Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Зеленчукского муниципального района
от 22 мая 2014 г. N 444
Муниципальная программа
"Устойчивое развитие сельских территорий Зеленчукского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
8 декабря 2016 г., 17 марта, 9 ноября 2017 г.
Паспорт изменен. - Постановление администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 9 ноября 2017 г. N 1031
Паспорт
муниципальной программы "Устойчивое развитие сельских территорий Зеленчукского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
1. Характеристика проблемы с обоснованием необходимости ее решения программными методами
Нормативно-правовой основой разработки Программы послужила федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598.
См.:
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 г. N 358 "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года"
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19 декабря 2016 г. N 333 "О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в Карачаево-Черкесской Республике"
Программа разработана в соответствии с целями и задачами Схемы территориального планирования Зеленчукского муниципального района, утвержденной решением Совета Зеленчукского муниципального района 13.04.2013 N 267.
В 2012 году разработаны и в 2013 году утверждены генеральные планы всех сельских поселений, входящих в Зеленчукский муниципальный район.
Уровень проблем в сфере развития территории Зеленчукского муниципального района характеризуются:
1. В области комплексного обустройства населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Для обеспечения продовольственной безопасности населения, повышения роли и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики необходимо принять меры по улучшению условий жизни в сельской местности, повышению престижности труда в сельском хозяйстве, привлечению в отрасль новых квалифицированных кадров, улучшению демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности, повышению инвестиционной активности в агропромышленном комплексе и росту экономической активности на сельских территориях.
К числу основных проблем развития сельских территорий, на решение которых направлена реализация мероприятий Программы, относятся сложная демографическая ситуация, низкий уровень развития инженерной инфраструктуры, недостаточность объектов социальной сферы, в частности, недостаточность дошкольных образовательных учреждений (очередь в детские сады составляет 717 человек).
Уровень благоустройства сельского жилищного фонда Зеленчукского муниципального района на порядок ниже городского уровня. Износ сетей коммунальной инфраструктуры составляет около 93%.
За последние два года в Зеленчукском муниципальном районе введено 6,9 тысяч квадратных метров жилья, все строительство ведется только индивидуальными застройщиками.
В Зеленчукском муниципальном районе доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 69,4% (329,5 км).
В Зеленчукском муниципальном районе, так же как и в ряде регионов Российской Федерации, смертность в основном превышает рождаемость, хотя в последние годы наблюдается небольшой прирост населения. В 2011 году естественная прибыль населения района составляла 22 человека, в 2012 году - 12 человек.
Анализ демографической ситуации за последние годы показал, что общая численность населения района продолжает снижаться в основном за счет миграционных процессов. За 2010 - 2012 годы снизилась численность населения на 2,0 тыс. человек.
Существенным недостатком развития сельских территорий является отток молодежи. Складывающаяся демографическая ситуация не способствует формированию трудового потенциала, обеспечивающего поступательное социально-экономическое развитие сельских территорий.
Однако, в последние годы продолжает расти обеспеченность социальной инфраструктуры. Проводится ремонт ранее построенных объектов социальной сферы, а также планируется строительство новых объектов. Необходимо продолжать газификацию негазифицированных населенных пунктов.
2. В области культуры
Отдел культуры администрации Зеленчукского муниципального района является структурным подразделением администрации Зеленчукского муниципального района, реализующим полномочия по решению вопросов местного значения в области культуры и искусства.
В ведомственном подчинении отдела культуры администрации Зеленчукского муниципального района находятся учреждения культуры Зеленчукского муниципального района и муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.
В сеть учреждений культуры района входят: муниципальное казенное учреждение культуры "Районный Дворец Культуры", 14 сельских домов культуры, 1 поселковый клуб, муниципальное бюджетное учреждение культуры "Зеленчукская центральная библиотека", 19 филиалов библиотек, муниципальное бюджетное учреждение культуры "Зеленчукский районный краеведческий музей имени С.Ф. Варченко", редакция радиовещания и четыре детские школы искусств.
В 2012 году проведено 1264 культурно-досуговых мероприятия, действовало 152 клубных формирований, число участников составило 2091 человек.
В школах искусств района занимается 863 учащихся, работает 80 преподавателей.
Учащиеся школ искусств принимают активное участие в международных, российских, региональных, республиканских, зональных и районных конкурсах.
