Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев жалобу защитника Коптелова Н.П. в интересах Симонян В.Л. на постановление Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Симонян В.Л., которым
постановлено:
Признать виновным Симонян В.Л, _______ года рождения, уроженца.., гражданина Армении, в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации за собственный счет.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд
УСТАНОВИЛ:
27 мая 2019 года начальником миграционного пункта Отдела МВД России Томпонского района Н.Н. в отношении гражданина Республики Армения Симнонян В.Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в связи с его нахождением на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, выразившегося в отсутствии у него документов, подтверждающих право пребывания на территории РФ и уклонения от выезда по истечении определенного срока пребывания.
28 мая 2019 года Томпонским районным судом РС(Я) вынесено вышеуказанное постановление, с которым не согласился защитник Коптелов Н.П, обратился в интересах Симонян В.Л. в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ, в которой просит постановление изменить в части наказания, исключив из него дополнительное наказание в виде выдворения за пределы территории Российской Федерации.
В обоснование жалобы указано, что 27 мая 2019 года между Симонян В.Л. и ****** заключен договор возмездного оказания услуг, в силу которого Симонян В.Л. имеет право находиться на территории Российской Федерации до 27 мая 2020 года.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, Симонян В.Л, его защитник Коптелов Н.П, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились. Ходатайства об отложении рассмотрения дела не представлено, в связи с чем, с учетом пункта 2 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных
образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, примерно в 14 часов 06 минут в отделении МВД России по Томпонскому району по адресу: улица Е.Д. Кычкина, дом 15, поселок Хандыга Томпонского района Республики Саха (Якутия) сотрудниками миграционного пункта отдела МВД России Томпонского района выявлен гражданин Республики Армения Симонян В.Л, который находился на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, выразившегося в отсутствии документов, подтверждающих его право на пребывание на территории Российской Федерации либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В результате проверки данных иностранного гражданина в автоматизированной системе Центральная база данных учёта иностранных граждан (далее - АС ЦБДУИГ ФМС России) установлено, что срок пребывания Симонян В.Л. установлен до 26.05.2019 г, однако сведения о продлении либо наличии вида на жительство, разрешения на временное пребывание либо заявления на выдачу гражданства РФ последним на его имя отсутствуют.
Своими действиями Симонян В.Л. нарушил требования части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", и уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Симонян В.Л. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27.05.2019 N 56; миграционной картой серии 4618 N 02651699 на имя Симонян В.Л, отрывной частью бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место прибытия на имя Симонян В.Л, выпиской из АС ЦБДУИГ от 27.05.2019 на имя Симонян В.Л, объяснением Симонян В.Л, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Доводы жалобы о наличии основания для изменения наказания и исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, назначенного Симонян В.Л. подлежат отклонению.
Так, факт заключения 27 мая 2019 года гражданско-правового договора об оказании услуг с ****** имел место после истечения срока временного пребывания Симонян В.Л. (26 мая 2019 года), на территории Российской Федерации, в то время как миграционное законодательство требует оформления оснований для продления срока временного пребывания иностранного гражданина до его истечения.
10 октября 2014 года подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 420-ФЗ Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. ратифицирован Российской Федерацией.
В силу части 5 статьи 97 названого Договора срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
При этом частью 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания.
Согласно абзацу третьему пункта 6 Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 18.12.2017 N 933 продление срока временного пребывания трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза осуществляется посредством фиксации сотрудником факта получения от работодателя или заказчика работ (услуг) в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Срок временного пребывания трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания.
Материалы дела не содержат сведений о том, что заказчик услуг ****** в соответствии с пунктом 2 Приказа МВД России от 10.01.2018 N 11 направил в течение 3 рабочих дней (с 28.05.2019 по 30.05.2019) уведомление о заключении 27 мая 2019 года гражданско-правового договора об оказании услуг с Симонян В.Л. в миграционный пункт Отдела МВД России по Томпонскому району РС(Я).
Согласно пункту 6 Приказа МВД России от 10.01.2018 N 11 уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
Представленные уведомления о заключении договора о возмездном оказании услуг и расторжении такого договора с Симонян В.Л. в качестве водителя и кочегара и почтовые квитанции с описью вложения об их отправке представлены за 2017, 2018 годы на правоотношения, которые были прекращены.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, не усматривается факта получения сотрудником от ****** уведомления о заключении с Симонян В.Л. гражданско-правового договора на возмездное оказание услуг от 27.05.2019 г.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении Симонян В.Л. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, порядок привлечения Симонян В.Л. к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 КоАП РФ.
Предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ оснований для освобождения Симонян В.Л. от административной ответственности не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Симонян В.Л. - оставить без изменения, а жалобу защитника Коптелова Н.П. в интересах Симонян В.Л. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.