Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 30 сентября 2012 г. N 406
Республиканская целевая программа
"Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы"
Паспорт республиканской целевой программы "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы" (далее - Программа) |
||||
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.06.2012 N 249 "О разработке республиканской целевой программы "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы" и определении государственного заказчика" |
||||
Государственный заказчик Программы |
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
||||
Разработчик Программы |
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
||||
Основная цель и задачи Программы |
Цель Программы - повышение качества образовательного процесса, создание необходимых условий для получения качественного общего образования в соответствии с современными стандартами и требованиями. Задачи Программы: создание условий для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования, улучшение качества образования; развитие творческого и профессионального потенциала педагогических и руководящих работников системы образования; совершенствование школьной инфраструктуры; развитие информационной среды системы образования; расширение самостоятельности образовательных учреждений |
||||
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Уровень доступности качественного общего образования в соответствии с современными стандартами и требованиями инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья; доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями, от общей численности обучающихся; увеличение количества образовательных учреждений, внедряющих современные модели дополнительного образования; доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, от общей численности учителей; доля общеобразовательных учреждений со статусом "инновационная площадка" от общего числа общеобразовательных учреждений; доля общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения, от общего числа общеобразовательных учреждений, имеющих старшую ступень; количество обучающихся, на которых приходится 1 компьютер; количество дистанционно обучающихся детей-инвалидов |
||||
Перечень основных мероприятий Программы |
Основные мероприятия Программы: переход на новые государственные образовательные стандарты; формирование региональной системы оценки качества образования; развитие учительского потенциала; изменение школьной инфраструктуры; развитие информационной образовательной среды; расширение самостоятельности общеобразовательных учреждений |
||||
Исполнители Программы |
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
||||
Сроки реализации Программы |
Сроки реализации Программы - 2013-2015 годы |
||||
Объемы и источники финансирования Программы |
Источники финансирования |
Сумма расходов (тыс. рублей) |
В том числе по годам (тыс. рублей) |
||
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Республиканский бюджет |
22410,0 |
7580,0 |
7470,0 |
7360,0 |
|
Итого |
22410,0 |
7580,0 |
7470,0 |
7360,0 |
|
Финансирование программных мероприятий из республиканского бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период | |||||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит обеспечить для всех обучающихся независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступность качественного общего образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики. При этом будет обеспечено: создание и внедрение образовательных программ в соответствии с федеральными государственными стандартами начального и основного общего образования на всех ступенях образования; внедрение и эффективное использование в системе общего образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения; внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов в системе образования; реализация общественно-государственного характера управления, направленного на повышение открытости образовательных учреждений обществу (к 2015 году - 100 % образовательных учреждений); развитие школьной инфраструктуры (70% общеобразовательных учреждений должны соответствовать современным условиям); повышение роли и значения гражданского общества в управлении образованием и становлении обязательной публичной отчетности разных образовательных структур (100% общеобразовательных учреждений представят публичную отчетность); повышение уровня доступности качественного общего образования (к 2015 году 67%) |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Значение образования увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Главная задача современной образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В соответствии с направлениями Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года роль системы образования заключается в "повышении эффективности и качества профессиональной подготовки кадров образовательных учреждений республики в интересах развития инновационного, промышленного, образовательного секторов республики".
В системе образования Карачаево-Черкесской Республики в последние годы сложились устойчивые тенденции создания условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг.
В настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике функционирует 191 общеобразовательное учреждение. Всего в республике обучаются свыше 58000 учащихся.
Всего по республике в общеобразовательных учреждениях осуществляют свою деятельность 9273 педагогических работника, из них 2893 - в образовательных учреждениях, расположенных в городской местности, и 6380 - в школах, расположенных в сельской местности.
С 2006 года определяются лучшие учителя Карачаево-Черкесской Республики - победители конкурса на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта "Образование". За годы реализации приоритетного национального проекта "Образование" 299 учителей Карачаево-Черкесской Республики стали победителями данного конкурса.
