Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Аврамиди Т.С.
судей Шестаковой Н.В... и Синани А.М.
при секретаре Николаевой А.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мусиенко Ольги Юрьевны на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску Мусиенко Ольги Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным и его отмене, понуждении выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Уточнив исковые требования, Мусиенко Ольга Юрьевна обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным и отмене решения N от 07.02.2017 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 29.08.1994 года по 01.09.1995 года; периоды нахождения в учебных отпусках с 23.10.1995 года по 31.10.1995 года, с 03.06.1996 года по 28.06.1996 года, с 01.06.1997 года по 30.06.1997 года; период работы в должности преподавателя музыкально-теоретических дисциплин в МБУДО "Симферопольская детская музыкальная школа N1 им. С.В. Рахманинова" с 01.01.2001 года по 16.01.2017 года.
Исковые требования мотивированы тем, отказ в назначении досрочной страховой пенсии по возрасту является необоснованным; в специальный стаж не включены спорные периоды, чем нарушены пенсионные права истицы.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Постановлено: Признать незаконным и отменить решение органа пенсионного обеспечения N от 07.02.2017 об отказе Мусиенко О.Ю. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать орган пенсионного обеспечения включить истице в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в
2
соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 29.08.1994 года по 01.09.1995 года; периоды нахождения в учебных отпусках с 23.10.1995 года по 31.10.1995 года, с 03.06.1996 года по 28.06.1996 года, с 01.06.1997 года по 30.06.1997 года; в остальной части в удовлетворении иска отказать.
В апелляционной жалобе Мусиенко Ольга Юрьевна ставит вопрос об отмене решения в части отказа в иске, ссылаясь на то, что в указанной части судом дана ненадлежащая правовая оценка обстоятельствам по делу, выводы сделан без учета документов, подтверждающих осуществление истицей в спорный период педагогической деятельности.
В заседание суда апелляционной инстанции явились стороны по делу.
Истица поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, указывая на то, что в соответствии с п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 21 "Наименование учреждений" списка за периоды, начиная с 1 января 2001г. засчитывается в стаж при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 н 31 декабря 2000 года в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела " Наименование должностей" и в пункте. 2 раздела "Наименование учреждений" списка; в расчет специального стажа работы истицы было рекомендовано включить периоды работы продолжительностью 9 лет 1 месяц 25 дней; спорные периоды в расчет специального стажа работы истице не включены.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19
декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального
3
права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из необоснованности заявленных требований в части включения в специальный стаж истицы периода ее работы с 01.01.2001 года по 16.01.2017 года, указав, что данные исковые требования заявлены преждевременно; материалы пенсионного дела не содержат документов, подтверждающих указанный период работы, такой период ответчиком не проверялся и при исчислении страхового стажа не учитывался; следовательно, ответчик не отказывал истице во включении спорного периода в специальный стаж.
Вышеуказанные выводы суда первой инстанции не соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Как установлено судом первой инстанции, истица, 12.07.1971 года рождения, является гражданкой Российской Федерации.
16 января 2017 года истица повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением органа пенсионного обеспечения N от 07.02.2017 года истице отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 N400-Ф3 "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого специального стажа; ответчиком в специальный стаж включено по состоянию на 01.01.2001 года 9 лет 1 месяц при необходимых 25 годах; спорные периоды в специальный стаж не были включены.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, положения ст.ст.6,15,17,18,19 и 55
4
Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная правовая позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного
возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с Федеральным конституционным законом N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Принимая во внимание то, что предметом иска является, в частности, включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 18 марта
5
2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
Вместе с тем, подлежат применению правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и
назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.
Как предусмотрено ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют
мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч.2 ст.30 Закона N400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп."м" п.1 Постановления Правительства РФ N665 от
16.07.2014 года "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в
6
целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии. подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей",
с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
7
В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников" норма часов педагогической работы за стаз заработной платы учителям V - XI (XII) классов школ составляет 18 часов в неделю, 20 часов в неделю - учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений.
В силу 4.1, ч.2 ст.22 Закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Согласно ст.ст.52,55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 года право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования, при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
В Перечень заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 года N909, включены музыкальные школы и должность учителя.
Как установлено Примечанием 2 к Перечню заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной зашиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного
Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года N909, работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.
Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на срочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж заботы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О
8
трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно п.4 указанных Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно г: основному и другим местам работы) нормы рабочего времен: (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими 11равилами.
П.1.10 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены педагогическая работа в том числе, в музыкальной школе и музыкальной школе-лицее.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.09.2015 года N661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях" по периоду с 01.01.2015 года по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и
по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей, в том числе с проживанием в интернате, независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в общеобразовательных учреждениях (школы всех наименований; лицеи; гимназии), предусмотренных пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
9
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 2~ Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрена работа в общеобразовательных учреждениях всех наименований, в том числе, в школах.
