Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 14 декабря 2011 г. N 480
Республиканская программа
"Развитие потребительского рынка Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2015 годы"
1 марта 2012 г.
Паспорт республиканской программы "Развитие потребительского рынка Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2015 годы"
Наименование Программы |
Развитие потребительского рынка и услуг Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2015 годы |
Государственный заказчик Программы |
Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
Основание для разработки Программы |
1. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". 2. Приказ Минпромторга России N 637 от 28.07.2010 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли". 3. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. 4. Республиканская целевая программа "Юг России (2009-2012 годы)" |
Основной разработчик Программы |
Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики |
Цель Программы |
Формирование добросовестной конкуренции как основы повышения качества жизни населения республики, повышения инвестиционной привлекательности, обеспечение бесперебойного и своевременного обеспечения потребностей населения в безопасных и качественных товарах и услугах, эффективного функционирования предприятий потребительского рынка на территории Карачаево-Черкесской Республики, увеличение поступлений в бюджеты различных уровней власти от сферы торговли и услуг |
Задачи Программы |
Государственная координация и правовое регулирование потребительского рынка и услуг; формирование современной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции; развитие социального сектора потребительского рынка, ориентированного на население с низким уровнем дохода; повышение ценовой доступности товаров и услуг; формирование республиканской оптовой сети как многоуровневой и территориально развитой системы товародвижения, сориентированной на местных товаропроизводителей; защита прав потребителей, совершенствование системы контроля качества и безопасности товаров и услуг; разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке работников потребительского рынка и сферы услуг |
Сроки реализации и этапы Программы |
2012-2015 годы |
Исполнители Программы |
Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минэкономразвития КЧР); Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минсельхоз КЧР); Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики; Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики; Министерство Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати; территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) (по согласованию); СПО "Кооператор" (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); Управление Федеральной антимонопольной службы по КЧР (по согласованию) |
Ресурсное обеспечение Программы |
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 5868,4 млн. рублей за счет внебюджетных источников (средств юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей), в том числе по годам: в 2012 году - 1123,1 млн. рублей в 2013 году - 1865,2 млн. рублей в 2014 году - 1322,4 млн. рублей в 2015 году - 1557,7 млн. рублей |
Оценка социально-экономической эффективности Программы и целевые индикаторы |
Оборот розничной торговли; индекс физического оборота розничной торговли; оборот общественного питания; индекс физического оборота общественного питания; бытовые услуги; индекс физического оборота бытовых услуг; обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1000 жителей: торговая площадь; число посадочных мест в предприятиях общественного питания; число рабочих мест в предприятиях бытового обслуживания; доля налоговых поступлений по видам экономической деятельности "оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" |
Система управления реализацией Программы |
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет государственный заказчик в порядке, установленном постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2008 N 495 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных республиканских целевых программ" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики Карачаево-Черкесской Республики.
Уровень развития предприятий потребительского рынка и услуг оказывает влияние на конечные цены для потребителей и потребительскую инфляцию, наличие достаточного количества площадей разнообразных форматов, обеспечивает географическую доступность товаров для населения. Разнообразие предприятий потребительского рынка также позволяет обеспечить необходимое разнообразие ассортиментных позиций, учитывать интересы и запросы широких групп населения, представителей малых народностей, религиозных конфессий. Кроме того, развитая сфера потребительского рынка стимулирует рост занятости и самозанятости, что особенно актуально для малых и нересурсных регионов Российской Федерации. Таким образом, степень развития потребительского рынка может выступать в качестве индикатора, отражающего качество жизни в регионе и отдельном населенном пункте.
В последние годы в Карачаево-Черкесской Республике наблюдалась положительная динамика развития потребительского рынка, поэтому современный потребительский рынок республики характеризуется высокой насыщенностью. В настоящее время инфраструктура потребительского рынка представлена достаточно разветвленной сетью предприятий. В республике функционирует свыше 2700 тыс. стационарных торговых точек торговой площадью около 160 тыс. квадратных метров, 223 - бытового обслуживания, 511 - общественного питания. Также функционирует 27 розничных рынков на 9,42 тыс. торговых мест, из них универсальных рынков - 13, специализированных рынков - 9, сельскохозяйственных рынков - 5. Сегодня в Карачаево-Черкесской Республике работают 8 федеральных торговых розничных сетей, которые открыли свыше 35 магазинов. В сфере торговли занято более 15 тыс. человек, что составляет 16% от всего трудоспособного населения республики.
