Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации
Зеленчукского муниципального района
Карачаево-Черкесской Республики
от 24 февраля 2014 г. N 162
Муниципальная программа
"Обеспечение жильем молодых семей на 2014 - 2015 годы"
Паспорт
муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2014 - 2015 годы"
Наименование Программы |
"Обеспечение жильем молодых семей на 2014 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 371 "Об утверждении государственной программы "Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014 - 2018 годы" |
Заказчик Программы |
Администрация Зеленчукского муниципального района |
Разработчик Программы |
Комитет по молодежной политике управления образования администрации Зеленчукского муниципального района |
Цель и задачи Программы |
Основная цель Программы - государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основными задачами Программы являются: предоставление молодым семьям-участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета (софинансирования на конкурсной основе) и местного бюджета; доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета (софинансирования на конкурсной основе) и местного бюджета, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; доля оплаченных свидетельств на приобретение жилья в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям |
Исполнители Программы |
Администрация Зеленчукского муниципального района, финансовое управление администрации Зеленчукского муниципального района, комитет по молодежной политике управления образования администрации Зеленчукского муниципального района, сельские поселения (по согласованию), финансово-кредитные организации и учреждения, привлекаемые на договорной основе |
Срок реализации Программы |
2014 - 2015 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
Общий объем финансовых ресурсов на 2014 - 2015 годы с ежегодной корректировкой выделенных средств составит 112401,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета (на конкурсной основе); за счет средств республиканского бюджета (на конкурсной основе); за счет средств местного бюджета - 5620,0 тыс. руб.; за счет собственных и заемных средств молодых семей - 67440,6 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить жильем 75 молодых семей, проживающих на территории Зеленчукского муниципального района, а также обеспечит: создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств, кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственных средств граждан; создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; улучшение демографической ситуации в Зеленчукском муниципальном районе; оказание содействия развитию системы ипотечного жилищного кредитования |
1. Характеристика проблемы
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
В соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, подпрограммой 1 "Обеспечение жильем молодых семей на 2014 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 371 "Об утверждении государственной программы "Молодежь Карачаево-Черкессии на 2014 - 2018 годы", у молодых семей появится возможность улучшить жилищные условия и демографическую ситуацию в районе.
Принятие нормативных правовых актов по вопросам формирования рынка доступного жилья создаст условия для развития ипотечного жилищного кредитования путем снижения рисков ипотечного жилищного кредитования для кредитных организаций, сокращения затрат на оформление ипотечных жилищных кредитов, развития вторичного рынка ипотечного жилищного кредитования и привлечения долгосрочных ресурсов в жилищную сферу. Это позволит более активно использовать ипотечные жилищные кредиты как дополнительный источник финансирования для улучшения жилищных условий молодых семей.
На начало 2014 года в администрации Зеленчукского муниципального района более 100 молодых семей состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения.
Как правило, большая часть молодых семей не может получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения жилищного кредита или займа, в том числе ипотечного, они не могут оплатить первоначальный взнос при его получении. Молодые семьи, в основном, являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита или займа, в том числе ипотечного. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако, данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Государственная поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в Зеленчукском муниципальном районе. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан Зеленчукского муниципального района позволит:
сформировать экономически активный слой населения и приведет к снижению негативных явлений в социальной сфере, что скажется на развитии у молодого поколения чувства социальной защищенности;
поддержать у молодых граждан интерес к трудовой деятельности, что позволит создать в перспективе нормальные условия для жизни;
улучшить демографическую ситуацию в районе.
Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:
является одной из приоритетных и ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни молодых семей;
носит межотраслевой и межведомственный характер и не может быть решена без участия федерального центра;
не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;
носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.
Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных Программой задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке.
2. Основные цели и задачи Программы
Настоящая Программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или его строительстве.
Целью Программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, улучшение демографической ситуации и закрепление молодых специалистов в республике.
Для решения поставленной цели в рамках реализации Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, имеющие доходы, достаточные для получения жилищного кредита или займа, в том числе ипотечного жилищного кредита, на рыночных условиях и признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение предоставления молодым семьям - участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса (далее - социальные выплаты);
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты.
