Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Прикубанского муниципального района
от 21 августа 2015 г. N 518
Муниципальная программа
"Устойчивое развитие сельских территорий Прикубанского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
Паспорт муниципальной программы "Устойчивое развитие сельских территорий Прикубанского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
Наименование программы |
"Устойчивое развитие сельских территорий Прикубанского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р "Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года"; Правила землепользования и застройки сельских поселений района |
Муниципальный заказчик - координатор Программы |
Администрация Прикубанского муниципального района |
Разработчик Программы |
Администрация Прикубанского муниципального района |
Цели Программы |
Основные цели Программы: - создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; - повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения; - активация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения; - формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни; - улучшение экономической ситуации в сельской местности, в том числе в сфере агропромышленного комплекса и социальной сферы |
Цели программы |
Основные цели программы: - создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; - повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения; - активация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения; - формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни; - улучшение экономической ситуации в сельской местности, в том числе в сфере агропромышленного комплекса и социальной сферы |
Задачи Программы |
Основными задачами Программы являются: - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; - повышение уровня комплексного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
1. Строительство (приобретение) жилья гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами: - ввод (приобретение) 6237 кв. м. жилья гражданами, проживающими в сельской местности, в то числе 5103 кв. м. для молодых специалистов; - 77 семей граждан, проживающих в сельской местности. В том числе 63 молодых семей и молодых специалистов, улучшивших свои жилищные условия; - сокращение числа семей, проживающих в сельской местности на территории муниципального района, нуждающихся в улучшении жилищных условий - на 30%, в том числе молодых семей и молодых специалистов - на 30%; 2. Ввод в действия объектов инженерной инфраструктуры: - реконструкция водопроводных сетей; - развитие водоснабжения в сельской местности; - развитие газификации в сельской местности; - увеличение уровня обеспеченности населения питьевой водой; 3. Строительство и реконструкция школ: - строительство школ в сельской местности; - повышения уровня общего образования в сельской местности |
Сроки и этапы реализации Программы |
2014-2020 годы I этап - 2014-2017 годы II этап - 2018-2020 годы |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы составляет 881535,7 тыс. рублей, в том числе: - 44109,2 тыс. рублей за счет средств бюджета муниципального района; - 135584 тыс. рублей за счет средств внебюджетных источников (граждан и юридических лиц); - 437831,7 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета; - 264005,8 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Улучшение жилищных условий 77 сельских семей, в том числе 63 молодых семей и молодых специалистов 2. Повышение уровня инженерного обустройства сельской местности на территории муниципального района: - уровень обеспечения сельского населения питьевой водой; - повышения уровня общего образования в сельской местности 3. Создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности. Повышение общественной значимости развития сельских территорий, расположенных в границах муниципального района и привлекательности сельской местности для комфортного проживания и осуществления трудовой деятельности |
I. Характеристика проблемы
Территория Прикубанского района расположена на севере Карачаево-Черкесской Республики, которая лежит в западной части Северного Кавказа.
На севере район граничит с землями Кочубеевского и Андроповского районов Ставропольского края, на востоке с землями Предгорного района Ставропольского края, на юге - с землями Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики и на западе - с землями Адыге-Хабльского и Абазинского районов Карачаево-Черкесской Республики. Районный центр находится в п. Кавказский, ближайшая железнодорожная станция г. Черкесск.
Территория Прикубанского муниципального района составляет 94 302 гектара. Из них земли населенных пунктов занимают 1875 га, земли промышленности - 933 га. Имеются земли особо охраняемых территорий - 6 га, земли лесного фонда - 762 га. земли водного фонда - 6299 га. Земли сельскохозяйственных угодий составляют 76884 га, из них: пашня - 47313, залежи - 2177, многолетние насаждения - 418, сенокосы - 6391 и пастбища - 20585 га. Кроме того, 261 га занимают лесные насаждения, 1733 - полезащитные лесные полосы, 638 га - под водой, 733 - земли застройки, 1473 - под дорогами, 286 га болот и 2419 га прочих земель (овраги, балки, оползни и т.д.).
