Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 13 сентября 2012 г. N 369
Республиканская целевая программа
"Улучшение условий, охраны труда и здоровья работающих в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2015 годы"
Паспорт республиканской целевой программы "Улучшение условий, охраны труда и здоровья работающих в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2015 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Улучшение условий, охраны труда и здоровья работающих в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2011 N 467 "О разработке республиканской целевой программы "Улучшение условий, охраны труда и здоровья работающих в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2015 годы" и определении государственного заказчика" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики |
Основной разработчик Программы |
Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики |
Цель и задачи Программы |
Основной целью является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики. Основными задачами Программы являются: внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики; совершенствование нормативной правовой базы Карачаево-Черкесской Республики в области охраны труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения |
Перечень основных мероприятий Программы |
1. Совершенствование системы охраны труда работников на производстве. 2. Создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников. 3. Совершенствование нормативной правовой базы по охране труда |
Основные исполнители Программы |
Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Основные целевые индикаторы и показатели Программы |
Целевыми индикаторами и показателями Программы определены: численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих; Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих; численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих; численность первично вышедших на инвалидность по профзаболеванию в расчете на 10 тыс. работающих; численность первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчете на 10 тыс. работающих; удельный вес рабочих мест, аттестованных по условиям труда, от общего количества рабочих мест в организациях, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики (%); удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике региона (%). |
Сроки реализации Программы |
2012-2015 годы |
Финансовое обеспечение Программы |
Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 9070,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - без финансирования; 2013 год - 3408,7 тыс. рублей; 2014 год - 2959,2 тыс. рублей; 2015 год - 2702,1 тыс. рублей. |
Основные ожидаемые результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы ожидается: сохранение жизни, здоровья работника и обеспечение охраны труда на каждом рабочем месте (профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшение условий труда работающего населения республики) |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в Карачаево-Черкесской Республике характеризуется следующими данными (таблица 1).
Таблица 1
Уровень производственного травматизма
(в расчете на 1 тыс. работающих) в 2006-2010 годах
(по данным Росстата)
Территория |
Годы |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Российская Федерация |
2,9 |
2,7 |
2,5 |
2,1 |
2,2 |
Южный федеральный округ (ЮФО), Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) |
2,6 |
2,3 |
2,0 |
1,7 |
1,2 |
Карачаево-Черкесская Республика |
2,1 |
1 1,9 |
2,1 |
1,7 |
2,2 |
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Карачаево-Черкесской Республике показывает, что основной причиной их возникновения является недостаточное финансирование мероприятий по охране труда. В большинстве организаций приостановлены работы по реконструкции и техническому вооружению, низкими темпами осуществляется внедрение новых технологий, не проводятся механизация и автоматизация производственных процессов, в том числе тяжелых физических работ, особенно в строительстве и сельском хозяйстве.
Изношенность средств производства, отсутствие финансирования комплексных планов улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий во многих предприятиях и организациях работу по охране труда отодвигает на второй план. И как следствие, сегодня в отраслях экономики республики постоянно растут несчастные случаи и профессиональные заболевания.
См. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
К другим причинам относятся:
упущение (недоработка) работодателей: на предприятиях практически не принимаются меры по улучшению условий труда, большинство работодателей экономят на содержании специалиста по охране труда, а их работники при этом рискуют жизнью и здоровьем;
недоработка нормативной правовой базы по охране труда, в частности по вопросу ответственности руководителей (работодателей) предприятий.
В прошедшем году выявлено 169 нарушений законодательства об охране труда, возрос уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующий вывод: необходимо активизировать деятельность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, проведению госэкспертизы по результатам аттестации рабочих мест и приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
См. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29
См. ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация", утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 27 октября 1998 г. N 3222
Таблица 2
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (по данным Росстата)
Территория |
Годы |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Российская Федерация |
23,4 |
24,9 |
26,2 |
27,5 |
29,0 |
Южный федеральный округ (ЮФО), Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) |
17,8 |
19,9 |
21,1 |
23,0 |
17,1 |
Карачаево-Черкесская Республика |
46,8 |
47,3 |
49,2 |
51,5 |
58,7 |
2. Цели и задачи реализации Программы, а также целевые индикаторы и показатели Программы
Целью Программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики;
совершенствование нормативной правовой базы Карачаево-Черкесской Республики в области охраны труда;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
Эффективность реализации Программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).
