Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мясникова А.А.
судей Сицинской О.В, Минаева Е.В.
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Портянкиной Н.И, Лопанова Н.Н,
на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 06 марта 2019 года,
по гражданскому делу по иску Портянкиной Н.И. и Лопанова Н.Н. к АО "Агрохлебопродукт" о признании недействительным предварительного договора,
заслушав доклад судьи Мясникова А.А,
УСТАНОВИЛА:
Портянкина Н.И, Лопанов Н.Н. обратились в суд с иском к АО "Агрохлебопродукт" о признании недействительным предварительного договора.
Свои требования мотивировали тем, что
в 2018 году в ходе судебного заседания по делу N2-162/2018 по иску, в том числе и их, к АО "Агрохлебопродукт" и иному ответчику о признании недействительным решений собрания участников общей долевой собственности на земельный участок, ответчиком АО "Агрохлебопродукт" был предоставлен предварительный договор N 08 о заключении договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения со множественностью лиц на стороне арендодателей от 09.01.2017. В соответствии с условиями данного договора арендодатели в количестве 446 человек и арендатор АО "Агрохлебопродукт" обязуются в будущем заключить договор аренды многоконтурного земельного участка.
Они указаны в качестве участников данного предварительного договора со стороны арендодателей. Считают указанный договор недействительным (ничтожным).
Указанный договор ими не подписывался и своих полномочий по его заключению и подписанию они никому не передавали. О существовании указанного договора они узнали только при рассмотрении вышеуказанного гражданского дела. Таким образом, договор от 09.01.2017 является ничтожной сделкой.
В качестве объекта основного договора определен земельный участок, который будет являться объектом аренды по основному договору. Он должен иметь следующие уникальные характеристики, насколько они могут быть определены на день заключения настоящего договора:
категория земель - земли сельскохозяйственного назначения;
площадь- 50 338 057 кв.м.;
местоположение границ: Ставропольский край, Ипатовский район, территория муниципального образования Кевсалинского сельсовета.
В договоре указано, что объект аренды формируется путем его выделения в счет 1245392/1416192 долей в праве общей долевой собственности из исходного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с КН 26:02:000000:6.
08.08.2017 кадастровым инженером Клименко Д.В. был подготовлен проект межевания земельных участков. Заказчиком работ по подготовке проекта межевания выступило АО "Агрохлебопродукт". В соответствии с указанным проектом межевания из исходного земельного участка с КН 26:02:000000:6 образуются два земельных участка площадью земельного участка N1-50338057 кв.м. и земельного участка N2 - 1470602 кв.м. В земельный участок N1 были включены их доли, а именно: Портянкина Н.И. в размере 1 доля - 97005/50338057, Лопанов Н.Н. в размере 1 доля- 97005/50338057.
В нарушение положений закона, заказчиком межевых работ - АО "Агрохлебопродукт" произведены работы по межеванию земельных участков в отсутствие волеизъявления собственников земельного участка о их намерении выдела. Отсутствуют документы, подтверждающие право АО "Агрохлебопродукт" действовать от имени собственников и представлять их интересы при осуществлении работ по межеванию земельного участка и выделении земельного участка в счет их земельных долей.
Кроме того, обязательным условием образования земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, является заключение между выделяющимися собственниками соглашения об образовании земельного участка и определении размера долей в образованном земельном участке. Ими какие-либо документы, наделяющие АО "Агрохлебопродукт" полномочиями по организации и проведению кадастровых работ, не выдавались. Какого-либо соглашения об образовании нового земельного участка они не заключали и не подписывали.
Просят суд признать предварительный договор N 08 о заключении договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения со множественностью лиц на стороне арендодателей от 09.01.2017 недействительной сделкой.
Решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 06 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы Портянкина Н.И, Лопанов Н.Н, просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм права.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции и судебной коллегией установлено, что Портянкина Н.И. и Лопанов Н.Н. являются сособственниками земельного участка с КН.., из которого образуются два земельных участка: земельный участок N1 площадью 50338057 кв.м. и земельный участок N2 площадью 1470602 кв.м. В земельный участок N1 включены доли истцов в размере 97005/50338057 каждая.
В соответствии с п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего его содержание подписанного лицом или лицами, совершающими сделку или должным образом уполномоченными ими лицами.
Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ, договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
9 января 2017 года собственники долей, в том числе Портянкина Н.И. и Лопанов Н.Н. (всего 446 человек), заключили с ответчиком АО "Агрохлебопродукт" предварительный договор N 08 о заключении договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения со множественностью лиц на стороне арендодателей. Портянкина Н.И. и Лопанова Н.Н. включены с список лиц, в счет земельных долей которых формируется земельный участок N 1 площадью 50338057 кв.м. В соответствии с условиями данного договора арендодатели и арендатор АО "Агрохлебопродукт" обязуются в будущем заключить договор аренды многоконтурного земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных в предварительном договоре. Соответственно, предварительный договор не может устанавливать для сторон каких-либо иных обязательств, в том числе обязанности передать имущество или вносить платежи за пользование им.
