Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Заседания думы
2.1. Основные положения
Статья 4.
Дума осуществляет свои полномочия на заседаниях. На заседании в порядке, установленном Регламентом, может быть решен любой вопрос, отнесенный к ведению Думы.
Заседания Думы проводятся открыто.
Представители средств массовой информации и члены выборных органов местного самоуправления *) проходят в зал заседаний по своим удостоверениям, другие гости Думы - в сопровождении депутатов Думы при наличии свободных, специально отведенных для них мест в зале.
По решению Думы обсуждение наиболее важных для города проблем транслируется по радио и телевидению.
Дума вправе принять процедурное решение о проведении закрытого заседания. На закрытом заседании вправе присутствовать народные депутаты России, мэр Москвы, прокурор Москвы, а также приглашенные Думой лица.
Статья 5.
Очередные заседания Думы (одно или два в течение дня) проводятся еженедельно по средам за исключением летнего и зимнего перерыва в работе Думы. Очередные заседания Думы могут быть пропущены или перенесены постановлением Думы.
Внеочередные заседания Думы проводятся по инициативе большинства от общего числа депутатов Думы, а также председателя Московской городской Думы (спикера Думы) или мэра Москвы не позднее чем в трехдневный срок.
О пропуске, переносе будущих заседаний, назначении внеочередных заседаний уведомляются все депутаты Думы в течение суток с момента принятия решения.
Статья 6.
В первоочередном порядке на заседаниях Думы рассматриваются предложения мэра Москвы по следующим вопросам:
1) утверждение бюджета города, отчета о его исполнении;
2) установление городских налогов, сборов, пошлин и платежей (в том числе за использование земельных участков), а также порядка их взимания;
3) образование городских внебюджетных и валютных фондов, утверждение отчетов об использовании этих фондов;
4) утверждение административно-территориального деления города и схемы управления городом;
5) принятие и изменение Устава города;
Устав города Москвы принят Московской городской Думой 28 июня 1995 г.
6) установление порядка использования земли и других природных ресурсов, объектов культурного наследия; порядка охраны объектов природы и культурного наследия; порядка разграничения собственности и управления недвижимостью, общего порядка приватизации имущества города;
7) установление административной ответственности граждан и должностных лиц, установление санкций за нарушение законодательных и других правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению города федерального значения;
8) утверждение планов и программ экономического, социального и экологическаго развития города, отчетов об их исполнении.
Предложения мэра включаются в повестку заседаний Думы на ближайшем заседании и рассматриваются Думой в двухнедельный срок с момента их поступления в аппарат Думы, а внесенные как срочные - в недельный срок.
Первоочередному рассмотрению подлежат также надлежащим образом подготовленные и внесенные проекты решений по следующим вопросам:
- об избрании районных судей в городе Москве (Зеленоградского городского) народных судов;
- дача согласия на привлечение депутата Думы к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности;
- о протесте прокурора Москвы на решение Думы;
- о законодательной инициативе;
- утверждение сметы расходов на организацию работы Думы;
- принятие и изменение Регламента Думы;
- избрание и освобождение от должности председателя Московской городской Думы (спикера Думы);
- назначение руководителя аппарата Думы и его освобождение от должности;
- выражение недоверия должностному лицу;
- образование, избрание и упразднение органа Думы, изменение его состава.
2.2. Решения Думы
Статья 7.
К решениям Думы относятся все принимаемые путем голосования решения - правовые акты города Москвы, постановления, заявления, обращения, решения по процедурным вопросам.
Правовые акты города принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Думы**) и подписываются мэром Москвы.
Постановления Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Думы, если иное не предусмотрено Регламентом.
Заявления и обращения Думы принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Постановления, заявления и обращения Думы подписываются председателем Московской городской Думы.
Статья 8.
Решения по процедурным вопросам принимаются относительным большинством голосов, если иное не оговорено частями 2 и 3 настоящей статьи. К таким решениям относятся все решения, которые не оформляются в виде правовых актов города Москвы или постановлений Думы, в том числе различные промежуточные решения. Эти решения фиксируются в протоколе заседания Думы и именуются в тексте настоящего Регламента протокольными, процедурными решениями.