Проводятся ежегодные региональные конкурсы "Учитель года", "Воспитатель года", где выявляются лучшие педагогические работники республики.
С 2010/2011 учебного года началась апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (далее - ФГОС), в апробации приняли участие 12 образовательных учреждений республики из 12 муниципальных образований. По новым государственным образовательным стандартам обучалось более 250 учащихся республики.
В Карачаево-Черкесской Республике накоплен положительный опыт поддержки одаренных детей: проводятся предметные олимпиады, конкурсы, чтения, выплачиваются премии.
Закреплению педагогических работников в образовательных учреждениях республики способствует введение с 1 сентября 2010 года региональной системы оплаты труда, которая предусматривает выплаты стимулирующего характера за качество работы учителя.
Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают, с одной стороны, обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья, с другой стороны, оснащение образовательного процесса современным учебным и учебно-наглядным оборудованием.
Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных учреждений и педагогических работников позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В то же время дальнейшая модернизация образования требует масштабных, системных изменений сферы образования, вовлечения большей части образовательных учреждений в процессы инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики.
Очень важной задачей, стоящей перед общим образованием республики, является качественное обновление и пополнение кадрового состава педагогов.
Для успешного введения ФГОС общего образования необходимо создать предпосылки для социализации обучающихся и реализации в сфере образования индивидуальных запросов не только со стороны обучающихся, но и со стороны семьи, общества и государства.
Предстоит разработать многоуровневую модель оценки качества образования, для чего необходимо сформировать основополагающие требования к содержанию и процедурам оценки качества образования, модели учета внеучебных достижений обучающихся, механизмы общественного участия в деятельности образовательных учреждений.
Отдельного внимания требует организация на региональном уровне системы контент-фильтрации интернет-трафика образовательных учреждений, использование лицензионного программного обеспечения в образовательных учреждениях республики, организация на базе образовательных учреждений обучения населения первичным навыкам работы со средствами ИК-технологий.
Требует обновления содержание дополнительных образовательных программ и методов обучения. Необходимо внедрение современных форм организации дополнительного образования, предстоит провести обновление ресурсного обеспечения системы дополнительного образования, включающее основные механизмы функционирования: нормативную правовую базу, кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение.
Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Необходимо развивать систему непрерывного профессионального образования, которая позволит повысить профессионализм работников системы образования, усилить их государственную и общественную поддержку, создать и развить сеть профессионально-общественных сообществ учителей и сформировать кадровый резерв руководителей в сфере образования.
Обязательным условием развития системы образования Карачаево-Черкесской Республики является соответствие общеобразовательных учреждений республики современным требованиям. Для этого, в первую очередь, предстоит обновить учебное и учебно-наглядное оборудование, отремонтировать здания школ, укомплектовать их спортивным оборудованием, создать условия для обучения детей-инвалидов.
В настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике только 54% школьников обучается в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" все общеобразовательные учреждения республики подключены к сети Интернет. Но скорость предоставления услуг сети Интернет низка и не позволяет использовать в образовательном процессе новые образовательные ресурсы.
В настоящее время всего в 155 общеобразовательных учреждениях из 191 имеются спортивные залы, отвечающие требованиям СанПиН.
Поэтому одной из главных проблем, которую предстоит решить, является приведение в соответствие современным требованиям общеобразовательных учреждений республики.
В связи с тем, что переход на федеральные государственные образовательные стандарты осуществляется в сжатые сроки: 2011 году - 1-е классы, 2012 году - 5-е классы, 2013 году - старшая ступень, - необходимо создать условия для успешной реализации мероприятий по их введению в образовательную практику, в том числе кадровые, финансовые и материально-технические условия.
Программа разработана в целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которая закладывает основы обеспечения прав граждан на выбор образовательного учреждения, дающего современное качественное образование.
Модернизация общего образования остается актуальной, требует безотлагательного решения и значительных финансовых вложений, является комплексной и не может быть решена без государственной поддержки, требует взаимодействия с органами местного самоуправления и должна рассматриваться как целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которая обеспечивает преемственность основных направлений Программы реализации приоритетного национального проекта "Образование".
