Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С,
судей Грибовой Е.Н, Раскатовой Н.Н,
при секретаре Волковой М.А,
с участием прокурора Ларионовой О.Г,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
дело по апелляционным жалобампредставителя ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. и представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности Низкодубовой Л.А,
нарешение Пресненскогорайонного суда г. Москвы от 11 июля 2018года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Центрального административного округа города Москвы в интересах Трофимовой (Пильцевой) Е.М. удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить решения в форме заключений Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 06.12.2017 г. (протокол N 186), от 22.03.2018 г. (протокол N 190) по жилищному вопросу Трофимовой (Пильцевой) Е.М,... г.р.
Признать за Трофимовой Е.М,... г.р, как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в г. Москве.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать. ",
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЦАО города Москвы обратился в суд в интересах Трофимовой (Пильцевой) Е.М. с иском, в котором просил признать незаконными и отменить решения в форме заключений Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 06.12.2017 г. (протокол N 186) и от 22.03.2018 г. (протокол N 190) пожилищному вопросу Трофимовой (Пильцевой) Е.М,... г.р, признать за Трофимовой (Пильцевой) Е.М. как лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в г. Москве; обязать Департамент городского имущества города Москвы однократно предоставить Трофимовой (Пильцевой) Е.М. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений в г. Москве.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Пильцева Е.М. родилась... г..в городе.., относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением руководителя муниципалитета "... " города... от 13.09.2005 N 203, рассмотрев заявление матери Трофимовой Н.А, изменена фамилия Пильцевой Е.М. на фамилию матери - Трофимова. Мать Трофимовой Е.М. -... - решением Таганского районного суда г..Москвы от 15.09.2011, как одинокая, лишена родительских прав в отношении Трофимовой Е.М. Этим же решением суда мать лишена родительских прав в отношении младшей дочери,... г..р. Постановлением руководителя муниципалитета... в городе... от 22.07.2010 N 195 над Трофимовой Е.М, зарегистрированной по адресу:.., установлена опека со стороны тети.., зарегистрированной по адресу:.., с закреплением за несовершеннолетней Трофимовой Е.М. жилой площади по адресу регистрации и определением места проживания несовершеннолетней по месту регистрации опекуна. Распоряжением УСЗН Таганского района города Москвы от 06.05.2015 N 148 Трофимова Е.М. признана нуждающейся в предоставлении отдельного жилого помещения по окончании опеки (попечительства). Трофимова Е.М. до 22.04.2008 г..с семьей из 3 человек (она, сестра,... г..р, мать) была зарегистрирована по адресу:... Трофимова Е.М. с 22.04.2008 с сестрой,... г..р, матерью и ее мужем,... г..р, зарегистрирована и проживает в 3-х комнатной квартире общей площадью 76,5 кв.м, жилой площадью 45,1 кв.м, расположенной по адресу:... Согласно Единому жилищному документу от 30.04.2015 вид заселения - социальный наем (выписка из распоряжения от 11.12.2007; договор социального найма жилого помещения от 18.02.2008). По вышеуказанному адресу по месту пребывания с 27.09.2011 по 27.09.2016 зарегистрирована попечитель - тетя. Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 12.03.2015 г, на момент обследования в квартире находилась попечитель - тетя.
Фактически в квартире проживают все зарегистрированные лица, а также попечитель - тетя. В квартире имеется необходимая мебель и техника. Санитарное состояние квартиры удовлетворительное. Попечитель - тетя поддерживает чистоту и порядок в комнате подопечных, в своей комнате и местах общего пользования. Решением Таганского районного суда г..Москвы от 15.11.2012 г..в иске муниципалитета... в интересах Трофимовой Е.М. и ее сестры,... г..р, к матери и отцу сестры,... г..р, о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу:.., без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу, отказано. Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 20.04.2015 и от 26.06.2015 записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним у Трофимовой (Пильцевой) Е.М. отсутствуют. По состоянию на 24.03.2015 Трофимова Е.М. обучалась на 1 курсе... ; с 28.12.2017 г..по настоящее время работает в... Согласно справкам ГБУЗ "... " от 05.05.2015 Трофимова Е.М. прав на жилищные льготы по состоянию здоровья не имеет. Отделом социальной защиты населения Таганского района г..Москвы, в качестве уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, на рассмотрение Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вынесен вопрос о предоставлении Трофимовой (Пильцевой) Е.М. жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Указанная Комиссия на заседании 06.12.2017 г..(протокол N 186) по жилищному вопросу Трофимовой (Пильцевой) Е.М. приняла решение в форме заключения: "Исключить из плана 2017 года, включить в план 2018 года. Просить Департамент городского имущества города Москвы для решения жилищного вопроса Трофимовой Е.М. подобрать иное жилое помещение".
