Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С,
судей Кунзек З.М, Пархомович Г.П,
при секретаре Максимовой Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 июля 2019 года апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) Конопелько Ю.А. на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 14 февраля 2019 года, которым удовлетворено исковое заявление Дубровой Ирины Валериевны к Государственному учреждению ? Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Пархомович Г.П, пояснения представителя ответчика Беглянова А.Н, настаивавшего на доводах жалобы, объяснения истца и ее представителя Лисуненко К.Г, полагавших, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дуброва И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению ? Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) ( далее - УПФ РФ в
г. Саяногорске РХ) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии. Требования мотивировала тем, что решением ответчика от 2 октября 2018 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по причине недостаточности специального трудового стажа. Считая решение ответчика незаконным, просила суд включить в специальный стаж периоды: работы с 6 августа по 22 ноября, с 1 по 14 декабря 1989 года в должности медицинской сестры в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Хакасия "Бейская районная больница", отпуска по уходу за детьми с 6 августа 1996 года по 14 мая 1999 года, с 7 мая 2007 года по 3 февраля 2008 года, нахождения на курсах повышения квалификации
с 29 по 31 марта 2004 года, с 19 сентября по 14 октября 2005 года,
с 20 по 28 июня 2011 года, 11 марта, с 13 по 15, с 17 по 19, с 21 по 23,
с 25 по 27, с 29 по 31 марта 2014 года, со 2 по 5, с 7 по 10 апреля 2014 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 14 августа 2018 года.
В судебном заседании истец и её представитель Зайцев В.О. настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Конопелько Ю.А. исковые требования не признала, указав на законность действий Управления. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановилвышеприведённое решение, которым удовлетворил исковые требования. Обязал ответчика включить в специальный страховой стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды её работы в должности медицинской сестры в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Хакасия "Бейская районная больница" с 6 августа по 22 ноября,
с 1 по 14 декабря 1989 года, нахождения в отпуске по уходу за детьми
с 6 августа 1996 года по 14 мая 1999 года, с 7 мая 2007 года по
3 февраля 2008 года, нахождения на курсах повышения квалификации
с 29 по 31 марта 2004 года, с 19 сентября по 14 октября 2005 года,
с 20 по 28 июня 2011 года, 11, с 13 по 15, с 17 по 19, с 21 по 23, с 25 по 27,
с 29 по 31 марта 2014 года, со 2 по 5, с 7 по 10 апреля 2014 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 14 августа 2018 года. Взыскал с Управления в пользу Дубровой И.В. госпошлину 300 руб.
С решением не согласна представитель ответчика - Конопелько Ю.А.
В апелляционной жалобе она просит решение суда в части включения в специальный страховой стаж периодов нахождения истца в отпуске по уходу за детьми, назначения пенсии с 14 августа 2018 года отменить, принять новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В возражениях относительно апелляционной жалобы истец выражает согласие с решением суда, полагает доводы жалобы несостоятельными.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда в части включения в специальный стаж истца периодов работы в ГБУЗ РХ "Бейская районная больница" и периодов нахождения на курсах повышения квалификации сторонами не обжалуется, а потому в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией не проверяется.
Ответчик обжалует решение только в части включения в специальный стаж истца периодов нахождения Дубровой И.В. в отпуске по уходу за детьми и назначении пенсии с 14 августа 2018 года.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в этой части.
Частью первой статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 30 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии не предусмотрено, как не предусмотрено это и положениями пункта 5 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.
Норма трудового законодательства, которая предусматривала включение периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет, была установлена статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР.
С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.
Из материалов дела следует, что Дуброва И.В. находилась в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет с 6 августа 1996 года по 14 мая 1999 года, с 7 мая 2007 года по 3 февраля 2008 года, то есть отпуска по уходу за детьми истцу предоставлены после 06 октября 1992 года.
Удовлетворяя исковые требования в этой части, суд первой инстанции сослался на подпункт 3 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которого в страховой стаж для установления страховых пенсий включается (засчитывается) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Однако истец оспаривала решение пенсионного органа относительно не включения периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми не в страховой стаж, а в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, правовых оснований для включения этих периодов в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии с учетом вышеприведенных норм после 06 октября 1992 года не предусмотрено.
При таких обстоятельствах решение суда в части включения в стаж работы истца для назначения досрочной трудовой пенсии периодов нахождения ее в отпусках по уходу за детьми нельзя признать правильным, оно в этой части подлежит отмене с вынесением решения об отказе в иске.
Поскольку с учетом включенных в добровольном порядке пенсионным органом периодов работы истца - 22 года 8 месяцев 16 дней и включенных судом периодов работы с 6 августа по 22 ноября, с 1 по 14 декабря 1989 года (5 месяцев 24 дня в льготном исчислении), периодов курсов повышения квалификации ( всего 2 месяца) в льготный стаж истца, стаж Дубровой И.В. в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения составляет менее 25 лет в сельской местности, то вывод суда о назначении ей пенсии с 14.08.2018г, то есть с момента обращения за ней, также нельзя признать правильным. Решение в этой части подлежит отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия
от 14 февраля 2019 года по настоящему делу в части включения в стаж работы Дубровой Ирины Валериевны для назначения досрочной трудовой пенсии периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми с 6 августа 1996 года по
14 мая 1999 года, с 7 мая 2007 года по 3 февраля 2008 года и назначении пенсии с 14 августа 2018 года отменить, в этой части принять новое решение об отказе Дубровой Ирине Валериевне в иске.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи З.М. Кунзек
Г.П. Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.