Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б,
судей - Кокшаровой Е.А, Красиковой О.Е,
при секретаре - Кыпчаковой Л.В.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Администрации МО "Майминский район" Качергиной М.Ю. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 21 мая 2019 года, которым
административное исковое заявление Лукаш Светланы Владимировны и Лукаш Андрея Викторовича к администрации муниципального образования "Майминский район" удовлетворено.
Решение комиссии по вопросам предоставления на территории муниципального образования "Майминский район" бесплатно в собственность отдельным категориям граждан Российской Федерации земельных участков N 2 от 12.02.2019 г. об исключении Лукаш Светланы Владимировны и Лукаш Андрея Викторовича из списка граждан, состоящих на учете на представление бесплатно в собственности земельного участка, по льготной категории, молодые семьи, полные молодые семьи, неполные молодые семьи признано незаконным.
На администрацию МО "Майминский район" возложена обязанность принять решение о восстановлении Лукаш Светланы Владимировны и Лукаш Андрея Викторовича в указанной очереди, по прежнему номеру.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лукаш С.В. обратилась с иском к администрации муницинального образования "Майминский район" с учетом последующего уточнения требований о признании незаконным решения об исключении из списка граждан, состоящих на учете на предоставление бесплатно в собственность земельного участка по льготной категории "Молодые семьи", возложении обязанности восстановить в списке, обязать предоставить земельный участок указывая, что решением Администрации МО "Майминский район" в 2012 году, семья поставлена на учет по предоставлению земельного участка как "Молодые семьи, полные молодые семьи, неполные молодые семьи", в Майминском районе. 08.03.2019 г. истцам от Администрации МО "Майминский район" поступило письмо о том, что решением комиссии N 2 от 12.02.2019 г. по вопросам предоставления на территории МО "Майминский район" бесплатно в собственность отдельным категориям граждан РФ земельных участок, принято решение об исключении семьи истца из списка граждан, состоящих на учете, в связи с тем, что Лукаш А.В, прописан по адресу "адрес" "адрес". Вместе с тем, семья истцов как до постановки на учет, так как по настоящее время проживает на территории Майминского района, но оспариваемым решением снята с учета на бесплатное предоставление земельного участка, в связи с наличием у Лукаш А.В. регистрации на территории Алтайского края. Указанное решение незаконно.
Административный соистец Лукаш А.В. вступил в административное дело в порядке ч. 4 ст. 41 КАС РФ.
Определением суда производство по делу в части требований истцов об обязании ответчика представить бесплатно в собственность земельный участок по льготной категории "Молодые семьи, полные молодые семьи, неполные молодые семьи", прекращено.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Администрации МО "Майминский район" Кочергина М.Ю, указывая, что при актуализации сведений был выявлен факт регистрации Лукаш А.В. по месту жительства по адресу: "адрес", пер. Камчатский,3 и ошибка органа местного самоуправления при решении вопроса о принятии семьи на учет. Судом не был принят во внимание факт того, что комиссия принимала решение на основании документов, находящихся в личном деле семьи. На момент снятия семьи с учета доказательств выбытия Лукаш А.В. с места пребывания, как и документов, подтверждающих факт его проживания на территории Майминского района, истцом не было представлено. Считает обжалуемое решение Комиссии законным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации МО "Майминский район" Качергину М.Ю, поддержавшую апелляционную жалобу, Лукаш С.В, Лукаш А.В. и их представителя Саналова В.Н, возражавших по доводам апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан впервые в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 ст. настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Подпунктом 7 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен однократно бесплатно в собственность в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 39.19 ЗК РФ).
В соответствие с пунктом 6 статьи 2 Закон Республики Алтай от 01.08.2003 N 13-1 (ред. от 19.10.2011) "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на территории Республики Алтай", земельные участки, предоставляемые бесплатно в собственность граждан, предоставляются из земель находящихся в муниципальной собственности, а также собственность на которые не разграничена - в порядке, определяемом органами местного самоуправления в Республике Алтай.
Решением Майминского районного Совета депутатов от 27.12.2011 N 27-11 утвержден Порядок предоставления на территории муниципального образования "Майминский район" бесплатно в собственность отдельным категориям граждан Российской Федерации земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов. В соответствие с пунктом 2.1 указанного Порядка, правом на однократное бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства обладают, в числе прочих, молодые семьи, возраст супругов в которых не превышает 35 лет (в том числе неполные молодые семьи), не имевших ранее в собственности или на ином праве земельных участков для индивидуального жилищного строительства, постоянно приживающих на территории муниципалного образования "Майминский район".
