ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01.07.2019 г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
судьи Данилова О.И,
при секретаре Елисеевой Н.А,
с участием прокурора Крылова Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20.12.2018 N182 "О тарифах акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" в сфере теплоснабжения (территория оказания услуг - Петрозаводский городской округ и Прионежский муниципальный район)" в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 05.04.2019 N44 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года N182",
установил:
Акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" (далее - административный истец, общество, АО "ПКС-Тепловые сети") с учетом уточнения заявленных требований обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с даты принятия постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20.12.2018 N182 "О тарифах акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" в сфере теплоснабжения (территория оказания услуг - Петрозаводский городской округ и Прионежский муниципальный район)" в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 05.04.2019 N44 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года N182" и о возложении на Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - административный ответчик, орган регулирования) обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемый нормативный правовой акт.
Требования мотивированы тем, что при принятии оспариваемого акта нарушены нормы законодательства, регулирующие порядок формирования тарифов в сфере теплоснабжения, в результате чего обществу установлены экономически необоснованные тарифы в сфере теплоснабжения.
В возражениях на административный иск орган регулирования ссылается на отсутствие нарушений при установлении обществу тарифов в сфере теплоснабжения.
В судебном заседании представители административного истца Булычев Ю.Н, Шахова М.В, Карханова Е.А, Никитина О.О. заявленные требования с учетом их уточнения поддержали, представители органа регулирования - Орса Е.В, Пупышева М.А, Крюков Т.П. против удовлетворения административного иска возражали.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Крылова Д.И, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, а также тарифного дела, суд приходит к следующему выводу.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Республике Карелия в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 N 232-П, является Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе, текущие расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 57-66 Основ ценообразования с учетом особенностей, установленных пунктом 73 названного документа.
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество письмом от 27.04.2018 N 130.03-2/0658 обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность) и услуги по ее передаче на 2019-2025 годы, представив свои предложения и расчетные таблицы.
Приказом органа регулирования от 16.05.2018 N 149 дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения АО "ПКС-Тепловые сети" было открыто при государственном регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов.
Период 2019-2025 годов является для административного истца вторым долгосрочным периодом регулирования, в котором базовым годом является 2019 год.
Первым долгосрочным периодом регулирования являлся период 2016-2018 годов, тарифы для которого были утверждены постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18.12.2015 N 292 "О тарифах акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" в сфере теплоснабжения (территория оказания услуг - Петрозаводский городской округ и Прионежский муниципальный район)".
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт как в первоначальной редакции, так и в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 05.04.2019 N44 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20.12.2018 N182" принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Оспариваемым постановлением в первоначальной редакции обществу установлены тарифы на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, долгосрочные параметры регулирования, установленные на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов, долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии с использованием метода индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2025 г. с разбивкой по годам.
По результатам проведенной экспертизы на основании имеющихся у органа регулирования документов составлено заключение, в котором ряд расходов, предлагаемых обществом для включения в расчет тарифов, исключены как экономически необоснованные.
Обществу на 2019 г. необходимая валовая выручка (далее - НВВ) установлена на производство тепловой энергии - 342703,16 тыс.руб, на передачу тепловой энергии - 508505,84 тыс.руб. Тарифы установлены с календарной разбивкой в размере:
тариф на тепловую энергию:
с 1 января по 30 июня 2019 г. - 1868,03 руб./Гкал.;
с 1 июля по 31 декабря 2019 г. - 2480,57 руб./Гкал.
тариф на услуги по передаче тепловой энергии:
с 1 января по 30 июня 2019 г. - 280,87 руб./Гкал.;
с 1 июля по 31 декабря 2019 г. - 361,97 руб./Гкал.
Во исполнение определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 N 75-АПГ18-9 орган регулирования внес изменения в оспариваемый нормативный правовой акт, изложив приложения N 1 и N 2 в новой редакции, увеличив с 1 мая 2019г. тариф на тепловую энергию и тариф на услуги по передаче тепловой энергии. В новой редакции тарифы установлены с календарной разбивкой в следующем размере:
тариф на тепловую энергию:
с 1 января по 30 апреля 2019 г. - 1868,03 руб./Гкал.;
с 1 мая по 31 декабря 2019 г. - 2738,67 руб./Гкал.
