Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 июля 2019 г. N 49-АПА19-27 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Республики Башкортостан
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 08 июля 2019 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров
в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Александровой К.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саитовой Рамили Хамитьяновны к Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан об оспаривании нормативных правовых актов и признании недействующими положений части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, Закона Республики Башкортостан от 06 мая 2019 года N 97-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах",
установил:
кандидат на должность Главы Республики Башкортостан Саитова Р.Х. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан об оспаривании нормативных правовых актов и признании недействующими положений части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, Закона Республики Башкортостан от 06 мая 2019 года N 97-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах".
Иск мотивирован тем, что согласно части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Республики Башкортостан должны быть собраны подписи 5 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Республики Башкортостан. При этом кандидат должен быть поддержан указанными депутатами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Республики Башкортостан. Указанные положения регионального законодательства противоречат Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и нарушают права административного истца, как кандидата на должность Главы Республики Башкортостан, на равенство кандидатов, на регистрацию кандидатом при наличии необходимого количества подписей депутатов, права на прямое и тайное голосование.
По мнению административного истца, оспариваемая часть 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах воспроизводит положения части 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и содержит те же нарушения основных избирательных прав субъектов избирательного права. Так, 5 - 10 процентный "муниципальный фильтр" ухудшает избирательные права кандидата в силу необоснованного завышения установленного частью 17 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ требования о сборе в поддержку выдвижения кандидата не менее 2 подписей, а также в силу того, что необоснованно отстраняет от участия в выборах политические партии, от которых беспартийный кандидат может выдвинуть свою кандидатуру на выборах.
Кроме того, правило "муниципального фильтра", устанавливающего выборы депутатами кандидата на должность Главы Республики Башкортостан до выборов на ту же должность избирателями, нарушает прямое избирательное право, гарантированное частью 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Административный истец просит признать недействующими положения части 7 статьи 95.3 "Кодекса Республики Башкортостан о выборах" от 06.12.2006 N 380-з ввиду несоответствия статьям 6, 7, части 17 статьи 37, статье 38, части 1 статьи 39 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Административный истец просит также признать недействующим Закон Республики Башкортостан от 06 мая 2019 года N 97-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах" ввиду его противоречия части 1 статьи 39, части 1 статьи 50 Федерального закона N 67-ФЗ, статьям 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", поскольку на день подписания и обнародования Закона Республики Башкортостан от 06 мая 2019 года N 97-з временно исполняющий обязанности Главы Республики Башкортостан Р.Ф.Хабиров рассматривался политической партией "Единая Россия" в качестве кандидата на должность Главы Республики Башкортостан и совершал действия, подтверждающие согласие с данным решением партии. Лицо, участвующее в процедуре выдвижения кандидатом на должность Главы Республики Башкортостан, не вправе изменять региональное законодательстве о выборах либо участвовать в этом ввиду возможности получения каких-либо выгод (преимуществ) в качестве кандидата.
Требования заявлены и рассмотрены судом в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 241, части 2 статьи 213 КАС Российской Федерации заявление рассмотрено в 5-дневный срок со дня его поступления.
В подготовительной части судебного заседания административный истец Саитова Р.Х. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила приобщить к материалам дела дополнение оснований иска.
Судом разъяснены истцу положения статей 55, 56, части 9 статьи 208 КАС Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 208 КАС РФ и п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, а также актов, обладающих нормативными свойствами, в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, имеющих высшее юридическое образование.
При обсуждении вопроса о наличии полномочий Саитовой Р.Х. для участия в дальнейшем рассмотрении дела со слов Саитовой Р.Х. было установлено, что истец не имеет высшего юридического образования. Суд выяснил вопрос о наличии представителя у административного истца, на что истцом было отвечено, что адвокат у неё отсутствует, поскольку они опасаются дальнейшего преследования. Ходатайство об отложении рассмотрения дела и об обеспечении представителем заявлено не было. При указанных обстоятельствах суд отказал в признании полномочий административного истца на участие в деле. Одновременно истице была разъяснена возможность присутствия на судебном заседании, подачи вопросов, дачи пояснений, выступлений суду в письменной форме. Административный истец Саитова Р.Х. присутствовала на протяжении всего судебного заседания, выслушала позицию представителя административного ответчика и ей были вручены все предоставленные суду ответчиком документы, заявлений и ходатайств от неё не поступало.