Современное понимание роли и значения культуры в решении задачи повышения качества жизни населения Зеленчукского муниципального района определяет необходимость сохранения и развития единого культурного пространства путем создания условий для обеспечения доступа жителей района к культурным ценностям, права на свободу творчества и пользование учреждением культуры, сохранение местных народных традиций.
Существуют немаловажные проблемы, не дающие в полном объеме развивать культурную деятельность:
зрительный и дискотечный залы муниципального казенного учреждения культуры "Районный Дворец Культуры" требуют капитального ремонта для создания новых творческих коллективов и для развития молодежно-досуговых программ;
требует капитального ремонта, полной реконструкции здание кинотеатра "Мир".
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Зеленчукская центральная библиотека" обслуживает как взрослое население, так и детей дошкольного и школьного возраста.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Зеленчукская центральная библиотека" своего здания не имеет, поэтому располагается в здании муниципального казенного учреждения культуры "Районный Дворец Культуры".
3. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках программно-целевого подхода.
Разработка данной Программы позволит внедрить положительный опыт применения программно-целевого метода при решении социальных проблем развития сельских территорий.
При этом в основе решения поставленной задачи повышения качества жизни в сельской местности предусматривается использование комплексного подхода к развитию сельских территорий с учетом обеспеченности сельских поселений необходимым комплексом объектов социальной и инженерной инфраструктуры и перспективных планов по их развитию, связанных с ростом экономического потенциала сельских территорий.
Предусматриваются следующие меры по повышению эффективности использования бюджетных средств:
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития территории района;
заключение долгосрочных соглашений с органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики о взаимодействии в реализации программных мероприятий;
осуществление постоянного мониторинга целевого использования бюджетных средств и выполнения участниками Программы обязательств, предусмотренных соглашениями.
Стратегическая задача перехода к устойчивому развитию сельских территорий определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов социально-экономического развития района, а их решение позволяет обеспечить повышение качества жизни в сельской местности, формирование конкурентоспособного человеческого капитала как фактора экономического роста аграрного и других секторов экономики;
носят комплексный характер;
носят долгосрочный характер и требуют системного подхода к их решению;
характеризуются высоким уровнем затратности их решения, что требует привлечения средств как государственной, так и муниципальной поддержки.
2. Цели и задачи Программы
1. В области комплексного обустройства населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры
Цели:
повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, и сельских сообществ в решении вопросов местного значения.
Задачи:
развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
развитие газификации в сельской местности;
развитие водоснабжения в сельской местности.
2. В области культуры.
Основными задачами являются:
участие в реализации культурной политики на территории Зеленчукского муниципального района, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на свободу творчества;
участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;
содействие сохранению, развитию и пропаганде исторического и культурного наследия национальных культур, проживающих на территории Зеленчукского муниципального района, налаживание культурных связей;
создание условий для культурно-творческой деятельности эстетического и художественного воспитания;
определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурно-досуговой и организационно-массовой деятельности, библиотечного и музейного дела, кино, народного творчества, радиовещания, дополнительного образования детей;
обеспечение эффективной работы подведомственных учреждений.
Решение новых задач в области культурной политики района требует корректировки сложившихся приоритетов и переноса акцентов на дальнейшее развитие накопленного потенциала. При этом культура рассматривается как целостная система духовных ценностей, влияющих на все сферы общественной жизни.
Основными целями в области культуры являются:
оптимизация и повышение качества предоставления услуг в области культуры;
сохранение и развитие историко-культурного наследия, формирование культурной самобытности на территории Зеленчукского муниципального района;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в Зеленчукском муниципальном районе;
создание условий для организации массового отдыха, досуга и обеспечения жителей района услугами культуры;
духовное развитие, повышение качества жизни населения путем активного приобщения граждан к культурным ценностям и культурным благам;
формирование актуальной культурной политики в районе, сохранение и развитие традиционной народной и современной культуры;
обеспечение прав населения Зеленчукского муниципального района к доступу к культурным ценностям;
обеспечение свободы творчества и прав граждан, проживающих на территории района, в сфере культуры.
