Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 21 ноября 2011 г. N 421
Республиканская целевая программа
"Развитие молочного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2015 годы"
Паспорт республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2015 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие молочного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"; постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Цели Программы |
Устойчивое развитие молочного скотоводства и увеличение объемов производства молока с 229,147 тыс. тонн в 2010 году до 274,2 тыс. тонн в 2015 году; повышение конкурентоспособности производства молока на основе роста эффективности молочного скотоводства |
Основные задачи Программы |
Создание финансово-экономических и технологических условий повышения эффективности молочного скотоводства; укрепление племенной базы молочного скотоводства; создание интегрированных формирований по производству, переработке и реализации молока и молочной продукции; расширение производственной базы комбикормовой и восстановление микробиологической промышленности; обеспечение поголовья коров в хозяйствах, имеющих достаточную производственную базу; наращивание производства и резкое увеличение товарности молока; повышение продуктивности дойного стада; повышение уровня потребления молока и экологической безопасности для населения; повышение роли факторов управления, квалифицированных кадров, информатизации и науки в устойчивом развитии молочного производства; реализация мер по регулированию рынка молока |
Основные мероприятия Программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного скотоводства, направленных на стимулирование увеличения численности коров и производства высококачественного молока: поддержка племенного скотоводства; повышение генетического потенциала продуктивности молочного скота через покупку высокоценных племенных телок и нетелей на внутреннем рынке и по импорту; приобретение и содержание быков-производителей; повышение качества молочного скота в личных подсобных хозяйствах населения (далее - ЛПХ) и фермерских хозяйствах; увеличение и модернизация действующих пунктов искусственного осеменения, создание сервисного центра; повышение квалификации кадров и освещение в средствах массовой информации проблем производства и потребления молока; регулирование рынка молока в целях выравнивания его производства по сезонам года и достижения стабильных заготовительных цен; укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов |
Сроки реализации Программы |
2012-2015 годы |
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, муниципальные образования Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию) и сельскохозяйственные товаропроизводители, отобранные на конкурсной основе |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет (в ценах соответствующих лет) 1506500 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 283000 тыс. рублей, из них по годам: 2012 год - 41700 тыс. рублей 2013 год - 106290 тыс. рублей 2014 год - 86060 тыс. рублей 2015 год - 48950 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 47600 тыс. рублей, из них по годам: 2012 год - 7130 тыс. рублей 2013 год - 17470 тыс. рублей 2014 год - 14490 тыс. рублей 2015 год - 8510 тыс. рублей за счет иных источников (внебюджетных источников) - 1175900 тыс. рублей, из них по годам: 2012 год - 205100 тыс. рублей 2013 год - 377500 тыс. рублей 2014 год - 346800 тыс. рублей 2014 год - 246500 тыс. рублей |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Показатели Программы: удельный вес племенного поголовья коров в общей численности молочного стада к 2015 году - 10,7%; приобретение племенного молодняка не менее 9 тыс. голов в течение 4 лет; производство молока: 2012 год - 232,5 тыс. тонн 2013 год - 238,8 тыс. тонн 2014 год - 253,4 тыс. тонн 2015 год - 274,2 тыс. тонн создание центров по оказанию сервисных услуг - 10; выход телят на 100 маток довести с 69 голов в 2010 году до 82 голов в 2015 году; удой на корову в год в 2015 году - 2690 кг; производство молока на душу населения в 2015 году - 417 кг |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение поголовья племенных коров молочных пород в общей их численности в 12 раз, доведено удоя на корову к 2015 году до 2690 кг, валового производства молока - до 274,2 тыс. тонн; увеличение выхода телят на 100 коров с 69 голов в 2010 году до 82 голов в 2015 году; повышение производительности труда на 10%; создание 5242 рабочих места на сельскохозяйственных предприятиях и предприятиях переработки и агросервиса; увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней на 53,4 млн. рублей и уменьшение выплат по безработице на 43,7 млн. рублей |
Система управления и контроля Программой |
Координатором и ответственным за реализацию Программы является Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики. Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики: направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчет о ходе реализации Программы в сроки и по формам, устанавливаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; представляет в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики: по запросам необходимую информацию о подготовке и реализации Программы; ежегодно до 01 марта года, следующего за отчетным, отчет о ходе реализации Программы и использовании финансовых средств |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В Карачаево-Черкесской Республике в 2010 году было произведено молока на душу населения с учетом гостей республики, прибывших на лечение и отдых, 344 литра (или 84,9% от средней медицинской нормы потребления).