Как установлено ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
Как разъяснено в п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Проанализировав фактические обстоятельства, доводы и возражения сторон, представленные ими доказательства и нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия соглашается с доводами апеллянта о том, что период ее работы с 01.01.2001 года по 16.01.2017 года в должности преподавателя музыкально-теоретических дисциплин подлежат включению в специальный стаж истицы.
За периоды работы до 01.01.2015 года следует учитывать положения ч.ч.3,4 ст.30 ФЗ N400-Ф3, согласно которым периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
10
Кроме того, согласно справкам, уточняющим особый характер работы, а также иным документам, представленным истицей и находящимся в материалах пенсионного дела, в спорный период с 01.01.2001 года по 16.01.2017 года истица работала в должности преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Детской музыкальной школы, выполняла нормы рабочего времени педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы.
Исходя из функциональных обязанностей истицы, указанных в должностных инструкциях, наименование должности "преподаватель" тождественно наименованию "учитель".
Возражения ответчика в указанной части не соответствуют нормативным требованиям, поскольку на день обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по возрасту истицей выработан специальный стаж более 16 лет 8 месяцев, выполнение ею педагогической деятельности после 01.01.2015 года ответчиком признано и соответствует нормативным требованиям законодательства РФ.
Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Абзацем 1 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, установлено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
11
В силу п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными документами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В силу ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации),с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
С учетом положений ст.ст.173,187 ТК РФ и Рекомендаций Международной организации труда N 418 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках", устанавливающих, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений, - спорные периоды нахождения истицы в учебных отпусках также подлежат включению в специальный стаж, поскольку факт нахождения истицы в учебных отпусках подтвержден документально, за время нахождения в учебных отпусках ей выплачивался средний заработок, начислялись взносы в пенсионной фонд, что ответчиком не оспаривается.
Исходя из приведенных норм, периоды учебных отпусков, командировок и нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, исчисление стажа за эти периоды следует производить в том же порядке, что и за
12
соответствующую профессиональную деятельность. Соответственно, данные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Являются обоснованными выводы суда в части включения в специальный стаж истицы периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с 01.09.2005 года по 09.07.2006 года.
В соответствии со ст. 56 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N 1788 - XII ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком 3-х летнего возраста, засчитывается в стаж работы.
Как предусмотрено ст.181 КЗоТ Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
В соответствии с ч.16 Заключительных положений Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионом страховании" от 09.07.2003 года N1058 положения Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 года применяются в части признания права на пенсию по возрасту на льготных условиях и за выслугу лет.?
Согласно Указу Президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 года "О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР" введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста одного года, а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В силу п.103 Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 ст.167 КЗоТ РФ изложена в редакции, предусматривающей, что отпуск по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при
13
рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до
06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной трудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом в специальный и льготный стаж, который дает право на пенсию по выслуге лет и на льготных условиях, засчитывается время ухода работающего лица до достижения ребенком трехлетнего возраста в случае оформления соответствующего отпуска.
Принимая во внимание то, что на день обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии с учетом спорных периодов стаж истицы по специальности составляет более 25 лет, право истицы на назначение досрочной страховой пенсии по старости является нарушенным
и подлежит защите путем отмены обжалуемого решения пенсионного органа, возложения на ответчика обязанности по включению в специальный стаж спорных периодов и назначению досрочной страховой пенсии по старости с 16.01.2017 года.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции в обжалуемой части решения неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал ненадлежащую правовую оценку представленным истицей документальным данным в части периода работы с 01.01.2001 года по 16.01.2017 года, в связи с чем решение в части отказа во включении в
14
специальный стаж истицы периодов работы учителем в общеобразовательной школе и преподавателем в музыкальной школе, а также в части отказа в иске о возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по возрасту подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска в указанной части.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 апреля 2019 года в части отказа в иске отменить.
Удовлетворить иск Мусиенко Ольги Юрьевны в части признания незаконным отказа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым во включении в специальный стаж периода работы с 01.01.2001 года по 16.12.2015 года в должности преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Детской музыкальной школы N1 г. Симферополя и отказа в возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополя Республики Крым включить в специальный стаж Мусиенко Ольги Юрьевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период ее работы с 01.01.2001 года по 16.01.2017 года в должности преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Детской музыкальной школы N1 г. Симферополя.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым назначить Мусиенко Ольге Юрьевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", начиная с 16.01.2017 года.
В остальной части решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 апреля 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.