тариф на услуги по передаче тепловой энергии:
с 1 января по 30 апреля 2019 г. - 280,87 руб./Гкал.;
с 1 мая по 31 декабря 2019 г. - 402,84 руб./Гкал.
По мнению административного истца, НВВ установлена в экономически необоснованном размере, занижение за 2019 г. составило 231576,46 тыс.руб, в том числе по статьям затрат:
заработная плата и отчисления на нее - 24518 тыс.руб.;
аренда в части амортизационных отчислений на 2019 г. - 22076 тыс.руб.;
экономия операционных расходов и экономия от снижения потребления энергетических ресурсов - 24657 тыс.руб.;
корректировка НВВ по банковским процентам, уплаченным за 2017 г, - 69580 тыс.руб.;
исключение из НВВ ранее понесенных затрат - 46963,01 тыс.руб, в том числе: амортизационные отчисления, включенные в НВВ за 2016-2017 годы, в размере 19629,01 тыс.руб.; расходы по банковским процентам по кредитам на погашение кассовых разрывов - 27334 тыс.руб.;
расходы по сомнительным долгам на 2019 г. (резерв в размере 38490,01 тыс.руб.) и списанию дебиторской задолженности (5292, 44 тыс.руб.) - 43782,45 тыс.руб.
По оплате труда в составе операционных расходов при установлении базового уровня операционных расходов на 2019 г. и отчислениям на нее.
В силу пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении размер средств, направляемых на оплату труда, определяется в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями. Данное положение конкретизировано в пункте 42 Основ ценообразования, согласно которому при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
ФАС России в письме от 26.11.2018 N ВК/96368/18 указала на необходимость при определении размера фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства Российской Федерации, учитывать результаты анализа следующих сведений:
- гарантий работников, предусмотренных Отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными в соответствии со статьей 45 ТК РФ между представителями сторон: работниками, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления;
- условий коллективного договора;
- размеров фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденных данными годовой бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности, а также размеров фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях;
- прогнозного индекса потребительских цен;
- уровня средней заработной платы в регионе по соответствующему виду экономической деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики;
- среднегодовой фактической численности, подтвержденной статистической отчетностью;
- нормативной численности;
- штатного расписания.
Согласно пункту 37 Методических указаний при расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы: расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования; другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.
Указанные выше расходы определяются методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV Методических указаний.
В соответствии с письменными возражениями орган регулирования при установлении Обществу тарифов в части ФОТ исходил из следующего:
- применение положений Коллективного договора,
- принятие заработной платы в соответствии с установленным МРОТ,
-применение федерального законодательства в части обязательной индексации заработной платы в связи с увеличением МРОТ,
- ориентирование на величину заработной платы в организациях, осуществляющих аналогичные виды деятельности согласно разъяснениям ФАС России и аналогичным положениям в ценообразовании по иным регулируемым видам деятельности.
Из дополнительных письменных пояснений следует, что орган регулирования в отсутствие подписанного обществом отраслевого тарифного соглашения не признал фактический фонд оплаты труда соответствующим положениям законодательства в сфере тарифного регулирования.
Суд не может согласиться с доводом органа регулирования
о том, что неприсоединение АО "ПКС-Тепловые сети" к отраслевому тарифному соглашению ставит под сомнение обоснованность фактического фонда оплаты труда, так как отраслевое (межотраслевое) соглашение (далее - ОТС) устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).
Действительно, общество отказалось от присоединения к отраслевому тарифному соглашению в феврале 2017 г. по причине невозможности исполнения условий ОТС в части размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда в виду отсутствия источника (ФОТ относится к операционным расходам и для АО "ПКС-ТС" не подлежал корректировке в 2017-2018 г.г.).
Однако обществом соблюдаются нормы коллективного договора, заключенного между обществом и работниками, а также нормы локальных нормативных актов, регулирующих порядок выплаты и индексации заработной платы.