В республике за последние три года наблюдается увеличение поголовья коров и валового производства молока. Однако, темпы увеличения валового производства молока отстают от увеличения поголовья коров из-за снижения удоя на корову. Это негативное явление, угрожающее снижением производства молока на душу населения, является одним из оснований разработки республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2015 годы". Необходимость разработки и реализации Программы усиливается и ожидаемым увеличением в разы численности гостей республики, приезжающих на отдых и курортное лечение. Принятая Правительством Российской Федерации от 06 сентября 2010 года N 1485-р Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года предусматривает масштабное развитие туристско-рекреационного комплекса.
См.:
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"
Приказ Минсельхоза РФ от 1 февраля 2011 г. N 25 "Об утверждении Правил ведения учета в племенном скотоводстве молочного и молочно-мясного направлений продуктивности"
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15 февраля 2013 г. N 40 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на реализованное товарное молоко"
Карачаево-Черкесская Республика имеет 640 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 176 тыс. га пашни, 464 тыс. га сенокосов и пастбищ.
В 2010 году из указанных площадей из сельскохозяйственного оборота оставались выведенными 54 тыс. га пашни и 132,1 тыс. га сенокосов и пастбищ. Численность работников, занятых в сельском хозяйстве, в среднегодовом исчислении без учета занятых в личных подсобных хозяйствах снизилась с 35,5 тыс. человек в 1990 году до 4,1 тыс. человек в 2010 году при численности сельского населения 250 тыс. человек, в основном осуществляющих деятельность в животноводстве.
Эти показатели наглядно демонстрируют наличие достаточных природных и трудовых ресурсов для увеличения производства продукции животноводства, в том числе и молока.
В 2010 году в республике функционировали 95 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий, в среднем имеющих по 122 головы крупного рогатого скота, в том числе 56 голов коров. Основная же часть крупного рогатого скота, в том числе коров, находилась на малых предприятиях, ориентирующихся на ограниченные размеры производства ручным трудом (крестьянско-фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприниматели, личные подсобные хозяйства). В среднем эти предприятия имели 3,8 головы крупного рогатого скота, в том числе 1,9 головы коров. Эти данные свидетельствуют о том, что для развития эффективного молочного скотоводства необходима организация крупных предприятий, способных централизовать капитал и концентрировать производство для приобретения необходимой техники, внедрения новейших технологий как основных условий увеличения производства молока, повышения его эффективности. Из-за абсолютного преобладания мелких предприятий, ориентированных на ограниченное и полутоварное производство, утеряна интеграция сельскохозяйственных предприятий с их смежными по агропромышленному комплексу предприятиями переработки, снабжения, обслуживания и торговли. Из этого следует, что экономические интересы предприятий агропромышленного комплекса должны быть нацелены на интеграцию.
В последние годы поголовье коров увеличивается. Однако, удельный вес племенных молочных коров в общей их численности остается на уровне 0,7%. Удои на корову снижаются, что свидетельствует о необходимости повышения продуктивности молочного скота посредством закупки племенного маточного поголовья скота молочных пород (преимущественно телок и нетелей).
Актуальным для развития отрасли остается и проблема обеспечения молочного стада коров производственными помещениями, оборудованными необходимой техникой. В республике обеспеченность скотоместами молочного стада составляет 103%, однако их обеспеченность необходимым технологическим оснащением, позволяющим использовать современные технологии производства, составляет лишь 24%, поэтому актуальна проблема закупки оборудования для внедрения современных технологий производства молока.
