Судебная коллегия по гражданским делам
Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Медведевой Д.С,
судей Гукосьянца Г.А. и Меньшова С.В,
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу первого заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края Л.А.В. на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 23 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Ф.Т.Н. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Гукосьянца Г.А, выслушав прокурора Д.М.Д, просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Георгиевский межрайонный прокурор в интересах Ф.Т.Н. обратился в суд с иском, в котором просит обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Ф.Т.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 2-3).
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 23 апреля 2019 года исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Ф.Т.Н. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения - удовлетворены.
На Министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена обязанность предоставить Ф.Т.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 42-48).
В апелляционной жалобе первый заместитель министра имущественных отношений Ставропольского края Л.А.В. выражает несогласие с принятым решением, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку законные права и интересы Ф.Т.Н, относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без родительского попечения, в чьих интересах предъявлен иск, ответчиком не нарушались. Министерством ведется непрерывная работа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако, непредоставление Министерством Ф.Т.Н. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не может расцениваться как лишение ее имущественных прав и отказ уполномоченного органа в реализации данного права, поскольку предоставление таких жилых помещений ведется исходя из времени постановки на жилищный учет и бюджетного финансирования, выделяемого на эти цели, что свидетельствует об отсутствии между истцом и ответчиком спора.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение указанным требованиям соответствует.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что иск прокурора заявлен в интересах Ф.Т.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.2-3).
ДД.ММ.ГГГГ у матери Ф.С.Н. родилась дочь Ф.Т.Н... В качестве отца указан - Ф.Н.С. - сведения об отце указаны со слов матери (л.д. 9).
Решением Георгиевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Ф.С.Н. лишена родительских прав в отношении дочери (л.д. 13-14).
ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Ф.Т.Н. установлена опека, опекуном назначена бабушка - Ф.В.А.
В решении суда от ДД.ММ.ГГГГ и постановления главы администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) указано, что Ф.С.Н. - одинокая мать.
Постановлением администрации Шаумяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ Ф.Т.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 11).
В настоящее время Ф.Т.Н. проживает по адресу: Ставропольский грай, "адрес". Своего собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечена (л.д. 16-19).
В ДД.ММ.ГГГГ Ф.Т.Н. окончила МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N имени К.И.Л." в "адрес" (л.д.10).
Ф.Т.Н. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, что подтверждается сводным списком (л.д. 5).
ДД.ММ.ГГГГ Ф.Т.Н. обратилась с заявлением о предоставлении жилья в Министерство имущественных отношений Ставропольского края (л.д. 7).
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 40, 72 Конституции РФ, ст. 50 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 N 240-п, которым утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на предоставление жилого помещения нарушено ответчиком, поскольку федеральное и региональное законодательство не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, т.е. не предусматривает предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, с правильным применением действующего законодательства, регулирующего возникший спор.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
На территории Ставропольского края порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам специализированного найма регламентирован Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, соблюдение указанной процедуры не означает, что определенные в федеральном и региональном законах обязанности по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерством имущественных отношений Ставропольского края соблюдены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ф.Т.Н. состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлений жилых помещений в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 18 лет достигла, окончила образовательное учреждение, таким образом, у нее в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей не было предоставлено.
В силу изложенного, выводы суда первой инстанции о нарушении ответчиком права истца на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, являются обоснованными, а доводы апеллянта о том, что указанное жилое помещение должно предоставляться с учетом очередности и объема бюджетного финансирования, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
При таком положении предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы ответчика у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу первого заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края Л.А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.