Кроме того, Комиссия на заседании 22.03.2018 г..(протокол N 190) по жилищному вопросу Трофимовой Е.М. приняла решение в форме заключения: "Просить Департамент городского имущества города Москвы подобрать другое жилое помещение".
Прокурор ЦАО города Москвы обратился с иском в Пресненский районный суд города Москвы полагая, что решения в форме заключений Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 06.12.2017 г. (протокол N 186) и от 22.03.2018 (протокол N 190) по жилищному вопросу Трофимовой (Пильцевой) Е.М,... г.р, являются незаконными и Трофимова Е.М. имеет право на однократное обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в г. Москве.
Помощник прокурора Центрального административного округа города Москвы Савосина Ю.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Материальный истец Трофимова Е.М. и ее представитель по устному заявлению Головань А.И. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования прокурора поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Шевкина А.В. в судебном заседании суда первой инстанции просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности Сидорова Ю.Б. в судебном заседании суда первой инстанции просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Низкодубова Л.А в судебном заседании суда первой инстанции просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, представленном в порядке ст. 35 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Отдела социальной защиты населения Таганского района г. Москвы, в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просятпредставители ответчиков ДГИ г. Москвы и Комиссии.
Проверив материалы дела, выслушав явившиеся стороны, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В пункте 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положениям законодательства субъектов Российской Федерации, в части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующего обстоятельства:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 1-"а").
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с положениями статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" Трофимова Екатерина Михайловна,... г.р, имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве".
В пункте 1.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП (приложение 3), установлено, что вопросы предоставления жилых помещений в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пунктов 3.6 и 3.7 Порядка Комиссия рассматривает документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения выносит заключение об обеспечении или об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы. Заключение Комиссии об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения должно содержать основание такого отказа.
Согласно пункту 3.6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП (приложение N 3), Комиссия рассматривает документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения:
3.6.1. Выносит заключение об обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы.
3.6.2. Выносит заключение об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы.
3.6.3. Принимает решение о снятии вопроса с рассмотрения, если для вынесения заключений, указанных в пунктах 3.6.1, 3.6.2 настоящего Порядка, требуются дополнительные документы и (или) информация, в котором указывает о необходимости предоставления соответствующих документов и (или) информации, и срок их предоставления.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на льготное обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы у Трофимовой Е.М. возникло по достижению возраста 18 лет - 06 апреля 2016 года.
Как установлено в абзаце третьем пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, исключительно по заявлению в письменной форме указанных лиц.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, чтоТрофимова (Пильцева) Е.М. родилась... года в городе... (повторное свидетельство о рождении... выдано 01.10.2005 г.), относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно распоряжению руководителя муниципалитета "... " города... от 13.09.2005 N 203, по заявлению матери.., изменена фамилия ее несовершеннолетней дочери ПильцевойЕ.М,... г.р, на фамилию матери - Трофимова.
Мать Трофимовой Е.М. -... - решением Таганского районного суда г. Москвы от 15.09.2011 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Трофимовой Екатерины Михайловны,... г.р, и в отношении несовершеннолетней дочери..,... г.р. Этим же решением суда супруг... -... - лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери..,... г.р.
Сведения об отце Трофимовой Е.М. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, что подтверждается повторной справкой о рождении от 23.07.2010 г. N.., выданной...
Постановлением руководителя муниципалитета... от 22.07.2010 N 195 над Трофимовой Е.М, зарегистрированной по адресу:.., установлена опека со стороны тети.., зарегистрированной по адресу:... ; за несовершеннолетней Трофимовой Е.М. закреплена жилая площадь по адресу ее регистрации; место проживания несовершеннолетней определено по месту регистрации опекуна.
