Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2019 г. N 39-АПА19-7 настоящее решение оставлено без изменения
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2019 года г. Курск
Курский областной суд в составе:
судьи Клевцовой Г.П,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Александровой А.В,
с участием прокурора прокуратуры Курской области Борисовой Е.С,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Спецстройсервис" - по доверенности Климовой Н.В,
представителя административного ответчика
Комитета по управлению имуществом Курской области по доверенности Олейникова П.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецстройсервис" к Комитету по управлением имуществом Курской области о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 года N01-18/1659,
УСТАНОВИЛ:
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 27.12.2018 N 01-18/1659 "Об утверждении перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвержден на 2019 год Перечень объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (далее по тесту Перечень).
В состав указанного Перечня включены объекты недвижимости, расположенные по адресу "адрес", имеющие следующие кадастровые номера:
1) кадастровый номер N (пункт 22 Перечня); 2) кадастровый номер N (пункт 23 Перечня); 3) кадастровый номер N (пункт 35 Перечня); 4) кадастровый номер N (пункт 158 Перечня);5) кадастровый номер N (пункт 164 Перечня); 6) кадастровый номер N (пункт 177 Перечня); 7) кадастровый номер N (пункт 178 Перечня).
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Комитета по управлению имуществом Курской области http://imkursk.ru 29.12.2018.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, общество) "Спецстройсервис" обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом Курской области о признании недействующими с 01.01.2019 года пунктов 22,23,35,158,164,177,178 Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного решением комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 года N01-18/1659.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО "Спецстройсервис" является собственником указанных в оспариваемых пунктах Перечня объектов недвижимости, расположенных по адресу: г "адрес", которые не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение этих объектов в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Спецстройсервис" Климова Н.В. поддержала заявленное требование по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом Курской области по доверенности Олейников П.С. в судебном заседании административный иск не признал, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, пояснив, что Перечень, утвержденный решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 года N01-18/1659, принят уполномоченным органом, в порядке, установленном законодательством, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Борисовой Е.С, полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, Курский областной суд приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества
, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Курской области от 26.11.2003 N 57-ЗКО "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Курской области Курской области от 15.11.2018 N 83-ЗКО) на территории Курской области введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.
Органом исполнительной власти Курской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, является Комитет по управлению имуществом Курской области, руководство которым осуществляет председатель Комитета, который издает приказы и принимает решения по имущественным вопросам в пределах компетенции комитета (пункты 3.58, 5.1, 5.4 Положения о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 N 286).
Постановлением Администрации Курской области от 23.01.2018 N 38-па (в ред. от 23.10.2018) "О некоторых вопросах, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 2-6 названного Порядка, перечень формируется, ведется, утверждается и публикуется комитетом по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет). Объекты недвижимого имущества, подлежащие включению в Перечень, определяются в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием для включения объекта недвижимости в Перечень является информация, поступившая от органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (п.2,3,4). Комитет формирует Перечень на очередной налоговый период на основании сведений об объектах недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень, представленных в Комитет не позднее 1 июня года, предшествующего налоговому периоду.
Состав сведений, подлежащих включению в Перечень, определяется согласно приказу ФНС России от 28 ноября 2014 г. N ММВ-7-11/604@ "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме" ( п.5).
Комитет: 1) до 1 ноября года, предшествующего налоговому периоду, размещает на официальном сайте комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проект Перечня; 2) не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу утверждает Перечень, направляет его в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Курской области и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ( п.6).
При рассмотрении дела установлено, что решение Комитета по управлению имуществом Курской области от 27.12.2018 N 01-18/1659 "Об утверждении перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" подписано председателем Комитета по управлению имуществом Курской области и вместе с приложением - Перечнем размещено 29.12.2018 года (до начала очередного налогового периода) и опубликовано на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://imkursk.ru, что соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ и постановления Администрации Курской области от 23.01.2018 N 38-па.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый заявителем Перечень сформирован и утвержден уполномоченным органом в пределах его компетенции; решение от 27.12.2018 N 01-18/1659 издано Комитетом по управлению имуществом Курской области с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что представителем административного истца не оспаривается.
В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку оспариваемыми положениями нормативного правового акта затрагиваются права и обязанности административного истца, возлагая на него обязанность оплаты налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих обществу нежилых зданий, включенных в Перечень, суд приходит к выводу, что ООО "Спецстройсервис" вправе обращаться с требованием
о признании данного нормативного правового акта не действующим в оспариваемой обществом части.
Исследуя вопрос о соответствии оспариваемых пунктов Перечня актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения перечисленных объектов (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ).
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно (подпункты 2 указанных пунктов).