Относительным большинством голосов, но не менее 10 принимаются следующие протокольные решения:
1) избрание рабочих комиссий и групп Думы;
2) поручения Думы органам и должностным лицам Думы по вопросам их компетенции;
3) принятие проекта решения за основу;
4) утверждение протокола о результатах тайного голосования в случае, если хотя бы один член счетной комиссии выражает в протоколе особое мнение о недействительности проведенного голосования.
Процедурное решение о проведении тайного или поименного голосования принимается согласно статьям 103, 109.
2.3. Первое заседание Думы нового созыва
Статья 9.
Дума нового созыва собирается на свое первое заседание не позднее чем на тридцатый день после дня выборов.
Статья 10.
Подготовку первого заседания совместно с аппаратом Думы проводит Оргкомитет , сформированный по принципу равного представительства согласно норме, установленной на общем собрании вновь избранных депутатов Думы. Общее собрание проводится в течение недели со дня выборов. За депутатами, не реализовавшими свое право представительства, сохраняются места в Оргкомитете согласно установленной норме.
Оргкомитет назначает дату первого заседания и прекращает свою деятельность после его открытия.
Статья 11.
Открывает первое заседание старейший по возрасту депутат, который зачитывает краткое сообщение Оргкомитета, проводит выборы из числа депутатов Думы счетной комиссии и временных сопредседательствующих, ведущих заседания Думы поочередно до выборов председателя Московской городской Думы, согласно статье 133.
После этого формируется повестка заседания.
Статья 12.
Депутат Думы пользуется всеми правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации и Регламентом Думы, если не принято в установленном законодательством порядке решение о признании выборов депутата недействительными.
Статья 13.
Основными задачами первого заседания Думы является ее самоорганизация, обсуждение и формирование структуры Думы, выборы председателя Московской городской Думы.
Дума вправе назначить исполняющего обязанности председателя на срок, установленный постановлением Думы.
2.4. Права и обязанности депутата на заседании
Статья 14.
В порядке, установленном настоящим Регламентом, депутат Думы на ее заседаниях вправе:
1) избирать и быть избранным в органы Думы, предлагать кандидатов (в том числе и свою кандидатуру) в эти органы, давать отвод кандидатам;
2) вносить предложения по повестке дня, по порядку ведения;
3) вносить проекты решений и поправки к ним;
4) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования (до голосования);
5) требовать постановки своих предложений на голосование;
6) настаивать на повторном подсчете голосов, если его в этом поддерживает еще хотя бы один депутат;
7) высказывать мнение по персональному составу создаваемых или созданных Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой;
8) вносить предложения о заслушивании на заседании Думы отчета или информации любого органа либо должностного лица, подконтрольного Думе;
9) вносить предложения о необходимости проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Думы;
10) ставить вопрос о необходимости разработки нового решения Думы, вносить проекты новых решений и предложения по изменению действующих решений;
11) оглашать решения, имеющие общественное значение;
12) пользоваться другими правами, предоставленными ему законодательством и Регламентом Думы.
Обращения делаются в рамках вопроса повестки дня "Разное".
Выступление по порядку ведения продолжительностью не более одной минуты может быть сделано в любой момент заседания Думы. Более двух выступлений по порядку ведения в течение 30 минут работы заседания квалифицируются как дебаты по порядку ведения. Такие дебаты открываются только по решению Думы или председателя Московской городской Думы.
Статья 15.
Депутат Думы на заседании обязан:
1) соблюдать Регламент, повестку дня и требования ведущего;
2) выступать только с разрешения председателя (ведущего, спикера);
3) не допускать оскорбительных выражений;
4) регистрироваться на каждом заседании и участвовать в работе заседания.
За неисполнение своих обязанностей депутаты несут ответственность в соответствии с главой 10 Регламента.
