2023 год - 89757,8 тыс. рублей
2024 год - 51252,7 тыс. рублей;
за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 325541,6 тыс. рублей, в том числе по годам:
2019 год - 60105,5 тыс. рублей
2020 год - 43665,2 тыс. рублей
2021 год - 61156,7 тыс. рублей
2022 год - 54716,5 тыс. рублей
2023 год - 54745,0 тыс. рублей
2024 год - 51252,7 тыс. рублей;
за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 952104,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
2019 год - 627943,2 тыс. рублей
2020 год - 227881,9 тыс. рублей
2021 год - 29079,0 тыс. рублей
2022 год - 32187,2 тыс. рублей
2023 год - 35012,8 тыс. рублей.
Объем финансирования государственной программы за счет средств республиканского бюджета определяется ежегодно в пределах возможности доходной части республиканского бюджета.
Информация по ресурсному обеспечению государственной программы в разрезе источников финансирования реализации государственной программы (расшифровка подпрограмм, основных мероприятий, а также по годам реализации государственной программы) приведена в приложении 3.
5. Механизм реализации государственной программы
Порядок сбора и представления отчетности государственной программы производится в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.08.2018 N 208 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики" и приказом Минэкономразвития КЧР от 12.09.2018 N 78-п "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Карачаево-Черкесской Республики и оценки эффективности реализации основных мероприятий, предлагаемых к реализации с 2019 года".
Основаниями для внесения изменений в государственную программу Карачаево-Черкесской Республики являются:
приведение в соответствие с Законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с требованиями статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
увеличение или уменьшение объемов финансирования государственной программы;
изменения законодательства о стратегическом планировании и бюджетного законодательства;
изменения Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики;
требования, установленные государственными программами Российской Федерации;
наличие иных обстоятельств, требующих внесения изменений (дополнений) в государственную программу.
Процедура обеспечения публичности (открытости) информации о реализации государственной программы обеспечивается путем размещения ежеквартальных отчетов на официальном сайте Минэкономразвития КЧР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.