Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Мардиросовой И.Е., поступившую в суд кассационной инстанции 25 июня 2019 года, на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 марта 2019 года по делу по иску Мардиросовой И.Е. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании уменьшения площади незаконным, о предоставлении однокомнатной квартиры,
установил:
Мардиросова И.Е. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании уменьшения площади незаконным, о предоставлении однокомнатной квартиры, ссылаясь на то, что она с семьей из 8 человек (она *.) зарегистрирована по месту жительства в двухкомнатной квартире площадью жилого помещения 52,6 кв. м, общей площадью 52,6 кв. м, жилой площадью 33,0 кв. м по адресу: *.
С 1996 года Мардиросова И.Е. с семьей из 7 человек (*.) состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учетное дело N 59-01-959280-1996-0061.0. Департамент в целях улучшения жилищных условий предоставил трехкомнатную квартиру с учетом площади жилого помещения принадлежащего мужу Страховой М.Е. - Страхову Д.В, что является, по мнению истца, неправомерным, что и послужило основанием для обращения в суд.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 21 января 2019 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Мардиросовой И* Е* к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании уменьшения площади незаконным, о предоставлении однокомнатной квартиры, отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 марта 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
В городе Москве постановка на жилищный учет регулируется Законом города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
На основании п. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" членами семьи заявителя являются, супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы. Решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность является основанием для заключения соответствующих договоров в отношении жилых помещений.
В соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.
Исходя из положений ч. 2 и ч. 4 ст. 20 Закона г. Москвы N 29 от 14 июня 2006 года следует, что при обеспечении граждан, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями с учетом размера площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, суммарная площадь всех жилых помещений может превышать размер, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, но не более чем на 9 квадратных метров, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества граждан, состоящих на жилищном учете, по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав граждан, состоящих на жилищном учете, включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела. В случае если среди членов семьи, постоянно проживающих по этому же адресу, имеются граждане, не состоящие на жилищном учете, площадь жилого помещения, приходящаяся на таких граждан, при обеспечении граждан, состоящих на жилищном учете, не подлежит увеличению.
Согласно п. 10 ст. 20 Закона требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат.
Пунктом 1 ст. 15 Закона N 29 жители города Москвы снимаются с жилищного учета при подаче в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета или в случае предоставления им жилого помещения в соответствии с настоящим Законом.
Судом установлено, что Мардиросова И.Е. с семьей из 8 человек (*) зарегистрирована по месту жительства в двухкомнатной квартире площадью жилого помещения 52,6 кв. м, общей площадью 52,6 кв. м, жилой площадью 33,0 кв. м по адресу: *
С 1996 года Мардиросова И.Е. с семьей из 7 человек (она, *.) состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учетное дело N 59-01-959280-1996-0061.0.
Вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда города Москвы от 05.10.2017 года признано незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы от 29.03.2017 г. N ДГИ-ГР-21825/17-1, на Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность рассмотреть повторно вопрос о предоставлении жилого помещения очередникам 1996 года постановки на учёт по улучшению жилищных условий *.
По итогам рассмотрения в адрес семьи Мардиросовой И.Е. было направлено уведомление от 06.06.2018 N 33-6-104754/18-(0)-2 с предложением на рассмотрение трех вариантов квартир по договору купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств.
Семья Мардиросовой И.Е. выразила согласие о предоставлении жилого помещения по адресу: *, площадью жилого помещения 77,1 кв. м, общей площадью 73,7 кв. м, жилой площадью 42,8 кв. м, по договору купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств в дополнение к занимаемому жилому помещению со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий всех членов семьи. При рассмотрении дела истец не оспаривала данное согласие.
Распоряжением Департамента от 28.06.2018 N 21123 "О внесении изменений в учетное дело N 59-01-959280-1996-0061.0 и о предоставлении жилого помещения по договору купли-продажи" семье Мардиросовой И.Е. предоставлено жилое помещение по адресу* со снятием с жилищного учета.
Указанное распоряжение Департамента не оспорено истцом в установленном законом порядке.
Согласно данным ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" право собственности на предоставленное жилое помещение зарегистрировано 11.12.2018 г, что также не оспаривалось истцом в судебном заседании.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что правовых оснований для предоставления семье Мардиросовой И.Е. еще одного жилого помещения, не имеется, жилищный вопрос семьи Мардиросовой И.Е. рассмотрен в соответствии с действующем законодательством и семья истца реализовала свое право на улучшение жилищных условий, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, распоряжением Департамента от 28.06.2018 N 21123 семья истца снята с жилищного учета. Кроме того, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации правом на социальную поддержку в жилищной сфере обладают граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, доказательств нарушения прав семьи истца со стороны Департамента не представлено.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда согласился, одновременно указав на то, что порядок предоставления жилой площади в городе Москве установлен законом для всех граждан. Органы исполнительной власти города Москвы осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством города Москвы и не вправе делать исключения из предусмотренного законом порядка.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем, изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Мардиросовой И.Е. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 марта 2019 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.