Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" по доверенности Белой И.И. на решение судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 11 января 2019 года, которым постановлено:
" Постановление по делу об административном правонарушении N *** от 05 июня 2018 года в отношении ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" оставить без изменения, жалобу ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" - без удовлетворения ",
УСТАНОВИЛ:
27 апреля 2018 года заместителем Дорогомиловского межрайонного прокурора города Москвы вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды N *** от 05 июня 2018 года ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.42 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях" и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с вышеназванным постановлением должностного лица защитник ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" по доверенности Белая И.И. обратилась в Дорогомиловский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше решение.
Защитник ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" по доверенности Белая И.И. обратилась в Московский городской суд с жалобой на вышеуказанные постановление должностного лица и решение судьи, в которой ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на устранение допущенного нарушения. Также указывает на чрезмерность назначенного штрафа.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" - Белую И.И, поддержавшую доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения обжалуемых актов по следующим основаниям.
Статьей 4.42 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях" установлена ответственность за несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами города Москвы, по обустройству мест временного хранения отходов субъектами хозяйственной и иной деятельности на занимаемых земельных участках.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами и др.
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом накопление отходов определено как временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), оборудованных: в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 4.1, 4.4, 4.6 постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N 98 ВПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями- природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках" временное хранение отходов производства и потребления на территориях природопользователей осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этой цели местах (на площадках временного хранения отходов).
Для временного хранения отходов производства и потребления могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и/или закрытые площадки.
Временное хранение отходов производства и потребления в пределах открытой площадки может осуществляться при условии соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и гигиенических нормативов. На открытой площадке могут храниться отходы IV-V классов опасности для окружающей природной среды или более высокого класса в специальной герметично закрывающейся таре.
Пунктами 4.6.1 - 4.6.2 постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N 981-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями- природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках" предусмотрено, что открытая площадка временного хранения отходов производства и потребления представляет собой специально выделенный и оборудованный участок, предназначенный для временного хранения отходов и оборудованный в соответствии с требованиями экологической, санитарно-эпидемиологической и промышленной безопасности. адрес временного хранения отходов производства и потребления должна:
- располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- быть загорожена забором или сеткой-рабица для предотвращения доступа посторонних лиц;
иметь твердое водонепроницаемое покрытие (асфальтовое, бетонное, железобетонное, керамзитобетонное и др.);
- спланирована так, чтобы участок складирования отходов был защищен от подтопления поверхностными водами. При необходимости перехвата дождевых и паводковых вод по границе площадки проектируется водоотводный лоток, ограждение или обваловка. Необходимо исключить попадание поверхностного стока с площадки временного хранения отходов производства и потребления в ливнесток. Для очистки указанного поверхностного стока предусматриваются или используются имеющиеся специальные очистные сооружения или обеспечивается оборудование площадки (крыша, навес), исключающее сток.
Ответственность за уборку вышеуказанной территории в соответствии с п. 4.5.18 "Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве ", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018-ПП, возложена на предприятия, организации, учреждения и хозяйствующие субъекты, в собственности, владении, аренде или на балансе которых находятся строения, расположенные на указанных территориях.
Согласно материалам дела, установлено, что Дорогомиловской межрайонной прокуратурой г. Москвы 05 апреля 2018 года на основании решения о проведении проверки от 04 апреля 2018 года N 20 проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в отношении ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" по адресу: ****
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14 марта 2013 года N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений адрес и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства Москвы " в рамках проведения эксперимента созданы государственные бюджетные учреждения адрес (ГБУ Жилищник района ), в том числе на территории района Фили-Давыдково создано (путем реорганизации юридического лица в форме преобразования) ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково".
Согласно договору от 17 декабря 2015 года N *** Департаментом городского имущества передан ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" земельный участок, площадь Ю 4 984 м 2, расположенный по адресу: ****, в безвозмездное пользование для реализации уставной деятельности Учреждения. Участок предоставляется исключительно для размещения производственной базы и бытового городка.
В соответствии с актом проверки от 05 апреля 2018 года о проведенной проверке соблюдения требований федерального законодательства "Жилищник района Фили-Давыдково" на момент обследования участок территории по адресному ориентиру:
***, представляет собой территорию ( **** ), на которой установлены факты неудовлетворительного содержания территории, наличия навалов отходов грунта, отходов строительства и сноса, порубочных остатков и др.
Также установлено, что на момент проверки по указанному адресу места хранения отходов использования ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" обустроены с нарушением экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями -природопользователями города Москвы, утвержденных постановлением Правительства от 12 декабря 2006 года N 981- ПП.
Временное хранение отходов организовано на открытых площадках, принадлежащих Учреждению.
Таким образом, установлен факт обращения "Жилищник района Фили-Давыдково" с отходами производства и потребления на территории по адресу: г. Москва Рублевское ш, вл. 1.
Действия ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" квалифицированы по ст. 4.42 КоАП г. Москвы.
Факт административного правонарушения, и вина ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" в его совершении подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 апреля 2018 года; решением о проведении проверки N 20 от 04 апреля 2018 года; актом проверки от 05 апреля 2018 года; фотоматериалом; копией договора безвозмездного пользования земельным участком N **** от 17 декабря 2015 года; объяснениями заместителя директора по общим вопросам ГБУ г. Москвы "Жилищник района Фили-Давыдков" Поляка Д.А. от 27 апреля 2018 года; Уставом ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" и иными документами, имеющимися в деле.
Допустимость и достоверность принятых должностными лицами, а затем судьёй во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда и должностное лицо правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.42 КоАП г. Москвы.
Доводы жалобы о том, что Общество устранило допущенное нарушение, не влечет отмену обжалуемых актов, поскольку данный факт не свидетельствует об отсутствии вины Общества во вменяемом правонарушении, поскольку на момент проведения проверки Обществом не были соблюдены предусмотренные правовыми актами города Москвы правила и требования в области охраны окружающей среды, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 4.42 КоАП г. Москвы.
Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено в суде, в том числе и при непосредственном исследовании материалов административного дела, административным органом собрано достаточно достоверных доказательств, нарушения Обществом норм и правил, за нарушение которых предусмотрена указанная выше ответственность.
Вопреки доводам жалобы, административное наказание назначено ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи 4.42 КоАП г. Москвы с учетом тяжести административного правонарушения; обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ ( ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково", с учетом материального положения, не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ( ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оснований для признания правонарушения, вмененного ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково", малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым - также не имеется с учетом характера административного правонарушения в области охраны окружающей среды.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, право на защиту не нарушено.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении по ст. 4.42 КоАП г. Москвы и решение судьи районного суда вынесены законно и обоснованно, в связи с чем жалоба по ее доводам удовлетворению не подлежит.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушен.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды N *** от 05 июня 2018 года, решение судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 11 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.42 КоАП г. Москвы, в отношении ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" оставить без изменения, жалобу защитника ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково" по доверенности Белой И.И. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.