Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 декабря 2019 г. N 10-АПА19-14 настоящее решение оставлено без изменения
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Киров 12 июля 2019 года
Кировский областной суд в составе:
судьи Сметаниной О.Н,
при секретаре Шурминой Н.В,
с участием прокурора Русановой О.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Кировский сельский строительный комбинат" к Кировской городской Думе о признании недействующими генерального плана города Кирова, утвержденного решением Кировской городской Думы от 28 ноября 2007г. N 9/1, в редакции решения Кировской городской Думы от 28 февраля 2018г. N 6/3, Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009г. N 28/10, в редакции решения Кировской городской Думы от 30 мая 2018г. N 9/6, в части,
установил:
решением Кировской городской Думы от 28 ноября 2007г. N 9/1 утвержден генеральный план города Кирова (далее - генеральный план).
Данный акт опубликован 20 декабря 2007г. в газете "Кировская правда" N 149-151, которая являлась официальным изданием органов местного самоуправления города Кирова на основании решения Кировской городской Думы от 18 марта 1998г. N 15/9.
Согласно схеме генерального плана города Кирова "Основной чертеж" в границах квартала с кадастровым номером 43:40:000215 установлена функциональная зона "жилая застройка, трансформируемая в общественно-деловую застройку".
Решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009г. N 28/10 утверждены Правила землепользования и застройки города Кирова (далее - Правила землепользования и застройки).
Данные правила опубликованы 20 мая 2009г. в газете "Наш город. Газета муниципального образования "Город Киров"" N 18-23, бюллетене правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров" N 43 от 10 июля 2009г, которые являлись официальными изданиями органов местного самоуправления города Кирова на основании решения Кировской городской Думы от 18 марта 1998г. N 15/9 (в редакции решения от 25 марта 2009г.), и вступили в силу с 01 июля 2009г.
В соответствии со статьей 12.1 Правил землепользования и застройки на карте градостроительного зонирования территории города Кирова территория кадастрового квартала 43:40:000215 отнесена к территориальной зоне "Ц-2П. Зона развития обслуживания и деловой активности местного значения (реконструкция)".
Пунктом 1.4 решения Кировской городской Думы от 28 февраля 2018г. N 6/3 внесены изменения в карту генерального плана "Основной чертеж", в части отображения условными обозначениями планируемого к размещению объекта местного значения "XXI" (школы) на территории квартала с кадастровым номером 43:40:000215. Решение опубликовано 07 марта 2018г. в газете "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" N 20 (1074), которая являлась официальным изданием органов местного самоуправления города Кирова на основании решения Кировской городской Думы от 30 мая 2012г. N 3/18.
Решением Кировской городской Думы от 30 мая 2018г. N 9/6 внесены изменения в статью 12.1 Правил землепользования и застройки, а именно территориальная зона части кадастрового квартала 43:40:000215 с зоны "Ц-2П. Зона обслуживания и деловой активности местного значения (реконструкция)" изменилась на территориальную зону "ЦУ-2. Зона учреждений образования и просвещения".
Данное решение опубликовано в газете "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" N 48 (1102) от 01 июня 2018г..