В целом можно отметить, что в республике имеет место как конкуренция между продавцами на соответствующих рынках товаров и услуг, так и между форматами предприятий потребительского рынка.
Несмотря на значительный рост развития, в данной отрасли сохраняется ряд проблем, решение которых возможно только в долгосрочном периоде. Так, основные проблемы связаны с неразвитостью инфраструктуры предприятий потребительского рынка и инфраструктуры в сельской местности (в том числе транспортной), товарно-логистических цепочек, оптового звена, непроработанностью нормативно-правовой базы и отсутствием эффективных управленческих решений в государственном и муниципальном управлении и др. Кроме того, не в полной мере используется рекреационный и туристический потенциал республики. Развитие туристической отрасли должно идти параллельно с развитием сферы потребительского рынка и услуг, поскольку эти отрасли также обеспечивают вклад в повышение комфортности пребывания туристов на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Также актуальной является проблема обеспечения качества и безопасности товаров и услуг в розничном звене - на рынках и в мелкорозничной торговле, в оптовом звене - при хранении продовольствия в так называемых неприспособленных помещениях (цеха и склады промышленных предприятий, нежилые помещения, гаражи и т.д.). Существование этого канала, тесно связанного с рынками, выводит из системы государственного контроля качества и налогового контроля значительные объемы продовольственных товаров, а также остро стоит вопрос улучшения материально-технической базы организаций потребительского рынка.
Существующие проблемы замедляют динамику роста инвестиций в развитие потребительского рынка и сферы услуг, что выражается в низком качестве розничного предложения (набор потребительских характеристик объекта торговли: цена, широта ассортимента, качество продуктов, уровень сервиса, планировка и местоположение магазина, наличие специализированных прилавков, уровень чистоты, наличие парковки, часы работы магазина и пр.), особенно в отдаленных населенных пунктах сельской местности.
Значительным барьером в развитии торговли в Карачаево-Черкесской Республике является неразвитость коммунальной, энергетической, транспортной инфраструктуры, а также отсутствие документов территориального планирования и планирования размещения торговых объектов с учетом потребностей населения, национальными и культурными особенностями, необходимости сохранения исторического облика и поддержания эстетической привлекательности населенных пунктов (что особенно актуально для Карачаево-Черкесской Республики как одного из туристических центров Северного Кавказа).
В связи с удаленностью и труднодоступностью отдельных населенных пунктов актуальной является проблема их обеспечения объектами торговли. Удаленные каналы торговли являются успешной альтернативой традиционным розничным точкам на удаленных и мало привлекательных для торгового бизнеса территориях. Кроме того, преимуществом удаленных каналов торговли является отсутствие необходимости поддерживать дорогостоящее торговое оборудование, содержать значительный персонал торгового зала, платить арендную плату в большом количестве за небольшие торговые точки. В связи с этим цены в таких каналах зачастую ниже, чем в "физических" магазинах. Однако, в Карачаево-Черкесской Республике удаленные каналы торговли практически не развиты, что сказывается на географической доступности товаров для населения республики.
Также необходимо отметить, что в сфере торговли в Карачаево-Черкесской Республике наблюдается недостаток квалифицированных кадров.
Незначительная доля выпускников соответствующих вузов и средних профессиональных учебных заведений работает и намерена работать по специальности. Данная проблема вызвана непрестижностью профессии, низкими заработными платами. Вместе с тем, отсутствие квалифицированных сотрудников в торговом предприятии приводит к сокращению производительности труда, росту издержек (связанных с порчей при неправильном хранении, неэффективным использованием торговых площадей, транспорта, неадекватной товарной политикой и т.п.). Все это приводит к незначительной отдаче в сфере торговли, длительной окупаемости вложенного капитала, сокращению нормы прибыли и т.п. Перечисленные проблемы могут быть решены при наличии комплексного подхода и долгосрочного планирования на основании приоритетов социально-экономического развития республики.
В связи с этим настоящая Программа разрабатывается в целях определения основных направлений развития потребительского рынка и услуг Карачаево-Черкесской Республики на период 2012-2015 годы.
В настоящее время в республике реализовываются такие программы, направленные, в том числе на развитие потребительского рынка, как республиканская целевая программа "Развитие потребительского рынка, сферы услуг и конкуренции на продовольственном рынке Карачаево-Черкесской Республики на 2009-2011 годы" и республиканская программа "Развитие конкуренции в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2012 годы".