Представитель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Пикалова Э.Ф. просила в удовлетворении требований отказать в связи с тем, что согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 года N 184-Федерального закона(далее N184-ФЗ). Положение части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах о сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата соответствует пункту 17 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ. Положение части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах о том, что число таких подписей должно составлять 5 процентов от общего числа указанных депутатов, соответствует Федеральному закону N184-ФЗ.
Что касается закона Республики Башкортостан N97-з, то в качестве законопроекта он был подготовлен и внесен в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан Комитетом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и средствам массовой информации - 14 марта 2019 г..28 марта 2019 года на заседании Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан данный законопроект был принят в первом чтении. 26 апреля 2019 года проект закона Республики Башкортостан был принят во втором чтении и в целом. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8 ФЗ N 184 - ФЗ законы субъекта РФ, принятые законодательным органом государственной власти субъекта РФ, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязано обнародовать закон субъекта РФ, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией и законом субъекта российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. Закон Республики Башкортостан от 06 мая 2019 года N 97-з был подписан временно исполняющий обязанности Главы Республики Башкортостан Р.Ф Хабировым 06 мая 2019 года, размещен на Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан 07 мая 2019 года, опубликован в газете "Республика Башкортостан" 21 мая 2019, официальном издании "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан" от 03 июня 2019 года, N 16, ст. 814. Принятие оспариваемого Закона Республики Башкортостан усилило гарантии всех кандидатов на использование бесплатного эфирного времени.
Обжалуемый закон распространяет свое действие на неопределенный круг лиц и в равной мере на всех кандидатов на выборные должности, закон не устанавливает преимуществ для какого-либо кандидата. Знание персональных знаний не требуется, потому что депутаты - это публичные личности и информация о них публикуется на сайте муниципальных органов. Высшее должностное лицо это государственное лицо, не является государственным служащим согласно закону N 184 - ФЗ. Конфликт интересов распространяется на ситуацию, в которой имеется личная заинтересованность. Конфликт интересов должен проявляться именно в том, что в данной ситуации лицо получает преимущество, доходы, другое имущество, либо услуги имущественного характера. Преимуществ от принятия от данного закона временно исполняющий обязанности Главы Республики Башкортостан не для себя получил. Данный закон наоборот только улучшил права всех кандидатов. В то время, когда временно исполняющий обязанности Главы Республики Башкортостан обнародовал данный закон, он еще не был действующим кандидатом. Инициатором данного законодательного акта был Комитет, который является органом законодательной власти, данный закон был принят в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством. По поводу соответствия оспариваемой нормы статьям 6,7 Федерального закона N67 пояснила, что часть 7 статьи 95.3 направлена на реализацию положений федерального законодательства. Предварительное голосование федеральным законодательством и Кодексом Республики Башкортостан о выборах не предусмотрено, это дела партийные.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении исковых требований, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Саитовой Р.Х. по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что 30 мая 2019 года Государственным Собранием -Курултаем Республики Башкортостан принято решение о назначении выборов Главы Республики Башкортостан.
Указанное постановление опубликовано в газетах "Республика Башкортостан" N63(28998) 31 мая 2019 года, Кызыл Тан N63(25367) 31 мая 2019 года, Башкортостан Йома N63(27615).
Истица выдвинута региональным отделением политической партии "Российская Социалистическая партия" в качестве кандидата на должность Главы Республики Башкортостан, в связи с чем ей необходимо будет собрать определенное количество подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Республики Башкортостан. для регистрации своей кандидатуры в качестве кандидата.
Таким образом, Саитова Р.Х. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным актом и вправе его оспорить, указывая, что оспариваемая норма нарушает её права на равенство кандидатов (часть 1 статьи 39) и на регистрацию кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при наличии необходимого количества подписей депутатов (статья 38), право на прямое и тайное голосование за неё (статьи 6,7), установленные Федеральным законом от 12.06.2002 года N 67-Федерального закона.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 1 статьи 1).
Пунктом "б" части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан
принят Кодекс Республики Башкортостан о выборах N380-з от 06.12.2016 года.
Названный закон опубликован в издании "Республика Башкортостан", N237(26220), 08.12.2016 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется.
В соответствии с пунктом 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Республики Башкортостан должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Республики Башкортостан. Число таких подписей должно составлять 5 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Главы Республики Башкортостан, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Республики Башкортостан.