В соответствии со ст. 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 N 57-ЗКО "О налоге на имущество организаций", налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Из толкования указанных норм в их взаимной связи следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Таким образом, оспариваемые пункты Перечня могут быть признаны соответствующими статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Курской области N 57-ЗКО, если указанные и них спорные помещения, находятся в здании, соответствующем условиям, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, либо нежилое помещение соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако, как установлено в судебном заседании, принадлежащие административному истцу нежилые помещения, указанные в пункта 22,23,35,158,164,177,178 Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 года N01-18/1659, ни одному из перечисленных выше условий не соответствуют.
Согласно объяснениям представителя административного ответчика принадлежащие ООО "Спецстройсервис" объекты недвижимости включены в оспариваемые пункты Перечня в связи с тем, что находятся в нежилом здании, имеющем наименование "административно- бытовое".
Вместе с тем нормы Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают наименование здания (строения, сооружения), как условие его признания административно-деловым или торговым центром, устанавливая в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации иные критерии. Не содержит таких положений и статья 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 N 57-ЗКО.
Как следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости и данных Перечня, оспариваемыми пунктами в Перечень включены:
1) помещение с кадастровым номером N, площадью 3748,4 кв.м, адрес: "адрес", помещение 1 (комнаты 1-46, 48-54, 57-63, 67, 68, 70-73, 75-79, 81, 84, 85, 85а, 86, 88, 90, 92, 96-99, 149-159), наименование и назначение - нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером N, этаж 4, принадлежит на праве собственности ООО " Спецстройсервис" - пункт 22 Перечня;
2) помещение с кадастровым номером N, площадью 3735,5 кв.м, адрес: "адрес", помещение 1 (комнаты 1, 2, 10, 11, 11а, 13, 17, 17а, 17б, 18-20, 20а, 21, 22, 22а, 22б, 22в, 22г, 22д, 23, 23а,24-29, 29а, 29б, 29в, 30, 30а, 31-33, 35, 35а, 36-48,50-58, 58а, 59, 59а, 60, 60а, 61-82, 82а, 83-89, 91-95, 98-101, 103, 106-113, 116,121,123,124), наименование и назначение - нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером N, этаж 3, принадлежит на праве собственности ООО "Спецстройсервис" - пункт 23 Перечня;
3) помещение с кадастровым номером N, площадью 2288,4 кв.м, адрес: "адрес", помещение 1 (комнаты 1, 3-7, 7а, 8, 8а,9, 9а, 10-24, 24а, 25, 26а, 27-38, 40-65), наименование и назначение - нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером N, этаж 2, принадлежит на праве собственности ООО "Спецстройсервис" - пункт 35 Перечня;
4) помещение с кадастровым номером N площадью 752,9 кв.м, адрес: "адрес", помещение 1 (комнаты 31,32,33,34,35,36,37,38,39), наименование и назначение - нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером N, подвал, принадлежит на праве собственности ООО "Спецстройсервис" - пункт 158 Перечня;
5) помещение с кадастровым номером N, площадью 533,5 кв.м, адрес: "адрес", помещение 1 (комнаты 98-106,108,110), наименование и назначение - нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером N, этаж N 2, принадлежит на праве собственности ООО "Спецстройсервис" - пункт 164 Перечня;
6) помещение с кадастровым номером N, площадью 35,8 кв.м, адрес: "адрес", помещение 1 (комната 11 б), наименование и назначение - нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером N этаж 2, принадлежит на праве собственности ООО "Спецстройсервис" - пункт 177 Перечня;
7) помещение с кадастровым номером N, площадью 35,6 кв.м, адрес: "адрес", помещение 1 (комната 70), наименование и назначение - нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером N, этаж 2, принадлежит на праве собственности ООО "Спецстройсервис" - пункт 178 Перечня.
Аналогичные сведения о назначении и наименовании объектов недвижимости содержатся в технических планах и кадастровых паспортах указанных нежилых помещений.
Вышеприведенные нормы права, применительно к установленным фактическим обстоятельствам, позволяют сделать вывод о том, что содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета сведения о назначении, разрешенном использовании, наименовании перечисленных объектов недвижимости не свидетельствуют о том, что в данных нежилых помещениях предусмотрено размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту, составленному Курским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 28.07.2006 года здание, расположенное по адресу: "адрес" (в состав которого входили вышеназванные помещения) имеет назначение - административно - бытовое, корпус литер А 1.
Как установлено судом, указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 64314 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных целей, земельный участок находится в аренде у физических лиц до 25.02.2030 г. на основании договора аренды земельного участка N 5133-15ф от 20.03.2015 года, заключенного с Комитетом по управлением Курской области и соглашениями о вступлении новых арендаторов в договор.
Представленные суду сведения, содержащиеся в технической документации и документах о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, не свидетельствуют о том, что здание является административно - деловым и (или) торговым центром и предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
То обстоятельство, что в здании помимо помещений с назначением "подсобное помещение", "тамбур", "коридор", "лестничная клетка", "диспетчерская", "туалет", "раздевалка", "мастерская", "бытовка", "туалетная", " лаборатория", "душевая", "щитовая", "комната отдыха", "лифт", "кладовая", "архив", "шкаф", "узел связи", "лаборатория", "раздевалка", "моечная", "производственная" имеются помещения с наименованием "кабинет", не свидетельствует о его предназначении для использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис". Доказательств, что в указанном здании предусмотрено размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), административным ответчиком не представлено.