Согласно п. 3.6 указанного Порядка, одним из оснований для снятия послужил выезд на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 годаК 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Судом установлено, что 17 июля 2012 года Лукаш А.В, Лукаш С.В. обратились с письменными заявлениями в Администрацию МО "Майминский район" о предоставлении молодой семье, однократно бесплатно в собственность земельного участка для ИЖС на территории Соузгинского сельского поселения МО "Майминский район", с указанием состава семьи из 3 человек: супруг Лукаш А.В. 01.05.1991 года рождения, супруга Лукаш С.В. 23.10.1989 года рождения, сын Лукаш В. А. 24.09.2010 года рождения.
Из ответа Администрации МО "Майминский район" усматривается, что семья Лукаш А.В. принята на учет на предоставление бесплатно в собственность земельного участка, в списке граждан, относящихся к льготной категории "Молодые семьи, возраст супругов в которой не превышает 35 лет", в муниципальном образовании "Соузгинское сельское поселение", порядковый номер 82.
Решением комиссии по вопросам предоставления на территории муниципального образования "Майминский район" бесплатно в собственность отдельным категориям граждан Российской Федерации земельных участков N 2 от 12.02.2019 года, Лукаш А.В. и Лукаш С.В. исключены из списка граждан, состоящих на учете по представлению бесплатно в собственность земельного участка, по льготной категории "молодые семьи, полные молодые семьи, неполные молодые семьи", на основании выявления сведения о регистрации Лукаш А.В. по адресу; "адрес", "адрес".
Согласно копии паспорта Лукаш А.С. с 06.07.2005 года зарегистрирован по адресу "адрес", "адрес".
Из сведений адресной справки, отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю от 07.05.2019 года следует, что с указанного выше регистрационного учета Лукаш А.В. снят 21.02.2019г, с выбытием по адресу "адрес".
Из справки представленной Соузгинской сельской администрацией, за N 268 от 15.05.2019 года усматривается, что Лукаш А.В. не был зарегистрирован, но фактически проживал со своей семьей, на территории Соузгинского сельского поселения, по адресам; "адрес": "адрес", в период с сентября 2012 года по май 2014 года; "адрес" период с мая 2014 года по сентябрь 2016 года и по "адрес", с сентября 2016 года и по настоящее время.
Согласно сведениям трудовой книжки Лукащ А.В. серии АТ-П N6377867, выданной 04.05.2010 г. следует, что истец с 16.11.2010 г. трудоустроен ФГУП "Горно-Алтайской Россельхозакадемии" Соузгинское отделение, а с 31.07.2012 г. трудоустроен в "мясоперерабатывающий цех Соувгипский", где являлся трудоустроенным по апрель 2018 г.
Согласно сведениям, представленным Администрацией Алтайского района Алтайского края, Лукаш А.В. на территории Алтайского края, на учете как многодетная, молодая семья, не состоит, земельный участок не получал.
Установив данные обстоятельства и давая оценку законности оспариваемого административным истцом решения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что один лишь факт регистрации гражданина по месту жительства в другом муниципальном образовании не является достаточным доказательством выезда на место жительства в другое муниципальное образование.
При этом судом приняты во внимание представленные истцом документы с места работы и справки учреждений образования, которые суд оценил как свидетельствующие о том, что семья Лукаш А.В. с момента постановки на учет и до настоящего времени проживает на территории МО "Майминский район", место жительства семья не меняла. У судебной коллегии нет оснований для иной оценки данных доказательств.
Поскольку административным истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания семьи на территории МО "Майминский район", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сам по себе факт регистрации Лукаш А.В. по месту жительства на территории другого муниципального образования Алтайского края не опровергает вышеизложенного.
Ссылка административного ответчика на то, что Лукаш А.В. в администрацию не представлялись документы, подтверждающие факт проживания на территории МО "Майминский район", не влечет отмену решения суда, поскольку решение о снятии семьи Лукаш с учета принято без предварительного предложения Лукаш А.В. представить какие-либо документы.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что о месте регистрации Лукаш А.В. на территории Алтайского края Комиссии стало известно лишь при актуализации сведений, не опровергает вышеизложенных выводов об отсутствии фактических оснований для снятия семьи с учета.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность сообщать информацию об изменении состава семьи, места жительства, а также представлять доказательства тому, что семья не утратила права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложена на гражданина, не влечет отмену решения суда, поскольку данное обстоятельство не исключает возможности Комиссии запросить у гражданина какие-либо сведения для проверки достоверности факта, являющегося основанием для снятия семьи с учета.
С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь положениями ст.ст. 309-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 21 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации МО "Майминский район" Качергиной М.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий судья В.Б. Сарбашев
Судьи О.Е. Красикова
Е.А. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.