Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Коневой С.И, Гордеевой О.В,
при секретаре Чариковой А.В,
рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Гудкова Д.Г. по доверенности Порошина Е.Н. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 января 2019 года, которым постановлено:
Отказать Гудкову Д.Г. в удовлетворении требований к Министерству юстиции Российской Федерации о признании распоряжения и уведомления незаконными, обязании принять решение о государственной регистрации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛА:
Гудков Д.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации, в котором просил признать незаконным распоряжение N 1306-р от 20 ноября 2018 года об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведений о ней и Уведомление N11-151787/18 от 21.11.2018 г. об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в учредительные документы Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" и сведений о ней в части отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации; обязании принять решение о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в соответствии с обращением Гудкова Д.Г, а именно: решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о Гудкове Д.Г. как лице, имеющем право действовать от имени Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" без доверенности в качестве Председателя партии (уточненное административное исковое заявление).
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что 23 июня 2018 г. Всероссийской политической партией "Гражданская инициатива" проведен III Съезд Партии, на котором были приняты решения об избрании Гудкова Д.Г. Председателем Партии и о внесении изменений в Устав Партии. Сведения о Председателе как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Партии, вносятся в единый государственный реестр юридических лиц, поэтому избрание нового Председателя, а также и внесение изменений в учредительные документы, подлежат государственной регистрации.
01.11.2018 г. он как уполномоченный представитель обратился в Минюст России с двумя заявлениями: о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в части изменения лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Партии; о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
21.11.2018 г. Минюст России сообщил об отказе в государственной регистрации. С таким решением не согласен административный истец, так как в Минюст России был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный Федеральным законом от 08.08.2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также Административным регламентом предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций. Минюстом России не было выявлено каких-либо нарушений в документах, предоставленных для внесения в сведения о Партии. Все указанные Минюстом России в Уведомлении основания для отказа касаются процедуры государственной регистрации изменения Устава Партии.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Гудков Д.Г. и его представители по доверенности Вифлянцев А.О, Порошин Е.Н, заявленные требования поддержали; представитель административный ответчик по доверенности Анохина Е.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца по доверенности Порошин Е.Н, считая решение незаконным и необоснованным.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей административного ответчика Минюста России по доверенности Спицыной О.Г, Харламовой А.М, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщившего об уважительных причинах своей неявки и не просившего об отложении слушания дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) возлагает на политическую партию обязанность соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии (подпункт "а" пункта 1 статьи 27).
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального Закона N 95-ФЗ "О политических партиях" изменения, вносимые в устав политической партии, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самой политической партии, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации политической партии, указан в пункте 1 статьи 16 Закона N 95-ФЗ.
В силу пункта 5 статьи 27 Закона N 95-ФЗ политическая партия обязана информировать федеральный уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии.
Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается федеральным уполномоченным органом не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения указанных документов в том же порядке, что и решение о государственной регистрации политической партии (пункт 5 статьи 27 Закона N 95-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, в том числе политической партии установлен пунктом 36 Регламента.
Согласно пункту 34 Административного регламента, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 и пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", частью 9 статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.
Судом установлено, что 23 июня 2018 г. Всероссийской политической партией "Гражданская инициатива" проведен III Съезд Партии, на котором были приняты решения об избрании Гудкова Д.Г. Председателем Партии и о внесении изменений в Устав Партии.
01.11.2018 в Минюст России обратился Гудков Д.Г, представив документы для государственной регистрации Партии в связи с изменением учредительных документов Партии и сведений о ней, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с пунктом 66 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455 (далее - Регламент) юридическим фактом - основанием для начала предоставления государственной услуги - является получение центральным аппаратом Минюста России или его территориальным органом документов, представленных заявителем для государственной регистрации некоммерческой организации, в том числе политической партии.
В силу пункта 68 Регламента при представлении документов лично заявителем специалист знакомится с их содержанием. Специалист оформляет расписку о получении документов по установленной форме в двух экземплярах. Первый экземпляр расписки специалист передает заявителю, второй экземпляр приобщает к принятым документам.
При приеме документов от Гудкова Д.Г. была оформлена расписка, где перечислены документы представленные заявителем, второй экземпляр был получен Гудковым Д.Г.
Согласно расписке от 01.11.2018 в комплект документов, представленный заявителем Гудковым Д.Г. входили: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N13001); заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма N 14001); решение съезда Партии от 23.06.2018 о внесении изменений в устав Партии; решение съезда Партии от 23.06.2018 о внесении изменений в наименование Партии; решение съезда Партии от 23.06.2018 об избрании Гудкова Д.Г. председателем Партии; список делегатов съезда Партии; протоколы 51 регионального отделения Партии об избрании делегатов на съезд Партии; решение Политического Совета Партии об уполномоченных лицах Партии; платежное поручение; магнитный носитель.
Как следует из пункта 72 Регламента юридическим фактом - основанием для начала работы с документами - для государственного служащего, уполномоченного их рассматривать (далее - уполномоченный специалист), является получение документов.
