Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Терехова П.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 151 района Щукино города Москвы от 11 января 2019 года и решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 06 марта 2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 151 района Щукино города Москвы от 11 января 2019 года директор ГБОУ г. Москва "... " Терехов П.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Решением судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 06 марта 2019 года указанное постановление мирового судьи судебного участка N 151 района Щукино города Москвы от 11 января 2019 года оставлено без изменения, жалоба Терехова П.С. без удовлетворения.
В настоящей жалобе Терехов П.С, выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене, указывая на то, что надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14 КоАП РФ, не является, поскольку сведения на сайте были размешены администратором сайта, кроме того паспорта безопасности объекта на сайте образовательного учреждения размещен прежним руководителем организации в 2016 году, в то время как он вступил в должность директора ГБОУ г. Москва "... " в октябре 2017 года; в июне 2018 года им был подготовлен и утвержден актуальный паспорт безопасности, снабженный грифом "для служебного пользования", а также приняты меры для его надлежащего хранения; после проведенной органом прокуратуры проверки им незамедлительно были приняты меры по удалению паспорта безопасности с сайта образовательного учреждения; вмененное административное правонарушение является малозначительным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи и решение судьи районного суда законными и обоснованными.
Административная ответственность по ст. 13.14 КоАП РФ наступает за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Согласно ч. 1 ст. 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму) установлены правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии терроризму Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии терроризму Постановлением Правительства Российской Федерации
от 7 октября 2017 г. N 1235 утверждены Т ребования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Требования).
На основании п. 40 Требований на каждый объект (территорию) на основании акта обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).
Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности (п. 43 Требований).
Также в соответствии с п. 44 названных Требований первый экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории), второй экземпляр направляется в орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории).
Как следует из материалов дела прокуратурой Северо-Западного административного округа г. Москвы в отношении ГБОУ г. Москвы "... ", находящегося по адресу: г. Москва,.., проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, в ходе проведенного в рамках проверки мониторинга сети "Интернет" на сайте ГБОУ г. Москвы "... " ( http ://... ) во вкладке "Безопасность. Паспорт безопасности" в открытом доступе размещен паспорт безопасности ГБОУ г. Москвы "... ", актуализированный по состоянию на 17 июня 2016 г, содержащий в том числе, информацию о путях обхода охраны, местах нахождения видеокамер, путей эвакуации, о порядке действия в случае угрозы совершения террористического акта.
Согласно приказу Департамента образования г. Москвы от 12 октября 2017 г. N 02/879 Терехов П.С. назначен директором ГБОУ г. Москвы "... ", расположенной по адресу: г. Москва, ул....
Указанные действия директора ГБОУ г. Москвы "... " Терехова П.В. квалифицированы по ст. 13.14 КоАП РФ.
Факт совершения Тереховым П.В. административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением прокурора Северо-Западного административного округа г. Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении; актом проверки соблюдения федерального законодательства от 03 декабря 2018 г.; письменными объяснениями представителя ГБОУ г. Москвы "... " Е.В.П, данными при составлении акта проверки соблюдения федерального законодательства от 03 декабря 2018 г. и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которым Е.В.П. выразил свое согласие с выявленным нарушением и указал, что паспорт безопасности удален из открытого доступа; должностной инструкцией руководителя государственной образовательной организации; скриншотами с сайта ГБОУ г. Москвы "... " ( http ://... ); другими материалами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судьи первой и второй инстанций правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Терехова П.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14 КоАП РФ, и виновности Терехова П.В. в его совершении.
Доводы жалобы Терехова П.В. о том, что он не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14 КоАП РФ, поскольку сведения на сайте были размешены администратором сайта в момент руководства образовательным учреждением прежним директором, не влечет удовлетворение жалобы.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ч. 8 ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
В соответствии с п. 3.1, 3.3 Должностной инструкции руководителя государственной образовательной организации, подведомственной Департаменту образования г. Москвы, утвержденной 01 сентября 2017 г. Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования г. Москвы Калиной И.И, Терехов П.С. осуществляет планирование, координацию, и контроль работы образовательной организации, педагогических и других работников образовательной организации; осуществляет руководство образовательной организацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, несет ответственность за правонарушения и преступления, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Терехов П.С, вступив должность директора образовательного учреждения и получив в связи с исполнением своих обязанностей информацию, доступ к которой ограничен федеральным законом, проявив должную внимательность и осмотрительность, был обязан соблюдать требования действующего законодательства и положений должностной инструкции, которые, тем не менее, нарушил, продолжая допускать нахождение на сайте образовательного учреждения паспорта безопасности ГБОУ г. Москвы "... ", не приняв соответствующих мер к удалению данной информации ограниченного распространения, в связи с чем Терехова П.С. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.14 КоАП РФ.
Довод Терехова П.С. о наличии оснований для освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, не влечет удовлетворение жалобы.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в абз. 3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
В данном случае совершенное директором ГБОУ г. Москвы "... " правонарушение затрагивает государственные интересы и права граждан на защищенность от террористической угрозы.
Состав административного правонарушения, предусмотренного
ст. 13.14 КоАП РФ является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния, совершенного Тереховым П.С.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям директора ГБОУ г. Москвы "... " Терехова П.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14 КоАП РФ, и виновности директора ГБОУ г. Москвы "... " Терехова П.В. в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями нарушен не был, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу директора ГБОУ г. Москвы "... " Терехова П.В, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ст. 13.14 КоАП РФ, назначено директору ГБОУ г. Москвы "... " Терехову П.В. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Терехова П.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 151 района Щукино города Москвы от 11 января 2019 года и решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 06 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном 13.14 КоАП РФ, в отношении директора ГБОУ г. Москва "... " Терехова П.С. оставить без изменения, жалобу Терехова П.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.