сохранение и оптимальное использование культурно-исторического наследия всех народов, населяющих Зеленчукский муниципальный район;
обеспечение широкого доступа к ценностям культуры всех слоев населения, в особенности подрастающего поколения;
поэтапная модернизация муниципального казенного учреждения культуры "Районный Дворец Культуры";
сохранение и развитие кино, видеосети, создание условий для массового доступа к произведениям киноискусства.
Задачами, направленными на достижение поставленных целей, являются:
сохранение и укрепление материально-технической базы учреждений культуры, включая капитальные ремонты зданий и помещений, обеспечение их оборудованием;
совершенствование системы подготовки творческих кадров, специалистов в сфере культуры; сохранение и развитие непрерывной системы художественного творчества;
обеспечение участия творческих коллективов района во всероссийских, республиканских, межрегиональных, международных смотрах, конкурсах, выставках и фестивалях;
участие в федеральных, республиканских и районных программах сохранения и развития культуры, межнациональных, межрегиональных и международных культурных связей;
повышение качества и разнообразие услуг, предоставляемых учреждениями культуры района;
развитие услуг культуры, адаптация сферы культуры к рыночным условиям;
улучшение условий труда и стимулирование творческих работников;
развитие народного творчества, коллективов художественной самодеятельности;
создание условий для внедрения инновационной и проектной деятельности.
Целями и задачами муниципального бюджетного учреждения культуры "Зеленчукский районный краеведческий музей имени С.Ф. Варченко" являются:
сохранение и приумножение музейных предметов и коллекций для использования в образовательных и просветительских целях заинтересованными лицами;
воспитание гражданственности и патриотизма, гордости и любви к своей малой Родине;
развитие музея как центра сохранения и изучения региональной истории и культуры;
обеспечение сохранности, частичная реставрация музейных предметов;
организация совместной работы с образовательными учреждениями, сотрудничество с заинтересованными организациями;
организация музейного обслуживания населения с учетом интересов различных социально-возрастных групп;
обеспечение доступа населения к музейным предметам и музейным коллекциям.
Основными целями образовательной деятельности школ искусств являются:
удовлетворение образовательных и культурных потребностей граждан, общества, государства в области художественного образования и эстетического воспитания детей;
выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их эффективного развития и обучения с целью получения начального художественного образования и эстетического воспитания;
воспитание гражданственности и любви к Родине.
Основными задачами являются:
обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
подготовка обучающихся для поступления в образовательные учреждения профессионального образования;
участие в фестивалях, конкурсах различного уровня.
Оценка достижения целей Программы осуществляется посредством определения степени и полноты достижения поставленных задач, а также использования следующих целевых индикаторов и показателей:
ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
ввод в действие общеобразовательных учреждений;
ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов
ввод в действие плоскостных спортивных сооружений;
ввод в действие учреждений культурно-досугового типа;
ввод в действие распределительных газовых сетей;
ввод в действие локальных водопроводов.
Целевые индикаторы (показатели) Программы приведены в таблице к Программе.
Степень эффективности реализации Программы определяется путем сопоставления фактических значений целевых индикаторов и показателей с прогнозными значениями, установленными Программой на определенный год.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в период с 2014 по 2020 годы:
I этап - с 2014 по 2017 годы;
II этап - с 2018 по 2020 годы.
4. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Реализация Программы к концу 2020 года позволит:
ввести в действие 10490 метров газораспределительных сетей в населенных пунктах района;
реконструировать 28950 метров локальных водопроводов в населенных пунктах района.
В результате реализации Программы предусматривается создание благоприятных социально-экономических условий в районе для увеличения занятости сельского населения и создания новых рабочих мест, развития транспортной и инженерной инфраструктуры, преодоление существенных социально-экономических различий между городом и селом.
Социальный эффект от реализации Программы будет выражен в повышении привлекательности территорий для проживания и ведения бизнеса, формировании условий для роста личных доходов населения.
Эффективность реализации Программы будет характеризоваться достижением значений целевых показателей за счет использования программно-целевого подхода, четкой организации выполнения и контроля за полнотой и своевременностью исполнения программных мероприятий.
В результате реализации Программы ожидается:
обеспечить комфортный отдых в учреждениях культурно-досугового типа, повысить доступность услуг;
отремонтировать 10 сельских дворцов культуры, районный дворец культуры, здание музея, 4 муниципальных школы искусств;
повысить долю обеспеченности сетевым газом до 100%.
