Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к приказу
Министерства сельского хозяйства
Карачаево-Черкесской Республики
от 15 марта 2013 г. N 22
Ведомственная целевая программа
"Развитие свеклосахарного производства в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы"
Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие свеклосахарного производства в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы"
Наименование главного распорядителя средств республиканского бюджета, заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие свеклосахарного производства в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы" |
Наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта, которым утверждена Программа |
Приказ Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 15.03.2013 года N 22 |
Цели и задачи Программы |
Развитие свеклосахарного производства; увеличение посевных площадей сахарной свеклы; повышение урожайности и валовых сборов; увеличение перерабатывающей мощности и повышение эффективности переработки |
Перечень и характеристика основных мероприятий Программы |
Совершенствование технологии производства сахарной свеклы; Увеличение посевных площадей и объемов производства сахарной свеклы; Реконструкция и технологическая модернизация перерабатывающих мощностей по производству сахара |
Целевые индикаторы и показатели |
Повышение урожайности сахарной свеклы до уровня 440 ц/га в 2015 году; Увеличение среднесуточной переработки сахарной свеклы до 4,2 тыс. тонн в сутки; Повышение среднего показателя выхода сахара с 11,47 до 12,5 процентов; Увеличение объема производства сахара с 40 тыс. тонн в 2012 году до 67,5 тыс. тонн в 2015 году |
Сроки реализации Программы |
2013-2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования на реализацию Программы на период с 2013 по 2015 годы составляет 645 100 тыс. рублей, в том числе: за счет средств республиканского бюджета, всего - 42 000 тыс. рублей, из них по годам: 2013 год - 12 000 тыс. рублей 2014 год - 14 500 тыс. рублей 2015 год - 15 500 тыс. рублей за счет внебюджетных источников, всего - 603 100 тыс. рублей, из них по годам: 2013 год - 172 300 тыс. рублей 2014 год - 208 300 тыс. рублей 2015 год - 222 500 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности реализации Программы |
Увеличение посевных площадей сахарной свеклы до 12,5 тыс. га в 2015 году, Увеличение объема производства сахарной свеклы до 550 тыс. тонн в 2015 году; Сохранение 400 и создание 140 новых рабочих мест. |
1. Характеристика проблемы (задачи), целесообразность и необходимость ее решения программным методом
Площадь сельскохозяйственных угодий под сахарную свеклу в 2011 году составляла 12,5 тыс. га, в 2012 году - 8,9 тыс. га, в 2013 году по предварительным оценкам составит порядка 9,3 тыс. га.
В результате мер по развитию свеклосахарного производства в 2009 - 2011 годах в Карачаево-Черкесской Республике посевные площади сахарной свеклы возросли с 2 тыс. га в 2008 году до 12,5 тыс. га в 2011 году. Принятые меры по поддержке данной подотрасли показали положительные результаты, однако снижение площадей к уровню 2011 года обусловлено, в первую очередь износом перерабатывающих мощностей и низким показателем эффективности переработки сахарной свеклы.
Производственные мощности Карачаево-Черкесского сахарного завода морально и физически устарели и позволяют перерабатывать в сутки не более 3,2 тыс. тонн сахарной свеклы. Ежегодно работа завода приостанавливается в сезон уборки из-за поломок оборудования, что ведет к потерям свеклы на полях сельскохозяйственных товаропроизводителей и свеклоприемных пунктах и потерям сахара в производстве.
Кроме того, на спад уровня производства существенно повлияли неблагоприятные климатические условия, а именно суровая и ранняя для региона зима 2011 года и аномально теплая погода в сентябре-декабре 2012 года, что существенно снизило финансовую устойчивость производителей сахарной свеклы.
Данные факты свидетельствуют о необходимости комплексного подхода в поддержке свеклосахарной подотрасли как со стороны производства сахарной свеклы так и ее переработки.
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, развитие свеклосахарного производства является одним из основных мероприятий подпрограммы по развитию подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, в рамках реализации которой осуществлена разработка данной ведомственной целевой программы.
