Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
В Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией, доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.
Устранение существующих барьеров для инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности является важной социальной проблемой.
Отсутствие условий доступности является главным препятствием для всесторонней интеграции инвалидов в общество, а следовательно, не позволяет людям, имеющим ограничения в здоровье, быть равноправными членами гражданского общества и в полном объеме реализовывать свои конституционные права.
Понятие "безбарьерная среда" очень часто ассоциируется только с инвалидами, и прежде всего с людьми, страдающими нарушениями двигательных функций. Однако доступная среда нужна также пожилым гражданам, лицам трудоспособного возраста в восстановительный период после травмы и т. д.
СНиПами 35-01 дано определение маломобильной группы населения (МГН): люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п. Выделяют четыре группы мобильности:
1. Люди, не имеющие ограничений по мобильности, в том числе с дефектами слуха;
2. Немощные люди, мобильность которых снижена из-за старения организма (инвалиды по старости), а также инвалиды на протезах;
3. Инвалиды с недостатком зрения, пользующиеся белой тростью, инвалиды, использующие при движении дополнительные опоры (костыли, палки), а также люди с психическими отклонениями;
4. Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, приводимых в движение вручную.
Индивидуальная мобильность инвалидов согласно Конвенции обеспечивается благодаря "содействию индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене; облегчению доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене".
На 1 августа 2015 года на территории Урупского муниципального района проживает 23421 человек, из них 2899 инвалидов, в том числе 139 ребенка-инвалида.
На территории Урупского муниципального района одним из приоритетных направлений работы является социальная поддержка и создание условий для полноценной интеграции инвалидов в общество, повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Законодательством Российской Федерации закреплены объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, к ним относятся:
1. Жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда;
2. Административные здания и сооружения;
3. Объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т. д.);
4. Объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
5. Объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения;
6. Гостиницы, отели, иные места временного проживания;
7. Физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
8. Объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов;
9. Станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;
10. Здания и сооружения связи и информации;
11. Производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
12. Тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
13. Прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади;
14. Объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации;
В перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур включаются:
- визуальная и звуковая информация (вывески, таблички, радиосвязь);
- специальные указатели около строящихся и ремонтируемых объектов;
- звуковая сигнализация светофоров;
- телефоны-автоматы или иные средства связи, доступные для инвалидов;
- санитарно-гигиенические помещения;
- пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
- пологие спуски у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
- специальные указатели переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
- пандусы или подъемные устройства у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей;
- специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах;
- специальные указатели мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств.
Большинство зданий социальной инфраструктуры не отвечают всем требованиям доступности для инвалидов.
Наиболее уязвимыми являются четыре основные категории инвалидов:
- инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата - 22 человека, в том числе 8 детей-инвалидов; из них 14 инвалидов, передвигающихся на креслах - колясках, в том числе 5 ребенка-инвалида;
- инвалиды с нарушением слуха - 12 человек, в том числе 1 ребенок-инвалид;
- инвалиды с нарушением зрения - 14 человек, в том числе 8 детей-инвалидов.
Наряду с инвалидами к маломобильным группам населения относятся граждане с временным нарушением здоровья, люди старших возрастов, пешеходы с детскими колясками, дети дошкольного возраста и другие граждане, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. В целом, более 38% жителей Урупского муниципального района относится к маломобильным категориям населения, которым так же, как и инвалидам, необходима доступная, "безбарьерная" среда на объектах социальной инфраструктуры района.
Не решена проблема транспортной доступности для инвалидов. Регулярные автобусные маршруты на территории Урупского муниципального района обслуживаются транспортом, принадлежащим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям которые не адаптированы для инвалидов и маломобильных групп населения. На сегодняшний день, несмотря на необходимость приобретения адаптированного транспорта средства на приобретение специализированного транспорта для перевозки инвалидов и других МГН не предусмотрены. Необходимо запланировать данную статью расходов на перспективу 2016 - 2020 г.г., при проведении администрацией Урупского муниципального района конкурса на право осуществления пассажирских перевозок данное требование необходимо внести в конкурсные показатели, как основное.
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на принципах:
1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
2) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
3) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
4) соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
5) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
К адаптивной физической культуре, физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья относится:
1. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.
2. Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
5. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных организациях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Учитывая то, что в свете вышеназванных принципов и мероприятий организация доступной для инвалидов среды - это вопрос времени, необходимо в полной мере быть готовым к тому, что инвалиды станут постоянными посетителями спортивных сооружений и активными потребителями услуг сферы физической культуры и спорта. Следующим логичным шагом станет формирование инклюзивной среды, в рамках которой будет организовываться совместное обучение, занятия спортом, соревнования и походы на спортивные мероприятия.
