Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Моисеевой Н.Н, Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Мубаракшиной Г.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Садриева Н.Р. - Комарова М.В. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 1 марта 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Садриева Надира Равиловича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству финансов Российской Федерации о понуждении произвести выделение недостающей жилой площади, произвести выделение денежных средств для оплаты выделенной жилой площади, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Садриев Н.Р. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федераций по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, Министерству Российской Федерации по Делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству финансов Российской Федерации о понуждении произвести выделение недостающей жилой площади, произвести выделение денежных средств для оплаты выделенной жилой площади, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требований указано, что истец является пенсионером МЧС. В период прохождения службы в органах Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, пожарная часть N1 ГУ "7 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан" решением жилищной комиссии он поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссий от 16.07.2009г. истец снят с учета, решением Вахитовского районного суда г.Казани от 27 апреля 2011г. на ГУ "7 отряд федеральной противопожарной службы по РТ" возложена обязанность восстановить Садриева Н.Р. на учете сотрудников (пенсионеров) нуждающихся в улучшении жилищных условий по 7 отряду ФПС по РТ с момента постановки на учет - с 06.08.1997г. После вынесения указанного судебного акта ответчик произвел восстановление истца в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с нарушением требований, поскольку в настоящее время истец находится в очереди под N40. Между тем, граждане, состоявшие ранее в очереди за Садриевым Н.Р, уже выбыли из нее в связи с выделением им жилья.
На основании вышеизложенного, истец просил суд обязать Главное управление МЧС России по РТ произвести выделение недостающей жилой площади, обязать Министерство финансов РТ произвести выделение денежных средств для оплаты выделенной недостающей жилой площади Главным управлением МЧС России по РТ, взыскать с Главного управления МЧС России по РТ компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Суд постановилрешение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение. Апеллянт ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении. Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении иска.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель апелляционную жалобу поддержали, представитель ответчиков - Манжиков И.А. сообщил о своей явке до начала судебного заседания, однако по вызову в зал не явился.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился. Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, включающей подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие) устанавливаются "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации " Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.
Из содержания Постановления Правительства РФ N 153 следует, что участие в подпрограмме является добровольным и предполагает безусловное согласие с ее условиями, как участников программы, так и членов их семьи, а также необходимость исполнения ими данных условий.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пункту 2 вышеуказанного Постановления Правительства РФ N 153 государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ N 153 в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, или в администрацию г. Байконура, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в основном мероприятии в планируемом году (в произвольной форме).
В пункте 19 Постановления Правительства РФ N 153 разъяснено, что для участия в основном мероприятии граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением пакета документов.
Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ N 153, применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются следующие граждане: а) в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ N 153 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Как следует из материалов дела, истец Садриев Н.Р проходил службу в пожарной части N1 ОГПС-7 МВД Республики Татарстан и был уволен на пенсию приказом ОГПС-7 МВД Республики Татарстан от 23.11.2001 N71 по пункту "з" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья).
6 августа 1997г. истец в составе семьи из четырёх человек поставлен на учет сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий по пожарной части N1 ОГПС-7 МВД РТ.
Решением жилищной комиссии ГУ "7 отряд федеральной противопожарной службы по РТ" от 16 июля 2009г. истец снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Вахитовского районного суда г.Казани от 27 апреля 2011г. на ГУ "7 отряд федеральной противопожарной службы по РТ" возложена обязанность восстановить Садриева Н.Р. на учете сотрудников (пенсионеров) нуждающихся в улучшении жилищных условий по 7 отряду ФПС по РТ с момента постановки на учет - с 06.08.1997г.
По состоянию на 1 октября 2018г. Садриев Н.Р. состоит на учете нуждающихся обеспечением жилым помещением по договору социального найма в ГУ МЧС России по РТ под N40.
Согласно выписке из домовой книги по адресу "адрес" зарегистрированы: истец Садриев Н.Р, супруга - Садриева Р.Х, сын - Садриев Р.Н, внучка - Садриева Д.Д.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Садриев Н.Р. ссылался на то, что граждане, состоявшие ранее в очереди за ним, уже выбыли из нее в связи с выделением им жилья.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что очередность предоставления выплаты на приобретение жилья определяется в зависимости от даты постановки на учет, истец же состоит в списке сотрудников под N38 с датой постановки на учет - 06.08.1997г, кроме того имеются сотрудники ФПС, вставшие на учет раньше истца. При таких обстоятельствах районный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на оценке представленных суду доказательств и правильном применении норм материального права.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Как разъяснено в пункте 16(2) Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику основного мероприятия только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику основного мероприятия возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Из представленных в дело документов следует, что истец и совершеннолетние члены его семьи не подписали обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения, при этом норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты истцу составляет менее 18 кв. метров, таким образом, истец желания участвовать в вышеуказанной государственной программе Российской Федерации не изъявил, поскольку не предоставил требуемый пакет документов.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, не допустил существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого судебного постановления, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Таким образом, анализируя приведенные правовые нормы и доказательства по делу в совокупности, суд первой инстанции, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, постановилпо делу законное и обоснованное решение, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 1 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Садриева Н.Р. - Комарова М.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.