Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Лучкиной С.П,
с участием прокурора Слободина С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2393/2019 по административному исковому заявлению Васандани Т М, Донцовой И Ю, Хананашвили Н Л, Хананашвили М Н, Хорошилова В В, Жуйковой Н М об оспаривании Устава, Регламента Совета Депутатов муниципального округа Академический,
УСТАНОВИЛ:
15 июня 2016 года Советом депутатов муниципального округа Академический принято решение N 02-08-2016 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального округа Академический" (далее - Устав), которым в числе иных внесены изменения в статью 22 Устава и часть 2 изложена в следующей редакции: "2. Решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Иные решения Совета депутатов принимаются в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов.".
09 сентября 2014 года Советом депутатов муниципального округа Академический было принято решение об утверждении Регламента Совета депутатов муниципального округа Академический (далее - Регламент). Пунктом 5 статьи 33 Регламента предусмотрено: "Решения Совета депутатов по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным е его компетенции федеральными законами, законам города Москвы, Уставом муниципального округа принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Совета депутатов, если иное не установлено федеральными законами, законами города Москвы, Уставом муниципального округа ".
Административные истцы, являясь депутатами Совета депутатов муниципального округа Академический, обратились в Московский городской суд с административным иском о признании недействующими части 2 статьи 22 Устава муниципального округа в части слов "Иные решения Совета депутатов принимаются в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов", а также пункта 5 статьи 33 Регламента Совета депутатов муниципального округа.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что оспариваемые положения Устава, которые предусматривают регулирование вопросов принятия Советом депутатов ряда решений в соответствии с Регламентом, не соответствуют Закону города Москвы от 06.11.2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3, предусматривающим, что порядок принятия муниципальных правовых актов может быть установлен только Уставом, который, в отличие от Регламента, может быть изменен только с соблюдением специальных правил.
Истцы указали также, что в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Регламента решения Совета депутатов по вопросам организации деятельности Совета депутатов и иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами города Москвы и Уставом, принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Совета депутатов, если иное не установлено федеральными законами, законами города Москвы, Уставом муниципального округа, - таким образом, принятие решения по большинству вопросов местного значения регулируется не Уставом, а Регламентом, оспариваемое положение которого устанавливает иной, отличный от установленного Уставом и п. 11 ст. 12 Закона города Москвы от 06.11.2002 г. N 56, порядок принятия.
В судебном заседании представители административных истцов административные исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен, направил письменный отзыв, в котором в удовлетворении административного иска просил отказать.
Привлеченная к участию в деле глава муниципального округа "Академический" в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего требования административных истцов подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации, установлены Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", в соответствии с частями 5 и 6 статьи 1 которого к вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования, решение которых в соответствии с настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Перечень вопросов местного значения устанавливается настоящим Законом в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, сочетания интересов жителей города Москвы и жителей муниципального образования.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов должны определяться уставом муниципального образования.
Согласно пункту 11 статьи 12 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" решение представительного органа считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено данным законом и уставом муниципального образования.
Таким образом, и положения пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, и положения пункта 11 статьи 12 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56 предусматривают, что вопрос принятия решения представительного органа местного самоуправления может регулироваться нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов муниципального образования, то есть его уставом.
Судом установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы в Московском муниципальном вестнике N 25 (71) за октябрь 2014г, N 13 (122) за июнь 2016г. Согласно оспариваемым истцами положениям части 2 статьи 22 Устава муниципального округа Академический, решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Иные решения Совета депутатов принимаются в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов.
Таким образом, Устав устанавливает регулирование порядка принятия ряда решений Совета депутатов муниципального округа Академический Регламентом, то есть, в оспариваемой части является отсылочной нормой, что не соответствует приведенным выше положениям 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, пункта 11 статьи 12 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56, иерархии правовых актов, и создает правовую неопределенность.
Положениями статьи 12 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56 установлено, что представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы (пункт 1); численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек (пункт 2); представительный орган может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (пункт 3); представительный орган осуществляет свои полномочия на заседаниях (пункт 7). Согласно пункту 11 той же статьи, решение представительного органа считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Законом и уставом муниципального образования. В соответствии с пунктом 13 указанной статьи, порядок проведения заседаний, правила и процедуры работы представительного органа устанавливаются уставом муниципального образования или регламентом представительного органа.
Из приведенных выше положений статьи 12 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56 следует, что регламентом может быть установлен лишь порядок проведения заседаний представительного органа, правила и процедуры работы, - но не порядок принятия им решений, в том числе устанавливать исключения из правила, предусмотренного пунктом 11 указанной выше статьи, согласно которому решение представительного органа считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов.
В соответствии с оспариваемым истцами пунктом 5 статьи 33 Регламента решения Совета депутатов по вопросам организации деятельности Совета депутатов и иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами города Москвы, Уставом муниципального округа принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Совета депутатов, если иное не установлено федеральными законами, законами города Москвы, Уставом муниципального округа.
Поскольку Уставом не предусмотрен порядок принятия решений, не устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального округа ( пункт 2 статьи 36 Устава), следует признать, что порядок принятия решений по указанным вопросам фактически урегулирован исключительно Регламентом, что не соответствует пункту 11 статьи 12 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56 и пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
В связи с тем, что оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
То обстоятельство, что Устав в действующей редакции был зарегистрирован главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, не свидетельствует о соответствии законодательству его положений, оспариваемых в судебном порядке в рамках производства по настоящему административному делу.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, с момента вступления настоящего решения в законную силу подлежат признанию недействующими часть 2 статьи 2 Устава муниципального округа Академический в части слов "Иные решения Совета депутатов принимаются в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов", а также пункт 5 статьи 33 Регламента Совета депутатов муниципального округа Академический.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующими с момента вступления настоящего решения в законную силу часть 2 статьи 22 Устава муниципального округа Академический в части слов "Иные решения Совета депутатов принимаются в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов", а также пункт 5 статьи 33 Регламента Совета депутатов муниципального округа Академический.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.