Из предварительного договора, следует, что существенные условия в нем указаны, договор подписан дольщиками, в том числе истцами.
В соответствии с п. 1.1 договора его предметом является обязательство собственников долей, как будущих арендодателей, и ответчика, как будущего арендатора, заключить договор аренды многоконтурного земельного участка, со множественностью лиц на стороне арендодателя.
Собственники земельного участка обязались (раздел 3.3 договора):
передать копии документов, подтверждающих право собственности на долю в праве на земельный участок;
выдать АО "Агрохлебопродукт" расписки, подтверждающие получение обеспечительного платежа, присутствовать на общем собрании собственников земельного участка с целью заключения основного договора, положительно голосовать по всем вопросам повестки для заключения такого договора с ответчиком, заключить (подписать) основной договор в порядке и на условиях, указанных в предварительном договоре.
Согласно договора, АО "Агрохлебопродукт" взяло на себя обязательство предпринять от имени собственников все необходимые действия по выделению земельного участка. Ответчиком взяты на себя иные расходы, связанные с выделением земельного участка, его межеванием и постановкой на кадастровый учёт, а также регистрацией права собственников доли в праве на земельный участок, расходы по государственной регистрации основного договора, нести иные расходы в соответствии с п.п.4.1.2, 4.2.1.
Кроме того, из раздела 3.1 договора следует, что в срок до 31 декабря 2017 года АО "Агрохлебопродукт" взяло на себя обязательство уплатить каждому собственникам долей обеспечительный платеж, в который включены: сахар-песок из сахарной свеклы (насыпью в заводской расфасовке) - 10 кг; мука пшеничная насыпью (в заводской расфасовке) - 50 кг; 470 (четыреста семьдесят) рублей; мягкая пшеница не ниже 5 класса - 912 кг.
Оспариваемым договором предусмотрено, что по письменному заявлению собственника допускается замена обеспечительного платежа денежными средствами, выплачиваемыми ответчиком по установленным ценам на пшеницу фуражную, муку, сахар.
Пунктом п.4.1.3 предварительного договора со ссылкой на ст. 329 ГК РФ стороны установили, что обеспечительный платеж является способом обеспечения исполнения обязательств по предварительному договору, в том числе, обязательства по заключению (подписанию) основного договора после формирования нового земельного участка.
АО "Агрохлебопродукт" выплатило истцам обеспечительный платеж:
Лопанову Н.Н. по расходным кассовым ордерам АКс 00000704 от 25.01.2017, N АКс00001206 от 01.03.2017; Портянкиной Н.И. расходным кассовым ордерам NАКс 00000744 от 25.01.2017, N АКс00001220 от 01.03.2017.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что истцы не доказали того, что указанный договор ими не подписывался, были осведомлены о заключении предварительного договора и его содержании. Реализовали право по договору при получении обеспечительных платежей, начиная с 25 января 2017 года, а затем 01 марта 2017 года. Истцы фактически приняли условия предварительного договора, тем самым признав факт его заключения. Достоверных, допустимых и относимых доказательств обратного, стороной истцов не предоставлено.
Кроме того, из пункта 1.1. предварительного договора от 09.01.2017 видно, что предметом является обязательства собственников доли в праве на земельный участок заключить в будущем договор аренды многоконтурного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателя. Пунктом 6.2 установлено, что основной договор должен быть заключен до 31.12.2018г. Как указали стороны в судебном заседании суда апелляционной инстанции основной договор заключен не был. Фактически между сторонами возник спор о формировании выделении и передачи в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Указанные споры также находятся на рассмотрении в суде по фактическим требованиям исходя из взаимоотношений регулируемых ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", что и является фактическим предметом спора между сторонами.
Так же из материалов дела видно, что ответчиком заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении иска, в связи истечением срока исковой давности по требованиям истцов.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению решения об отказе в иске.
В силу ст. 200 п. 1 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с п. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Из материалов дела следует, что истцы получили обеспечительные платежи, то есть фактически приняли исполнение по сделке, начиная с 25 января 2017 года, что подтверждено указанными кассовыми расходными ордерами. Таким образом, истцам достоверно было известно о том, что ими был подписан оспариваемый договор.
Истцы обратилась в суд с иском только 20 сентября 2018 года, то есть с пропуском срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. Ходатайство о восстановлении срока исковой давности, с доказательствами уважительности причин пропуска, истцами и их представителями суду не представлено.
Таким образом, на момент подачи искового заявления истцами пропущен, установленный п.2 ст. 181 ГК РФ, годичный срок исковой давности.
При изложенных обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Другие доводы апелляционной жалобы, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, которые довольно подробно, со ссылкой на нормы действующего законодательства отражены в мотивировочной части решения суда.
Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 06 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.