Отрицательно влияют на развитие животноводства, в том числе и молочного скотоводства, следующие факторы:
диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и продукцию производительного пользования этой отрасли;
сложности, возникающие при реализации продукции сельскохозяйственных предприятий;
ограниченные возможности сельскохозяйственных предприятий в использовании кредитных ресурсов из-за ограниченного залогового обеспечения кредитов;
недостаточность государственной финансовой поддержки. В 2010 году поддержка производства молока составляла лишь 3,3% производственных издержек.
Вышеперечисленные факторы, препятствующие развитию молочного скотоводства, предопределяют необходимость комплексного программного подхода к обеспечению развития молочного скотоводства.
Программа разработана как организационно-ресурсное дополнение к республиканской целевой программе "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2009 N 119.
Результаты развития молочного скотоводства и его эффективности за последние годы, свидетельствующие о необходимости разработки и реализации необходимых мероприятий в комплексе, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели производства молока и его эффективности
Показатели |
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2010 год к 2008 году, % |
1. Поголовье молочных коров, всего |
тыс. голов |
105,1 |
111,4 |
113,67 |
108,2 |
2. Удой на корову в год во всех категориях хозяйств |
кг |
2099 |
2037 |
2015 |
96,0 |
3. Валовое производство молока |
тыс. тонн |
220,6 |
226,96 |
229,1 |
103,9 |
4. Товарное производство молока |
тыс. тонн |
143,4 |
147,5 |
148,9 |
103,8 |
5. Производство на душу населения |
кг |
336 |
346 |
348 |
103,0 |
6. Выход телят на 100 маток |
гол. |
67 |
68 |
69 |
103,0 |
7. Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород |
% |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
100,0 |
8. Закупка сухого молока |
тонн |
- |
- |
- |
- |
9. Рентабельность производства молока: с господдержкой |
% |
14,7 |
15,5 |
12,2 |
X |
без государственной поддержки |
% |
- 0,5 |
- 1,2 |
7,7 |
X |
2. Основная цель и задачи Программы
Основная цель Программы - создание технологических и экономических условий эффективного использования природно-ресурсного и трудового потенциала республики для динамичного развития молочного скотоводства и обеспечение ожидаемой потребности населения в молочных продуктах на уровне, соответствующем медицинским нормам. Для этого планируется увеличение производства молока с 229,1 тыс. тонн в 2010 году до 274,2 тыс. тонн в 2015 году (увеличение - 19,7%).
Достижение намеченной цели будет осуществлено решением следующих основных задач:
увеличение поголовья племенных коров молочных пород в хозяйствах, имеющих производственную базу;
создание интегрированных формирований по производству, переработке и реализации молока и молочной продукции;
увеличение доли поголовья племенных коров молочных пород в общей численности молочного стада по республике;
обеспечение полного использования производственной базы комбикормовой и создание микробиологической промышленности;
наращивание производства и максимальное увеличение товарности молока;
государственная поддержка реализации Программы.
3. Целевые индикаторы Программы
Имеющиеся природный и трудовой потенциал при целевой государственной финансовой поддержке свидетельствует о способности динамично обеспечить наращивание поголовья племенных коров молочных пород и увеличение производства молока на период до 2015 года в следующих объемах (таблица 2).