а) Рельеф. Значительная часть Прикубанского района находится в равнинно-холмистой зоне с высотами от 300 до 800 м, где среди сравнительно ровной местности возвышаются холмы разной высоты. Большая часть ее распахана.
В целом поверхность большей части района представляет собой волнистую равнину, расчлененную балками и оврагами.
Рельеф района вполне благоприятен для развития полеводства и животноводства.
б) Гидрография. Главными водными артериями Прикубанского района являются р. Кубань с ее притоками - р. Овечкой и Абазинкой, а также Большой Ставропольский канал. В реки впадают многочисленные ручьи, питание которых осуществляется за счет атмосферных осадков и грунтовых вод. Грунтовые воды залегают на различной глубине. Максимум глубины они достигают на вершинах водораздела. В нижних частях склонов они просачиваются на поверхность в виде родников.
Через всю территорию Прикубанского района проходит русло искусственного водотока - Большого Ставропольского канала, по которому вода орошает и обводняет земли многих хозяйств района, а также поступает в засушливые степи Ставрополья.
На канале расположены три ГЭС. Среднегодовая выработка электроэнергии этими электростанциями составляет 852 млн. кВт/час.
Озер на территории района нет. Из внутренних водоемов самым крупным является Кубанское водохранилище, находящееся в центральной части района и занимающее свыше 50 кв. километров, глубина его достигает 28 метров. Основная цель создания водохранилища - регулирование стока в Большом Ставропольском канале. Большое Кубанское водохранилище является самым большим водоемом республики.
На базе небольших рек и ручьев в районе построено ряд прудов и водоемов, которые используются для хозяйственных целей населения и водопоя скота.
Гидрографические ресурсы района вполне обеспечивают хозяйственные потребности в воде для бытовых нужд и животноводства.
в) Климат. Территория района круглый год находится под влиянием северных, северо-восточных континентальных воздушных масс. Вследствие этого общие климатические условия этой зоны характеризуются умеренно-континентальным климатом.
В холодное время года здесь нередко наблюдается очень влажная ветреная погода с частыми туманами, моросящими дождями, гололедом и изморозью.
В теплое полугодие преобладает сухая, солнечная погода с относительно жарким летом, кратковременными дождями и сухими восточными ветрами.
Средняя годовая температура воздуха равна +9,3°. Среднегодовое количество осадков 523 мм.
Весна наступает в первой декаде марта и кончается в середине мая, продолжаясь около 70 дней. Средняя температура воздуха этого сезона равна +8,3°. Сумма осадков достигает одной трети годовой нормы и составляет 144 мм.
Весенний сезон характеризуется сравнительно большими скоростями ветра, которые в среднем значении равны 4,4 м/сек.
Лето жаркое, сухое, со средней температурой +20°, но выпадают дни с очень высокой температурой - до +40°. Осадки летом в основном бывают в виде кратковременных ливней и составляют 225 мм или 43% их годового количества. Продолжается лето 120-150 дней.
Такой же теплой, сухой и солнечной является осень. Осадки в этот период времени составляет 109 мм или 21% от всей годовой их величины. Возрастает скорость ветра. Длится осень около 70 дней. Таким образом, всего безморозный период продолжается 170-200 дней.
Зима длится 90-100 дней, с декабря до марта. Первые заморозки наблюдаются в конце сентября и заканчиваются в начале апреля. Средне январская температура -4,2°, минимальная может снижаться до -32°. Не все зимы бывают с устойчивым снежным покровом, снег залегает неравномерно и мощность его незначительна. Выпадает он обычно в начале декабря и достигает 10-15 см. Климатические особенности данного района благоприятны для возделывания садовых, овощных, зерновых культур и кормовых трав.
г) Почвы. На территории района наибольшее распространение получили черноземы предкавказские - малогумусные, солонцеватые, предгорные выщелоченные. Предкавказские черноземы развиваются на самых разных породах и, как следствие, приобретают различные свойства. На надпойменных террасах рек, на лессовидных суглинках сформировались малогумусные черноземы. На возвышенных участках отмечается слабая солонцеватость. Мощность почвы колеблется от 70 до 200 см, содержание гумуса 5-7%.
