Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 30 сентября 2012 г. N 407
Республиканская целевая программа
"Развитие начального профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы"
Паспорт республиканской целевой программы "Развитие начального профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие начального профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
1. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 09.30.2010 N ПР-2663 (пункт 2 "д") по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. 2. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.09.2011 N 319 "О разработке республиканской целевой программы "Развитие начального профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы" и определении государственного заказчика" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
Разработчик Программы |
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
Цели и задачи Программы |
Цель Программы: создание необходимых условий для подготовки в учреждениях начального профессионального образования квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Задачи Программы: совершенствование механизма согласования запросов рынка труда и рынка образовательных услуг профессионального образования с участием социальных партнеров; обновление содержания и технологий начального профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг; развитие педагогического и управленческого потенциала системы начального профессионального образования; совершенствование системы воспитания и дополнительного образования путем создания условий для успешной социализации молодежи и обеспечения возможностей ее эффективной самореализации |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Соответствие образовательных услуг учреждений начального профессионального образования требованиям регионального рынка труда: доля выпускников общеобразовательных школ, продолживших обучение в учреждениях начального профессионального образования - к 2015 году - 34%; количество человек, прошедших повышение квалификации, профессиональную подготовку, переподготовку в учреждениях начального профессионального образования, в том числе по договорам с Управлением государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики - к 2015 году - 1100 чел; доля учреждений начального профессионального образования, внедривших федеральные государственные образовательные стандарты - к 2015 году - 100%; доля выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии - к 2015 году - 90%; доля выпускников с повышенным (4-5) квалификационным разрядом - к 2015 году - 18%. 2. Обеспеченность инженерно-педагогическими кадрами требуемой квалификации: доля педагогов, прошедших повышение квалификации - к 2015 году - 51%; доля мастеров производственного обучения, прошедших стажировку на предприятиях и повысивших рабочий разряд - к 2015 году - 31%. 3. Результативность воспитательной работы: количество обучающихся, охваченных дополнительным образованием - к 2015 году - 1050 чел; доля учреждений, имеющих действующие органы ученического самоуправления - к 2015 году - 100% |
Перечень программных мероприятий |
1. Изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда. 2. Структурная перестройка системы профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике. 3. Модернизация материально-технической базы образовательных учреждений. 4. Повышение эффективности управления системой профессионального образования, создание и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия, развития системы социального партнерства. 5. Создание целостной системы профессиональной ориентации молодежи на обучение по рабочим профессиям. 6. Создание системы независимой оценки качества профессионального образования. 7. Создание эффективной системы управления кадрами профессионального образования и их материального стимулирования |
Исполнители Программы |
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
Сроки реализации Программы |
2013-2015 годы. 2013 год - подготовительный этап. Предусмотрены мероприятия, связанные с проведением мониторинга, разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией; приоритет отдается мероприятиям, направленным на модернизацию материальной инфраструктуры профессионального образования, осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы, внедрение и распространение результатов, полученных на первом этапе. 2014 год - реализуются мероприятия, направленные на изучение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах. 2015 год - завершающий этап реализации мероприятий Программы. Проводится мониторинг выполнения мероприятий Программы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего: 98026,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 45676,0 тыс. рублей 2014 год - 43488,0 тыс. рублей 2015 год - 9862,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Формирование ежегодного государственного задания на предоставление услуг в сфере начального профессионального образования согласно потребностям рынка труда. 2. Реорганизация сети образовательных учреждений начального профессионального образования, приведение в соответствие объемов и профилей подготовки кадров с потребностями региональной экономики. 