Кроме того, программа развития потребительского рынка и услуг как комплексный инструмент также затрагивает вопросы, которые не относятся напрямую к данным сферам, но, вместе с тем, оказывают значительное влияние на развитие потребительского рынка и динамику показателей. К таким областям можно отнести агропродовольственный комплекс, информационную и инвестиционную инфраструктуру в республике, территориальное планирование, частно-государственное партнерство и др.
См.:
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
См. также:
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 11 августа 2010 г. N 264 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Карачаево-Черкесской Республики"
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 7 мая 2007 г. N 154 "О регулировании отдельных вопросов, связанных с организацией розничных рынков на территории Карачаево-Черкесской Республики"
1.1. Особенности функционирования сферы потребительского рынка в Карачаево-Черкесской Республике
Общее состояние потребительского рынка
Потребительский рынок, являясь крупной составной частью экономики Карачаево-Черкесской Республики, призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечивать качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории Карачаево-Черкесской Республики.
На протяжении многих лет сфера торговли и услуг была одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, опережая по темпам роста другие отрасли и обеспечивая более 20,0 процентов ВВП. В 2010 году в бюджеты всех уровней от организаций потребительского рынка республики поступило 557,6 млн. рублей налоговых платежей, что составило 12,7 процента от общей суммы поступивших налогов.
По итогам 2010 года общий объем оборота розничной торговли сложился в сумме 27907,7 млн. рублей или 102,1% к уровню предыдущего года. У торгующих предприятий (включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность за пределами рынков) наблюдалась положительная динамика оборота (103,4%), который оценивается в сумме 21182,7 млн. рублей; на вещевых, продовольственных и смешанных рынках - снижение объемов продаж на 1,6% (6725,0 млн. рублей).
Основную часть оборота розничной торговли (76 процентов) формируют торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети, доля рынков составила 24,1% (в 2009 году - соответственно 75,0% и 25,0%) (рисунок 1).
Структура формирования оборота розничной торговли в 2010 году
(в процентах к итогу, в фактических ценах)
"Структура формирования оборота розничной торговли в 2010 году (в процентах к итогу, в фактических ценах)"
В 2010 году в макроструктуре оборота розничной торговли, как и в предыдущем году, преобладает оборот розничной торговли непродовольственными товарами - 54,4% (в 2009 году - 56,1%).
Оборот общественного питания по итогам 2010 года сложился в сумме 637,6 млн. рублей или 96,2% к 2009 году.
В 2010 году населению республики было оказано бытовых услуг на сумму 1,5 млрд. рублей, что составило в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2009 года 101,3 процента.
Среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа в рейтинге по обороту розничной торговли на душу населения Карачаево-Черкесия находится на 5 месте, а среди субъектов Южного федерального округа на 10 месте.
Диаграмма 1
Оборот розничной торговли на душу населения по СКФО и ЮФО (рублей)
"Диаграмма 1. Оборот розничной торговли на душу населения по СКФО и ЮФО (рублей)"
Для республики в целом характерна неравномерность распределения по административно-территориальным единицам как объемов торговли, так и торговых площадей. Так, три четверти оборота розничной торговли формировалось в столице республики г. Черкесске, доли Малокарачаевского, Зеленчукского, Усть-Джегутинского районов и г. Карачаевска составили порядка 3-9%. Масштабы потребительского рынка в остальных районах незначительны, их доли в обороте колеблются в пределах 1-2%.
Необходимо отметить, что сложившееся неравномерное размещение объектов торгового обслуживания не полностью отвечает потребностям населения, особенно в сельской местности.
В целом же, уровень развития сектора торговли определяется такими факторами, как уровень благосостояния населения, численность и плотность населения, доступность финансовых ресурсов, развитие базовой инфраструктуры и инфраструктуры услуг (логистических, строительных и др.). В настоящее время сформировавшаяся в республике социально-экономическая ситуация не способствует появлению факторов, которые могли бы активно способствовать развитию торговли.
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в среднем по республике составляет 390,7 кв. м при базовом показателе минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Российской Федерации - 521 кв. метров на 1000 жителей. При этом в разрезе муниципальных районов и городских округов наблюдается крайне неравномерное и несбалансированное развитие инфраструктуры торговли.