Депутат не вправе требовать аннулирования своей регистрации. Если не зарегистрировавшийся на заседании депутат выступает или принимает участие в голосовании, то при указании ему на этот факт любым другими депутатом или ответственным работником аппарата Думы, он обязан зарегистрироваться. В противном случае решением Думы он регистрируется под расписку председателя Московской городской Думы.
2.5. Права и обязанности председателя Московской городской Думы
Статья 16.
Ведет заседание Думы председатель Московской городской Думы, избранный Думой из числа депутатов на полугодовой срок. При его отсутствии или по предложению председателя вести заседание вправе любой другой депутат, избранный на заседании.
Статья 17.
Председатель обязан:
1) соблюдать Регламент и повестку дня;
2) обеспечивать права депутатов;
3) поддерживать порядок в зале заседаний;
4) подавать сигнал по истечении регламентированного времени выступления;
5) фиксировать все поступившие предложения и ставить их на голосование, сообщать принято или не принято решение;
6) заслушивать (зачитывать) и ставить на голосование вне очереди предложения депутатов по порядку ведения заседания, в том числе и свои собственные альтернативные предложения;
7) проявлять уважительное отношение к депутатам, воздерживаться от пофамильных замечаний, комментариев и оценок выступлений депутатов;
8) лишить выступающего слова, если он ге зарегистрировался на заседании;
9) принимать во внимание сообщения и разъяснения представителей комиссии по правилам и процедурам аппарата Думы;
10) редактировать предложения, выносимые на поименное голосование и руководить заполнением бланков поименного голосования.
Статья 18.
Председатель имеет право:
1) лишать выступающего слова, если он нарушает Регламент, выступает не по повестке дня, допускает оскорбительные выражения;
2) не прибегать к подсчету голосов при явном (очевидном) большинстве при принятии процедурных решений;
3) при проведении голосования пользоваться правами, указанными в статье 94;
4) пригласить помощника для обеспечения контроля времени выступлений, фиксации предложений депутатов;
5) обращаться за справками к депутатам и должностным лицам;
6) приостанавливать незапланированные дебаты (более двух выступлений) от микрофонов с мест или в зале заседаний;
7) призвать депутата к порядку, предложить Думе выразить порицание в соответствии со статьями 155-159 Регламента.
2.6. Временной регламент заседаний Думы
Статья 19.
Заседания Думы проводятся:
утреннее - с 10 часов 00 минут до 12 часов 30 минут;
дневное - с 14 часов 30 минут до 17 часов 00 минут;
В течение дня по решению Думы может быть проведено одно заседание.
Перед каждым заседанием начинается и до его окончания проводится табельная регистрация депутатов под расписку. При проведении тайного голосования по решению Думы может быть проведена специальная табельная регистрация, согласно статье 113.
В конце каждого заседания отводится 5 минут для объявлений.
Статья 20.
Продолжительность выступлений:
1) с докладами и содокладами - до 15 минут;
2) в прениях - до 5 минут;
3) в пункте повестки дня "Разное" - до 3 минут;
4) со справками, вопросами, формулировками предложений, по порядку ведения, мотивам голосования - до 1 минуты.
По решению Думы, основанному на просьбе выступающего, продолжительность выступления может быть увеличена.
Статья 21.
Общий лимит времени:
1) на вопросы докладчику (содокладчику) - до 15 минут;
2) на прения (без доклада и содоклада) - от 15 мин. до 1 часа;
3) на рассмотрение поправок - до 1 часа;
4) на дебаты по порядку ведения - до 10 минут;
5) на выступления по мотивам голосования - до 10 минут.
Прения по вопросу, включенному в повестку дня, могут продолжаться менее 15 минут лишь в том случае, если отсутствуют желающие принять в них участие.
Перед принятием правового акта, постановления, заявления, обращения Думы, в том числе за основу, выступления по мотивам голосования могут продолжаться менее 10 минут лишь в том случае, если отсутствуют желающие выступить по мотивам голосования.
Статья 22.
Внеочередной перерыв в заседании на срок до 30 минут объявляется незамедлительно по просьбе председателя (без голосования), а также по решению Думы.