2. Основные цели и задачи Программы
Цели и задачи Программы на среднесрочный период определены с учетом Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование".
Основной целью Программы является повышение качества образовательного процесса, создание необходимых условий для получения качественного общего образования в соответствии с современными стандартами и требованиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
1. Создание условий для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в 2013-2015 годах.
2. Развитие творческого и профессионального потенциала педагогических и руководящих работников системы образования.
3. Совершенствование школьной инфраструктуры.
4. Расширение самостоятельности образовательных учреждений.
5. Развитие информационной среды в системе образования.
Степень достижения цели и задач Программы будет определяться на основе следующих целевых показателей:
Наименование показателя |
Единица измерения |
Базовый показатель 2012 год |
Изменение к уровню 2012 года, в том числе по годам |
||
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Уровень доступности качественного общего образования в соответствии с современными стандартами и требованиями инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья |
% |
62 |
65 |
66 |
67 |
Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями, от общей численности обучающихся |
% |
54% (25000 человек) |
66 |
68 |
70 |
Увеличение количества образовательных учреждений, внедряющих современные модели дополнительного образования |
Ед. |
32 |
54 |
59 |
61 |
Доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, от общей численности учителей |
% |
5 |
30 |
40 |
50 |
Доля общеобразовательных учреждений республики со статусом "инновационная площадка" от общего числа общеобразовательных учреждений |
% |
8% (24 учреждения) |
16 |
18 |
20 |
Доля общеобразовательных школ, реализующих программы профильного обучения, от общего числа общеобразовательных учреждений, имеющих старшую ступень |
% |
26% (39 учреждений) |
53 |
55 |
57 |
Количество обучающихся, на которых приходится 1 компьютер |
Ед. |
23 |
20 |
18 |
15 |
Количество дистанционно обучающихся детей-инвалидов |
Ед. |
85 |
185 |
365 |
370 |
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в период с 2013 по 2015 год одноэтапно.
4. Система основных мероприятий Программы
Для достижения поставленных в данной Программе целей система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям. Перечень программных мероприятий по направлениям расходов представлен в приложении к Программе.
1. Переход на новые государственные образовательные стандарты.
Обеспечение современных условий получения качественного образования на основе поэтапного введения ФГОС, удовлетворяющих запросы в сфере образования со стороны обучающихся, родителей (законных представителей), общества, что включает:
последовательность обязательного введения ФГОС по мере готовности муниципалитетов и образовательных учреждений республики;
создание условий для внедрения ФГОС общего образования на всех ступенях обучения, включая подготовку материально-технической и учебной базы;
увеличение доли школьников республики, обучающихся по новым образовательным стандартам;
формирование основных образовательных программ общего образования, позволяющих расширить возможности решения задач учета особенностей образовательных учреждений и потребностей регионального развития.
2. Формирование региональной системы оценки качества образования.
В результате реализации мероприятий Программы будут разработаны инструментарий оценки качества общего образования, модель учета внеурочных достижений обучающихся, а также разработаны и проведены оценочные процедуры.
3. Развитие учительского потенциала:
расширение возможностей профессионального совершенствования педагогов и создания профессиональных сообществ учителей;
увеличение спектра услуг непрерывного профессионального педагогического образования;
внедрение новых моделей аттестации педагогических и руководящих работников образования.
4. Изменение школьной инфраструктуры:
создание условий для обеспечения доступности качественного образования, расширение образовательных возможностей разных категорий детей (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов);
обновление учебного оборудования общеобразовательных учреждений, создание комфортных условий пребывания и обучения.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, выделяемых в соответствии с законодательством Карачаево-Черкесской Республики на реализацию мероприятий Программы.