В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 5 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Главы Республики Башкортостан, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Республики Башкортостан.
Административный истец Саитова Р.Х. считает, что часть 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 06.12.2006 N 380-з нарушает права выдвинутого кандидата на равенство кандидатов (ст.38) и на регистрацию кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при наличии необходимого количества подписей депутатов (ст.39), права на прямое и тайное голосование за неё (ст.ст.6,7), установленные Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Суд полагает, что оспариваемая норма не нарушает права выдвинутого кандидата на равенство кандидатов и на регистрацию при наличии необходимого количества подписей, права на прямое и тайное голосование за неё.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Из содержания пунктов 3,6 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
По мнению административного истца, из взаимосвязи пунктов 3, 6 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что если гарантии прав субъектов избирательного права (партий, кандидатов, избирателей), установленные этим законом, ухудшаются иными законами или нормативными актами, то они не применяются, а применяются нормы Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не предусматривающие "муниципального фильтра".
Суд полагает, что данный довод истца основан на ошибочном толковании норм права в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" выдвижение кандидата политической партией на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.
В обоснование своей позиции Саитова Р.Х. сопоставляет содержание вышеприведенной нормы с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67 Федерального закона, предусматривающего сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, но в количестве не менее 2 подписей.
При этом административный истец не учитывает, что в пункте 17 статьи 37 указано на то, что число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", то есть, имеет отсылочный характер, указывая на применение другого Федерального закона N 184-ФЗ и закона субъекта.
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 01.05.2019)(далее Федеральный закон N184) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" при выдвижении кандидата политической партией на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предусмотрена поддержка от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Пункт 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Республики Башкортостан устанавливает число таких подписей - 5 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Главы Республики Башкортостан, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Республики Башкортостан. Пункт 3 статьи 18 Федерального закона N184-ФЗ определяет диапазон для определения количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), то есть является специальной нормой, на соответствие которой следует проверить оспариваемую истцом норму. Сравнительный анализ оспариваемой нормы и приведенных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод, что оспариваемая норма не вступает в противоречие с федеральным законодательством, а, напротив, полностью совпадает с федеральным правовым регулированием, определяя нижнюю границу диапазона в 5 процентов, тогда как федеральный законодатель допустил возможность установления от 5 до 10 процентов.
Что касается нарушения оспариваемым пунктом статей 6, 7 Федерального закона N67-ФЗ о праве на прямое и тайное голосование, то оспариваемая кандидатом норма находится в статье 37 Закона N67-ФЗ, предусматривающей процедуру сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума, а статьи 6, 7 регулируют принципы и вопросы участия граждан Российской Федерации в процедуре голосования за зарегистрированного кандидата.
Требования статьи 39, предусматривающей принцип равенства кандидатов, соблюдены, поскольку условия сбора подписи 5 процентов депутатов распространяются на всех выдвинутых кандидатов и не предоставляют каких-либо преимуществ одному из них.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о соответствии федеральному законодательству пункта 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.
2. В рамках настоящего дела административный истец просит также признать недействующим Закон Республики Башкортостан от 06 мая 2019 года N 97-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах" ввиду противоречия части 1 статьи 39, части 1 статьи 50 Федерального закона N 67-ФЗ, статьям 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", поскольку на день подписания и обнародования Закона Республики Башкортостан от 06 мая 2019 года N 97-з временно исполняющий обязанности Главы Республики Башкортостан Р.Ф. Хабиров рассматривался политической партией "Единая Россия" в качестве кандидата на должность Главы Республики Башкортостан и совершал действия, подтверждающие согласие с данным решением партии. Лицо, участвующее в процедуре выдвижения кандидатом на должность Главы Республики Башкортостан, по мнению истца, не вправе изменять региональное законодательстве о выборах либо участвовать в этом ввиду возможности получения каких-либо выгод (преимуществ) в качестве кандидата.
Суд находит, что данные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
При проверке процедура принятия закона и его обнародования установлено.
Закон Республики Башкортостан от 6 мая 2019 года N 97-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах" в качестве законопроекта был подготовлен и внесен в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан Комитетом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и средствам массовой информации 14 марта 2019 года.
На заседании Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 28 марта 2019 года проект закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах" был принят в первом чтении.
10 апреля 2019 года на заседании Комитета Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и средствам массовой информации вышеотмеченный законопроект был рассмотрен во втором чтении.