д) Растительность. Территория Прикубанского района расположена в зоне разнотравно-злаковых луговых степей, развивающихся на черноземах. Но значительное пространство бывших степей уже занято бесконечными полями пшеницы, подсолнечника, кукурузы и другими видами сельскохозяйственных культур. Естественная растительность здесь сохранилась лишь по балкам, на крутых склонах, в местах с неглубоким залеганием каменистых пород.
На территории района наиболее широкое распространение получили сухие остепененные луга на лугово-черноземных почвах. Низинные луга используются для выпаса и для сенокошения.
По состоянию на 01.01.2013 года численность населения в районе составила 30.6 тыс. человек, экономически активного населения - 17,5 тыс. человек, количество граждан занятых в экономике - 9,3 тыс. человек, или 55% от экономически активного населения.
Численность детей дошкольного возраста - 3500, из них посещают детские дошкольные учреждения 293. Численность учащихся общеобразовательных школ - 3284, в учреждениях среднего профессионального образования занимается 200 человек.
Количество пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном фонде и 6,6 тыс. человек.
Существенное воздействие на демографическую ситуацию, сложившуюся в муниципальном образовании, оказывает ухудшение состояния здоровья населения. Заболеваемость остается высокой практически по всем классам: болезни эндокринной системы, в т.ч. сахарный диабет, заболевания системы кровообращения, в т.ч. артериальная гипертензия, онкологические заболевания, заболевания органов пищеварения, травмы, отравления.
II. Основные цели и задачи Программы
Целями настоящей Программы являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, проживающего на территории муниципального района, замедление процессов сокращения и стабилизация численности проживающего сельского населения, создание благоприятных условий для социально-экономического развития муниципального района в том числе кадрового обеспечения хозяйствующих на территории муниципального района субъектов агропромышленного комплекса.
Реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующих целей:
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности на территории муниципального района;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
улучшение демографической ситуации;
улучшение инвестиционного климата в сфере агропромышленного комплекса на территории муниципального района, за счет реализации мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в рамках настоящей Программы;
активация участия граждан, проживающих на территории муниципального района в решении вопросов местного значения.
См. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25 октября 2004 г. N 30-РЗ "О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике"
Основными задачами Программы являются:
удовлетворение потребностей проживающего на территории муниципального района сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов в благоустроенном жилье востребованных, преимущественно, для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;
повышение уровня комплексного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования.
Достижение целей Программы будет осуществляться с учетом следующих подходов:
комплексное планирование развития сельских населенных пунктов и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования;
преимущественное обустройство объектами инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования, в которых развивается агропромышленное производство, реализуются или имеются планы по реализации инвестиционных проектов в агропромышленной сфере;
использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий программы, включая средства населения и организаций.
Реализация Программы будет осуществляться поэтапно.
Первый этап (2014-2017 годы) предусматривает реализацию мероприятий, имеющих приоритетное значение в улучшении демографической ситуации в муниципальном образовании, формировании условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства на основе изменения качественных характеристик уровня жизни местного населения:
- улучшение жилищных условий 77 семей граждан, проживающих в сельской местности, в т.ч. - 63 молодых семей;
- строительство межпоселковых газопроводов и 46,67 км разводящих сетей по сельским населенным пунктам;
- строительство 40,6 км локальных водопроводных сетей.
Во второй этап реализации Программы (2018-2020 годы) будут реализованы следующие мероприятия:
Для достижения целей в области устойчивого развития сельских территорий в рамках реализации Программы предусматривается решение следующих задач:
1) В области создания комфортных условий жизнедеятельности - повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов муниципального района объектами социальной и инженерной инфраструктуры, и удовлетворение потребностей жителей муниципального образования в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов, востребованных, преимущественно, в сфере агропромышленного комплекса.