Таблица 2
Основные целевые индикаторы Программы
Целевой индикатор |
Единица измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 год к 2010 году, в % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. Валовое производство молока, |
тыс. тонн |
232,5 |
238,8 |
253,4 |
274,2 |
119,7 |
|
в том числе товарное |
тыс. тонн |
151,1 |
155,2 |
164,7 |
178,2 |
119,9 |
|
2. Удой на корову в год: в с/х организациях племенного поголовья |
кг |
4500 |
4670 |
4850 |
5030 |
114,1 |
|
в хозяйствах всех форм собственности |
кг |
2080 |
2200 |
2404 |
2690 |
133,5 |
|
3. Производство на душу населения |
кг |
354 |
363 |
385 |
417 |
119,8 |
|
4. Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол |
2000 |
2200 |
2400 |
2400 |
|
|
5. Выход телят на 100 маток |
гол |
75 |
78 |
80 |
82 |
118,8 |
|
6. Удельный вес племенного поголовья крупного рогатого скота молочных пород в их общей численности |
% |
1,5 |
2,5 |
3,5 |
4,8 |
в 12,0 р |
|
6.1. Удельный вес племенных коров молочных пород в общей их численности |
% |
0,7 |
3,0 |
5,0 |
7,5 |
10,7 |
в 15,3 раз |
6.2. Объем реализации племенного молодняка молочных пород |
гол |
102 |
140 |
200 |
300 |
500 |
490,2 |
в том числе в % к пред. год |
|
137,3 |
142,9 |
150,0 |
166,6 |
|
4. Система программных мероприятий
Для достижения цели и решения задач Программы планируется осуществить ряд мероприятий:
реконструкция животноводческих комплексов (ферм);
восстановление производства комбикормов;
создание интегрированных формирований;
увеличение племенного поголовья коров молочных пород;
государственная поддержка реализации Программы.
4.1. Реконструкция животноводческих комплексов
В республике обеспеченность производственными помещениями молочного стада составляет 103%. Однако, их оснащенность технологическим оборудованием не отвечает требованиям современных молочных комплексов (ферм). Программа предусматривает реконструкцию 9800 скотомест и оснащение их технологическим оборудованием, соответствующим требованиям современных молочных комплексов (ферм), мощностью 600 голов и более.
4.2. Восстановление производства комбикормов
В настоящее время предприятия комбикормовой промышленности с мощностью производства 50 тонн в сутки бездействуют. Причинами простоя являются:
ограниченные возможности приобретения сырья;
снижения спроса на продукцию.
Программа предусматривает вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемой пашни, увеличение посевов кормовых культур, обеспечение сырьем предприятий по производству кормов. Увеличение доли комбикормов в рационе кормления молочных коров (в том числе племенных) в организациях по племенному животноводству позволит увеличить спрос на комбикорма, тем самым восстановить комбикормовую промышленность в республике.
4.3. Создание интегрированных формирований
В республике в настоящее время имеется 8 специализированных предприятий по переработке молока общей мощностью 400 тонн в смену, агросервисных по материально-техническому снабжению, выполнению механизированных работ по обработке почвы, уходу и уборке сельскохозяйственных культур - 26. На их базе планируется создание агрохолдингов с привлечением крупных производителей молока. Создание агрохолдингов объединит систему производства, переработки и реализации в одну цепь, что позволит существенно сократить издержки на производство и повысить его рентабельность. Конкурирование указанных отраслей в цепи от производителя до потребителя является одним из факторов, сдерживающих рост производства молока и повышения его эффективности. Низкие темпы роста производства молока ведут к снижению производства предприятий переработки и спроса на продукцию предприятий агросервиса, нередко и к прекращению производственной деятельности.
4.4. Увеличение поголовья племенных коров молочных пород
В настоящее время в республике нет племенного завода по молочному скотоводству. Со статусом племенных репродукторов коров молочных пород имеется 2 хозяйства. В общей численности молочного стада республики удельный вес племенных коров молочных пород составляет лишь 0,7%. Маточное поголовье племенного молочного скота, имеющееся в наличии, может увеличиваться за счет приплода ежегодно лишь на 350 голов. Для решения основных целей Программы и увеличения доли племенных коров молочных пород в общей численности молочного стада будет осуществляться закупка нетелей и телок молочных пород с использованием приплода исключительно для расширенного воспроизводства молочного стада.
4.5. Государственная поддержка реализации Программы
Государственная поддержка Программы будет осуществляться в виде субсидий из республиканского бюджета.
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться в пределах возможности доходной части республиканского бюджета.
Предоставление мер государственной поддержки, предусмотренных Программой, будет осуществляться на основании соответствующих порядков (правил), утвержденных Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
Субсидирование предусматривается осуществлять по следующим направлениям:
реконструкция животноводческих комплексов (ферм) молочного направления;
приобретения высококачественных племенных телок молочных пород на внутрироссийском рынке и импорту;
приобретение семени высококачественных племенных быков-производителей молочных пород;
создание сервисных центров искусственного осеменения коров;
приобретения комбикормов-концентратов.