Целевые показатели Программы
Наименование показателей |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
2,5 |
2,2 |
2,0 |
1,8 |
1,7 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
0,14 |
0,136 |
0,126 |
0,112 |
0,10 |
Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих |
6,9 |
6,2 |
5,9 |
5,4 |
5,0 |
Численность первично вышедших на инвалидность по профзаболеванию в расчете на 10 тыс. работающих |
4,8 |
4,6 |
4,37 |
4,17 |
4.0 |
Численность первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчете на 10 тыс. работающих |
1,7 |
1,63 |
1,52 |
1,45 |
1,4 |
Удельный вес рабочих мест, аттестованных по условиям труда, от общего количества рабочих мест в организациях, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики (%) |
6,7 |
7,8 |
9,1 |
10,2 |
11 |
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике региона(%) |
62,3 |
56,7 |
49,0 |
43,1 |
37 |
Данные целевые индикаторы (показатели) представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, Государственной инспекцией труда по Карачаево-Черкесской Республике, Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской Республике.
3. Перечень программных мероприятий
Система мероприятий Программы определяется на основе всестороннего анализа состояния условий, охраны труда и здоровья работающих в городских округах и муниципальных районах Карачаево-Черкесской Республики, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, работодателей, профессиональных союзов, научных учреждений и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.
Основные направления программных мероприятий:
совершенствование системы охраны труда работников на производстве;
создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников;
совершенствование нормативной правовой базы по охране труда.
Ответственным исполнителем Программы является Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики.
Перечень основных программных мероприятий с указанием объемов финансирования представлен в приложении к Программе.
Описание социальных и экономических последствий реализации Программы
За весь срок реализации Программы планируется:
сокращение численности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на 20%;
обеспечение социальной и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 15%;
снижение уровня профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, инвалидизации работающих на 10%;
повышение трудоспособности и производительности труда на 10%;
увеличение затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда на 10-15%.
Социальный эффект от выполнения мероприятий Программы выразится в:
снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 10%;
снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин 10-15%;
обеспечении благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, на 20 %;
улучшении демографической ситуации в республике на 10-15 %.
Экономический эффект, полученный в результате реализации мероприятий Программы, выразится в уменьшении объема выплат, осуществляемых отделением Государственного учреждения - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, по временной нетрудоспособности пострадавшим или их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшении расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, при наличии прямых последствий страхового случая на лечение застрахованного, приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода, посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход, санаторно-курортное лечение, протезирование и обеспечение приспособлениями для трудовой деятельности и быта, на обеспечение транспортными средствами, а также в экономии государственных затрат на выплату компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
4. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется Карачаево-Черкесской Республикой самостоятельно за счет средств бюджета республики в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Объем финансирования мероприятий Программы составляет 9070,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - без финансирования;
2013 год - 3408,7 тыс. рублей;
2014 год - 2959,2 тыс. рублей;
2015 год - 2702,1 тыс. рублей.
5. Оценка эффективности Программы и система контроля за ходом реализации Программы
1. Текущее управление за реализацией Программы осуществляет Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, которое самостоятельно определяет формы и методы организации управления реализацией Программы.
2. Управление и контроль за реализацией конкретных мероприятий Программы возлагаются на исполнителей, ответственных за выполнение соответствующих мероприятий Программы.
3. Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики представляет в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики:
1) по запросам необходимую информацию о подготовке и реализации Программы;
2) ежегодно до 01 марта года, следующего за отчетным, отчет о ходе реализации Программы и использовании финансовых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.