Акционерное общество "Кировский сельский строительный комбинат" (далее - АО "Кировский ССК") обратилось суд с административным исковым заявлением к Кировской городской Думе (с учетом уточнений) о признании недействующей и не подлежащей применению статьи 1.4 и приложения N3 решения Кировской городской Думы от 28 февраля 2018г. N6/3, в части отображения на основном чертеже генерального плана территории "жилая застройка, трансформируемая в общественно - деловую застройку" в границах квартала с кадастровым номером 43:40:000215 условного обозначения "XXI" (школа) в качестве учреждения и предприятия обслуживания на кадастровом квартале с номером 43:40:000215; о признании недействующей и не подлежащей применению как несоответствующей законодательству Российской Федерации статьи 12.1 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009г. N28/10, в редакции решения Кировской городской Думы от 30 мая 2018г. N9/6, в части установления на карте градостроительного зонирования территории города Кирова на земельных участках в границах квартала с кадастровым номером 43:40:000215 территориальной зоны ЦУ-2 "зона учреждения образования и просвещения". Нарушение оспариваемыми нормативными актами своих прав застройщика АО "Кировский ССК" обосновывает наличием между обществом и муниципальным образованием "Город Киров" договора о развитии застроенной территории в квартале улиц Карла Маркса - Энергетиков - Володарского - Профсоюзная города Кирова, заключенного по результатам аукциона 09 апреля 2013г, на его основании разработанной и утвержденной распоряжением заместителя главы администрации города Кирова от 11 октября 2017г. документации по планировке застроенной территории в квартале улиц Карла Маркса - Энергетиков - Володарского - Профсоюзная города Кирова. Административный истец так же полагает нарушенными свои права собственника трех земельных участков, расположенных в границах квартала с кадастровым номером 43:40:000215.
В судебном заседании представители АО "Кировский ССК" Бузиков М.М, Никитинский Р.Л. настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Кировской Городской Думы, администрации города Кирова Симонова Т.А. указывала на незаконность заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры города Кирова в судебное заседание не явился, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Русановой О.А, которой указано на незаконность и необоснованность заявленных требований, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При этом территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Под функциональными зонами законодатель понимает зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (статья 1 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Следует учесть, что действующее градостроительное законодательство не содержит требований, обязывающих местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана, осуществление его подготовки с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Решением Кировской городской Думы от 28 ноября 2007г. N 9/1 утвержден генеральный план.
Постановлением администрации города Кирова от 25 октября 2017 N 3883-п, подписанным и.о главы администрации города Кирова Морозовым Р.А, управлению градостроительства и архитектуры администрации города Кирова поручено организовать подготовку предложений по внесению изменений в генеральный план. Данное постановление опубликовано 27 октября 2017г. в газете "Наш город. Газета муниципального образования "Город Киров" N 102 (1027).
Из представленных в материалы дела документов следует, что внесение изменений в генеральный план было обусловлено переполненностью существующих в данном районе учебных заведений и острой необходимостью в создании дополнительных мест для учащихся.
Публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план были назначены постановлением главы города Кирова от 16 января 2018г. N 4-02-05, которое опубликовано в газете "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" N 4 (1058) от 19 января 2018г..
Данным постановлением был утвержден план мероприятий по проведению публичных слушаний. В нем указано об организации экспозиции демонстрационных материалов, месте и времени ознакомления с ней.
29 января 2018г. было проведено собрание для жителей муниципального образования "Город Киров", о чем составлен протокол публичных слушаний.
По итогам публичных слушаний подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по проектам градостроительных решений, которое опубликовано в газете "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" N 16 (1070) от 22 февраля 2018г..
Решением Кировской городской Думы от 28 февраля 2018 N 6/3 внесены изменения в генеральный план (пункт 1.4). В частности, согласно генеральному плану, действовавшему до принятия оспариваемого решения, территория кадастрового квартала 43:40:000215 относилась к функциональной зоне "жилая застройка, трансформируемая в общественно-деловую застройку". С принятием новой редакции генерального плана от 28 февраля 2018г. функциональная зона данной территории не изменилась, но в карту генерального плана "Основной чертеж" были внесены изменения в части отображения условными обозначениями планируемого к размещению объекта местного значения "XXI" (школы) на территории квартала с кадастровым номером 43:40:000215.
Суд полагает, что административным ответчиком в полном объеме соблюдена процедура по внесению изменений в генеральный план, предусмотренная статьей 24 ГрК РФ.
Необходимость отображения на картах генерального плана планируемых к размещению объектов местного значения, относящихся к сфере образования, прямо предусмотрена подпунктом "в" пункта 1 части 5, пунктом 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 6, 7, 8 статьи 1 ГрК РФ). При этом несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009г. N 28/10 утверждены Правила землепользования и застройки.