В соответствии со статьей 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Приказом АО "ПКС - Тепловые сети" от 11.12.2014 N 27 утвержден Порядок индексации заработной платы работников общества.
Пунктом 3.1. Порядка предусмотрено, что индексация заработной платы работников ОАО "ПКС - Тепловые сети" производится в пределах средств на оплату труда. Размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, с учетом фактического фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и прогнозного индекса потребительских цен.
При этом ни статья 134 ТК РФ, ни нормы локальных нормативных актов общества не предусматривают возможности повышения уровня реального содержания заработной платы исходя из МРОТ.
Тарифы на производство и передачу тепловой энергии на 2019 г. (первый год долгосрочного периода регулирования) устанавливались АО "ПКС - Тепловые сети" с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), а не путем применения иного метода тарифного регулирования - метода сравнения аналогов (пункты 76-82 Основ ценообразования), в случае применения которого осуществлялся бы анализ (сравнение) показателей деятельности регулируемых организаций, осуществляющих аналогичный регулируемый вид деятельности. Применение результатов мониторинга в качестве способа определения размера экономически обоснованного размера ФОТ законодательством не предусмотрено.
Как следует из письменных возражений органа регулирования, при установлении расходов на оплату труда им принята среднемесячная заработная плата производственного персонала исходя из установленной на 2018 г. с учетом увеличения заработной платы на 18,9%. Среднемесячная заработная плата прочего персонала (административно - управленческого) учтена также на уровне 2018 г. с учетом индекса потребительских цен на 2019 год - 4.6%.
Из вышеизложенного следует, что регулятором при определении размера затрат применен различный подход в отношении заработной платы различных групп персонала, что противоречит пункту 42 Основ ценообразования, который предусматривает возможность установления затрат по фонду оплаты труда единственным способом для всех групп персонала - исходя из фактического объема фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
По мнению суда, АО "ПКС-Тепловые сети" в соответствии с письмом ФАС России от 26.11.2018 N ВК/96368/18 полностью обосновало заявленный фонд оплаты труда, подтвердив его фактической бухгалтерской и статистической отчетностью, коллективным договором общества, который учитывает гарантии работников, в том числе и в соответствии с требованиями и условиями ОТС.
При подаче заявления на установление тарифов на услуги по производству и передаче тепловой энергии на 2019-2025 годы общество представило полный расчет затрат на оплату труда на 2019 г. (том 10 стр. 173-330) в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования и пунктом 37 Методических указаний, в том числе с представлением расчетов согласно приложениям к Методическим указаниям (Приложения 4.9 "Расчет расходов на оплату труда").
Кроме того, в дополнение (без запросов) в адрес органа регулирования был направлен прогнозный (скорректированный) расчет затрат на оплату труда на 2019 г. с учетом сложившегося факта за 9 месяцев 2018 г. и приложением официальной статистической отчетности.
Непредставление обществом штатного расписания не могло служить основанием для отказа во включении в НВВ заявленного и подтвержденного документального ФОТ, поскольку ни Основами ценообразования, ни Правилами регулирования цен (тарифов), ни Методическими указаниями обязанность предоставления данного документа в составе тарифной заявки не предусмотрена, а орган регулирования при рассмотрении тарифной заявки на 2019 г. штатное расписание не запрашивал.
Более того, штатное расписание не может свидетельствовать об обоснованной численности работников, персонала, так как в данном документе содержится информация не о фактической численности, а информация с учетом вакантных единиц. Лишь данные бухгалтерского и статистического учета являются подтверждением фактических данных.
При этом суд учитывает, что обязанность истребовать документы для установления цен возложена на регулирующий орган пунктом 20 Правил регулирования цен (тарифов), предусматривающим, что в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, а организации предоставляют их в течение 7 рабочих дней со дня запроса. Орган регулирования во исполнение данного пункта не запрашивал дополнительную информацию по расчету заработной платы, в том числе штатное расписание. Не содержится указаний на необходимость предоставления данного документа и в экспертных заключениях.