В результате чего показатели обеспеченности торговой площадью в розничной торговле в расчете на 1000 жителей в отдельных муниципальных образованиях остаются ниже норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Диаграмма 2
Суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
"Диаграмма 2. Суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов"
Общественное питание
В последние годы в республике наблюдалось интенсивное развитие сети предприятий общественного питания различных видов. Всего по республике насчитывается более 500 предприятий общественного питания с количеством посадочных мест более 11 тысяч. Как и в розничной торговле, в общественном питании республики наблюдается большой разрыв по обеспеченности населения посадочными местами в городской и сельской местности республики.
В муниципальных районах республики отсутствует дифференциация объектов общественного питания с точки зрения комфортности, уровня обслуживания, предлагаемых услуг и функционирования по интересам:
кафе-мороженое, детские, молодежные, семейные кафе, спорт-кафе и др.
Недостаточно развита сеть летних кафе в местах интенсивного движения и массового отдыха населения, на центральных улицах и площадях, в местах деловой активности.
Недостаточный уровень обеспечения качественным горячим питанием школьников, учащейся молодежи, рабочих и служащих. По данным Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, в 2010 году по Карачаево-Черкесии получали горячее питание 51 процент учащихся школ, в Ставропольском крае этот показатель составил 70,7 процента. В среднем по Российской Федерации 78,0 процентов.
На состояние потребительского рынка, как известно, оказывают влияние складывающиеся в регионе темпы инфляции. Особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях республики, а также жителях, имеющих фиксированные и низкие доходы.
Остаются высокими темпы инфляции на потребительском рынке. В условиях увеличения тарифов на коммунальные услуги, энергоносители, закупочные цены на сырье величина индекса потребительских цен на товары и услуги составила 11 процентов.
Не в полной мере решена проблема по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения, улучшению условий обслуживания инвалидов и ветеранов ВОВ, пенсионеров, других льготных групп населения.
Потребительская кооперация, являясь практически единственной системой, обслуживающей сельское население республики в девяностых годах, практически утратила свои позиции. В общем объеме розничного товарооборота доля оборота потребительской кооперации заметно снижается по сравнению с предыдущими годами. Из-за недостатка оборотных средств предприятия и организации Респотребсоза# не имеют стабильных коммерческих связей с оптовым звеном и товаропроизводителями и вынуждены работать в основном по закупкам на текущую реализацию, что приводит к росту цен на товары первой необходимости в сельской местности.
Сегодня в системе потребкооперации функционирует 4 сельскохозяйственных рынка с числом рабочих мест на них более 2600, 142 объекта торговли, расположенные в Зеленчукском, Прикубанском, Карачаевском, Малокарачаевском, Усть-Джегутинском и Хабезском муниципальных районах.
Оптовая торговля
Отсутствие достаточно развитой товаропроводящей сети, соответствующей системы логистики и транспортной инфраструктуры сдерживает развитие современных форм бизнеса и конкурентных отношений, необходимых для установления справедливых цен на потребительские товары и услуги. Процессы структурной перестройки и развития оптово-распределительного звена системы товародвижения существенно отстают от запросов розничной торговли.
Кроме того, привлекательность Карачаево-Черкесской Республики как центра оптовой торговли или торгово-логистического распределительного центра невелика по сравнению с соседними крупными регионами, такими как Ставропольский край, Краснодарский край, Ростовская область. Данные субъекты Российской Федерации обладают значительно более развитой инфраструктурой, более выгодно расположены географически, обладают удобным рельефом и т.п.
Вместе с тем, оптовая торговля и мелкооптовая торговля, необходимая для оптимизации торговой сети и логистических цепочек на внутренних республиканских рынках, характеризуется недостаточным развитием. Сложившуюся систему оптовой торговли нельзя считать совершенной, так как она представлена преимущественно множеством мелких посреднических организаций, вследствие чего происходит наращивание цен реализации.
В республике функционирует более 400 оптовых организаций.
Большое распространение получили мелкооптовые магазины-склады продуктов питания, бытовой химии, текстильных и строительных материалов, которые обслуживают мелкорозничную сеть республики.
Оборот оптовой торговли в 2010 году составил 11851,1 млн. рублей, 105,5 % к соответствующему периоду 2009 года. В структуре оборота оптовой торговли по субъектам СКФО КЧР в 2010 году заняла 3,2 %.