Постановлением администрации города Кирова от 27 февраля 2018г. N
539-п глава администрации города Кирова Шульгин И.В. дал поручение подготовить проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки по предложению управления градостроительства и архитектуры администрации города Кирова об установлении территориальной зоны "ЦУ-2. Зона учреждений образования и просвещения" для территории в кадастровом квартале 43:40:000215, в районе улицы Слобода Шевели, с целью размещения школы начального и среднего образования, включая земельный участок с кадастровым номером 43:40:000215:33, а так же установить территориальную зону "ЦА-2. Зона делового, общественного и коммерческого назначения" по границам земельного участка с кадастровым номером 43:40:000215:43. Постановление опубликовано в газете "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" N 18 (1072) от 02 марта 2018г..
13 марта 2018г. постановлением главы города Кирова N 22-02-05 "Об организации и проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009г. N 28/10" назначены публичные слушания по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки. Утвержден план проведения публичных слушаний. В постановлении указано об организации экспозиции демонстрационных материалов, месте и времени ознакомления с ними.
Данное постановление опубликовано в газете "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" N 22 (1076) от 16 марта 2018г..
18 апреля 2018г. состоялись публичные слушания, по итогам которых составлено заключение о результатах публичных слушаний по проекту градостроительного решения. Заключение опубликовано в газете "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" N 43(1097) от 18 мая 2018г..
Решением Кировской городской Думы от 30 мая 2018г. N 9/6 внесены изменения в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны в кадастровом квартале 43:40:000215.
В соответствии с редакцией Правил землепользования и застройки, существовавшей до принятия оспариваемого пункта Правил в новой редакции, территория кадастрового квартала 43:40:000215 находилась в территориальной зоне "Ц-2П. Зона развития обслуживания и деловой активности местного значения (реконструкция)".
Градостроительные регламенты для зоны Ц-2П на основании статьи 15.1.1. Правил землепользования и застройки определялись как для зоны "Ц-2. Зона обслуживания и деловой активности местного значения".
Согласно градостроительным регламентам территориальной зоны "Ц-2. Зона обслуживания и деловой активности местного значения" основными видами разрешенного использования являлись, в том числе: среднеэтажная жилая застройка, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование и просвещение, культурное развитие.
Основными видами разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне "ЦУ-2. Зона учреждений образования и просвещения", являются социальное обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, при этом виды, предполагающие жилую застройку, отсутствуют.
Обосновывая нарушение процедуры принятия оспариваемых нормативных актов представитель административного истца ссылается на нарушение пункта 2 части 5 статьи 5.1 ГрК РФ, из которого следует, что одним из этапов процедуры проведения публичных слушаний является размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта.
Из представленных представителем административного ответчика документов следует, что постановление главы города Кирова от 16 января 2018г. N 4-02-05 "О проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Город Киров", презентация к проекту о внесении изменений в генплан, постановление главы города Кирова от 13 марта 2018г. N 22-02-05 "Об организации и проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки... ", проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, карта градостроительного зонирования города Кирова были размещены в сети "Интернет" на сайте http://www.admkirov.ru, который является официальным общедоступным источником информации о деятельности администрации города Кирова на основании Положения об официальном сайте администрации города Кирова, утвержденного постановлением администрации города Кирова от 29 июля 2014г. N 3146-п.
Представителям АО "Кировский ССК" было известно о проведении публичных слушаний, они принимали активное участие в публичных слушаниях по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, что свидетельствует об их информированности о происходящих процедурах.
Оспаривая генеральный план и Правила землепользования и застройки в новой редакции административный истец указывает на нарушение прав общества, как собственника, поскольку АО "Кировский ССК" принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 43:40:000215:16, 43:40:000215:18, 43:40:000215:23, суммарной площадью 0,4880 га. Нарушение оспариваемыми нормативными актами прав застройщика АО "Кировский ССК" обосновывает наличием между обществом и муниципальным образованием "Город Киров" договора о развитии застроенной территории в квартале улиц Карла Маркса - Энергетиков - Володарского - Профсоюзная города Кирова, заключенного по результатам аукциона 09 апреля 2013г, на его основании разработанной и утвержденной распоряжением заместителя главы администрации города Кирова от 11 октября 2017г. документации по планировке застроенной территории в квартале улиц Карла Маркса - Энергетиков - Володарского - Профсоюзная города Кирова.