Молодые семьи - участники Программы могут обратиться в уполномоченную организацию для оказания услуг по приобретению жилого помещения (жилых помещений) эконом-класса на первичном рынке жилья.
Основными принципами реализации Программы являются:
добровольность участия в Программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках реализации Программы только один раз.
Условиями прекращения реализации Программы являются досрочное достижение целей и задач Программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики в Российской Федерации.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит в 2014 - 2015 годах обеспечить жильем 75 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в 2014 году - 35 молодых семей, в 2015 году - 40 молодых семей и даст возможность для:
привлечения в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;
развития и закрепления положительных демографических тенденций в районе;
укрепления семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в районе;
развития системы ипотечного жилищного кредитования.
3. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы предусматривают создание системы государственной поддержки молодых семей в решении ими жилищных проблем.
Участница Программы - молодая семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории Зеленчукского муниципального района (не менее одного года).
Молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, будут обеспечиваться жильем за счет личных или заемных средств, с привлечением средств федерального (по согласованию), республиканского и местного бюджетов (по согласованию).
Основной формой оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем молодых семей будет предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений), в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания (далее - социальная выплата), а также на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным молодыми семьями до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, а также дополнительная социальная выплата за счет средств республиканского бюджета при рождении (усыновлении) 1 ребенка для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Наиболее важные мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку документов, связанных с механизмом реализации мероприятий Программы.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов местного бюджета на соответствующие годы.
Осуществление в пределах своих полномочий контроля за реализацией Программы на муниципальном уровне;
обеспечение освещения целей и задач Программы в республиканских и муниципальных средствах массовой информации;
проведение мониторинга реализации Программы на республиканском уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов.
Организационные мероприятия исполнителей Программы на муниципальном уровне предусматривают:
признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
формирование списков молодых семей для участия в Программе в планируемом году и до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проведение проверки представленных молодыми семьями документов и представление их исполнителю Программы на территории Зеленчукского муниципального района;
определение ежегодно объема средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий Программы;
выдачу молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья, исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, а также объемов софинансирования за счет средств республиканского и федерального бюджетов (софинансирование на конкурсной основе).
Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении 1 к Программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
средства федерального бюджета, предоставляемые на конкурсной основе в форме субсидий бюджету Карачаево-Черкесской Республики на софинансирование мероприятий Программы;
средства республиканского бюджета, предоставляемые на конкурсной основе в форме субсидий бюджету Зеленчукского муниципального района на софинансирование мероприятий Программы;
средства местных бюджетов;
средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные жилищные кредиты;
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Объемы финансирования Программы приведены в приложении 2 к Программе.
5. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности использования бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
адресного предоставления бюджетных средств;
привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов;
доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местного бюджета, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
доля оплаченных свидетельств в общем количестве свидетельств, выданных молодым семьям.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит в 2014 - 2015 годах обеспечить жильем 75 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в 2014 году - 35 молодых семей, в 2015 году - 40 молодых семей и даст возможность для:
привлечения в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;
развития и закрепления положительных демографических тенденций в районе;
укрепления семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в районе;
развития системы ипотечного жилищного кредитования.
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется администрацией Зеленчукского муниципального района. Механизм реализации Программы предполагает оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий для улучшения жилищных условий.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
1. Принятие Программы по обеспечению жильем молодых семей.
2. Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Учет молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
4. Формирование сводного списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию по форме согласно приложению 3 к Программе.
5. Определение ежегодного объема средств, выделяемых из местного бюджета на софинансирование социальных выплат молодым семьям.
6. Расчет социальных выплат, предоставляемых молодым семьям.
7. Выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
8. Контроль за реализацией свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Механизм реализации Программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам Программы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата предоставляется администрацией Зеленчукского муниципального района, принявшей решение об участии молодой семьи в Программе, за счет средств местного бюджета на реализацию мероприятий Программы, в том числе за счет субсидий из республиканского и федерального бюджетов (предоставляется на основе конкурсного отбора) в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках Программы, приведенными в приложении 4 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.