После получения документов уполномоченный специалист согласно пункту 73 Регламента проверяет: соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации; соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Регламентом; соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации; отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации; достоверность и непротиворечивость представленных сведений.
Согласно п. 73 Регламента специалист рассматривает все представленные на государственную регистрацию документы в полном объеме.
Как следует из объяснений представителя Минюста России, пакет документов, представленный Гудковым Д.Г. для государственной регистрации Партии в связи с изменением учредительных документов Партии и сведений о ней, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, рассмотрен Минюстом России единым пакетом, документам, входящим в пакет дана правовая оценка в совокупности.
По результатам рассмотрения представленных документов от 01.11.2018 Минюстом России установлено, что Партией не представлены документы, необходимые в соответствии Законом N 95-ФЗ для государственной регистрации политической партии, положения устава Партии противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 95-ФЗ "О политических партиях" и иным федеральным законам, содержащаяся в представленных документах информация не соответствует требованиям Закона N 95-ФЗ.
Минюстом России принято во внимание, что 23.06.2018 III съездом Партии принято решение о смене наименования Партии на наименование: Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ ПЕРЕМЕН", внесены изменения в устав Партии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона N 95-ФЗ изменения, вносимые в устав политической партии, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самой политической партии.
Однако, Партией в нарушение подпунктов "в", "г" пункта 1 статьи 16 Закона N95-ФЗ не представлены программа Партии, текст программы в машиночитаемом виде, решение съезда Партии об утверждении программы Партии.
По мнению Минюста России, представленный для государственной регистрации устав Партии не отвечает требованиям ГК РФ, Закона N 95-ФЗ и иным федеральным законам. В уставе Партии были выявлены нарушения пункта 1 статьи 48, пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ, подпунктов "в", "е", "з", "и", "к" пункта 2 статьи 21, пункта 5 статьи 23, пунктов 1, 3.1, 4, 8 статьи 25, пунктам 2, 4 статьи 28 Закона N 95-ФЗ, пункта 31 статьи 38, пункта 15 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
После рассмотрения представленного комплекта документов Минюстом России на основании подпунктов "а", "в", "г" пункта 1 статьи 20 Закона N 95-ФЗ, в соответствии с пунктом 84 Регламента принято решение об отказе в государственной регистрации, связанной с внесением изменений в учредительные документы Партии и сведения о ней, содержащиеся в ЕГРЮЛ (распоряжение N 1360-р от 20.11.2018).
Согласно пункту 4 статьи 20 Закона N 95-ФЗ в случае принятия уполномоченным органам решения об отказе в государственной регистрации политической партии заявителю сообщается об этом в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии.
Уведомление о принятом решении направлено в адрес Гудкова Д.Г. в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона N 95-ФЗ (N 11-151787/18 от 21.11.2018), с указанием всех выявленных нарушений законодательства.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку Распоряжение и Уведомление являются законными и обоснованными, приняты государственным органом в пределах предоставленных полномочий; административным истцом не оспаривается наличие нарушений законодательства, послуживших основанием для принятия Минюстом России решения об отказе в государственной регистрации, связанной с внесением изменений в учредительные документы Партии и сведения о ней, содержащиеся в ЕГРЮЛ о наличии которых административному истцу сообщалось уведомлением N11-151787/18 от 21.11.2018. Партией за подписью Гудкова Д.Г, как Председателя Партии, направлен в Минюст России отзыв на оспариваемое уведомление от 21.11.2018 N 11-151787/18, где признается наличие нарушений законодательства в представленном для государственной регистрации уставе Партии в части (в частности Партией признаются пункты 2.5, 2.6, 2.7, 2.9, 2.11 Уведомления N 11-151787/18 от 21.11.2018).
На государственную регистрацию Партией представлена редакция устава Партии, принятая III съездом Партии 23.06.2018. Согласно новой редакции уставом Партии предусматривается возможность избрания, как Председателя Партии, так и двух Сопредседателей Партии по решению съезда Партии (пункт 22.1 статьи 22 устава Партии).
При этом каждое из этих лиц в случае избрания наделяется уставом Партии правом действовать от имени Партии без доверенности.
Таким образом, новой редакцией устава меняется состав лиц, действующих от имени Партии без доверенности, порядок их избрания и компетенция указанных лиц.
Фактически в случае внесения таких изменений в устав Партия должна определить состав и переизбрать лиц, имеющих право действовать от имени Партии без доверенности, в соответствии с нормами вновь принятого устава. Партией на государственную редакцию представлено решение об избрании Гудкова Д.Г. Председателем Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива", то есть до внесения изменений в устав Партии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Партия обязана соблюдать нормы своего устава в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона N 95-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 52 ГК РФ изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.
Названные суждения суда признаются судебной коллегией по существу правильными, основанными на положениях закона, материалах дела и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, а правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, признаются коллегией несостоятельными, они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта; предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Гудкова Д.Г. по доверенности Порошина Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.