Программа предполагает проведение комплекса взаимосвязанных технических, организационных, экологических, технологических и хозяйственных мероприятий с соответствующим финансовым, материально-техническим, научным и информационным обеспечением, в том числе с учетом схем и планов территориального планирования и генеральными планами поселений и городских округов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При разработке программы учитывались положения Схемы территориального планирования Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 сентября 2012 г. N 382, а так же районов республики:
Схемы территориального планирования Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 28.12.2012 N 175;
Схемы территориального планирования Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 29.10.2012 N 25;
Схемы территориального планирования Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 21.12.2012 N 159;
Схемы территориального планирования Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 20.12.2012 N 49;
Схемы территориального планирования Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 25.01.2013 N 40;
Схемы территориального планирования Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 28.12.2012 N 434-II;
Схемы территориального планирования Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 15.12.2012 N 1;
Схемы территориального планирования Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 26.12.2012 N 44;
Схемы территориального планирования Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 29.12.2012 N 19.
Программа предусматривает и учитывает, в соответствии с подпрограммой "Социальное развитие села" Республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года" улучшение жилищных условий, граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, а так же наличие и развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
2. Основные цели и задачи программы, целевые индикаторы
Целью программы является развитие свеклосахарного производства и повышение объемов производства сахарной свеклы и сахара.
Для достижения целей программы необходимо решение следующих задач:
увеличение посевных площадей сахарной свеклы;
повышение урожайности и валовых сборов;
увеличение перерабатывающей мощности и повышение эффективности переработки.
Эффективное использование имеющегося потенциала, государственная поддержка и привлечение внебюджетных инвестиций позволят достигнуть поставленных целей.
Достижение поставленной цели и задач обеспечит создание технологических и экономических условий для устойчивого развития свеклосахарного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах (включая индивидуальных предпринимателей) и сельскохозяйственных организациях, в том числе организациях потребительской кооперации, что позволит создать дополнительные рабочие места, повысить занятость населения, увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней.
Индикаторы Программы отражены в приложении 1.
3. Сроки реализации Программы
Сроки реализации программы: 2013-2015 годы.
4. Мероприятия Программы
Решение задач Программы предопределяет необходимость выполнения ряда программных мероприятий с позиции финансового обеспечения. При этом фактическое финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей в решении проблем финансового обеспечения Программы предопределяет необходимость оказания финансовой поддержки из бюджетов всех уровней.
4.1. Совершенствование технологии производства сахарной свеклы
В целях формирования культуры земледелия и повышения эффективности землепользования на базе Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики будет организован центр информационной поддержки, основной задачей которого будет оказание консультационной помощи по вопросам повышения культуры земледелия, соблюдения агротехнических норм и норм севооборота.
Кроме того, в рамках данного направления планируется подготовка и повышение квалификации специалистов по современным технологиям земледелия.
В целях привлечения специалистов в отрасль программа предусматривает, что граждане, проживающие и работающие в сельской местности и молодые специалисты, работающие в подотрасли свеклосахарного производства в соответствии с подпрограммой "Социальное развитие села" Республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года" могут принять участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий.
4.2. Увеличение посевных площадей и объемов производства сахарной свеклы
В целях увеличения производства сахарной свеклы в первую очередь необходимо увеличение посевных площадей и урожайности культуры. За период 2013 - 2015 годы посевная площадь сахарной свеклы должна составить не менее 12,5 тыс. га, а урожайность сахарной свеклы - в среднем 440 центнеров с гектара.
Для увеличения урожайности необходимо использование качественного посевного материала, своевременное внесение минеральных удобрений и своевременная обработка средствами защиты растений. Оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям будет осуществляться в из расчета посевных площадей сахарной свеклы, при условии соблюдения агротехнических условий, а так же количественных показателей сдачи урожая на переработку.
4.3. Реконструкция и технологическая модернизация перерабатывающих мощностей по производству сахара
В целях реконструкции, технической и технологической модернизации перерабатывающих мощностей предполагается оказание государственной поддержки преимущественно на реконструкцию и технологическую модернизацию перерабатывающих мощностей по производству сахара. Увеличение объема переработки сахарной свеклы в рамках данного мероприятия составит с 350 тыс. тонн в 2012 году до 550 тыс. тонн в 2015 году, среднесуточная переработка сахарной свеклы составит 4,2 тыс. тонн в сутки, средний показатель выхода сахара поднимется до 12,5 процентов, увеличение объема производства сахара возрастет с 40 тыс. тонн в 2012 году до 67,5 тыс. тонн в 2015 году.