3. Увеличение количества обучающихся в учреждениях начального профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики, в том числе за счет взрослого населения, получающего профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. 4. Развитие системы профессиональной ориентации в целях обеспечения доступа к информации о профессиях, востребованных на рынке труда, и возможностях их получения, пропаганда рабочих профессий, в том числе через предпрофильную и профильную подготовку учащихся общеобразовательных школ. 5. Развитие форм государственно-общественного управления образовательными учреждениями. 6. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. 7. Согласование содержания образовательных программ с работодателями. 8. Переход на широкое использование новых образовательных технологий, в том числе на основе использования информационных технологий, интерактивных методов обучения. 9. Улучшение материально-технической базы учреждений начального профессионального образования, в том числе за счет привлеченных внебюджетных средств работодателей (социальных партнеров). 10. Создание условий для непрерывного повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в соответствии с современными технологиями, в том числе прохождение стажировки на предприятиях. 11. Формирование кадрового резерва руководителей образовательных учреждений начального профессионального образования. 12. Разработка и внедрение в практику работы системы оценки качества и стимулирования труда руководителей и педагогических работников. 13. Увеличение количества обучающихся, включенных в спортивно-массовые мероприятия, охваченных дополнительным образованием. 14. Развитие форм ученического самоуправления |
1. Характеристика проблемы
Республиканская целевая программа "Развитие начального профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы" (далее - Программа) разработана с целью реализации комплекса мер, направленных на удовлетворение потребности регионального рынка труда в квалифицированных рабочих кадрах с учетом перспектив социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
Настоящая Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 13.01.96 N 12-ФЗ "Об образовании";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер Федерального закона "Об образовании" следует читать "от 10 июля 1992 г. N 3266-1"
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
национальной образовательной инициативой "Наша новая школа";
Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 N 1485-р.
См. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 6 декабря 2013 г. N 72-РЗ "Об отдельных вопросах в сфере образования на территории Карачаево-Черкесской Республики"
Система начального профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики включает в себя 8 государственных образовательных учреждений начального профессионального образования. Профессиональное обучение подростков и незанятого населения республики осуществляется по программам дополнительного профессионального образования. На 1 января 2011 года число обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики составляет 3602 человека, выпуск квалифицированных рабочих в 2011 году составил 1626 человек. Качество подготовки выпускников подтверждается следующими показателями: одна третья часть выпускников получает четвертый и пятый повышенные квалификационные разряды, наблюдается тенденция к снижению числа выпускников, получивших разряд ниже установленного.
В последние годы трудоустройство выпускников начального профессионального образования выглядит следующим образом: в 2010 году трудоустроено 84,3%, в 2011 году - 87,1%.
Оказание дополнительных профессиональных образовательных услуг (повышение квалификации, подготовка и переподготовка незанятого и высвобождаемого населения) является одним из приоритетных направлений деятельности учебных заведений. В 2011-2012 учебном году по данной форме обучение прошло более 400 человек.
Развитие позитивных тенденций сдерживается целым рядом факторов, являющихся как внешними, так и внутренними по отношению к системе начального профессионального образования.
По прогнозам Управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики и руководителей учреждений начального профессионального образования наибольшим спросом на рынке труда в 2013-2015 годах будут пользоваться следующие укрупненные группы специальностей (УГС):
1. УГС - 110000 - Сельское и рыбное хозяйство:
"тракторист-машинист сельхозпроизводства", "мастер наладчик МТП", "землеустройство".
2. УГС - 100000 - Сфера обслуживания:
"повар-кондитер", "продавец, контролер-кассир", "технология производства продуктов питания", "официант-бармен", "администратор гостиничного хозяйства", "менеджмент", "организация обслуживания в общественном питании".
3. УГС - 270000 - Архитектура и строительство:
"мастер столярно-плотничных и паркетных работ", "мастер отделочных строительных работ", "каменщик".
4. УГС - 140000 - Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника:
"электромонтажник", "электромонтер", "технология эксплуатации и обслуживания электрического, электромеханического оборудования".
5. УГС - 150000 - металлургия, машиностроение и материаллообработка#:
"электросварщик", "газоэлектросварщик".
6. УГС - 190000 - транспортные средства":
"автомеханик", "слесарь по ремонту автомобиля".
