Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Калимуллина Р.Я, Муртазина А.И,
при секретаре судебного заседания Гафуровой Ю.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 марта 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Шадрина Сергея Юрьевича удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) включить в стаж на соответствующих видах работ Шадрина Сергея Юрьевича период работы с 01 июня 1999 года по 30 ноября 2000 года в качестве производителя работ в ООО "Энергогазкомплект" и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" в Российской Федерации с 02 января 2019 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадрин С.Ю. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - УПФР) о признании права на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
В обоснование иска указано, что решением УПФР N 1505930/18 от 19 декабря 2018 года истцу отказано в предоставлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж на соответствующих видах работ не засчитан период его работы с 1 июня 1999 года по 30 ноября 2000 года в качестве производителя работ в ООО "Энергогазкомплект". С решением УПФР истец не согласен, просил включить указанный период в его специальный стаж, и назначить досрочную страховую пенсию с 2 января 2019 года.
В судебном заседании Шадрин С.Ю. и его представитель Борзякова И.В. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель УПФР Корнилова Г.М. иск не признала по мотивам, указанным в решении УПФ РФ в г.Набережные Челны РТ (межрайонное) N 1505930/18 от 19 декабря 2018 года.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе УПФР просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что дата регистрации Шадрина С.Ю. в системе обязательного пенсионного страхования 11 августа 1999 года. За спорный период индивидуальные сведения сданы без указании кода льготы особых условий труда. Архивная справка от 25.04.2016 N 2735 не содержит сведений доказывающих характер работы и полную занятость на работах с особыми условиями труда.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует то, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 1991 года);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N 2 от 1956 года).
В соответствии со Списком N 2 от 1991 года раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются мастера строительных и монтажных работ код профессии 2290000б-23419 и производители работ (прорабы) код профессии 2290000б-24441.
Из материалов дела следует, что решением УПФР N 1505930/18 от 19 декабря 2018 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы в должностях и на работах, предусмотренных Списком N 2, в стаж на соответствующих видах работ Шадрина С.Ю. зачтено 06 лет 09 месяцев 05 дней (л.д.5-7).
При этом в стаж на соответствующих видах работ не был включен период работы истца с 1 июня 1999 года по 30 ноября 2000 года в качестве производителя работ в ООО "Энергогазкомплект".
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворил иск в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом городского суда, поскольку он не соответствует требованиям закона.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Дата регистрации Шадрина С.Ю. в системе обязательного пенсионного страхования - 11 августа 1999 года. За спорный период индивидуальные сведения сданы работодателем ООО "Энергогазкомплект" без указании кода льготы особых условий труда.
Согласно информационному письму "Отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц УПФР", предоставить акт или выписку из акта документальной проверки стажа на соответствующих видах работ Шадрина С.Ю. за период работы в качестве прораба с 01.06.1999 года по 30.11.2000 года в ООО "Энергогазокомплект" не предоставляется возможным, так как по данным ПТК "Страхователь" в Управлении зарегистрировано ООО "Энергогазокомплект" под per. N 013-401 -021361с 20.01.1999 года снято с учета 29.04.2016 года в связи с ликвидацией в порядке банкротства.
Вывод суд первой инстанции о том, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не должно повлечь правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника обязан работодатель, является ошибочным
Должность прораб указана в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N2 от 1991 года. Следовательно, в специальный стаж включается период работы в должности прораба только если предприятие (работодатель) работает в сфере строительства, а также в сфере технического перевооружения, реставрация и ремонта зданий, сооружений и других объектов. Из названия организации работодателя - ООО "Энергогазкомплект" не следует, что она работала именно в вышеуказанных сферах. Поэтому вывод суд первой инстанции о недобросовестности работодателя является преждевременным. Если указанная организация не работала в вышеуказанных сферах деятельности, то оснований для представления сведений в УПФР с льготным кодом отсутствовала. Судебная коллегия отмечает, что документы по личному составу при ликвидации организации в архив по личному составу сданы, что само по себе свидетельствует о добросовестности работодателя в вопросах осуществления документооборота.
При этом на работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, была возложена обязанность по уплате начиная с 1 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия же назначения трудовой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", часть 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Таким образом, уплата повышенных взносов работодателями, применяющих труд работников на предусмотренных Списком N2 видах работ, предусмотрена только с 1 января 2013 года, до этого никакие повышенные взносы не были предусмотрены. Следовательно, для работодателя в 1999 году представление сведений с льготным кодом не влекло дополнительных расходов.
Согласно наблюдательному делу ООО "Энергогазокомплект" перечень льготных профессий, штатные расписания, индивидуальные сведения с кодом "особых условий труда" за 1999 год по 2000 год страхователем не предоставлялись. Отсутствие перечня льготных профессий, по мнению судебной коллегии, может свидетельствовать о том, что указанная организация не выполняла работ, предусмотренных Списком N2.
Следует также учесть, что в силу статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период) застрахованное лицо имеет право:
получить бесплатно один раз в год в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете;
получить бесплатно у работодателя копию сведений о себе, представленных работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета;
в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.
Таким образом, работник еще в 1999 году имел право фактически контролировать сведения, которые предоставляет работодатель в Пенсионный фонд для индивидуального (персонифицированного) учета, а в случае несогласия с представленными сведениями, обжаловать действия работодателя, в том числе в суде.
Кроме того, в соответствии с п. 5 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени.
Архивная справка от 25.04.2016 N 2735 не содержит сведений доказывающих характер работы и полную занятость на работах с особыми условиями труда.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Суд первой инстанции правильно указал, что в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца предоставлялись работодателем, но без льготного кода. Доказательств, подтверждающих, что указанные сведения были недостоверными, суду не представлено. При таких данных спорный период не подлежал включению в специальный стаж истца. Без учета включения спорного периода в специальный стаж истца, у него не возникает право на досрочное назначение страховой пенсии с 57 лет, т.е. с 2 января 2019 года.
При изложенных обстоятельствах, решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 марта 2019 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении искового заявления Шадрина Сергея Юрьевича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 2 января 2019 года отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.