На заседании Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 26 апреля 2019 года проект закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах" был принят во втором чтении и в целом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 184-ФЗ законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать конституцию (устав), закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. Порядок обнародования конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. В случае отклонения закона субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отклоненный закон возвращается в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
Аналогичная норма содержится в подпункте "б" пункта 7 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона.
Согласно частям первой и второй статьи 78 Конституции Республики Башкортостан принятый закон Республики Башкортостан направляется в семидневный срок для обнародования Главе Республики Башкортостан. Глава Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней обнародует закон Республики Башкортостан, удостоверив обнародование путем подписания, либо отклоняет его.
Закон Республики Башкортостан от 6 мая 2019 года N 97-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах" был подписан Временно исполняющий обязанности Главы Республики Башкортостан Р.Ф. Хабировым 6 мая 2019 года, размещен на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru 7 мая 2019 года, опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 58(28993), 21 мая 2019 года, в официальном издании "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан" от 3 июня 2019 года, N 16 (634), ст. 814.
Таким образом, оспариваемый Закон Республики Башкортостан от 6 мая 2019 года N 97-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах" был подписан ВРИО Главы Республики Башкортостан в рамках осуществления действующих полномочий, неисполнение которых могло повлечь нарушения прав и свобод граждан.
Рассматривая доводы истицы о несоответствии Закона Республики Башкортостан от 6 мая 2019 года N 97-з законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с основными терминами и понятиями, изложенными в статье 2 Закона N67-ФЗ, избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
30 мая 2019 года в Республике Башкортостан началась избирательная кампания по выборам Главы Республики Башкортостан согласно сообщению на официальном сайте Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, опубликованному в официальном издании газете "Республика Башкортостан" 31 мая 2019 года.
10 июня 2019 года Башкортостанское региональное отделение партии "Единая Россия" выдвинуло Хабирова Р.Ф. кандидатом на выборы Главы Республики Башкортостан.
С учетом положений статьи 2 Федерального закона N67 начало избирательной кампании датировано 30 мая 2019 года, оспариваемый закон принят Государственным Собранием-Курултаем Республики Башкортостан 26 апреля 2019 года, выдвижение кандидатом Временно исполняющего обязанности Главы Республики Башкортостан региональным отделением политической партии "Единая Россия" состоялось 10 июня 2019 года, то есть на момент обнародования оспариваемого закона избирательный процесс в Республике Башкортостан официально не начался и действующий Временно исполняющего обязанности Главы Республики Башкортостан не был выдвинут кандидатом политической партией, не зарегистрирован ЦИК Республики Башкортостан в качестве выдвинутого кандидата.
Утверждение административного истца о том, что принятое решение политсоветом политической партии "Единая Россия" об участии в праймериз Временно исполняющего обязанности Главы Республики Башкортостан в марте 2019 года, его встречи с секретарями первичных и местных отделений партии в апреле 2019 года свидетельствует о неурегулированности конфликта интересов, предусмотренного статьями 10,11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-Федерального закона "О противодействии коррупции", и отсутствие возможности высшего должностного лица по изменению регионального законодательства о выборах либо участия в них, ввиду возможности получения каких-либо выгод (преимуществ) в качестве кандидата, судом признано неубедительным.
Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений на обнародование законов субъектов Временно исполняющим обязанности Главы Республики Башкортостан в рассматриваемом случае.
Законодательство о выборах федерального и регионального уровня не предусматривает такой стадии избирательного процесса как предварительное голосование и является делом внутрипартийным с целью отбора кандидатов от партии для последующего выдвижения, в связи с этим не представляется возможным согласиться с доводами административного истца об участии в избирательной кампании Временно исполняющего обязанности Главы Республики Башкортостан на дату обнародования Закона Республики Башкортостан от 6 мая 2019 года N 97-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах".
Суду не представлено и судом не добыто при сопоставлении Кодекса Республики Башкортостан о выборах в прежней редакции и редакции, действующий на момент начала избирательной кампании, данных о получении каких-либо выгод (преимуществ) в качестве кандидата ВРИО Главы Республики Башкортостан при обнародовании вышеуказанного закона.
Судом установлено, что изменения инициированы Комитетом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и средствам массовой информации 14 марта 2019 года в связи с изменением федерального законодательства и необходимостью внесения редакционных уточнений.