Как следует из материалов дела, 25 июля 2011г. администрацией города Кирова в целях реализации решения Кировской городской Думы от 21 декабря 2007г. N 10/2 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Переселение граждан города Кирова из ветхого и аварийного жилищного фонда с учетом развития застроенных территорий на 2008-2015 годы", в соответствии со статьей 46.1 ГрК РФ, было принято постановление N 2303-п "О развитии застроенной территории в квартале улиц Карла Маркса-Энергетиков-Володарского-Профсоюзная в Первомайском районе города Кирова".
В соответствии с данным постановлением принято решение о развитии территории площадью 2,7741 га в соответствии с градостроительными регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки для территориальной зоны "Ц-2П. Зона развития обслуживания и деловой активности местного значения". Утвержден перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Развиваемая территория состояла из 13 земельных участков и части территории кадастрового квартала 43:40:000215 площадью 1,2761 га. В границы застроенной территории вошли 16 зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции: по улице Профсоюзной, 51, 51а, 516, 55, 55а, 556, 57, 59, 61, 63, дома по улице слобода Шевели, 36, 40а, 52, 54, 56, 58 в городе Кирове.
09 апреля 2013г. между муниципальным образованием "город Киров" и ОАО "Кировский ССК" был заключен договор о развитии застроенной территории, предметом которого являлось развитие застроенной территории в квартале улиц Карла Маркса - Энергетиков - Володарского - Профсоюзная в Первомайском районе города Кирова (квартал 43:40:000215), ориентировочной площадью 2,7741 га.
В соответствии с пунктом 3.5 договора он был заключен сроком на 6 лет с 09 апреля 2013г. по 08 апреля 2019г..
Распоряжением заместителя главы администрации города Кирова от 28 ноября 2018г. N 4308-зр отменено распоряжение главы администрации города Кирова от 11 октября 2017г. N 4838-зр об утверждении документации по планировке застроенной территории в квартале улиц Карла Маркса - Энергетиков - Володарского - Профсоюзная города Кирова.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о прекращении договорных отношений между муниципальным образованием "Город Киров" и ОАО "Кировский ССК", что тем не менее не лишает последнего возможности инициировать процедуру возмещения убытков в ином судебном порядке.
Указывая на нарушение прав ОАО "Кировский ССК" как собственника земельных участков, представители административного истца не учитывают, что положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации территориального планирования в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается данная документация, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов документации территориального планирования.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003г. N 387-О, от 15 июля 2010г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016г. N 242-О).
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемые в части генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты с соблюдением процедуры и полномочий принявшего их органа, а также требований к форме, содержанию и официальному опубликованию, несоответствие в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено, данные нормативные правовые акты не нарушают прав и законных интересов административного истца, то заявленные требования о признании их частично недействующими в оспариваемой части не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Кировский сельский строительный комбинат" к Кировской городской Думе
о признании недействующей и не подлежащей применению статьи 1.4 и приложения N3 генерального плана города Кирова, утвержденного решением Кировской городской Думы от 28 ноября 2007г. N 9/1, в редакции решения Кировской городской Думы от 28 февраля 2018г. N 6/3 в части отображения на схеме "Основной чертеж", на территории "жилая застройка, трансформируемая в общественно - деловую застройку" в границах квартала с кадастровым номером 43:40:000215 условного обозначения "XXI" (школа);
о признании недействующей и не подлежащей применению статьи 12.1 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009г. N 28/10, в редакции решения Кировской городской Думы от 30 мая 2018г. N 9/6 в части установления на карте градостроительного зонирования на земельных участках в границах квартала с кадастровым номером 43:40:000215 территориальной зоны ЦУ-2 "зона учреждения образования и просвещения" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Сметанина О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.