Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника н екоммерческой организации Фонд "В защиту прав заключённых" Шухардина В.В. и исполнительного директора Фонда Пономарева Л.А. на постановление судьи Мещанского районного суда Москвы от 06 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в отношении н екоммерческой организации Фонда "В защиту прав заключённых"
установил:
01 марта 2019 года в отношении Фонда составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Постановлением судьи Мещанского районного суда Москвы 06 мая 2019 г. н екоммерческая организация Фонд "В защиту прав заключённых" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, подвергнута административному штрафу в размере 300 000 руб.
Не согласившись с постановлением судьи, представители НОФ "В защиту прав заключённых" обратились в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить по доводам, изложенным в жалобе, ссылаясь на то, что, по их мнению, судом не учтены требования закона и обстоятельства дела, дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие представителя НОФ, который не участвовал в судебном заседании по уважительной причине, адвоката Шухардин В.В. не ознакомился с материалами дела, постановление судьи не мотивировано должным образом, вмененное правонарушение не доказано.
В судебное заседаниеМосковского городского суда законный представитель и защитник НОФ "В защиту прав заключённых" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом по указанному в жалобе телефону, защитником Шухардиным В.В. подано ходатайство об отложении дела, датированное 14 июня 2019 г. в связи с нахождением в этот день в Республике Мордовия в командировке, в удовлетворении которого определением отказано как в необоснованном.
Исполнительный директор Фонда Пономарев Л.А, также подписавший жалобу в Московский городской суд, об отложении рассмотрения дела не просил, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствии последних.
В судебном заседании представитель Минюста России Рахманин В.А. доводы жалобы полагал не обоснованными, постановление суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав доводы представителя Минюста России Рахманина В.А, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
По смыслу приведенной нормы, объективная сторона данного административного правонарушения выражается в форме бездействия - неподаче заявления в уполномоченный орган о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Таким образом, для признания некоммерческой организации некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие финансирования из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории Российской Федерации, то есть участие в организации и проведении, а также финансировании политических акций в различных формах, направленных на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленных на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
Порядок введения реестра и бланка заявления утверждены Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 года N 223 "О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".
Пунктом 12 данного Порядка установлено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 08.02.2019 в 16 часов 46 минуту в ходе внеплановой документарной проверки установлено, что Фонд, расположенный по адресу: ***, является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, но при этом с заявлением о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обратилась, то есть, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Действия НОФ "В защиту прав заключённых" квалифицированы по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность НОФ "В защиту прав заключённых" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, которые никаких сомнений в допустимости и достоверности не вызывают: протоколом об административном правонарушении от 01.03.2019,в котором изложены обстоятельства административного правонарушения; распоряжением о проведении внеплановой документальной проверки N *** от 18.12.2018; копией Устава Некоммерческой организации Фонда "В защиту прав заключённых"; свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации; свидетельством о внесении в ЕГРЮЛ; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица; выпиской ЕГРЮЛ, информацией о деятельности Некоммерческой организации Фонда "В защиту прав заключённых"; сведениями реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента; скриншотами информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; выписками операций по лицевым счетам; актом проверки от 08.02.2019;, а также иными материалами дела.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2014 г. N 10-П при отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Судом первой инстанции, вопреки приведенным доводам, правильно установлено наличие признаков участия организации в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, исходя из того, что организуемые и проводимые НОФ "В защиту прав заключённых" мероприятия направлены на формирование общественного мнения, формат этих мероприятий и рассматриваемые на них вопросы имели целью привлечение внимания со стороны органов государственной власти и общественности к проблемам глобализации. При этом, деятельность НОФ "В защиту прав заключённых" финансируется из иностранных источников, что подтверждено материалами проверки.
В связи с этим, НОФ "В защиту прав заключённых" отвечает предусмотренным п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" критериям некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
Таким образом, указанные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях НОФ "В защиту прав заключённых" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Привлечение лица к административной ответственности за установленный и доказанный в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, факт совершения соответствующего административного правонарушения, не влечет нарушение указанных прав этого лица, и не препятствует их реализации с соблюдением требований закона.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что НОФ "В защиту прав заключённых" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у НОФ "В защиту прав заключённых" имелась, доказательств принятия организацией всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в бездействии НОФ "В защиту прав заключённых".
Ссылка о нарушении требований ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела не может быть признана состоятельной. Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку бездействию НОФ "В защиту прав заключённых", и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, и виновности НОФ "В защиту прав заключённых".
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Виды административных наказаний указаны в ст. 3.2 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 3.3, п. 1 ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может применяться только в качестве основного административного наказания.
В соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, суд, рассматривающий жалобу, не усматривает с учетом характера правонарушения.
В случае невозможности уплаты административного штрафа НОФ "В защиту прав заключённых", с учетом материального положения, не лишена возможности обратиться к судье районного суда, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Вопреки доводам жалобы правоНОФ "В защиту прав заключённых"на защиту в суде первой инстанции нарушены не были.
Защитник юридического лица Шухардин В.В, действующий на основании доверенности от 08.04.2019 г, в судебное заседание суда первой инстанции явился, перед началом судебного заседания был ознакомлен с материалами дела об административном правонарушении (не был лишен возможности ознакомиться с материалами дела ранее), в ходе рассмотрения дела заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении для предоставлении ему времени для выработки позиции по делу после ознакомления с материалами дела, а также для вызова со стороны защиты свидетелей, которое не подлежит удовлетворению, поскольку извещение о дате, времени и месте рассмотрения дела было направлено в адрес юридического лица и получено последним заблаговременно - 11.04.2019, несмотря на это, защитник с материалами дела ознакомился только 06.05.2019 в период времени с 11 часов 00 минут до 11 часов 30 минут, то есть перед началом судебного заседания, при этом не был ограничен в возможности обеспечить явку свидетелей стороны защиты в судебное заседание суда первой инстанции. Заявленное защитником ходатайство об отложении судебного заседания расценено судом первой инстанции как злоупотребление правами и преднамеренное затягивание рассмотрения дела в разумные сроки.
Защитник юридического лица Шухардин В.В. после отказа в удовлетворении вышеуказанного ходатайства об отложении рассмотрения дела, покинул судебное заседание, что расценено как злоупотребление предоставленными правами.
По смыслу ст. 25.5 КоАП РФ и ст. 14 Международного пакта о гражданских иполитических правах, принятого Резолюцией 2200 А ( XXI ) Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению.
При таких обстоятельствах, дело было рассмотрено судом первой инстанции в отсутствии защитника юридического лица, учитывая, что судом были предприняты все исчерпывающие меры, направленные на реализацию защитником своих прав, предоставленных ему законом.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено НОФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также характера совершенного правонарушения, посягающего на порядок управления, финансового положения юридического лица, согласуется с принципами юридической ответственности, является минимальным, справедливым и соразмерным административному наказанию.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, с учетом характера административного правонарушения.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу НОФ "В защиту прав заключённых" в материалах дела не имеется.
Презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
Утверждение заявителя о том, что при рассмотрении дела и жалобы судья не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и нарушили принцип презумпции невиновности, не соответствуют действительности. Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях НОФ "В защиту прав заключённых" вмененного состава административного правонарушения.
Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, не имеется.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Мещанского районного суда Москвы от 06 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в отношении НОФ "В защиту прав заключённых" оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья
Московского городского судаМ.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.