Источники финансирования |
Сумма расходов (тыс. рублей) |
В том числе по годам |
||
2013 |
2014 |
2015 |
||
Республиканский бюджет* |
22410,0 |
7580,0 |
7470,0 |
7360,0 |
Итого |
22410,0 |
7580,0 |
7470,0 |
7360,0 |
* Финансирование программных мероприятий из республиканского бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
При реализации Программы, учитывая продолжительный период ее реализации, возможно возникновение финансового риска, связанного с социально-экономическими факторами, инфляцией, дефицитом бюджетных средств, ростом стоимости ресурсов на рынке капитала и др., что может повлечь выполнение запланированных мероприятий не в полном объеме.
В этом случае объемы средств, необходимых для финансирования мероприятий Программы в очередном году, уточняются и в случае необходимости вносятся соответствующие предложения о внесении изменений в закон Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
6. Механизм реализации Программы
Заказчиком Программы является Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Заказчик Программы ежегодно по итогам ее реализации уточняет объемы необходимых финансовых средств для финансирования мероприятий в очередном финансовом году и в плановом периоде и по мере формирования республиканского бюджета представляет:
бюджетную заявку на финансирование Программы за счет средств республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
обоснование объемов финансирования Программы в очередном финансовом году по всем направлениям расходования средств и всем источникам финансирования.
Порядок и условия проведения ежегодных конкурсов устанавливаются указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, постановлениями Правительства Карачаево-Черкесской Республики, указами и распоряжениями Главы Карачаево-Черкесской Республики, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Проведение конкурсов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Заказчик Программы обеспечивает исполнение программных мероприятий с соблюдением установленных сроков и объемов бюджетного финансирования, организует работу по привлечению средств из внебюджетных источников, представляет в установленном порядке необходимую отчетную информацию, разрабатывает предложения по продлению сроков реализации мероприятий и несет ответственность за несвоевременное выполнение мероприятий соответствующих разделов Программы.
Эффективность реализации Программы и использование выделенных на нее средств республиканского бюджета обеспечивается за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности использования бюджетных средств;
адресного предоставления бюджетных средств.
Результативность Программы будет оцениваться на основе целевых показателей, обозначенных для оценки эффективности проводимых мероприятий Программы.
Для количественного измерения достижения годовых и конечных целевых индикаторов и показателей Программы будут применяться следующие методики:
обобщение информации, полученной в ходе сбора статистических данных;
мониторинговые исследования, в том числе комплексная оценка эффективности развития системы образования Карачаево-Черкесской Республики (использование программного обеспечения);
ежегодные доклады о реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (в соответствии со структурой ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа").
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики как заказчик Программы:
осуществляет текущее управление реализацией Программы;
в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию Программы и обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
организует отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию в соответствии с нормами действующего законодательства;
организует внедрение информационных технологий в целях управления Программой и контроля за ходом ее реализации;
ежеквартально до 10 числа месяца и ежегодно до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики отчеты о ходе (итогах) выполнения целевых показателей Программы, эффективности использования средств республиканского бюджета, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
направляет в Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики предложения по финансированию Программы из республиканского бюджета и объемам ее финансирования в очередном финансовом году;
ежегодно в установленном порядке вносит предложения по уточнению мероприятий Программы, перечню целевых показателей и индикаторов реализации Программы на соответствующий год.
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы позволит обеспечить для всех обучающихся Карачаево-Черкесской Республики, независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья, доступность качественного общего образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики.
При этом будут обеспечены:
создание и внедрение образовательных программ в соответствии с федеральными государственными стандартами общего образования на всех ступенях образования;
внедрение и эффективное использование в системе образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов в системе образования;
реализация общественно-государственного характера управления, направленного на повышение открытости образовательных учреждений обществу (к 2015 году - 100% образовательных учреждений);
развитие школьной инфраструктуры (70% общеобразовательных учреждений будет соответствовать современным условиям);
повышение роли и значения гражданского общества в управлении образованием и становлении обязательной публичной отчетности разных образовательных структур (100% общеобразовательных учреждений представят публичную отчетность).
Показателем социально-экономической эффективности реализации Программы станет повышение уровня образования обучающихся путем оказания им доступных и качественных образовательных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.