5. Финансирование Программы
Объем финансирования на реализацию Программы на период с 2013 по 2015 годы составляет 645 100 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств республиканского бюджета, всего - 42 000 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 12 000 тыс. рублей
2014 год - 14 500 тыс. рублей
2015 год - 15 500 тыс. рублей
за счет внебюджетных источников, всего - 603 100 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 172 300 тыс. рублей
2014 год - 208 300 тыс. рублей
2015 год - 222 500 тыс. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" программа предполагает участие в отборе региональных программ в соответствии с порядком, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и получение субсидий из федерального бюджета на софинансирование мероприятий программы в соотношении от 80 до 95 процентов за счет средств федерального бюджета, что позволит снизить финансовую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей, а предусмотренные по программе средства республиканского бюджета составят от 5 до 20 процентов от общего бюджетного финансирования.
См. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19 сентября 2013 г. N 301 "О Порядке предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из республиканского бюджета на поддержку свеклосахарного производства в Карачаево-Черкесской Республике"
Таким образом, государственную поддержку в рамках программы планируется обеспечить за счет средств федерального и республиканского бюджетов, в соответствии с соглашениями, заключаемыми между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
Правовые основания расходных обязательств республиканского бюджета в финансовом обеспечении мероприятий Программы возникают на основании нормативных правовых актов Правительства Карачаево-Черкесской Республики, регулирующих порядок и условия предоставления государственной поддержки.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному корректированию в соответствии с реальными возможностями бюджетов всех уровней и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных в Законе Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на соответствующий финансовый год.
Ресурсное обеспечение и расходы на реализацию Программы по источникам финансирования отражены в приложении 2.
6. Социальные, экологические и экономические последствия реализации Программы, оценка риска ее реализации
Реализация Программы позволит увеличить:
посевные площади сахарной свеклы до 12,5 тыс. га;
урожайность сахарной свеклы до 440 ц/га;
объем переработки сахарной свеклы с 350 тыс. тонн в 2012 году до 550 тыс. тонн в 2015 году;
объема производства сахара возрастет с 40 тыс. тонн в 2012 году до 67,5 тыс. тонн в 2015 году.
Кроме того, реализация программы за период ее действия обеспечит сохранение 400 и создание 140 новых рабочих мест.
Реализация Программы не предусматривает негативных экологических последствий, более того, повышение культуры земледелия и реконструкция перерабатывающих мощностей будут способствовать экологизации производства.
Показатели экономической и социальной эффективности Программы представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Показатели экономической и социальной эффективности Программы
|
Показатели |
Годы |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1. |
Посевные площади сахарной свеклы, тыс. га |
8,9 |
9,3 |
10,2 |
12,5 |
2. |
Объем производства сахарной свеклы тыс. тонн |
385,8 |
399,9 |
438,6 |
550,0 |
3. |
Объем производства сахара, тыс. тонн |
40,0 |
46,0 |
53,5 |
67,5 |
4. |
Валовой продукт подотрасли, млн. руб. |
1463,0 |
1629,6 |
1864,1 |
2347,5 |
5. |
Валовой доход, млн. руб. |
365,7 |
407,4 |
466,0 |
586,9 |
6. |
Чистая прибыль подотрасли, млн. руб. |
146,3 |
163,0 |
186,4 |
234,8 |
7. |
Начисление налогов, млн. руб. |
164,6 |
183,3 |
209,7 |
264,1 |
8. |
Сохранение и создание дополнительных рабочих мест |
400 |
450 |
500 |
540 |
Таблица 2
Выручка от реализации продукции подотрасли свеклосахарного производства по сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам (включая индивидуальных предпринимателей) в разрезе муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики
N п/п |
наименование района |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
1 |
Прикубанский |
365,7 |
407,4 |
466,0 |
586,9 |
2 |
Усть-Джегутинский |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3 |
Карачаевский |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4 |
Малокарачаевский |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5 |
Зеленчукский |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6 |
Урупский |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7 |
Хабезский |
73,1 |
81,5 |
93,2 |
117,4 |
8 |
Адыге-Хабльский |
146,3 |
163,0 |
186,4 |
234,8 |
9 |
Абазинский |
87,8 |
97,8 |
111,8 |
140,9 |
10 |
Ногайский |
790,0 |
880,0 |
1 006,6 |
1 267,7 |
|
Итого: |
1 463,0 |
1 629,6 |
1 864,1 |
2 347,5 |
Оценка рисков реализации Программы
К рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, относятся:
неполное финансирование Программы, отсутствие мер поддержки, стимулирующих развитие подотрасли;
неблагоприятная рыночная конъюнктура, затрудняющая реализацию дополнительных объемов сахара;
присоединение России к ВТО и расширение Евросоюза, которые будут оказывать все большее давление на Россию, как на наиболее близкий и емкий рынок.