Объемы субсидирования по указанным направлениям представлены в таблицах 3-6.
Таблица 3
Расчет потребности в субсидиях на реализацию инвестиционных проектов по реконструкции животноводческих комплексов (ферм) молочного направления
Прогнозируемое количество проектов (ед) |
Общая сметная стоимость проектов, тыс. рублей |
Субсидии, тыс. рублей |
15 |
359700 |
107800 |
Субсидии рассчитаны из расчета субсидирования в размере 30% от сметной стоимости. Общая сметная стоимость рассчитана в расчете на обеспечение 9800 тыс. скотомест необходимым оборудованием, соответствующим требованиям современных молочных комплексов (ферм).
Таблица 4
Расчет потребности субсидий на возмещение части затрат на повышение генетического потенциала продуктивного молочного стада путем покупки высококачественных племенных телок и нетелей, в том числе по импорту
Годы |
Увеличение поголовья коров в племенных хозяйствах к предыдущему году |
Требуется телок и нетелей, голов |
Всего субсидий на покупку телок и нетелей, тыс. рублей |
2012 |
2000 |
2000 |
41330 |
2013 |
2200 |
2200 |
44500 |
2014 |
2400 |
2400 |
48400 |
2015 |
3000 |
2400 |
48400 |
Всего 2012-2015 гг |
X |
9000 |
182630 |
Сумма субсидий рассчитана из расчета ставки субсидирования в размере 18-19% стоимости покупки и стоимости одной головы 110 тыс. рублей.
Таблица 5
Расчет потребности субсидий на создание сервисных центров и компенсации затрат на искусственное осеменение телок и коров молочных пород
Целевые индикаторы |
Единица измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Итого |
Ожидаемое поголовье коров |
тыс. гол. |
111,7 |
108,7 |
105,4 |
101,9 |
X |
50% от ожидаемого поголовья |
тыс. гол |
55,9 |
54,4 |
52,7 |
51,0 |
X |
Выход телят на 100 коров |
гол. |
75 |
78 |
80 |
82 |
X |
Количество телят для субсидирования |
тыс. гол |
41,9 |
42,4 |
42,2 |
41,8 |
X |
Количество сервисных центров |
ед. |
- |
10 |
- |
- |
X |
Сумма субсидий, |
тыс. рублей |
6650 |
12400 |
6680 |
6640 |
32400 |
в том числе сервисных центров |
тыс. рублей |
- |
5000 |
- |
- |
5000 |
Сумма субсидий рассчитана из расчета затрат на одно плодотворное осеменение коров 140 рублей и затрат на создание одного сервисного центра по искусственному осеменению коров 500 тыс. рублей охвата искусственным осеменением 50% поголовья молочного стада крестьянско-фермерских, личных подсобных хозяйств и хозяйств индивидуальных частных предпринимателей.
Таблица 6
Расчет потребности в субсидии на компенсацию части затрат на приобретение комбикормов - концентратов
Годы |
Потребность в комбикормах - концентратах, тыс. тн |
Затраты на приобретение, тыс. рублей |
Ставка субсидий |
Сумма субсидий, тыс. рублей |
2012 |
0,76 |
6100 |
30,8 |
1880 |
2013 |
0,78 |
6200 |
36,5 |
2260 |
2014 |
0,83 |
6600 |
34,4 |
2270 |
2015 |
0,90 |
7200 |
33,2 |
2390 |
Всего за 2012-2015 годы |
3,27 |
26100 |
X |
8800 |
Сумма субсидий рассчитана на племенное поголовье молочного стада в племенных хозяйствах из расчета затрат комбикормов на 1 кг молока 0,3 кг; на производство 1 кг прироста 2,2 кг, стоимости 1 кг комбикорма - концентрата 8 рублей.
5. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в 2012-2015 годах. Однако, многие организационные вопросы должны быть решены в порядке подготовки в 2011 году:
утверждение и согласование Программы с федеральными органами исполнительной власти;
подготовка заданий по проектам научно-исследовательских опытно-конструкторских работ;
определение перечня сельхозпредприятий, подлежащих аттестации в качестве племенных заводов и племенных репродукторов.
6. Социально-экономическая и экологическая эффективность Программы
Финансовая поддержка из республиканского бюджета, привлечение финансовых средств федерального бюджета в соответствии с отраслевой целевой программой "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы", предусматривающей предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, при условии долевого софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации обеспечит достижение социально-экономической эффективности развития молочного скотоводства в следующих параметрах (таблица 7).
Таблица 7
Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы
Показатели |
Годы |
2015 год к 2012 году, в % |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1. Поголовье молочных коров, тыс. гол |
111,8 |
108,5 |
105,4 |
101,9 |
91,1 |
2. Удой на корову в год в хозяйствах всех категорий, кг |
2080 |
2200 |
2404 |
2690 |
129,3 |
3. Валовое производство молока, тыс. тонн |
232,5 |
238,8 |
253,4 |
274,2 |
117,9 |
4. Товарное производство молока, тыс. тн. |
151,1 |
157,6 |
169,8 |
189,2 |
125,2 |
5. Производство молока на душу населения |
354 |
368,9 |
398,0 |
443,0 |
125,2 |
6. Валовой продукт отрасли, млн. рублей |
2473,8 |
2743,8 |
3144,7 |
3674,3 |
148,5 |
7. Валовой доход отрасли, млн. рублей |
1113,2 |
1234,7 |
1415,1 |
1653,4 |
148,5 |
8. Чистая прибыль отрасли, млн. рублей |
115,8 |
183,8 |
213,8 |
249,9 |
215,8 |
9. Начисление налогов, млн. рублей |
8,1 |
12,9 |
15,0 |
17,5 |
21,6 |
10. Рабочие места |
190 |
48 |
381 |
334 |
953 |
Реализация Программы, при сокращении поголовья коров молочного стада на 8,9%, за счет повышения удоя на корову на 129,6% позволит увеличить валовое производство молока на 117,9%, в том числе товарного производства молока на душу населения - на 125,2%.
Это позволит превысить производство молока на душу населения в республике на 109%.
Наряду с увеличением показателей производства реализация Программы позволит увеличить валовой продукт отрасли по стоимости на 148,5%, валовой доход - 148,5%, извлечение чистой прибыли - 215,8%, начисление налогов в бюджеты всех уровней - на 216%. Кроме того, позволит создать дополнительно 953 рабочих места.
Достижение целевых индикаторов Программы в вышеназванных параметрах, при условии полного финансирования из всех источников, обеспечит и эффективность использования бюджетных средств (таблица 8)
Таблица 8
Расчет эффективности расходов бюджетных средств по Программе
Показатели |
Единица измерения |
Годы |
Всего за 4 года |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
Ежегодный прирост валового производства молока |
тыс. тонн |
3,4 |
6,3 |
14,6 |
20,8 |
45,1 |
|
То же в стоимостном выражении (ВП) |
тыс. рублей |
36200 |
72400 |
181200 |
278700 |
568500 |
|
Дополнительная валовая прибыль |
тыс. рублей |
16900 |
25900 |
30800 |
37000 |
110600 |
|
Финансирование на продукцию |
всего (Ф) |
тыс. рублей |
253900 |
501300 |
447400 |
363900 |
1566500 |
в том числе из республиканского бюджета (местных бюджетов) |
тыс. рублей |
7130 |
17470 |
14490 |
8510 |
47600 |
|
Показатели эффективности |
% |
14,3 |
14,4 |
40,5 |
76,5 |
36,3 |
|
% |
237 |
148,5 |
212,6 |
435,0 |
232,4 |
Расчет эффективности расходования бюджетных средств определяется по формуле:
,
где:
- коэффициент общей эффективности финансовых средств;
ВП - ежегодный прирост товарной продукции молока в стоимостном выражении;
Ф - объем финансирования производства продукции.