Диаграмма 3
Структура формирования оборота оптовой торговли по каналам реализации в 2008-2010 годах
"Диаграмма 3. Структура формирования оборота оптовой торговли по каналам реализации в 2008-2010 годах"
По видам продаваемых товаров в структуре оборота оптовой торговли преобладает реализация продуктов нефтепереработки, продуктов питания, пряжи и строительных материалов.
Бытовое обслуживание населения
В инфраструктуре бытового обслуживания населения в Карачаево-Черкесской Республике с 2005 года наметилась тенденция сокращения комплексных организаций бытового обслуживания в сельских поселениях республики. В 2009 году обеспеченность бытовыми услугами на 1000 сельских жителей (без учета райцентров) составила всего 2 рабочих места. По муниципальным районам - 5, по городским округам - 12 при среднереспубликанском показателе - 9 рабочих мест.
На 01 января 2011 года в республике осуществляет деятельность 223 предприятия бытового обслуживания населения. Номенклатура оказываемых услуг бедна и не всегда отвечает запросам потребителя, большую часть составляют услуги первой необходимости (парикмахерские, ремонт и пошив обуви, одежды, ритуальные услуги). Анализируя состояние сферы бытового обслуживания, можно выделить следующие основные сдерживающие факторы развития бытового обслуживания в муниципальных районах республики:
1) Географическая отдаленность населенных пунктов от стационарных специализированных объектов службы быта, их недостаточное количество, низкий уровень технической оснащенности.
2) Отсутствие экономической привлекательности занятия бизнесом в сфере бытовых услуг. Количество предпринимателей в сфере бытовых услуг растет низкими темпами, граждане, оказывающие нелегально бытовые услуги, не торопятся регистрировать свою коммерческую деятельность официально.
3) Недостаточно активная позиция органов местного самоуправления и их участие в развитии сферы бытового обслуживания на местах. Ограниченность средств местных бюджетов не позволяет органам местного самоуправления эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения. Муниципальные образования при формировании своих программ социально-экономического развития, в лучшем случае, по сфере бытовых услуг предусматривают расходы только на погребение социально незащищенных слоев населения и покрытие убытков услуг бани.
Наряду с вышеназванными факторами существует ряд проблем, характерных для сферы бытового обслуживания: отсутствие современной нормативной правовой базы и механизмов регулирования взаимоотношений между исполнителями, потребителями бытовых услуг и органами власти; недостаток квалифицированных кадров, особенно при организации услуг с применением современных технологий; слабая материально-техническая база, отсутствие современного оборудования и новых технологий; недостаток технических средств и автотранспорта для организации выездного обслуживания; острая потребность и сложность в получении кредитов на развитие бытовых услуг; недостаток оборотных средств; низкий уровень рентабельности; недоступность к имуществу и высокие расходы на коммунальные услуги.
Вышеуказанные факты ограничивают развитие конкуренции на потребительском рынке республики.
Требуют решения проблемы повышения качества и безопасности продовольствия, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Причинами снижения эффективности противодействия распространению такой продукции являются слабая координация действий различных федеральных органов, осуществляющих борьбу с контрафактом и фальсификатом, отсутствие системной правовой базы, низкая степень участия правообладателей в борьбе с оборотом контрафактной продукции.
Наиболее остро вопросы качества и безопасности, распространения контрафактной и фальсифицированной продукции стоят в сфере неорганизованной торговли - на рынках и в мелкорозничной сети, где реализуется основная масса подобной продукции (по отдельным группам 50-70 процентов общего объема продаж). Существование "теневых" каналов товародвижения, тесно связанных с неорганизованной торговлей, выводит из системы контроля качества и безопасности значительные объемы потребительских товаров. В 2010 году изъято из оборота продовольственных товаров 3,55 тонны на сумму 363,6 тыс. рублей, что составляет 4,3% от проверенного количества товаров и 1,23 тысяч единиц непродовольственной группы товаров на сумму 382,5 тыс. рублей, что составляет 9,4 % от количества проверенных товаров.
Анализ ситуации в Карачаево-Черкесии показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей не снижается. В 2010 году только управлением Роспотребнадзора выявлено 845 нарушений действующего законодательства.
Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований негативно сказывается на уровне защищенности потребителей, а также эффективности работы по защите прав потребителей в целом.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение бесперебойного и своевременного обеспечения потребностей населения в безопасных и качественных товарах и услугах, эффективного функционирования внутреннего рынка на территории Карачаево-Черкесской Республики, увеличение поступлений в бюджеты различных уровней власти от сфер потребительского рынка.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
развитие торговой, транспортной, информационной и инвестиционной инфраструктуры;
развитие торговли в сельской местности (в том числе посредством развития потребительской кооперации);
повышение доступности предприятий торговли и услуг для населения;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность предприятий потребительского рынка и услуг;
стимулирование конкуренции между форматами торговли и развитие возможностей производителей в части реализации собственной произведенной продукции;
формирование эффективной системы защиты прав потребителей;
сохранение системы предприятий торговли, реализующих социально значимые услуги;
развитие частно-государственного партнерства в области потребительского рынка и создание условий для долгосрочного инвестирования;
развитие кадрового потенциала в сфере потребительского рынка.
Срок реализации Программы - 2012-2015 годы.
3. Перечень программных мероприятий
В рамках решения задачи по развитию торговой, транспортной, информационной и инвестиционной инфраструктуры и повышению доступности предприятий торговли и услуг для населения будут реализованы следующие мероприятия:
разработка проектов по оптимизации размещения предприятий потребительского рынка, обеспечивающей территориальную доступность продовольственных и непродовольственных товаров, услуг для населения, разработка проектов по созданию объектов торговли "шаговой доступности";
размещение в открытом доступе планов размещения объектов торговли и услуг, предложений по созданию объектов торговли и услуг в соответствии с планом, проведение конкурсов между заявками, в том числе по объектам "шаговой доступности";
разработка проектов по обеспечению объектов торговли складскими помещениями, парковочными местами;
преобразование розничных рынков в современные продовольственные торговые комплексы с сохранением элементов структуры рынков;
совершенствование работы оптового звена, сокращение звенности в торговле, повышение эффективности использования существующей материально-технической базы оптовых структур и складских площадей, создание межрайонных распределительных оптовых центров;
создание портала в сети Интернет, на котором будут размещаться нормативные правовые акты, регулирующие вопросы предпринимательской деятельности, и разъяснений и методические материалы по их применению, а также маркетинговые исследования по вопросам спроса и предложений на региональном продовольственном рынке, доле продукции местного производства.
В рамках решения задачи по развитию частно-государственного партнерства в области потребительского рынка и услуг и создание условий для долгосрочного инвестирования следует обеспечить:
привлечение частных инвестиций в реконструкцию и строительство объектов розничной и оптовой торговли (розничных и оптовых рынков в муниципальных образованиях республики, торговых центров, мини-рынков);
инвентаризация объектов потребительского рынка, транспортной инфраструктуры (имеющей ключевое значение для потребительского рынка), подготовка по результатам инвентаризации паспортов инвестиционных проектов и предложений для долгосрочных инвестиций в форме государственно-частного партнерства, передачу в управление частным структурам и т.п.;
См. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17 мая 2011 г. N 23-РЗ "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике"
расширение информационного освещения вопросов государственно-частного партнерства в сфере потребительского рынка и услуг, создание торговой и транспортной инфраструктуры;
совершенствование ярмарочно-выставочной деятельности, способствующей продвижению товаров местных товаропроизводителей, созданию новых технологий, брендированной продукции.
В рамках решения задачи по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность потребительского рынка, будут реализованы следующие мероприятия:
проведение совместно с общественными организациями, объединениями предпринимателей, отраслевыми союзами анализа и оценки полноты/избыточности нормативно-правовой базы по вопросам регулирования сферы потребительского рынка и услуг;
проведение "конкурентной экспертизы" нормативных актов в области торговли и услуг, действующих и издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления;
подготовка плана работ по совершенствованию нормативно-правовой базы с учетом результатов конкурентной экспертизы и анализа и оценки полноты/избыточности нормативно-правовой базы;
создание банка типовых нормативных правовых актов в области торговли и предоставления услуг, рекомендуемых в качестве образцов и типовых, модельных проектов для органов местного самоуправления.
