Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО8,
судей ФИО9
при секретаре ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 на неправомерные действия Управления по вопросам миграции МВД по "адрес"
по апелляционной жалобе административных истцов на решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились в суд, указывая, что они являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, своевременно проходили переучет в миграционной службе. ДД.ММ.ГГГГ они получили уведомление УВМ МВД по РИ об утрате статуса вынужденного переселенца в связи с истечением срока его предоставления. С учетом того, что они находились на стационарном лечении и не могли своевременно обратиться с заявлением о продлении статуса, просили признать действия ответчика неправомерными и обязать УВМ МВД по РИ продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца.
Решением Сунженского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе административных истцов ставится вопрос об отмене решения суда.
Представитель ответчика, административные истцы ФИО1 и ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и это усматривается из материалов дела, что административные истцы покинули место жительство в "адрес" из-за боевых действий и обосновались на территории Республики Ингушетия, где были признаны вынужденными переселенцами. Срок действия статуса им продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Из уведомления административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что административные истцы утратили статус вынужденного переселенца, в связи с непредставлением заявления для продления срока действия статуса вынужденного переселенца.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для продления административным истцам срока действия статуса вынужденного переселенца.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-I "О вынужденных переселенцах" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
В силу п. 5 указанной статьи срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до ДД.ММ.ГГГГ;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до ДД.ММ.ГГГГ;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Пунктом 95 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 853, установлено, что для продления срока действия статуса вынужденного переселенца каждым заявителем, достигшим возраста 18 лет, не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган МВД России по месту учета в письменной форме подается заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и документы, указанные в подпунктах 32.2 - 32.4 пункта 32 Административного регламента.
В соответствии с п. 109 Административного регламента заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поданное заявителем после истечения срока предоставления статуса, рассматривается по существу при наличии уважительных причин несвоевременного обращения.
В суде первой инстанции административными истцами были представлены справки и медицинские документы, о том что они находились на лечении амбулаторно и в условиях стационара.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, представленные административными истцами медицинские документы (справки и выписки) не могут послужить основанием для продления статуса вынужденного переселенца, поскольку административные истцы не были ограничены в передвижении, лечение проходили как стационарно, так и амбулаторно.
Кроме того, представленные медицинские документы не покрывают весь пропущенный административными истцам срок (четырнадцать лет).
Поскольку заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца административными истцами не было представлено в уполномоченный орган в установленный срок по неуважительным причинам и отсутствуют другие обстоятельства для продления срока действия статуса вынужденного переселенца, судебная коллегия полагает обоснованными выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводы суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сунженского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 на неправомерные действия Управления по вопросам миграции МВД по "адрес" оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.