Как видно из таблицы 8 значение коэффициента () в среднем арифметическом выражении составляет 36,3%. Это отражает достаточно высокую степень возмещения общих затрат по Программе через прирост валового продукта отрасли (100:36,3 = 2,8 лет).
Кроме того, оценивается и эффективность расходования бюджетных средств по формуле:
,
где:
- планируемая эффективность расходования бюджетных средств;
ВП - дополнительная валовая прибыль, полученная по Программе;
3 - расходы республиканского бюджета по Программе.
Среднеарифметическая эффективность расходования бюджетных средств () составляет 232,4%, что для Программы, предназначенной создать стартовые условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу, следует считать высоким показателем. Племенное молочное стадо фактически будет сформировано за период действия Программы и поэтому эффективность затраченных средств будет проявляться в течение 3-4 лет и после завершения реализации Программы. Сроки использования модернизированных ферм значительно превышают их.
Ожидается, что реализация Программы, кроме социально-экономической и экологической эффективности отрасли дает и народно-хозяйственную экономическую и социальную эффективность. Расчет экономической и социальной эффективности представлен в таблице 9.
Таблица 9
Расчет экономической и социальной эффективности реализации Программы
Наименование эффекта и единицы измерения |
Результат по годам |
За 4 года |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Основные индикаторы: | |||||
1. Эффект от повышения производительности труда, сокращение рабочих мест, чел. |
|
285 |
428 |
809 |
1522 |
Расчет: |
|
|
|
|
|
1.1. Прирост производства молока, тыс. тонн |
3,4 |
6,3 |
14,6 |
20,8 |
45,1 |
1.2. Прямые затраты труда на увеличение производства молока, среднегодовых работников, чел. |
190 |
48 |
381 |
334 |
953 |
1.3. Генерация в среднем 4,5 рабочих места на 1 прямого работника в скотоводстве в других сферах (переработка, сервис, другие отрасли сельского хозяйства), рабочих |
855 |
216 |
1715 |
1503 |
4289 |
2. Уменьшение выплат из бюджета пособий по безработице, млн.рублей (10,2 тыс. рублей х число рабочих) |
8,7 |
2,2 |
17,5 |
15,3 |
43,7 |
3. Дополнительные налоговые поступления в бюджет всех уровней за год, млн. рублей |
8,1 |
12,8 |
15,0 |
17,5 |
53,4 |
Как видно из таблицы 9 реализация Программы позволит за счет повышения производительности труда за период действия Программы снизить потребность в рабочей силе отрасли на 1522 среднегодовых работника. В то же время, за счет роста валового производства позволит увеличить рабочих мест на 953, а в комплексе по смежным отраслям - на 4289 рабочих мест. Это позволит освободить региональный бюджет от выплаты пособий по безработице на сумму 43,7 млн. рублей, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней на сумму 53,4 млн. рублей.
7. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Расчет общей потребности в финансировании мероприятий Программы и его источников представлен в таблице 10.