Административный истец в качестве намерения и возможности получения преимуществ усматривает в подпункте "б" пункта 4 статьи 1 Закона, исключающего из Кодекса Республики Башкортостан о выборах гарантии равного доступа кандидатов к услугам государственных организаций телерадиовещания и редакций государственных периодических печатных изданий, учредители которых в лице министерств(министров) связаны и подчинены Временно исполняющему обязанности Главы Республики Башкортостан.
При сопоставлении редакции Закона N97-з с учетом оспариваемых изменений судом установлено, что признание утратившим силу части 1.2 статьи 63 Кодекса Республики Башкортостан о выборах связано с необходимостью предоставления избирательным объединениям и кандидатам равного доступа к бесплатному эфирному времени, бесплатной печатной площади, независимо от того, набрали ли они на предыдущих выборах менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, что существенно улучшает гарантии всех кандидатов на использование бесплатного эфирного времени, печатной площади.
Рассматривая довод истца о несоответствии Закона Республики Башкортостан N97-з части 1 статьи 50 Федерального закона N67-ФЗ, суд установил, что часть 1 статьи 63 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, не подвергалась редактированию оспариваемым Законом и практически дословно воспроизводит часть 1 статьи 50 Федерального закона N67, возлагая на государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязанность по обеспечению равных условий проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, зарегистрировавших списки кандидатов, в порядке, установленном Федеральным законом и вышеназванным Кодексом.
Судом в судебном заседании 08 июля 2019 года от истицы Саитовой Р.Х. принято дополнение оснований административного искового заявления по вопросам реализации избирательных прав.
В качестве дополнительного основания истицей указано на отсутствие в части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах порядка доступа кандидатов к персональным данным депутатов, которые защищены Федеральным законом "О персональных данных" от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ, в силу чего сбор кандидатом подписей депутатов затруднен и невозможен без нарушения действующего законодательства.
Суд не усматривает нарушений федерального законодательства оспариваемой нормой.
Сбор подписей в поддержку кандидата при проведении выборов Главы Республики Башкортостан осуществляется по форме, являющейся приложением 1.2 к Кодексу Республики Башкортостан о выборах, и предусматривающей заполнение депутатом представительного органа муниципального образования с указанием наименования представительного органа, главой муниципального образования с указанием наименования должности, с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в котором осуществляют свои полномочия депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования. Заполнение данных о фамилии, имени, отчестве, дате рождения производится депутатом или иным лицом с его слов и после нотариального удостоверения подлинности подписи собственноручно передается кандидату, что не рассматривается как нарушение Федерального закона "О персональных данных", предусматривающего ответственность за вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 24 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ). Сведения, необходимые для заполнения указанной формы размещены также на общедоступных сайтах муниципальных образований и на сайте "Открытая Республика". Использование сведений, полученных из официальных источников, не свидетельствует о нарушении Федерального закона N152-ФЗ и не влечет ответственность по приведенному закону.
Доводы истца о том, что "муниципальный фильтр" ограничивает право политических партий свободно выдвигать кандидатов на выборах Главы Республики Башкортостан носят предположительный характер.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Кодекса Республики Башкортостан о выборах выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Кандидаты на должность Главы Республики Башкортостан выдвигаются политическими партиями.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 года N32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" указано, что выражение и учет - посредством волеизъявления соответствующих выборных лиц - мнения муниципального сообщества относительно кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), создавая дополнительные условия для надлежащего гарантирования прав граждан, проживающих на данной территории, и прав местного самоуправления, как того требует статья 133 Конституции Российской Федерации, не расходятся с предписаниями ее статьи 12, которая направлена не на отрицание любых форм организационного взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, а на исключение решающего участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, подмены органов местного самоуправления органами государственной власти при решении вопросов местного значения.
