СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.
судей Жуковской С.В, Ушаковой Л.В,
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2019 года дело по апелляционным жалобам ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 апреля 2019 года, по которому:
исковые требования удовлетворены.
Признано за Грищенко Ю.А. право на участие в основном мероприятии "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Признан недействительным протокол заседания комиссии УФСИН России по Республике Коми от 28.07.2016 в части принятия решения об отказе Грищенко Ю.А. в участии в подпрограмме "Жилище" на 2015-2020 годы.
Возложена на УФСИН России по Республике Коми обязанность включить Грищенко Ю.А. в сводный список граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В удовлетворении иска к ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Коми отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения представителей ответчиков Мартыновой Л.М, Усачевой Н.Е, истца Грищенко Ю.А, судебная коллегия
установила:
Грищенко Ю.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Коми, ФБУ ЖКУ УФСИН России по Республике Коми о признании права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы; о признании недействительным протокола заседания комиссии УФСИН России по Республике Коми от 28.07.2016 в части принятия решения об отказе Грищенко Ю.А. в участии в программе "Жилище" на 2015-2020 годы, получении государственного жилищного сертификата по линии ФСИН России; о возложении обязанности включить Грищенко Ю.А. в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2019 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена ФСИН России.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах ответчики, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании вступившего в законную силу решения Княжпогостского районного суда Республики Коми N 2-908/2014 от 01.09.2014 Грищенко Ю.А. ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми протоколом N 5 от 26.02.2015 включило Грищенко Ю.А. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы".
Учётное дело истца было направлено в УФСИН России по Республике Коми.
Протоколом от 28.07.2016 заседания комиссии по реализации подпрограммы подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2015-2020 годы" УФСИН России по Республике Коми рассмотрело поступившие материалы и отказало Грищенко Ю.А. в участии в подпрограмме "Жилище" на 2015-2020 годы и получении государственного жилищного сертификата по линии ФСИН России. В обоснование указано, что истец не представил обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Также указано на то, что имеются основания полагать, что Грищенко Ю.А. на территории п. Чернореченский не проживает.
Грищенко Ю.А. собственником либо нанимателем жилых помещений не является. Зарегистрирован по месту жительства с 27.06.2006г. по адресу: "Адрес обезличен". Указанный дом принадлежит матери истца, при этом родители истца в 2006 году выехали на постоянное место жительства в Республику Чувашия.
Согласно подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (в редакции на момент отказа), право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В силу пункта 6 Правил в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта настоящих Правил (подпункт "а" пункта 22 Правил).Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше Правилами и исходил из подтвержденного в судебном заседании факта проживания истца по месту регистрации в п. Чернореченский, который входит в перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение которых осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 03.11.2012 N 2065-р.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что истец фактически не проживает в пос. Чернореченский со ссылкой на противоречивые показания свидетелей, справку главы СП "Тракт" от 12.11.2018г. и сведения о работе истца на руководящих должностях в охранных предприятиях, которые расположены в г. Сыктывкаре, г. Ухте не могут быть приняты во внимание, поскольку аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Приходя к выводу о том, что Грищенко Ю.А. продолжает проживать в п. Чернореченский в доме родителей, а его выезды носят вынужденный характер и связаны с работой, суд первой инстанции допросил свидетелей, которые подтвердили, что истец проживает в п. Чернореченский; исследовал письменные доказательства, подтверждающие доводы истца о разъездном характере его работы.
Учитывая, что иных жилых помещений для проживания, кроме дома родителей в п. Чернореченский, у истца не имеется, судебная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда о проживания истца по месту регистрации.
Доводы апелляционных жалоб в части, касающейся отсутствия со стороны истца обязательства о сдаче жилья, судебная коллегия также считает подлежащими отклонению, как основанные на неверном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно подп. "ж" п. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы предоставляет обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность, - в случаях, указанных в подп. "б" и "в" п. 16.1 настоящих Правил.
В подп. "б" и "в" п. 16.1 настоящих Правил указано, что норматив, указанный в п. 16 Правил (размеры норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты) применяется при расчете размера социальной выплаты, если:
б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
в) гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Грищенко Ю.А. не относится к категориям граждан, указанным в подп. "б" и "в" п. 16.1 Правил, поскольку не имеет жилых помещений ни в собственности, ни по договору социального найма, а относится к категории граждан, указанных в подп. "а" - гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания.
Как верно указал суд первой инстанции, Грищенко Ю.А. проживает в доме, принадлежащем родителям, которые в 2006 году выехали на постоянное место жительства в Республику Чувашия. Истец с родителями общего хозяйства не ведёт и совместно не проживает, в связи, с чем в понимании жилищного законодательства они членами одной семьи не являются. При таких обстоятельствах у Грищенко Ю.А. отсутствовала обязанность предоставить обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность. Отсутствие такого документа не могло служить отказом в участии истца в программе.
Ссылка в жалобе на п. 16.2 Правил во внимание судебной коллегией не принимается, так как не относится к рассматриваемому спору. Данный пункт распространяется на граждан, совершивших действия по отчуждению жилых помещений либо граждан, принявших решение не отчуждать жилые помещения в государственную или муниципальную собственность. Доказательств того, что Грищенко Ю.А. совершил какие-либо действия по отчуждению жилых помещений, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, являются необоснованными и направлены на иное толкование норм действующего законодательства.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи, с чем решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.