5. Программные мероприятия
1. В области комплексного обустройства населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Система мероприятий Программы представлена мероприятиями по реконструкции зданий учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, строительством распределительных газовых сетей, реконструкцией водопроводов.
2. В области культуры.
Для реализации основных задач отдела культуры администрации Зеленчукского муниципального района, эффективной реализации политики муниципального казенного учреждения культуры "Районный Дворец Культуры" и сельских домов культуры, углубленного изучения музыкальных программ в детских школах искусств района, повышения общественной престижности потребления культурных ценностей необходимо осуществить:
капитальный ремонт домов культуры практически во всех муниципальных образованиях района;
капитальный ремонт районного дворца культуры;
капитальный ремонт 4 детских школ искусств района и их филиалов;
реконструкцию кинотеатра "Мир";
капитальный ремонт здания муниципального бюджетного учреждения культуры "Зеленчукский районный краеведческий музей им. С.Ф. Варченко".
Перечень программных мероприятий приведен в приложении к Программе.
Раздел 6 изменен. - Постановление администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 9 ноября 2017 г. N 1031
6. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться согласно перечню мероприятий Программы в пределах бюджетных лимитов 2014 - 2017 годов и на период до 2020 года, объем которых подлежит ежегодному уточнению с учетом прогноза цен на соответствующий период.
Общая сумма расходов на финансирование Программы составит 589 581, 2 тыс. руб., в том числе:
в 2014 год - 62 333,0 тыс. руб.;
в 2015 год - 21 464,0 тыс. руб.;
в 2016 год - 11 854,6 тыс. руб.;
в 2017 год - 21598,4 тыс. руб.;
в 2018 год - 224 925,9 тыс. руб.;
в 2019 год - 84 123,0 тыс. руб.
По источникам финансирования Программы денежные средства распределяются следующим образом:
1) федеральный бюджет - 275260,3 тыс. руб. (по согласованию)
2) республиканский бюджет - 86362,3 тыс. руб. (по согласованию)
3) районный бюджет - 5306,6 тыс. руб.
4) внебюджетные средства - 59 369,7 тыс. руб. (по согласованию).
Конкретные мероприятия Программы и объемы ее финансирования из бюджета Зеленчукского муниципального района, предусмотренные в приложении к настоящей Программе, уточняются при ежегодном составлении проекта бюджета Зеленчукского муниципального района на соответствующий финансовый год.
Сводные финансовые затраты приведены в приложении к Программе.
7. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие органов местного самоуправления Зеленчукского муниципального района, организаций всех форм собственности, участвующих в реализации конкретных мероприятий.
Бюджетная составляющая Программы контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет отдел экономического, социального развития и имущества администрации Зеленчукского муниципального района. Исполнители мероприятий Программы представляют:
ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в отдел экономического, социального развития и имущества администрации Зеленчукского муниципального района статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
ежегодно до 15 февраля до 2017 года информацию о ходе реализации мероприятий Программы главе администрации Зеленчукского муниципального района.
Отдел экономического, социального развития и имущества администрации Зеленчукского муниципального района по окончании срока реализации Программы готовит до 15 марта 2021 года главе администрации Зеленчукского муниципального района доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Таблица к Программе
N п/п |
Показатель (индикатор), наименование |
Ед. изм. |
Значение показателей |
||||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|||
1. |
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, - всего |
тыс. кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
в том числе для молодых семей и молодых специалистов |
тыс. кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Ввод в действие общеобразовательных учреждений |
тыс. мест |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. |
Открытие фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врачей общей практики |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений |
тыс. кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5. |
Ввод в действие учреждений культурно-досугового типа |
тыс. мест |
- |
0,12 |
- |
- |
- |
- |
- |
6. |
Ввод в действие распределительных газовых сетей |
тыс. км |
0,010 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7. |
Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом |
% |
73,0 |
77,5 |
82,0 |
86,5 |
91,0 |
95,5 |
100,0 |
8. |
Ввод в действие локальных водопроводов |
тыс. км |
0,029 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9. |
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
10. |
Количество сельских поселений, в которых реализованы проекты комплексной компактной застройки |
ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
11. |
Количество местных инициатив сельских сообществ, получивших грантовую поддержку |
ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.