Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе И.о. директора Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Физический институт им.П.Н.Лебедева Российской академии наук" Колобова А.В. на постановление судьи Гагаринского районного суда г.Москвы от 28 мая 2019 г., которым Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Физический институт им.П.Н.Лебедева Российской академии наук" (Далее ФГБУН Физический институт им.П.Н.Лебедева РАН", Институт) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
28 марта 2019 г. государственным инспектором города Москвы по пожарному надзору - старшим инспектором 2 РОНПР УТиНАО ГУ МЧС России по г. Москве Б. Д.А. в отношении ФГБУН Физический институт им.П.Н.Лебедева РАН составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение по подведомственности в Гагаринский районный суд г.Москвы, судьей которого вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с постановлением судьи, директор ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН Колобов А.В. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит применить положения частей 3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ и назначить ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Законный представитель - директор ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН Колобов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, защитника Института в судебное заседание не направил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлялось. При таких обстоятельствах, на основании ч.3 ст. 25.4 КоАП РФ нахожу возможным рассмотреть жалобу в отсутствие директора ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН Колобова А.В. и защитника Института.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, н ахожу постановление судьи не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Частью 12 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
В соответствии с ч.14 ст.19.5 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 12 или 13 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, ю ридическое лицо - ФГБУН Физический институт им. П.Н.Лебедева Российской академии наук повторно не выполнило в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, при следующих обстоятельствах. Так, 26 марта 2018 года в 14 часов 00 минут при проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук, установлено, что 02 марта 2019 года в 00 часов 01 минуту в помещениях Федерального государственного бюджетного учреждения науки Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук по адресу: *, Институт повторно не выполнил в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный пожарный надзор N 262/1/1 от 21.09.2018 г, не выполнены пункты предписания N 1, 2, а именно:
- здания не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (ОКРФ-1, ОКРФ-2, корпус КТО, лабораторный корпус, гараж, склады, проходная N 1, проходная N 2, здание ОФВД) (* площадка ФИАН) (ФИАН, п. 14, таб. 1, 3 приложение обязательное НПБ 110-03 (ст. 4, 6, 54, 91 Федеральный закон от 22.07.2008 N123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. 3 184-ФЗ "О техническом регулировании");
- здания не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ОКРФ-1, ОКРФ-2, корпус КТО, лабораторный корпус, гараж, склады, проходная N 1, проходная N 2, здание ОФВД) (* площадка ФИАН) (ФИАН, п.4.1.5.1 НПБ 104-03 (ст. 4, 6, 54 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"),
Действия ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук квалифицированы по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, и виновность ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, а именно:
- протоколом об административном правонарушении N 68 от 28 марта 2019 года, согласно которому 26 марта 2018 года в 14 часов 00 минут при проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук, установлено, что 02 марта 2019 года в 00 часов 01 минуту в помещениях Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук по адресу: *, повторно не выполнило в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор N 262/1/1 от 21.09.2018 г, не выполнены пункты предписания N1,2;
- предписанием N 262/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 21 сентября 2018 года, согласно которому учреждению предписано устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе мероприятия по надзору в срок до 01 марта 2019 года;
- распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук от 27 февраля 2019 года;
- актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 97 от 26 марта 2019 года;
- постановлением мирового судьи судебного участка N 218 Гагаринского района г.Москвы от 31 октября 2018 года, которым ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 70 000 руб.;
- свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту её нахождения от 31 мая 1994 года и внесении записи в ЕГРЮЛ от 27 декабря 2011 года в отношении ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении вопроса о виновности ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН в совершении вмененного административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН приняты все зависящие от него меры по исполнению в установленный срок предписания органа пожарного надзора. При этом у Института имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая вышеизложенное, нахожу, что действия ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН правильно квалифицированы судьей по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН является бюджетной организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Учредителем и собственником недвижимого имущества Института является Российская Федерация в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России). Источниками финансирования содержания недвижимого имущества Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН в состоянии, отвечающем требованиям действующего законодательства, являются денежные средства, выделяемые Учредителем в соответствии с составляемым Институтом и утверждаемым Учредителем ежегодным планом финансово-хозяйственной деятельности (п. 7.16 Устава). При этом, Институт, не имеет возможности заниматься приносящей доход деятельностью и, следовательно, дополнительно финансировать содержание недвижимого имущества, находящееся в его оперативном управлении.
Целевые средства на проведение капитального ремонта, запланированные и утвержденные в 2018 году, из которых предполагалось выделить часть средств на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности, были получены лишь в конце 2018 года. В 2018 году ФИАН из средств федерального бюджета было выделено 20 198 597 (Двадцать миллионов сто девяносто восемь тысяч пятьсот девяносто семь) рублей 54 копеек на проведение капитального ремонта всех объектов недвижимого имущества Института, из которых на проведение противопожарных мероприятий было выделено всего 215 560 (Двести пятнадцать тысяч пятьсот шестьдесят) рублей 00 копеек, в связи с чем у Института не было реальной возможности провести весь комплекс противопожарных мероприятий в * обособленном подразделении. В 2019 году ФИАН из средств федерального бюджета также было выделено * (*) рублей * копеек на проведение капитального ремонта всех объектов недвижимого имущества, из которых на проведение противопожарных мероприятий выделено * (*) рубль * копеек. В результате выделения субсидии целевым назначением на проведение противопожарных мероприятий ФИАН включил в план закупок на 2019 год и начата работа по проведению аукциона на выполнение "Комплекса работ для поддержания исправности и работоспособности оборудования, систем защиты и жизнедеятельности имущества в помещениях КРФ-2 по адресу: * с начальной (максимальной) ценой Договора * (*) рубль * копеек. Срок заключения Договора июнь 2019 года, не опровергают выводы судьи о совершении ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН вмененного административного правонарушения и не могут служить основанием для отмены или изменения постановления судьи.
Другие доводы жалобы не влияют на правильность постановления судьи и не могут служить основанием для отмены или изменения постановления судьи.
Требование жалобы о применении положения частей 3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ и назначения ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей ниже низшего предела, установленного санкцией ч.14 ст.19.5 КоАП РФ в связи с наличием исключительных обстоятельств, не может служить основанием для отмены или изменения судебного постановления, в связи со следующим.
Исходя из положений ч.22 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Между тем из материалов дела не усматривается наличие каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы.
При этом отмечаю, что ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, которое является справедливым, соразмерным содеянному и отвечает целям административного наказания, установленным ст.3.1 КоАП РФ, поскольку допущенные нарушения требований промышленной безопасности могут повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Доказательств того, что размер назначенного наказания с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица по делу, как и исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, позволяющих применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, по делу не установлено.
В связи с этим, основания для назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, отсутствуют.
Постановление о привлечении ФГБУН Физический институт им. П.Н.Лебедева РАН к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено судьей ФГБУН Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН в пределах санкции ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения; обстоятельств дела, имущественного и финансового положения юридического лица, характер совершенного им действий (бездействия), является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Гагаринского районного суда г.Москвы от 28 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки " Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук" - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М.Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.