Таким образом, с учетом данных обстоятельств и представленных обществом документов орган регулирования не вправе был отказать во включении в НВВ заявленного обществом размера ФОТ.
Не может суд признать обоснованным и довод органа регулирования о том, что средний размер заработной платы, утвержденный для АО "ПКС-Тепловые сети", является достаточным и соответствует среднему уровню заработной платы предприятий, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Делая данный вывод, орган регулирования обосновал его мониторингом размера средней заработной платы, который не является формой статистической отчетности, не утвержден как документ для использования в расчете фонда оплаты труда при регулировании тарифов на услуги по передаче и производству тепловой энергии.
Кроме этого, в экспертном заключении не проведены анализ и расчет фонда оплаты труда в соответствии с аналогичными предприятиями теплоснабжения по городу Петрозаводску и Прионежскому району Республики Карелия, на территории которых общество осуществляет свою деятельность.
Суд полагает, что для того, чтобы определить, является ли заявленная средняя заработная плата общества выше или ниже заработной платы, сложившейся на предприятиях, осуществляющих ту же деятельность и на той же на территории, необходимо использовать статистические данные Росстата.
По официальным данным Росстата средняя заработная плата на предприятиях, осуществляющих деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды, составляла по итогам 8 месяцев 2018 г. 35219,8 руб. (ссылка на сайт http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/.pdf).
Органом регулирования была утверждена средняя заработная на 2018 г. на уровне 29 763 руб.
Фактическая заработная плата за 2018 г. составила 35106 руб.
Заявленная обществом средняя заработная плата на 2019 г. составляет 36721 руб.
Утвержденная органом регулирования средняя заработная плата на 2019 г. составляет 34059 руб.
Таким образом, размер утвержденной органом регулирования средней заработной платы на 2019 г. менее фактической за 2018 г. и менее размера средней заработной платы по данным Росстата по итогам 8 месяцев 2018 г. по отрасли.
Заявленная обществом среднесписочная численность на 2019 г. составляет 446 человек.
Утвержденная Госкомитетом среднесписочная численность на 2019 г. составляет 435 человек.
В составе материалов дела по расчету тарифа (том 10 стр. 181-183) обществом был предоставлен расчет нормативной численности, в соответствии с которым она составляет 878 человек. Следовательно, фактическая численность не превышает нормативную, является обоснованной и эффективной и не оспорена расчетами и анализом эксперта органа регулирования.
Заявленный совокупный размер ФОТ на 2019 г. также не превышает утвержденный уровень ФОТ на 2018 г. с учетом ИПЦ (188 864 тыс.руб.*1,046 = 197 552 тыс.руб.). На 2018 г. органом регулирования установлен ФОТ в размере 188864 тыс.руб, в том числе на производство т/э 98202 тыс.руб, на передачу т/э 90662 тыс.руб. При этом на 2019 г. с учетом индекса 4,6% ФОТ составил бы 197552 тыс. руб, в том числе на производство 102719 тыс. руб, на передачу т/э 94833 тыс. руб.
Соответственно, необходимый размер ФОТ на 2019 г, с учетом факта 9 месяцев 2018 г, подтвержденный обществом, составляет 187 973*4,6% = 196620 тыс. руб. (при ССЧ 446 чел.), в том числе на производство 77 466 тыс. руб, на передачу т/э 119 154 тыс. руб.
Поскольку орган регулирования, по мнению суда, неверно рассчитал расходы на оплату труда, то это повлекло необоснованное уменьшение производных от фонда оплаты труда расходов на страховые взносы.
Таким образом, НВВ обществу в части оплаты труда и отчислений на нее установлена органом регулирования в экономически необоснованном размере.
По аренде в части амортизационных отчислений на 2019 г.
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
Отказывая во включении в НВВ расходов по арендной плате в части амортизационных отчислений по договорам аренды имущества, заключенным с МУП ПЭС, орган регулирования исходил из того обстоятельства, что указанное имущество приобретено за счет средств целевого бюджетного финансирования.