К мерам управления рисками, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, относятся:
увеличение доли частных инвестиций, в том числе содействие в подключении к электро - и газовым сетям, строительство дорог и объектов социальной инфраструктуры;
создание условий привлекательности для инвесторов в целях осуществления реконструкции предприятий по производству сахара;
создание инфраструктуры продвижения произведенной продукции потребителю.
7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Достижение плановых показателей Программы и прироста объемов производства напрямую зависит от ее финансирования в полном объеме.
Необходимость полного финансирования Программы из республиканского бюджета усиливает значимость обеспечения эффективности и расходования бюджетных средств.
Оценку общей эффективности финансирования производства продукции в полном объеме определяют по формуле:
,
где - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
ВП - ежегодный прирост продукции в стоимостном выражении;
Ф - объем финансирования производства продукции.
Коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств показывает соотношение валового продукта в стоимостном выражении к общему объему финансирования (срок окупаемости общей суммы финансирования).
Показатель общего финансирования, представлен в таблице 2.
Таблица 2
Показатели эффективности расходования бюджетных средств по Программе
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2013-2015 |
||
Ежегодный прирост валовой продукции подотрасли в стоимостном выражении |
млн. руб. |
166,6 |
234,5 |
483,4 |
884,5 |
Ежегодный прирост валового дохода подотрасли (ВП) |
млн. руб. |
41,7 |
58,6 |
120,9 |
221,1 |
Ежегодный прирост поступления налогов |
млн. руб. |
18,7 |
26,4 |
54,4 |
99,5 |
Финансирование на производство продукции |
|
|
|
|
|
- всего (Ф) |
млн. руб. |
184,3 |
222,8 |
238,0 |
645,1 |
- бюджетное (3) |
|
85,7 |
103,6 |
110,7 |
300,0 |
Показатели эффективности |
|
|
|
|
|
% |
22,6 |
26,3 |
50,8 |
34,3 |
|
|
21,9 |
25,5 |
49,1 |
33,2 |
Значение коэффициента в среднеарифметическом выражении составляет 34,3%. Это отражает достаточно высокую степень возмещения общих затрат через прирост валового продукта отрасли (100:34,3 = 2,9 лет).
Значение же эффективности расходования бюджетных средств составляет 33,2% что является высоким показателем эффективности расходования бюджетных средств. Прогнозный объем бюджетного финансирования при определении данного показателя рассчитан с учетом расходования средств республиканского бюджета и софинансирования мероприятий программы из федерального бюджета.
Последствия затраченных бюджетных средств будут проявляться как в краткосрочной перспективе в течении 1-3 лет, так и в долгосрочной, в течение 6-8 лет по следующим причинам: во-первых, повышение культуры возделывания сахарной свеклы позволит получать высокие результаты начиная с первого года реализации программы, а во вторых строительство новых и модернизация имеющихся перерабатывающих мощностей, постепенный, ежегодный ввод их в эксплуатацию приведет к положительным экономическим результатам в долгосрочной перспективе.
8. Система управления реализацией Программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами республиканского бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
Система управления реализацией Программы:
ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, индикаторов, решение задач Программы, реализацию мероприятий, утвержденных в Программе, является Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики;
реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы в целом осуществляют: отдел механизации и земледелия и отдел пищевой и перерабатывающей промышленности, мониторинга рынка сырья и продовольствия Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики формирует отчетность о ходе реализации Программы и осуществляет координацию деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей - участников программы.
Министр сельского хозяйства |
А.А-К. Семенов |
<< Назад |
Приложение 1. >> Показатели (индикаторы) Программы |
|
Содержание Приказ Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 15 марта 2013 г. N 22 "Об утверждении ведомственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.