Таблица 10
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и его источники
(млн. рублей)
N п/п |
Мероприятия |
Источник |
Годы |
Всего за 2012-2015 |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Реконструкция животноводческих комплексов молочного направления |
Всего |
- |
215,3 |
143,7 |
- |
359,0 |
республиканский бюджет |
- |
8,9 |
6,0 |
- |
14,9 |
||
федеральный бюджет |
- |
55,7 |
37,2 |
- |
92,9 |
||
внебюджетные средства |
- |
150,7 |
100,5 |
- |
251,2 |
||
2 |
Приобретение племенного скота молочных пород |
Всего |
242,73 |
266,9 |
290,2 |
290,2 |
1090,03 |
республиканский бюджет |
7,13 |
6,8 |
7,4 |
7,4 |
21,6 |
||
федеральный бюджет |
34,2 |
37,7 |
41,0 |
41,0 |
153,9 |
||
внебюджетные средства |
201,4 |
222,4 |
241,8 |
241,8 |
907,4 |
||
3 |
Создание сервисных центров и затраты по искусственному осеменению |
Всего |
6,65 |
12,4 |
6,68 |
6,64 |
32,4 |
республиканский бюджет |
- |
1,46 |
0,78 |
0,78 |
3,02 |
||
федеральный бюджет |
6,65 |
10,94 |
5,90 |
5,86 |
29,35 |
||
внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
||
4 |
Покупка комбикормов |
Всего |
5,58 |
6,66 |
6,77 |
7,09 |
26,1 |
Республиканский бюджет |
- |
0,31 |
0,31 |
0,33 |
0,95 |
||
федеральный бюджет |
1,88 |
1,95 |
1,96 |
2,06 |
7,85 |
||
внебюджетные средства |
3,7 |
4,4 |
4,5 |
4,7 |
17,3 |
||
|
Итого |
республиканский бюджет |
7,13 |
17,47 |
14,49 |
8,51 |
47,6 |
федеральный бюджет |
41,7 |
106,29 |
86,06 |
48,95 |
283,0 |
||
внебюджетные средства |
205,1 |
377,5 |
346,8 |
246,5 |
1175,9 |
||
|
Всего |
|
254,96 |
501,26 |
447,35 |
303,93 |
1507,53 |
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий в Программе, рассчитан:
а) с учетом фактических цен на племенной скот в 2010 году на внутрироссийском рынке и по импорту;
б) среднереспубликанских расходов на содержание молочных коров в племрепродукторах;
в) среднереспубликанских производственных издержек на производство молока и племенного материала крупного рогатого скота молочных пород;
г) экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм и центров по оказанию сервисных услуг.
Финансирование Программы будет осуществляться из внебюджетных источников сельхозтоваропроизводителей и бюджетных ассигнований из республиканского бюджета и местных бюджетов. Финансирование Программы из республиканского бюджета будет осуществляться ежегодно в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
Софинансирование Программы ожидается и из федерального бюджета в виде субсидий бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию экономически значимых региональных программ.
Софинансирование республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2015 годы" из федерального бюджета будет осуществляться на основании соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Карачаево-Черкесской Республики о включении указанной Программы в число участников целевых программ.
8. Система управления реализацией Программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами республиканского бюджета осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
Система управления реализацией Программы:
ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач Программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в Программе, является Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики;
координацию деятельности подразделений Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий осуществляет Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики;
реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики;
финансирование программных мероприятий выполняет Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики;
мониторинг реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики;
ответственным за формирование отчетности о ходе реализации Программы является Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики сведения об оценке эффективности реализации Программы за отчетный финансовый год.
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных в законе Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Правовые основания расходных обязательств республиканского бюджета в финансовом обеспечении мероприятий Программы возникают на основании соглашений (договоров, контрактов), заключенных в установленном порядке между Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и предприятиями (организациями), включенными в число участников Программы и (или) являющимися исполнителями программных мероприятии. Предприятия (организации) включаются в число участников Программы на конкурсной основе.
9. Оценка рисков реализации Программы
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год и темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критериев невыхода на плановые показатели принят уровень предыдущего года по производству молока на корову и выполнение плана по численности коров.
Таблица 11
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации Программы в части объемов производства молока, млн. рублей в ценах соответствующего года
Виды рисков |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову) |
65 |
120 |
204 |
286 |
От невыхода на плановое производство молока, тыс. тонн |
7,3 |
13,0 |
21,5 |
29,1 |
Общая оценка рисков: от невыхода на плановый валовой надой молока в год, тыс. рублей |
77700 |
149400 |
266800 |
390000 |
|
Риски v,
где:
|
v- риски от невыхода на плановый валовой надой молока в год, млн. рублей;
- от невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову);
- от невыхода на плановое поголовье коров;
- цена реализации молока
Расчеты показывают (таблица 11), что риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров составляют значительные потери. Отсюда и необходимость эффективного управления рисками ответственными исполнителями Программы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21 ноября 2011 г. N 421 "О республиканской целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.