Действительно, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Обзоре судебной практики N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, если амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, было приобретено (создано) за счет средств целевого бюджетного финансирования, то амортизация по такому имуществу не начисляется. При этом не должно иметь значения, были ли средства бюджетного финансирования использованы для приобретения объектов основных средств непосредственно публично-правовым образованием либо направлены унитарному предприятию на эти цели из соответствующего бюджета, имея в виду экономическую однородность указанных способов формирования имущества унитарного предприятия.
Из изложенного вытекает, что, на основании абзаца второго пункта 1 статьи 256 НК РФ, амортизация начисляется унитарным предприятием не во всех случаях, а в ситуации, когда амортизируемое имущество, полученное в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, т.е. вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является установление финансового источника, за счет которого было создано, приобретено имущество, находящееся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у МУП ПЭС и переданное в аренду обществу.
Бремя доказывания указанного обстоятельства в силу положений части 9 статьи 213 КАС РФ возложено на орган регулирования. Суд возлагал на орган регулирования обязанность подтвердить факт приобретения (создания) имущества за счет средств бюджета, однако доказательств правомерности утверждения органа регулирования о необоснованности начисления МУП ПЭС амортизации по имуществу, переданному в аренду обществу, не представлено.
Напротив, в материалы дела представлены бухгалтерские документы, подтверждающие оплату обществом арендной платы Арендодателю, бухгалтерские документы Арендодателя о начислении амортизации и уплате налога на имущество (том 1 л.д. 170-192).
Документов, полученных в рамках налогового контроля, ставящих под сомнение начисление МУП ПЭС амортизации и уменьшение на ее размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в материалах дела не имеется.
Не подтверждает выводы органа регулирования и администрация Петрозаводского городского округа.
При таких обстоятельствах, НВВ обществу в части арендной платы также установлена органом регулирования в экономически необоснованном размере.
Экономия операционных расходов и экономия от снижения потребления энергетических ресурсов.
Пунктом 14 Основ ценообразования предусмотрено, что в течение периода действия регулируемых цен (тарифов) дополнительные средства, полученные регулируемой организацией в результате снижения операционных расходов вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при осуществлении ею регулируемого вида деятельности, остаются в ее распоряжении. Сокращение затрат регулируемой организации не является основанием для досрочного (до даты окончания срока действия цен (тарифов) на товары (услуги) указанной регулируемой организации) пересмотра цен (тарифов) на товары (услуги) этой регулируемой организации.
При осуществлении плана проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности период сохранения регулируемой организацией дополнительных средств, полученных ею вследствие снижения затрат, составляет 2 года после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.
В силу пункта 66 Основ ценообразования экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с настоящим документом, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.
Экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии), достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет, если иной срок не предусмотрен пунктом 14 настоящего документа. В случае если часть указанного срока приходится на следующие долгосрочные периоды регулирования, экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующие долгосрочные периоды регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном методическими указаниями.
Согласно пункту 43 Методических указаний экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы составили меньшую величину, чем это было предусмотрено органом регулирования, при условии, что регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме.
Экономия операционных расходов, достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет начиная с года возникновения экономии.
При осуществлении плана проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности период сохранения экономии составляет 2 года после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.
В течение долгосрочного периода регулирования при достижении экономии операционных расходов необходимая валовая выручка на величину указанной экономии не пересматривается до окончания долгосрочного периода регулирования.
Пункт 31 Методических рекомендаций предусматривает, что орган регулирования рассчитывает экономию от снижения потребления энергетических ресурсов, полученную регулируемой организацией за предыдущие расчетные периоды регулирования в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении тарифов, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.
Системный анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель, закрепляя гарантии в области ценообразования в сфере теплоснабжения в виде сохранения экономии, получаемой от сокращения издержек, обеспечил возможность сохранения указанной экономии в распоряжении регулируемой организации в целях стимулирования дальнейшего роста энергетической эффективности.