Работодатели заявляют о потребности в подготовке рабочих кадров 4-5 квалификационного разрядов, владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность и т.п.).
Очевидно отставание материально-технической и учебно-производственной базы учреждений профессионального образования от требований современного высокотехнологичного производства. Реальные объемы и направления текущего бюджетного финансирования учреждений системы начального профессионального образования не создают полноценных возможностей по масштабному переоснащению образовательных учреждений (приобретение в необходимом количестве современного учебного оборудования, новых технических средств обучения, методических пособий и др.). Обучение осуществляется на основе физически и морально устаревшего оборудования (используется в основном учебное оборудование 70-х - 80-х годов выпуска). Это ведет не только к заведомо низкому качеству профессиональной подготовки выпускников, но и является одной из причин непривлекательности в глазах потенциальных абитуриентов профессиональных лицеев как мест, где можно стать высококвалифицированным, конкурентоспособным специалистом.
Поэтому одной из приоритетных задач Программы является модернизация системы профессионального образования, обновление содержания и технологий начального профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг. Данная задача не может быть решена без участия работодателей и социальных партнеров в решении проблем профессионального образования. Программа развития системы начального и среднего профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2015 годы позволит сформировать востребованный кадровый потенциал, тем самым содействовать развитию и повышению инвестиционной привлекательности экономики Карачаево-Черкесской Республики.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание необходимых условий для подготовки в учреждениях начального профессионального образования квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
1. Совершенствование механизмов согласования запросов рынка труда и рынка образовательных услуг с участием социальных партнеров.
2. Обновление содержания и технологий обучения, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг.
3. Развитие инженерно-педагогического и управленческого потенциала системы начального профессионального образования.
4. Совершенствование системы воспитания и дополнительного образования путем создания условий для успешной социализации и самореализации молодежи.
Сроки реализации Программы с 2013 по 2015 годы.
3. Перечень программных мероприятий
1. Изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда.
2. Структурная перестройка системы начального профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике.
3. Модернизация материально-технической базы образовательных учреждений.
4. Повышение эффективности управления системой профессионального образования, создание и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия, развития системы социального партнерства.
5. Создание целостной системы профессиональной ориентации молодежи на обучение по рабочим профессиям.
6. Создание системы независимой оценки качества профессионального образования.
7. Создание эффективной системы управления кадрами профессионального образования и их материального стимулирования.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий республиканской целевой программы "Развитие начального профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы" будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит на 2013-2015 годы 14998,0 тыс. рублей, в том числе:
Годы |
республиканский бюджет |
2013 год |
6458,0 тыс. рублей |
2014 год |
5990,0 тыс. рублей |
2015 год |
2550,0 тыс. рублей |
Мероприятия и объемы финансирования Программы могут ежегодно уточняться при принятии республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком - Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (далее - государственный заказчик Программы) и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение Программы.
Государственный заказчик Программы осуществляет управление за реализацией мероприятий Программы, расходованием средств, выделяемых на реализацию Программы.
Вопросы реализации мероприятий Программы рассматриваются на заседаниях коллегии Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики с приглашением исполнителей мероприятий Программы.
Главным распорядителем средств республиканского бюджета, выделяемых на реализацию Программы, является Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.
Государственный заказчик Программы и исполнители мероприятий Программы несут ответственность за ее реализацию, конечные результаты выполнения мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств республиканского бюджета, выделяемых на реализацию Программы.
Оценка результатов реализации Программы производится государственным заказчиком Программы ежеквартально, а также по итогам соответствующего финансового года.
Отчет о ходе выполнения мероприятий Программы представляется в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики.
6. Оценка социально-экономической эффективности и целевые индикаторы
Степень достижения цели и задач Программы будет определяться на основе следующих показателей.