Трофимова Е.М. до 22.04.2008 г. с семьей из 3 человек (она, сестра,... г.р, мать) была зарегистрирована по адресу:...
Трофимова Е.М. с 22.04.2008 г. зарегистрирована и проживает в 3-х комнатной квартире, общей площадью 76,5 кв.м, жилой площадью 45,1 кв.м, расположенной по адресу:... В квартире также зарегистрированы по месту жительства..,... г.р. (мать лишенная родительских прав),..,... г.р. (сестра),..,... г.р. (муж матери).
Согласно Единому жилищному документу от 30.04.2015 г. вид заселения - социальный наем (выписка из распоряжения от 11.12.2007; договор социального найма жилого помещения от 18.02.2008).
По вышеуказанному адресу по месту пребывания с 27.09.2011 г. по 27.09.2016 г. зарегистрирована бывший попечитель Трофимовой Е.М. - тетя.., которая является попечителем сестры Трофимовой Е.М. -..,... г.р.
Жилое помещение, расположенное по адресу:.., является единственным жилым помещением, право на которое имеет Трофимова Е.М.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 12.03.2015 г, составленному специалистами УСЗН Таганского района г. Москвы, на момент обследования в квартире находилась попечитель - тетя. Фактически в квартире проживают все зарегистрированные лица, а также попечитель - тетя. В квартире имеется необходимая мебель и техника. Санитарное состояние квартиры удовлетворительное. Попечитель - тетя поддерживает чистоту и порядок в комнате подопечных, в своей комнате и местах общего пользования.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 20.04.2015 и от 26.06.2015 записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним у Трофимовой (Пильцевой) Е.М. отсутствуют.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 15.11.2012 г. в иске муниципалитета... в интересах Трофимовой Е.М. и ее сестры..,... г.р, к матери... и отцу сестры -..,... г.р, о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу:.., без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу, отказано.
Распоряжением УСЗН Таганского района города Москвы от 06.05.2015 N 148 Трофимова Е.М. признана нуждающейся в предоставлении отдельного жилого помещения по окончании опеки (попечительства).
Трофимова Е.М. с 01.09.2014 г. по 30.06.2018 г. обучалась в... ; с 28.12.2017 г. по настоящее время работает в...
Согласно справкам ГБУЗ "... " от 05.05.2015 г. Трофимова Е.М. прав на жилищные льготы по состоянию здоровья не имеет.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Управление социальной защиты населения Таганского района г. Москвы, в качестве уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, в установленном порядке вынесло на рассмотрение Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос о предоставлении Трофимовой Е.М. жилого помещения из специализированного жилищного фонда по плану 2016 года.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот 02.06.2016 г. (протокол N 147) по жилищному вопросу Трофимовой Е.М. приняла решение: "Снять с рассмотрения. Просить Департамент городского имущества города Москвы проработать вопрос обмена жилого помещения и в срок до 1 сентября 2016 г. информировать Комиссию".
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот 22.12.2016 г. (протокол N 164) по жилищному вопросу Трофимовой Е.М. приняла решение: "Исключить из плана 2016 года, включить в план 2017 года. Департаменту городского имущества города Москвы продолжить работу по обмену жилого помещения".
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот 06.12.2017 (протокол N 186) по жилищному вопросу Трофимовой Е.М. приняла решение в форме заключения: "Исключить из плана 2017 года, включить в план 2018 года. Просить Департамент городского имущества города Москвы для решения жилищного вопроса Трофимовой Е.М. подобрать иное жилое помещение".
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот 22.03.2018 г. (протокол N 190) по жилищному вопросу Трофимовой Е.М. приняла решение в форме заключения: "Просить Департамент городского имущества города Москвы подобрать другое жилое помещение".
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о частичномудовлетворениизаявленных требований, посколькупроживание Трофимовой Е.М. в жилом помещении по адресу:.., невозможно в силу наличия обстоятельства, предусмотренного подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с пунктом 1-"а" части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", в связи с проживанием в квартире матери Трофимовой Н.А, лишенной в отношении нее родительских прав, и, как следствие, является основанием для однократного предоставления Трофимовой Е.М. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору найма специализированных жилых помещений.