В целях создания доступной среды на спортивном объекте при проведении спортивных занятий и мероприятий с участием инвалидов, как в качестве спортсменов, так и в качестве зрителей, необходимо обеспечить:
- общую доступность спортивных объектов для всех категорий МГН;
- соответствующую среду занятий для спортсменов-инвалидов;
- оснащение спортивного объекта специальным спортивным инвентарем и оборудованием;
- доступность зоны размещения зрителей.
Для граждан с ограниченными возможностями посещение учреждений культуры имеет не меньшее значение, чем занятие адаптивным спортом, поэтому крайне важно, чтобы все учреждения были приспособлены для посещения инвалидами.
В настоящее время далеко не все учреждения культуры оснащены полным комплексом оборудования для инвалидов.
Создание доступной среды для инвалидов и МГН в учреждениях культуры, физической культуры и спорта обеспечит право каждого на свободный доступ к данным учреждениям, как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом, права на посещение учреждений культуры для всех категорий граждан и групп населения.
В решении вопросов создания доступной среды для инвалидов на территории Урупского муниципального района существует ряд проблем, требующих комплексного подхода:
- не систематизирована, а следовательно, не эффективна организация профилактической работы, направленной на ликвидацию проявлений дискриминации по признаку инвалидности, на воспитание толерантного отношения к гражданам с ограниченными возможностями здоровья;
- большинство инвалидов практически изолированы в своих квартирах из-за отсутствия устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, информации и услугам, неприспособленности общественного транспорта к нуждам инвалидов;
- приоритетные объекты социальной инфраструктуры остаются для инвалидов труднодоступными из-за отсутствия элементарных приспособлений. К числу таких объектов относятся учреждения системы образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, спорта, административные здания и общественный транспорт.
Статьей 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, а также включают (до 1 июня 2016 года) требования к обеспечению условий доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг в административные регламенты их предоставления.
На территории Урупского муниципального района проводится работа по обследованию и паспортизации объектов социальной инфраструктуры с целью объективной оценки состояния их доступности.
На 1 августа 2015 года 9 паспортов доступности социальных объектов предоставлены в Управление труда и социального развития администрации Урупского муниципального района.
По итогам паспортизации руководителям необходимо принять управленческие решения для определения первоочередных мер по дальнейшему обустройству и адаптации объектов и услуг социальной инфраструктуры Урупского муниципального района.
Работу по созданию условий для безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов на объектах социальной инфраструктуры Урупского муниципального района необходимо выстраивать по следующим направлениям:
- определению ответственных за организацию этой работы должностных лиц (в ранге заместителя руководителя учреждения, предприятия, организации), а также созданию рабочих групп по разработке мероприятий;
- организации проведения обследования соответствия действующих зданий, помещений, в которых гражданам предоставляются услуги, а также порядков их предоставления положениям статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государственным стандартам (в том числе в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания и т.д.) сводам правил, строительным нормам и другим, принятым в соответствии с законодательством требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам;
- осуществлению проверки проектов документации на проведение капитального ремонта (модернизации, реконструкции) зданий, на строительство (аренду) новых зданий (помещений), проектов договоров о закупке оборудования и транспортных средств с последующим принятием решений по исключению случаев аренды, ввода в эксплуатацию новых объектов (транспортных средств), не соответствующих требованиям об их полном соответствии потребностям инвалидов;
- определению (приказом или распоряжением руководителя учреждения, предприятия, организации) объемов и сроков проведения работ по поэтапному приведению действующих объектов и порядков предоставления на них услуг в соответствие с требованиями по обеспечению их доступности для инвалидов;
- подготовке расчета потребности финансовых средств, необходимых для выполнения указанных работ в рамках финансирования мероприятий, предусмотренных утвержденными планами развития учреждения (предприятия, организации);
- определению сроков проведения работ по поэтапному приведению объектов и порядков предоставления услуг в соответствие с условиями обеспечения их доступности для инвалидов с учетом утвержденных планов развития учреждения (предприятия, организации);
- организации проведения инструктирования (обучения) сотрудников учреждения (предприятия, организации), предоставляющего услуги населению, по вопросам оказания услуг инвалидам в доступных для них форматах;
- определению порядка предоставления услуг инвалидам на объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом их нужд (до их реконструкции или капитального ремонта), в соответствии с нормой части 4 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (путем обеспечения им доступа к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, предоставления необходимой услуги по месту жительства или в дистанционном режиме);
- включение в административные регламенты предоставления гражданам государственных услуг положений, обеспечивающих соблюдение установленных законодательством условий их доступности для инвалидов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.