Вид разрешенного использования данного земельного участка - для производственных целей также бесспорно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и (или) торгово-административного назначения.
Указанное свидетельствует о том, что принадлежащие обществу спорные объекты недвижимости могли быть включены в Перечень только в случае подтверждения фактического использования не менее 20 процентов общей площади вышеназванных нежилых помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; либо подтверждения фактического использования здания (в состав которого они входили) в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость утвержден постановлением Администрации Курской области от 26.10.2018 N 840-па (далее - Порядок).
В силу п.2.1 названного Порядка, вид фактического использования объектов недвижимости определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой на объектах недвижимости, и (или) сведений об использовании объектов недвижимости.
В случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Курской области, органами местного самоуправления и результаты анализа информации, предоставленной собственниками объектов недвижимости, не позволяют однозначно установить вид фактического использования объектов недвижимости, проводится их обследование.
В соответствии с пунктами 7,8 Порядка формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 23.01.2018 N 38-па, собственники зданий (строений, сооружений) и помещений, включенных в Перечень, в случае несогласия с включением принадлежащего им объекта недвижимости в Перечень вправе обратиться в комитет с заявлением о проведении повторного обследования объекта недвижимости (п.7).
В течение 30 календарных дней со дня поступления заявления в Комитет оно подлежит рассмотрению на заседании комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Курской области, для целей налогообложения (далее - Комиссия). В течение 30 календарных дней со дня проведения заседания Комиссии Комитет принимает решение об исключении объекта из Перечня либо об отказе в удовлетворении заявления с мотивированным обоснованием (п.8).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец 17.01.2019 года ( N 74/6) обращался в комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением о проведении обследования вышеназванных объектов недвижимости и исключении их из Перечня.
В связи с указанным, комитетом по управлению имуществом Курской области проведено обследование фактического использования вышеназванных нежилых помещений, по результатам которого составлены акты от 18.02.2019 года, согласно которым помещения с кадастровыми номерами N фактически не используются. Таким образом, при осмотре помещений использование спорных объектов недвижимости для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не установлено.
Вместе с тем, в исключении спорных объектов недвижимости из Перечня административному истцу было отказано, со ссылкой на отсутствие возможности внесения изменений в действующий Перечень.
Как следует из объяснений представителя административного истца, фактическое использование спорных объектов недвижимости с момента утверждения Перечня и до обследования не менялось. Фактических данных, подтверждающих обратное, со стороны ответчика не представлено.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о том, что комитетом по управлению имуществом проводились мероприятия по обследованию вышеназванных нежилых помещений и
здания (в состав которого они входили) с целью определения вида их фактического использования для включения принадлежащих обществу объектов недвижимости в Перечень, административным ответчиком не представлено.
В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Комитетом по управлению имуществом Курской области относимых, допустимых доказательств, в достаточном объеме и с достоверностью подтверждающих соответствие спорных нежилых помещений условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечень, не представлено.
В связи с изложенным, оценив доказательства в их взаимной связи по правилам 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что на основании имевшихся в распоряжении административного ответчика сведений нежилые помещения, указанные в оспариваемых пунктах Перечня не могли быть включены в Перечень ни в составе здания, ни как самостоятельный вид недвижимого имущества, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание, имеющее в составе спорные помещения, ни техническая документация на данное здание и спорные помещения, ни представленные сведения из ЕГРН не позволяют сделать вывод, что здание обладает признаками административно-делового или торгового центра, а спорные помещения предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или фактически используются в указанных целях.
С учетом приведенных данных требования административного истца подлежат удовлетворению, а пункты 22, 23, 35, 158,164,177,178 Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного решением комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 года N01-18/1659 - признанию не действующими, как не соответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд принимает во внимание, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество в 2019 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного, учитывая, что началом применения оспариваемого нормативного правового акта является 01 января 2019 года, принимая во внимание заявленные требования, суд приходит к выводу, что оспариваемая часть Перечня подлежит признанию недействующей с указанной даты.
На основании части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении по настоящему делу подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в законную силу на сайте Комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию уплаченная обществом по платежному поручению N 139 от 22 марта 2019 года при подаче административного иска государственная пошлина в размере 4 500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО "Спецстройсервис" удовлетворить.
Признать не действующими с 01.01.2019 года пункты 22, 23, 35, 158,164,177,178 Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, утвержденного решением комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 года N01-18/1659.
Возложить на Комитет по управлению имуществом Курской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном сайте Комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Взыскать в пользу ООО "Спецстройсервис" с Комитета по управлению имуществом Курской области расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 24.06.2019 года.
Судья Курского областного суда Г.П. Клевцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.