Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В., рассмотрев дело по жалобе ПАО "МРСК Северо-Запада" на решение Княжпогостсткого районного суда Республики Коми от 05.04.2019, которым постановление начальника отдела федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от 22.10.2018 N211 о привлечении юридического лица ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от 22.10.2018 N211 ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО "МРСК Северо-Запада" подало жалобу в суд.
Судьей вынесено приведенное выше решение.
Не согласившись с указанным решением, ПАО "МРСК Северо-Запада" обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся судебное решение и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности, ограничившись устным замечанием.
Представитель ПАО "МРСК Северо-Запада", должностное лицо, вынесшее постановление Осипов А.И, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) установлена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Пунктами 4, 5 статьи 45 Лесного кодекса РФ установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонных линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утверждённых приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N223, лесные участки, которые находятся государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В силу пункта 16 вышеназванного Приказа, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными средствами.
В силу пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путём вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В соответствии с пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В силу пункта 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" горючие вещества - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Следовательно, ветки, кусты, валежник, сухостой, срубленные кустарники и деревья, а также иные порубочные остатки, полученные при расчистке охранных зон линейных объектов, являются горючим материалом, и их нахождение в границах охранных зон линий электропередач в период пожароопасного сезона влечет нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2018 N188 начало пожароопасного сезона на территории Республики Коми было установлено с 27.04.2018.Из материалов дела следует, что электросетевой комплекс подстанция 110/35/6 кВ "Княжпогост" с линиями электропередачи на праве собственности принадлежит ПАО "МРСК Северо-Запада" (свидетельства о государственной регистрации права от 30.05.2008 N11 АА N 500802).
В ходе проведения планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков на территории ГУ "Железнодорожное лесничество" участка по плановому (рейдовому) заданию от 07.06.2018 N 5-и/2018 на основании приказа ГУ РК "Железнодорожное лесничество" от 28.05.2018 N39-П "О проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков", руководящими лицами 07.06.2018 составлен акт осмотра, обследования лесного участка N 8, из которого следует, что в квартале 92 выдел 68, 69, квартале 93 выдел 43, 29, 28, 27, 25, 22, квартале 94 выдел 42, 19, 20, 17, 16, квартале 95 выдел 24, 2, квартале 83, выдел 40, 37, 34, 32 Чубского участкового лесничества проводимого ГУ РК "Железнодорожное лесничество" в охранной зоне ВЛ-110 кВ произведена рубка деревьев ручным способом - бензопилами; срубленная древесина не очищена от сучьев, плотно не прижата к земле, вместе с порубочными остатками складирована в один сплошной штабель и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
Таким образом, ПАО "МРСК Северо-Запада" допущено нарушение пунктов 19, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в оставлении в период пожароопасного сезона порубочных остатков, срубленных деревьев, не очищенных от сучьев, плотно не уложенных на землю и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 м на территории ГУ "Железнодорожное лесничество", за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения ПАО "МРСК Северо-Запада" административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 11.09.2018 N33; приказом ГУ РК "Железнодорожное лесничество" о проведении плановых осмотров, обследовании лесных участков N39-П от 28.05.2018; плановым рейдовым заданием на проведение плановых осмотров N5-и/2018 от 07.06.2018; отчетом о выполнении планового рейдового задания с приложением к нему от 07.06.2018, где отражено выявленное на обследованном лесном участке нарушение лесного законодательства; актом осмотра обследования лесного участка от 07.06.2018 N8и фотоматериалами, приложенными к нему; договором на выполнение строительно-монтажных работ по расширению просек от 29.12.2017 между ПАО "МРСК Северо-Запада" и ООО "ЭСПМ" на проведение работ по расширению просек для нужд филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" с приложением и техническим заданием; Уставом ПАО "МРСК Северо-Запада, другими материалами дела.
Обстоятельства совершения ПАО "МРСК Северо-Запада" правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ПАО "МРСК Северо-Запада" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Доказательств, указывающих на принятие Обществом всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности не установлено. Оснований не соглашаться с выводами должностного лица и судьи городского суда не имеется.
Доводы жалобы о наличии оснований для применения норм статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях аналогичны доводам, оценка которым дана при вынесении решения районным судом. Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не усматриваю.
Ненаступление вредных последствий не являются исключительными обстоятельствами, и должны оцениваться исходя из высокой степени общественной опасности совершенного правонарушения, поскольку объектом посягательства является установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения пожарной безопасности в лесах, и как следствие, возможное возникновение и наступление неотвратимых последствий в виде уничтожение имущества, угроза негативного воздействия на окружающую среду при неисполнении правил пожарной безопасности в лесах.
Оснований для снижения размера административного штрафа не усматриваю. Административное наказание назначено ПАО "МРСК Северо-Запада" с учетом положений статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие у ПАО "МРСК Северо-Запада" возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства - повторное совершение однородного правонарушения, и в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы, приведенные в жалобе аналогичны тем, которые приводились при рассмотрении жалобы судьей районного суда, по существу сводятся к переоценке доказательств по делу. Данные доводы были тщательно проверены судьей первой инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в решении. Оснований не согласиться с такими выводами судьи не усматриваю.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "МРСК Северо-Запада" к административной ответственности не нарушены.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы также не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника отдела федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от 22.10.2018 N211 и решение судьи Княжпогостсткого районного суда Республики Коми от 05.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" оставить без изменения, жалобу ПАО "МРСК Северо-Запада" - без удовлетворения.
Судья С.В.Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.