Между тем фактическое несение расходов регулируемой организацией в меньшем размере, чем утверждены нормативными правовыми актами об установлении тарифов, подлежащих государственному регулированию, само по себе в отсутствие доказательств проведения мероприятий по оптимизации расходов, а также доказательств реального и объективного повышения эффективности работы организации в указанный период не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна быть оставлена в распоряжении регулируемых организаций. В качестве экономии операционных расходов может рассматриваться только та разница между запланированным регулируемой организацией уровнем операционных расходов в предыдущем долгосрочном периоде регулирования и фактически понесенными в данный период расходами, которая образовалась без ущерба запланированным объемам мероприятий, расходы на реализацию которых были учтены организации в предыдущий долгосрочный период регулирования. Иное бы противоречило принципам тарифного регулирования, предусмотренным частью 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении, в том числе принципу соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и потребителей.
Пунктом 3 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 N452, предписано, что при расчете (корректировке) тарифов теплоснабжающих организаций в обязательном порядке учитываются плановые значения показателей энергетической эффективности объектов теплоснабжения, к которым в соответствии с пунктами 5 и 6 данных Правил относятся: количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на тепловых сетях на 1 км тепловых сетей; количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на источниках тепловой энергии на 1 Гкал/час установленной мощности; удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии; отношение величины технологических потерь тепловой энергии, теплоносителя к материальной характеристике тепловой сети; величина технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.
Органом регулирования указанные плановые значения показателей энергетической эффективности объектов теплоснабжения были утверждены постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18.12.2015 N 292 "О тарифах акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" в сфере теплоснабжения (территория оказания услуг - Петрозаводский городской округ и Прионежский муниципальный район)".
Суд соглашается с выводом органа регулирования о том, что обществом не выполнены следующие показатели: количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на источниках тепловой энергии на 1 Гкал/час установленной мощности (за 2016 г.) и величина технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям (за 2016 г. и 2017 г.). При этом суд учитывает, что общество не обращалось в порядке, предусмотренном пунктами 22-26 указанных Правил, за корректировкой плановых показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
Также судом принято во внимание, что обществом в 2016-2018 годах не выполнена программа по расходам на ремонт основных средств как на производство, так и на передачу тепловой энергии, учтенных в тарифе; не представлены сведения о проведенных мероприятиях по сокращению объема используемых энергетических ресурсов.
Поскольку обществом не достигнуты утвержденные показатели надежности и энергетической эффективности, постольку орган регулирования правомерно не учел денежные средства в размере 24657 тыс.руб. в качестве экономии операционных расходов и экономии от снижения потребления энергетических ресурсов.
Корректировка НВВ по банковским процентам, уплаченным за 2017 г. - 69580 тыс.руб.
В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 74 настоящего документа. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Согласно пункту 11 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 N 91, отнесение заемных средств к соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств.
В силу пункта 9 Положения по учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2017 г, утвержденного приказом общества от 30.12.2016 N 183 (том 1 тарифного дела л.д. 59-130), учет заемных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 15/2008, утвержденному приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н. Основная сумма обязательств по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 24.04.2018 следует, что основным видом деятельности общества является передача пара и горячей воды (тепловой энергии), дополнительными видами деятельности указано 40 видов деятельности (от производства и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии) до общей врачебной практики) (том 1 тарифного дела л.д. 23-30).
В представленных обществом как в материалы административного дела, так и в материалы тарифного дела копиях кредитных договоров в качестве цели кредита указано пополнение оборотных средств без разделения по видам деятельности, что, по мнению суда, не может свидетельствовать об экономической обоснованности затрат общества на выплату процентов по указанным кредитным договорам, а также их отнесение и использование именно на регулируемые оспариваемым постановлением виды деятельности.
Исключение из НВВ ранее понесенных затрат - 46963,01 тыс.руб, в том числе: амортизационные отчисления, включенные в НВВ за 2016-2017 годы, в размере 19629,01 тыс.руб.; и расходы по банковским процентам по кредитам на погашение кассовых разрывов - 27334 тыс.руб.
По мнению суда, исключение из НВВ за 2019 г. амортизационных отчислений, включенных в НВВ за 2016-2017 годы, в отсутствии доказательств приобретения (создания) муниципальным унитарным предприятием имущества, которое арендует общество, за счет средств целевого бюджетного финансирования, является необоснованным. Судом неоднократно органу регулирования предлагалось представить доказательства правомерности своего вывода, однако на момент принятия решения указанных доказательств суду так и не было представлено.