В рамках решения задачи по развитию предприятий потребительского рынка в сельской местности (в том числе посредством развития потребительской кооперации) следует предусмотреть:
поддержку потребительской кооперации республики, обеспечение доступности информации о порядках, условиях, особенностях работы кооперативов;
информационное освещение работы кооперативов, преимуществ для сельскохозяйственных производителей от участия в кооперативах;
оценку наличия стационарных пунктов торговли, бытового обслуживания населения во всех сельских поселениях республики, определение для каждого населенного пункта необходимости обеспечения выездной торговли, ее частоты, ассортимента товаров и услуг, создание "карты потребностей" товаров и услуг по районам республики;
организацию постоянных ярмарок, рынков в крупных сельских поселениях и организацию транспортного обслуживания населения отдаленных и малых сельских поселений до постоянно действующих ярмарок, рынков по расписанию;
проработку возможности осуществления торговли в отделениях почтовой связи, а также развитие торговли по почте;
развитие нетрадиционных видов деятельности и сферы услуг путем организации работы сети парикмахерских, библиотек, чайных столов, бытового обслуживания в крупных сельских населенных пунктах, приема заказов на оказание услуг через сельские магазины;
создание единой системы закупок кооперативами сельхозпродукции и сырья в крестьянских хозяйствах, личных подворьях через сеть приемо-заготовительных пунктов, увеличение объемов заготовительной деятельности.
В рамках решения задачи по стимулированию конкуренции между форматами торговли и развитию возможностей производителей в части реализации собственной произведенной продукции будет предпринято:
обеспечение условий для торговой деятельности непосредственно сельскохозяйственными производителями посредством выделения мест на рынках, ярмарках производителям сельскохозяйственной продукции;
оборудование рядов летней торговли плодово-ягодной продукцией с личных подворий;
обеспечение доступа на розничные рынки крестьянско-фермерских хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
проведение совместных совещаний (семинаров, заседаний рабочих групп) с участниками рынка, ассоциациями, союзами торговых предприятий и товаропроизводителей по вопросам выявления факторов ограничения конкуренции и барьеров входа на рынок;
планирование проведения акций - ярмарок "продукты к подъезду" с информированием населения о местах и сроках проведения таких мероприятий;
ведение списка производителей сельскохозяйственной и непродовольственной продукции для рассылки им уведомлений (в том числе в электронной форме) о проводимых ярмарках и условиях участия в них;
ведение реестра торговых предприятий, реализующих продукцию народных художественных промыслов, сувенирную продукцию, разработка планов размещения таких торговых объектов в туристических зонах, государственная поддержка торговых предприятий, реализующих продукцию народных художественных промыслов.
В рамках решения задачи по формированию эффективной системы защиты прав потребителей предусмотрено:
упорядочение и создание условий для улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, ликвидация торговли в неустановленных местах;
распространение в средствах массовой информации сведений о проверках предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения контролирующими органами, выявленных нелегально действующих и уклоняющихся от уплаты налогов посреднических структурах и мерах, предпринятых контролирующими органами и органами местного самоуправления для устранения выявленных нарушений;
проведение семинаров для граждан и общественных объединений по вопросам защиты прав потребителей.
В рамках решения задачи по развитию кадрового потенциала в сфере потребительского рынка и услуг планируется:
определение ежегодной потребности сферы потребительского рынка в выпускниках учреждений профессионального образования на основе прогноза и перспективного планирования потребности объектов потребительского рынка в квалифицированных кадрах;
создание свода лучших практик приемов и методов труда в торговле, снижения затрат рабочего времени и издержек, времени обслуживания покупателей и качества обслуживания и его распространение;
проведение мастер-классов, смотров и конкурсов по различным тематикам и направлениям для определения лучших предприятий в области торговли и обслуживания населения;
проведение республиканского конкурса на звание лучшего рынка;
заключение с общественными организациями в сфере потребительского рынка соглашений о сотрудничестве по вопросам переподготовки и повышения квалификации кадров, совершенствование маркетинговой службы в организациях сферы услуг и т.д.
В рамках решения задачи по сохранению системы предприятий торговли, реализующих социально значимые услуги, будет предпринято:
развитие сети социально ориентированных магазинов (аккредитованных предприятий), обслуживающих малообеспеченные категории граждан, таких как участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, тружеников тыла, малообеспеченных граждан;
предоставление социальным магазинам льгот: снижение размера арендной платы за помещения, используемые для льготной торговли, выделение дополнительных помещений для организации социальных магазинов на льготной основе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы обеспечивается за счет внебюджетных средств, также планируется привлечение целевых кредитов коммерческих банков, иностранных инвесторов.