Наименование показателя |
Единица измерения |
Базовый показатель 2012 год |
Изменение к уровню 2012 года, в том числе по годам |
||
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Соответствие образовательных услуг учреждений начального профессионального образования требованиям регионального рынка труда: Доля выпускников общеобразовательных школ, продолживших обучение в учреждениях начального профессионального образования |
% |
25 |
30 |
32 |
34 |
Количество человек, прошедших повышение квалификации, профессиональную подготовку, переподготовку в учреждениях начального профессионального образования, в том числе по договорам с Управлением государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики |
чел. |
720 |
850 |
950 |
1100 |
Доля учреждений начального профессионального образования, внедривших федеральные государственные стандарты 3 поколения |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии |
% |
85 |
90 |
90 |
90 |
Доля выпускников с повышенным (4-5) квалификационным разрядом |
% |
8,8 |
12 |
14 |
18 |
Обеспеченность инженерно-педагогическими кадрами требуемой квалификации. Доля педагогов, прошедших повышение квалификации |
% |
31 |
43 |
47 |
51 |
Доля мастеров производственного обучения, прошедших стажировку на предприятиях и повысивших рабочий разряд |
% |
18 |
24 |
27 |
31 |
Результаты воспитательной работы. Количество обучающихся, охваченных дополнительным образованием |
чел |
850 |
920 |
945 |
1050 |
Доля учреждений, имеющих действующие органы ученического самоуправления |
% |
90 |
95 |
100 |
100 |
1. Формирование ежегодного государственного задания на предоставление услуг в сфере профессионального образования, согласованного с потребностями рынка труда.
2. Реорганизация сети образовательных учреждений начального профессионального образования, приведение в соответствие объемов и профилей подготовки кадров с потребностями региональной экономики.
3. Увеличение количества обучающихся в учреждениях начального профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики, в том числе за счет обучения взрослого населения, получающего профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
4. Развитие системы профессиональной ориентации в целях обеспечения доступа к информации о профессиях, востребованных на рынке труда, и возможностях их получения, пропаганда рабочих профессий, в том числе через предпрофильную и профильную подготовку учащихся общеобразовательных школ.
5. Развитие форм государственно-общественного управления образовательными учреждениями.
6. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования третьего поколения.
7. Переход на широкое использование новых образовательных технологий, в том числе на основе использования информационных технологий, интерактивных методов обучения.
8. Улучшение материально-технической базы учреждений начального профессионального образования, в том числе за счет привлеченных внебюджетных средств работодателей (социальных партнеров).
9. Создание условий для непрерывного повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в соответствии с современными технологиями, в том числе прохождение стажировки на предприятиях.
10. Формирование кадрового резерва руководителей образовательных учреждений начального профессионального образования.
11. Разработка и внедрение в практику работы системы оценки качества и стимулирования труда руководителей и педагогических работников.
12. Увеличение количества обучающихся, включенных в спортивно-массовые мероприятия, охваченных дополнительным образованием.
13. Развитие форм ученического самоуправления в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
14. Пропаганда рабочих профессий, в том числе через предпрофильную и профильную подготовку учащихся общеобразовательных школ.
15. Развитие форм государственно-общественного управления образовательными учреждениями.
16. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования третьего поколения.
17. Переход на широкое использование новых образовательных технологий, в том числе на основе использования информационных технологий, интерактивных методов обучения.
18. Улучшение материально-технической базы учреждений начального профессионального образования, в том числе за счет привлеченных внебюджетных средств работодателей (социальных партнеров).
19. Создание условий для непрерывного повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в соответствии с современными технологиями, в том числе прохождение стажировки на предприятиях.
20. Формирование кадрового резерва руководителей образовательных учреждений начального профессионального образования.
21. Разработка и внедрение в практику работы системы оценки качества и стимулирования труда руководителей и педагогических работников.
22. Увеличение количества обучающихся, включенных в спортивно-массовые мероприятия, охваченных дополнительным образованием.
23. Развитие форм ученического самоуправления в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.