Введение в правовое регулирование требования получения поддержки именно со стороны депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации (учитывая, что поддержка депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах их глав должна составлять от 5 до 10 процентов от общего объема поддержки кандидата) не является избыточным в действующем механизме выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), повышая одновременно интерес к муниципальным выборам, функционированию системы органов местного самоуправления, стимулируя тем самым укрепление демократических основ российской государственности.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к вопросам, связанным с осуществлением на уровне субъектов Российской Федерации законодательного регулирования в сфере избирательных прав граждан (постановление от 11 марта 2008 года N 4-П, определение от 17 июня 2008 года N 436-О-О), соответствующие законы субъектов Российской Федерации выступают в качестве конкретизирующего нормативного регулятора избирательных прав граждан, носят вторичный характер и производны от базового правового регулирования, устанавливаемого Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в частности Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; законодатель субъекта Российской Федерации, вводя конкретные избирательные процедуры, должен - с учетом особенностей предмета правового регулирования - предусматривать и необходимые дополнительные гарантии избирательных прав граждан; при этом он связан требованием статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, в силу которого законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, и во всяком случае не должен снижать уровень федеральных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; законодатель субъекта Российской Федерации не вправе также вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод.
Приведенная правовая позиция в полной мере распространяется на регулирование, предусмотренное рассматриваемыми положениями федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" которые, закрепляя в качестве обязательного условия выдвижения и регистрации кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) поддержку со стороны выборных лиц местного самоуправления, предоставляют субъекту Российской Федерации возможность определять их число в пределах минимального и максимального пороговых значений, установленных на уровне от 5 до 10 процентов.
Таким образом, федеральный закон, Конституция Российской Федерации, предоставляют субъекту Российской Федерации, возможность законодательного установления различных способов замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При установлении порядка выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, федеральный законодатель, вправе предусмотреть специальные предварительные условия, несоблюдение которых позволяет исключить из избирательного процесса лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей, к таким условиям относится необходимость сбора не менее определенного количества подписей в поддержку кандидата на выборную должность, которое не может рассматриваться как ограничивающее избирательные права граждан. Субъекту Российской Федерации даны полномочия по установлению числа подписей депутатов необходимого для подтверждения поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Поэтому, суд приходит к выводу о том, что положения части 7 статьи 95.3 и Кодекса Республики Башкортостан о выборах соответствуют положениям Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судом рассмотрено ходатайство Саитовой Р.Х. о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке на соответствие Конституции Российской Федерации положений Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и признано не подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 125 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием для направления запроса в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе конституционности нормы, подлежащей применению в конкретном деле. Суд полагает, что такая неопределенность в вопросе соответствия Конституции Российской Федерации при применении в конкретном деле норм Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отсутствует, а вышеприведенные постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации подтверждают рассмотрение данного вопроса ранее и выражение по ним приведенной в решении позиции, которая учтена судом при принятии настоящего решения.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона Российской Федерации ФЗ от 11.07.2001 г. N95 "О политической партиях" политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон предусматривает возможность участия в избирательном процессе политических партий по выдвижению кандидатов, не наделяя их обязанностью по сбору и предоставлению в избирательную комиссию в поддержку выдвижения кандидатов подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и(или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (ст.ст. 32, 35, п.п. 17,19 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N67 "Об основных гарантиях избирательных прав и на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 19 статьи 37 ФЗ Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ предусмотрено, что листы поддержки кандидата представляются кандидатом в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата. Одновременно в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации представляется подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах, предусмотренные пунктом 18 настоящей статьи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня представления указанного списка публикует его в региональном государственном периодическом печатном издании или размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В пункте 16 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах содержится аналогичное требование и предусмотрено, что после окончания сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований составляется список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, по форме, определенной Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан, содержащий сведения о кандидате и о лицах, поставивших подписи в его поддержку. Указанный список подписывается кандидатом, то есть обязанность по сбору подписей и предоставлению их в избирательную комиссию возложена федеральным и региональным законодателем на выдвинутого кандидата. Оказание содействие по сбору подписей привлеченными кандидатом лицами, в том числе и членами партии, за счет избирательного фонда кандидата, не означает обязательность их участия и наступление каких-либо последствий для партии, в связи с чем судом региональное отделение политической партии "Российская Социалистическая партия" Республики Башкортостан к участию в деле с учетом заявленных требований и оснований не привлекалось.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, часть 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, Закон Республики Башкортостан от 06 мая 2019 года N 97-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах", приняты Государственным Собранием-Курултаем Республики Башкортостан в пределах своей компетенции, соответствуют Федеральным законам, оснований для признания их недействующей не имеется. Требования, заявленные Саитовой Р.Х, подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Саитовой Рамили Хамитьяновны к Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан об оспаривании нормативных правовых актов и признании недействующими положений части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, Закона Республики Башкортостан от 06 мая 2019 года N 97-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах", отказать.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение пяти дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.