Кроме того, суд полагает возможным согласиться с доводом общества о том, что согласно пункту 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
(тыс. руб.), (22)
где:
- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;
- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний;
ТВ i-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.
Таким образом, указанная формула предусматривает лишь корректировку НВВi-2, то есть корректировку НВВ за 2017 г. и не предусматривает возможность корректировки за 2016 г, которую осуществил орган регулирования.
Корректировка НВВ за 2016 г. уже была осуществлена органом регулирования при утверждении НВВ обществу при установлении тарифов на услуги по передаче и производству тепловой энергии на 2018 г, и в соответствии с экспертным заключением расходы по статье "арендная плата" и "расходы по займам и кредитам" за 2016 г. признаны экономически обоснованными в полном объеме.
Следовательно, поскольку расходы по оплате арендной плате и расходы по займам и кредитам при установлении тарифов на 2016 г. и повторно при анализе факта за 2016 г. (при утверждении тарифов на 2018 г.) ранее органом регулирования были признаны экономически обоснованными, то повторная оценка экономической обоснованности в данном случае проводиться не должна.
В части расходов по займам и кредитам при анализе факта за 2017 г. суд по указанным выше основаниям (не подтверждена экономическая обоснованность займов и кредитов) признает выводы органа регулирования о корректировке указанных расходов правомерными.
Расходы по сомнительным долгам на 2019 г. (резерв в размере 38490,01 тыс.руб.) и списанию дебиторской задолженности (5292, 44 тыс.руб.) - 43782,45 тыс.руб.
Согласно статье 73 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 74 настоящего документа.
Пунктом 62 Основ ценообразования определено, что неподконтрольные расходы включают в себя также расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования, согласно которому к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2% НВВ, относимой на население и приравненные к нему категории потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
С учетом утраты обществом статуса единой теплоснабжающей организации и правовой позиции, выраженной в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 N 75-АПГ18-9 (том 2 л.д. 207-211), суд приходит к выводу о правомерности отказа органа регулирования во включении в НВВ резерва по сомнительным долгам в размере 38490,01 тыс.руб. и списанию дебиторской задолженности в размере 5292, 44 тыс.руб.
При таких обстоятельствах, с учетом нарушения органом регулирования при установлении обществу тарифов положений Закона о теплоснабжении, Основ ценообразования и Методических рекомендаций, суд усматривает основания для удовлетворения заявленных требований.
Пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" предусмотрено, что в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Суд полагает необходимым в связи с признанием оспариваемого нормативного правового акта не действующим возложить на орган регулирования обязанность устранить правовой пробел, возникший в связи с вынесением настоящего решения, и принять нормативный правовой акт, заменяющий признанное не действующим постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20.12.2018 N182 "О тарифах акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" в сфере теплоснабжения (территория оказания услуг - Петрозаводский городской округ и Прионежский муниципальный район)" в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 05.04.2019 N44 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20.12.2018 N182".
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 38 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.
Административный истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в сумме 4 500 руб.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" о признании недействующим в полном объеме постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20.12.2018 N182 "О тарифах акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" в сфере теплоснабжения (территория оказания услуг - Петрозаводский городской округ и Прионежский муниципальный район)" в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 05.04.2019 N44 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года N182" удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20.12.2018 N182 "О тарифах акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" в сфере теплоснабжения (территория оказания услуг - Петрозаводский городской округ и Прионежский муниципальный район)" в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 05.04.2019 N44 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года N182".
Обязать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти.
Возложить на Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанное не действующим постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20.12.2018 N182 "О тарифах акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" в сфере теплоснабжения (территория оказания услуг - Петрозаводский городской округ и Прионежский муниципальный район)" в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 05.04.2019 N44 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года N182".
Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам в пользу акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья О.И. Данилов
Мотивированное решение изготовлено в порядке части 2 статьи 177 КАС РФ 08.07.2019, последний день подачи апелляционной жалобы 08.08.2019
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.