В целом для реализации Программы в 2012-2015 годах требуется финансирование в сумме 5868,4 млн. рублей:
в 2012 году - 1123,1 млн. рублей
в 2013 году - 1865,2 млн. рублей
в 2014 году - 1322,4 млн. рублей
в 2015 году - 1557,7 млн. рублей
5. Учет рисков
При оценке эффективности Программы проведена работа по выявлению возможных рисков, которые могут привести к невыполнению целей и задач, индикативных результатов Программы.
Источниками их существования являются:
зависимость конъюнктуры рынка потребительских товаров и услуг, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов. В их числе - сохранение низкой покупательной способности значительной части населения без мер социальной защиты жителей республики, высокая инфляция и импортная зависимость рынка, особенно продовольственного;
частная собственность предприятий потребительского рынка.
Выполнение основных заданий Программы лимитируется возможностью выделения ресурсов, решения по которым принимают бизнес-структуры, исходя из предпринимательской целесообразности, в соответствии с конъюнктурой рынка, влиянием большого числа неконтролируемых факторов внешней среды;
необходимость соблюдения приоритета федерального законодательства и соответствия ему республиканского законодательства;
отсутствие финансовой поддержки из бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
Оценка риска проводится на основе факторного анализа, поскольку именно факторный анализ наиболее качественно характеризует текущее состояние и перспективы реализации любых мероприятий, направленных на реализацию Программы. Анализ индикаторов риска позволит измерить величину отклонения суммарного риска, которая является отражением качества управления Программой.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы предполагается оценивать через систему целевых индикаторов и показателей (далее - целевые индикаторы и показатели Программы).
Целевые индикаторы и показатели Программы развития потребительского рынка и услуг Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2015 годы приведены в приложении 3 к Программе.
Последовательная реализация мероприятий Программы обеспечит:
рост розничного товарооборота на 5 процентов, в сфере общественного питания - на 3 процента; объемов бытовых услуг - на 6 процентов;
увеличение показателя обеспеченности населения на 1000 жителей:
торговыми площадями до 530 кв. метров, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети до 40,2 единиц, рабочими местами в организациях бытового обслуживания до 30,0 единиц;
увеличение доли налоговых поступлений по видам экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" в общем объеме налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации до 13,4 процента.
Реализация программных мероприятий приведет к:
созданию условий для реализации излишков сельскохозяйственной продукции путем реконструкции сельскохозяйственных розничных рынков, строительства 2 розничных рынков;
развитию и совершенствованию инфраструктуры и организации общественного питания, в особенности организации питания учащихся образовательных учреждений (охват горячим питанием до 80 процентов);
повышению качества жизни населения путем повышения качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг (снижение количества изъятых из оборота некачественных потребительских товаров);
снижению стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения;
внедрению в организациях потребительского рынка прогрессивных методов продажи и новых видов услуг, ежегодном приросте доли указанных организаций более чем на 2 процента.
7. Механизм реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы (Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики), который:
определяет формы и методы управления реализацией Программы;
осуществляет планирование реализации мероприятий Программы;
обеспечивает эффективное использование средств, ресурсов;
проводит мониторинг эффективности реализации мероприятий Программы, формирует доклады о ходе реализации Программы (ежегодно не позднее 1 мая);
размещает в СМИ и в сети Интернет на сайте Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики информацию о ходе и результатах реализации Программы;
отвечает за обеспечение хода реализации Программы и достижение ее целей;
представляет отчет о ходе реализации Программы в установленном порядке заинтересованным органам исполнительной власти.
Государственный заказчик определяет порядок привлечения сотрудников к выполнению мероприятий Программы и порядок оперативной корректировки планов-графиков реализации конкретных мер. По его инициативе в Программу могут вноситься изменения, касающиеся включения/исключения мероприятий, корректировки целей, задач. Соисполнители отчитываются перед государственным заказчиком о проведенной работе в соответствии с действующим законодательством.
К участию в реализации Программы привлекаются общественные объединения, предпринимательские объединения, отраслевые союзы и ассоциации на основании заключенных с ними соглашений о сотрудничестве, а также отдельные эксперты, хозяйствующие субъекты, учреждения образования и др.
Оперативное сопровождение Программы возлагается на Департамент потребительского рынка, услуг и лицензирования Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики. К его полномочиям относится:
составление сводной аналитической отчетности о ходе реализации Программы;
анализ эффективности реализации конкретных мер Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.