Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова Н.А,
судей
Антакановой Е.В. и
Лиджиева С.В,
при секретаре Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Авхадовой Х.З. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений по апелляционной жалобе представителя ответчика Мамаевой В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 апреля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В. об обстоятельствах дела, возражения на апелляционную жалобу представителя истца Галитрова В.В, судебная коллегия
установила:
Авхадова Х.З. обратилась в суд с указанным иском к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - Министерство, ответчик).
В обоснование заявленных требований указала, что отнесена к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2016 году включена администрацией Целинного районного муниципального образования в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. По состоянию на ноябрь 2018 г. состоит под номером N 455 в сводном списке подлежащих обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Республики Калмыкия. Жилое помещение ей не предоставлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде жилых помещений из-за недостаточного финансирования.
Учитывая изложенное, Авхадова Х.З. просила возложить на Министерство обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В возражениях на исковое заявление Мамаева В.А, представитель ответчика - Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, просила отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия Авхадовой Х.З. в представленном Министерством образования и науки Республики Калмыкия списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2019 году.
В судебном заседании истец Авхадова Х.З, ее представитель Галитров В.В. иск поддержали.
Представители ответчика - Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, третьего лица - Министерства образования и науки Республики Калмыкия в суд не явились.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 апреля 2019 г. иск Авхадовой Х.З. удовлетворен.
В апелляционной жалобе Мамаева В.А, представитель ответчика - Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, считая решение суда незаконным, просит его отменить и принять новое решение ввиду существенных нарушений норм материального права. Указывает, что Авхадова Х.З. не включена в сформированный Министерством образования и науки Республики Калмыкия сводный список подлежащих обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2019 год.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования Авхадовой Х.З, суд исходил из наличия у нее как из лица числа детей-сирот права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения.
С такими выводом суда следует согласиться.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 02 июля 2013 г. N 167-ФЗ, действующей на момент возникновения правоотношений - 04 июля 2013 г.) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 1 ст. 22.1 Закона Республики Калмыкия от 03 ноября 2011 г. N 296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" (в редакции Закона Республики Калмыкия от 26 декабря 2012 г. N 404-IV-З) жилые помещения специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 13 мая 2013 г. N 222 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (далее - Порядок).
Как видно из п. 4 Порядка (здесь и далее - в ред. постановления Правительства Республики Калмыкия от 20 января 2016 г. N 13), специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со сводным списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), сформированным Министерством образования и науки Республики Калмыкия.
Специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей однократно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 3 Порядок).
Министерство образования и науки Республики Калмыкия в целях обеспечения специализированными жилыми помещениями ежегодно, до 01 октября года, предшествующего планируемому, направляет в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - уполномоченный орган) выписку из списка, в которой указываются граждане из числа лиц, указанных в п. 2 настоящего Порядка, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в планируемом году. Выписка из списка должна содержать сведения о месте жительства гражданина из числа лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее - гражданин), и дате возникновения у уполномоченного органа обязанности по предоставлению гражданину специализированного жилого помещения. Форма и порядок выписки из списка устанавливается Министерством образования и науки Республики Калмыкия (п. 5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия).
Договор найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты предоставления специализированного жилого помещения сроком на 5 лет и является основанием для вселения гражданина в предоставленное специализированное жилое помещение (п. 10 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия).
Из вышеприведенных норм следует, что по достижении 18 лет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по месту жительства в соответствующем населенном пункте однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма таких жилых помещений, заключаемым на срок 5 лет, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Как видно из материалов дела, Авхадова Х.З, "... " года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать З. умерла 23 марта 1997 г, отец А. - лишен родительских прав на основании решения Целинного районного суда Республики Калмыкия от 17 декабря 2008 г.
Распоряжением главы администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия от 06 октября 2008 г. N 309 (л.д. 49) над несовершеннолетней Авхадовой Х.З. установлена опека, опекуном назначена ее родная тетя Л.
По сведениям Управления Росреестра по Республике Калмыкия, Филиала ФГБУ "ФКП Управление Росреестра" по Республике Калмыкия, БУ РК "БТИ" (л.д. 26-27, 48, 52) Авхадова Х.З. в собственности жилого помещения не имеет.
17 марта 2016 г. (л.д. 40-41) Авхадова Х.З. обратилась в администрацию Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия за предоставлением жилого помещения, указывая в заявлении, что проживает по адресу: "... ".
Согласно заключению жилищно-бытовой комиссии администрации Целинного РМО Республики Калмыкия от 24 марта 2016 г. (л.д. 43) Авхадова Х.З. не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения.
Решением Управления образования администрации Целинного РМО Республики Калмыкия от 11 апреля 2016 г. N 1 (л.д. 45) Авхадова Х.З. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Как следует из сведений, представленных суду Министерством образования и науки Республики Калмыкия (л.д. 35), по состоянию на 12 апреля 2019 г. Авхадова Х.З. состоит под номером 431 в сводном списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа согласно дате постановки на учет администрацией Целинного РМО Республики Калмыкия - 11 апреля 2016 г.
Таким образом, у Авхадовой Х.З, достигшей возраста 18 лет и состоящей на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по месту ее жительства.
Доказательства того, что в адрес Авхадовой Х.З. направлялось предложение в письменной форме о предоставлении ей специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия на условиях договору найма такого жилых помещений, в материалах дела отсутствуют, ответчиками суду не представлены.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанности по предоставлению истцу Авхадовой Х.З. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что Авхадова Х.З. не значится в сформированном Министерством образования и науки Республики Калмыкия соответствующим сводном списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия на 2019 год, противоречит материалам дела.
Согласно сведениям, представленным также суду апелляционной инстанции Министерством образования и науки Республики Калмыкия, по состоянию на 01 июля 2019 г. Авхадова Х.З. состоит под номером 426 в сводном списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа согласно дате постановки на учет администрацией Целинного РМО Республики Калмыкия - с 11 апреля 2016 г.
При этом в утвержденный на 2019 год список получателей жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений Министерством включены лишь 22 лица из названного сводного списка ввиду отсутствия у уполномоченного органа фактический возможности по обеспечению жилыми помещениями всех лиц, включенных в данный список.
Между тем данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований Авхадовой Х.З.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка -определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не ставит обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Оспариваемое ответчиком решение суда в силу требований статей 76 (часть 5) и 120 (часть 2) Конституции Российской принято в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Иных доводов жалобы, заслуживающих внимания и свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора, в апелляционной жалобе не содержится.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 апреля 2019 г. оставить без изменения.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи: Е.В. Антаканова
С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.