Целевыми индикаторами решения указанных задач являются:
- ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности на территории муниципального района, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
- сокращение числа семей, проживающих в сельской местности на территории муниципального района и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
- ввод в действие распределительных газовых сетей, расположенных в сельской местности муниципального района;
- уровень газификации жилых домов (квартир), расположенных в сельской местности, сетевым природным газом;
- количество домов (квартир) обеспеченных сетевым природным газом;
- ввод в действие локальных водопроводов, расположенных в сельской местности;
- уровень обеспеченности сельского населения муниципального района питьевой водой;
- численность сельского населения обеспеченного питьевой водой.
2) В области стимулирования инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности за счет концентрации ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами инженерной инфраструктуры населенных пунктов муниципального района, в которых осуществляется развитие агропромышленного комплекса.
Значения целевых индикаторов по этапам и годам реализации Программы приведены в Приложении N 1 к Программе.
Строительство и реконструкция школ в Прикубанском муниципальном районе более подробно приведены по годам в Приложении N 2.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Обоснование ресурсного обеспечения программы
Программа реализуется за счет средств муниципального бюджета, полученных субсидий из средств республиканского и федерального бюджета и средств внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 881535,7 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
- за счет местного бюджета района 44109,2 тыс. рублей;
- за счет средств республиканского бюджета субсидий 437831,7 тыс. рублей;
- за счет средств федерального бюджета субсидий 264005,8 тыс. рублей;
- за счет средств внебюджетных источников 135584 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и направлениям расходования средств приведены в приложении N 3 к Программе.
В соответствии с установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами Прикубанского муниципального района условиями софинансирования и порядком предоставления субсидий, а также соглашениями, заключаемыми муниципальным районом с органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, предусматривается получение субсидий из средств республиканского и федерального бюджета софинансирование мероприятий Программы.
Прогнозируемые в рамках Программы объемы софинансирования за счет указанных средств определены на основе анализа прогнозных показателей и реализованных ранее мероприятий.
Механизм реализации Программы
Муниципальным заказчиком и разработчиком Программы является Администрация Прикубанского района.
Администрация Прикубанского муниципального района:
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию мероприятий, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, предоставленных на реализация мероприятий Программы;
- разрабатывает и принимает на уровне муниципального района нормативные документы, необходимые для эффективной реализации мероприятий Программы;
- обеспечивает своевременную подготовку проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) объектов социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемое в рамках реализации Программы;
- вносит предложения по уточнению затрат по мероприятиям Программы на очередной финансовый год;
- осуществляет контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, предоставленных гражданам, в том числе молодым семьям и специалистам, на улучшение своих жилищных условий в рамках Программы;
- заключает соглашения с органами исполнительной власти о предоставлении субсидий на софинансирование мероприятий Программы из средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики и федерального бюджета;
- осуществляет ведение ежеквартальной отчетности о реализации мероприятий Программы;
- осуществляет подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы;
- организует размещение на официальном сайте муниципального заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации мероприятий Программы.
Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы
Реализация программных мероприятий будет способствовать созданию условий для устойчивого развития сельских территорий муниципального района и обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:
- улучшить жилищные условия 77 семей, что позволит решить жилищную проблему для 30% семей, проживающих в сельской местности муниципального района и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- обеспечить 63 семьи и молодых специалистов, что позволит на 30% сократить потребность организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы села в квалифицированных специалистах;
- повысить уровень социально-инженерного обустройства в сельской местности, в том числе сетевым газом - 40%;
- способствовать улучшению демографической ситуации в сельской местности и сохранению тенденций роста рождаемости и повышения продолжительности жизни сельского населения:
- повысить общественную значимость развития сельских территорий муниципального района в общенациональных интересах и привлекательность сельской местности для комфортного проживания и приложения труда;
Программа носит социально ориентированный характер, приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов и содействие улучшению жилищных условий населения муниципального района.
Экономическая эффективность реализации мероприятий Программы выражается в увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции за счет роста производительности труда, повышения кадрового потенциала агропромышленного комплекса, привлечения молодых специалистов.
Заместитель главы администрации - управделами |
З.В. Глоова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.