Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Пужаева В.А,
судей Ганченковой В.А, Козиной Е.Г,
при секретаре Зобниной Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 июля 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Бердовой Н.П. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия Абаниной Н.Н. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 30 апреля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Бердова Н.П. обратилась в суд с указанным иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее - УФСИН России по Республике Мордовия).
В обоснование требований указала, что 28 августа 2018 г. она обратилась в УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369. По результатам рассмотрения указанного заявления ответчиком 12 октября 2018 г. было принято решение об отказе ей в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с несоответствием условий пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ. Считает данный отказ незаконным, так как не являлась и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает.
Просила суд признать незаконным решение жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия об отказе ей в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и отменить; на УФСИН России по Республике Мордовия возложить обязанность поставить ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения, то есть с 28 августа 2018 г.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 30 апреля 2019 г. исковые требования Бердовой Н.П. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение комиссии УФСИН России по Республике Мордовия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Мордовия и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N13 Федеральной службы исполнения наказаний", и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 12 октября 2018 г. об отказе Бердовой Н.П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
На УФСИН России по Республике Мордовия возложена обязанность поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты Бердову Н.П. составом семьи один человек с даты первоначального обращения, то есть с 28 августа 2018 г.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Республике Мордовия Абанина Н.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что у Бердовой Н.П. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты, поскольку Бердова Н.П. вселена в жилое помещение как член семьи собственника данного жилого помещения, и обладает правом пользования данным жилым помещением наравне с собственником.
В судебное заседание представитель истца Бердовой Н.П. - адвокат Варданян Р.С, третье лицо Бердов А.Н, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили.
В письменном заявлении третье лицо Бердов А.Н. просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по Республике Мордовия Абанина Н.Н, действующая на основании доверенности от 18 апреля 2019 г, представитель третьего лица ФСИН России Абанина Н.Н, действующая на основании доверенности от 16 апреля 2019 г, апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, истец Бердова Н.П, третьи лица Бердов В.А, Бердова А.В, относительно доводов апелляционной жалобы возражали.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Бердова Н.П. с 29 мая 2007 г. непрерывно проходит службу в уголовно-исполнительной системе, замещая в настоящее время должность "данные изъяты" отдела безопасности Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия".
Согласно выписке из домовой книги Бердова Н.П. проживает по адресу: "адрес". Совестно с ней в данном жилом помещении значатся зарегистрированными: Бердов А.Н. "дата" года рождения и Бердов В.А. "дата" года рождения.
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Бердовой А.В, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "адрес", выданным 20 февраля 2010 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия.
15 января 2018 г. между Бердовой А.В. (наймодатель) и Бердовой Н.П. (наниматель) заключен договор коммерческого найма квартиры (долгосрочный наем), в соответствии с которым наймодатель передала нанимателю во временное владение и пользование квартиру.
Также из представленных документов следует, что до 12 марта 2010 г. истец состояла в зарегистрированном браке с Бердовым А.Н. На основании решения мирового судьи Теньгушевского района Республики Мордовия от 01 марта 2010 г. брак между ними прекращен.
05 августа 2017 г. Бердов А.Н. вступил в брак с В.Н.Н, что подтверждается свидетельством о заключении брака "N" от 05 августа 2017 г, выданным Отделом ЗАГС администрации Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
28 августа 2018 г. Бердова Н.П. обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Мордовия единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с заявлением (рапортом) о принятии ее с составом семьи 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ), приложив необходимые документы.
Решением комиссии от 12 октября 2018 г, оформленным протоколов N6, Бердовой Н.П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано со ссылкой на пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ.
Отказывая в постановке на учет Бердовой Н.П. комиссия указала на обеспеченность истца общей площадью жилого помещения более 15 кв.м, предусмотренных требованиям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ.
Разрешая спор и, удовлетворяя исковые требования Бердовой Н.П. о признании незаконным указанного решения комиссии УФСИН России по Республики Мордовия от 12 октября 2018 г, суд первой инстанции исходил, из того, что регистрация Бердовой Н.П. в жилом помещении Бердовой А.В. (матери бывшего супруга Бердова А.Н.) не свидетельствует об обеспеченности заявителя жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, считая его законным и обоснованным ввиду следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ).
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
Членом семьи собственника могут быть признаны также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения в случае, если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
В обоснование законности принятого решения ответчик ссылался на то, что Бердова Н.П. вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" как член семьи собственника данного жилого помещения Бердовой А.В.с сыном которой истец состояла в зарегистрированном браке, и обладает правом пользования данным жилым помещением наравне с собственником, даже после расторжения брака с Бердовым А.Н.
Ответчик в своем решении также сослался на то, что общая площадь указанного жилого помещения составляет 71,7 кв.м, Бердова Н.П, с учетом постоянно зарегистрированных Бердова В.А, Бердова А.Н, обеспечена жильем более 15 кв.м на одного человека, то есть более установленной нормы предоставления.
В ходе судебного разбирательства было достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что собственником квартиры, в которой зарегистрирована Бердова Н.П, является Бердова А.В. - мать бывшего супруга истца Бердова А.Н, с которым брак был расторгнут 01 марта 2010 г, данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии каких-либо родственных связей между истцом и собственником жилого помещения.
В связи с тем, что истец не является родственником матери супруга, то судебная коллегия полагает доводы апелляционной жалобы об обратном, неправомерными и основанными на субъективном и неправильном толковании норм материального права.
Доводы представителя ответчика в апелляционной жалобы, по существу сводятся к обоснованию возражений УФСИН России по Республике Мордовия относительно заявленных истцом требований, направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции обстоятельств и подлежат отклонению как необоснованные.
При этом апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 30 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия Абаниной Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Пужаев
Судьи В.А. Ганченкова
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.