Суд также обоснованно принял во внимание, что распоряжением УСЗН Таганского района города Москвы от 06.05.2015 N 148 Трофимова Е.М. признана нуждающейся в предоставлении отдельного жилого помещения по окончании опеки (попечительства), указанное распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти в сфере опеки, попечительства и патронажа в установленном законом порядке не отменено и также никем не оспорено, на момент рассмотрения дела в суде исполнено не было, жилым помещением Трофимова Е.М. не обеспечена. Доказательств того, что Трофимова Е.М. подавала заявление в письменной форме о предоставлении ей жилого помещения после достижения возраста 18 лет, суду не представлено.
В связи с изложенным суд пришёл к правомерному выводу о том, что у Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот на заседаниях 22.12.2016 г. (протокол N 164), 06.12.2017 г. (протокол N 186) не имелось оснований принимать решение об исключении жилищного вопроса Трофимовой Е.М. из плана 2016 года и включении в план 2017 года, а затем в план 2018 года (соответственно) без ее письменного согласия.
Вместе с тем, судом пришёл к выводу о том, что требование прокурора обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить Трофимовой Е.М, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, удовлетворению не подлежит, поскольку заявлено преждевременно, вопрос о предоставлении Трофимовой Е.М. жилого помещения Департаментом городского имущества города Москвы не рассматривался.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства к правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы Комиссии о том, что предоставление жилого помещения истцу возможно только при невозможности принудительного обмена занимаемого в настоящее время истцом жилого помещения, что предусмотрено федеральным законодательством, несостоятельны, поскольку действующее в г. Москве законодательство об обеспечении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещения не ставит возможность предоставления жилого помещения в случае невозможности проживания в занимаемом жилом помещении в зависимость от возможности или невозможности принудительного обмена занимаемого жилого помещения, тем самым предусматривая дополнительные гарантия для детей -сирот, не закрепленные федеральным законодательством, которые не могут быть произвольно уменьшены. Кроме того, ни ответчики, ни органы опеки и попечительства не обращались в интересах истца в суд с иском о принудительном обмене жилого помещения, занимаемого истцом, её сестрой, их матерью, лишенной родительских прав, и её мужем на основании договора социального найма. Все действия указанных лиц ограничивались только обращением в суд с иском о выселении матери истца из занимаемого жилого помещения как лица, лишенного родительских прав, в удовлетворении которого было отказано, а также подбором истцу вариантов обмена в досудебном порядке, от которых она отказалась. При этом следует учитывать, что даже если бы истец согласилась с каким-либо из предложенных ей вариантов обмена занимаемого ею жилого помещения, это не означает, что с предложенным вариантом обмена согласились бы её мать и муж матери.
Также судебная коллегия обращает внимание на то, что вопреки доводам апелляционной жалобы Комиссии о том, что обращение прокурора в суд является преждевременным до прохождения обязательной процедуры обмена жилого помещения, действующее в г. Москве законодательство об обеспечении детей - сирот жилыми помещения не предусматривает обязательное прохождение процедуры обмена занимаемого детьми - сиротами жилого помещения до предоставления им отдельного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в г. Москве.
Остальные доводы апелляционной жалобы Комиссии об обеспеченности истца жилым помещением по нормам предоставления по договору социального найма, об отсутствии оснований для признания невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении несостоятельны, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами о проживании в занимаемой истцом квартире также по договору социального найма матери, лишенной родительских, и постороннего для истца мужчины, что прямо в соответствии с положениями действующего законодательства свидетельствует о невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении.
Довод апелляционной жалобы Комиссии о нарушении правил подсудности несостоятелен, поскольку иск был предъявлен в суд по месту нахождения одного из ответчиков - Департамента городского имущества г. Москвы, что прямо допускается ч. 1 ст. 31 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ДГИ г. Москвы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства. Суд в своем решении не возложил на Департамент городского имущества г. Москвы никаких обязанностей, которые выходили бы за пределы компетенции данного органа государственной власти. Суд лишь признал за истцом как лицом, относящимся к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы на основе договора найма специализированных жилых помещений г. Москвы. Требование истца об обязании ДГИ г. Москвы предоставить ей жилое помещение оставлено судом без удовлетворения как преждевременное.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешён в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11июля 2018годаоставить без изменения, апелляционные жалобыпредставителя ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. и представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности Низкодубовой Л.А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.