2.7. Кворум
Статья 23.
Дума правомочна принимать правовые акты города, постановления, заявления и обращения, если на заседании Думы присутствуют более половины от числа депутатов, установленного для Думы.
Статья 24.
Число присутствующих на заседании депутатов определяется только по результатам табельной регистрации депутатов.
Не допускается устанавливать наличие или отсутствие кворума, а также определять число присутствующих на заседании депутатов путем суммирования результатов голосования или прямым подсчетом депутатов, находящихся в зале заседаний.
Статья 25.
Уважительные причины отсутствия депутатов:
- болезнь;
- командировка;
- отпуск;
- чрезвычайные причины (свадьба, рождение ребенка, похороны и др.)
Статья 26.
Список депутатов, пропустивших без уважительной причины в течение квартала более трети заседаний Думы, может быть передан постановлением Думы в городские средства массовой информации.
Уважительные причины отсутствия подтверждаются в первой декаде квартала передачей председателя Московской гоордской Думы отделом кадров аппарата Думы сводки данных о служебных командировках и отпусках депутатов или предъявлением соответствующего документа (или его копии) - больничного листа, командировочного удостоверения, приказа, распоряжения.
2.8. Рабочие органы заседаний Думы
Статья 27.
Решением Думы могут быть созданы рабочие органы (комиссии, группы) заседаний Думы, в том числе редакционная комиссия, комиссия по освещению работы заседаний Думы по телевидению, счетная комиссия для определения результатов тайного голосования, группа по контролю за соблюдением Регламента или постоянный представитель комиссии по правилам и процедурам, который обязан контролировать соблюдение Регламента, распорядка заседаний (статья 35) и рассматривать замечания депутатов по вопросам соблюдения Регламента.
Статья 28.
Сотрудники аппарата Думы осуществляют организационно-техническое обеспечение заседаний Думы:
- обеспечивают депутатов проектами решений по вопросам повестки дня и другой необходимой информацией, в том числе через информационные стенды (статья 47);
- оказывают помощь депутатам Думы в вопросах качественной подготовки к заседаниям проектов решений Думы и поправок к ним, в том числе путем организации своевременного взаимодействия депутатов Думы и руководителей органов городской администрации;
- готовят проекты повестки дня заседаний и плана работы Думы на квартал и предложения по распорядку работы на очередных заседаниях;
- не позднее чем за 5 дней приглашают на заседание Думы лиц, чье присутствие необходимо при обсуждении вопроса;
- отвечают за осуществление табельной регистрации депутатов;
- на заседаниях Думы составляют список желающих выступить и передают его председателю (статья 52);
- ведут работу по выпуску решений Думы.
Размножение материалов для заседаний Думы осуществляется при наличии визы председателя Московской городской Думы или руководителя аппарата Думы или лица, уполномоченного председателем или руководителем аппарата Думы.
Статья 29.
Информационно-счетная группа из числа сотрудников аппарата Думы:
- подсчитывает голоса при открытом и поименном голосованиях;
- фиксирует результаты всех голосований;
- сообщает председателю результаты голосований;
- хранит и обрабатывает информацию о голосованиях депутатов Думы и выдает ее депутатам Думы по их требованию.
2.9. Повестка дня заседаний
Статья 30.
Повестка дня заседаний и план работы Думы формируются на квартал. С этой целью на первом заседании каждого квартала (в январе, апреле, июле, октябре) отводится до двух часов на формирование повестки дня заседаний Думы и плана работы Думы на квартал.
Повестка дня внеочередных заседаний предлагается инициаторами их проведения.
Включение вопроса в повестку дня и исключение вопроса из нее, утверждние повестки в целом, внесение в нее изменений и дополнений оформляются постановлениями Думы.
Статья 31.
Правом внесения вопросов в повестку дня, проектов решений и поправок к ним обладают депутаты Думы, мэр или его официальный представитель, органы, образованные Думой, органы местного самоуправления (или их ассоциации) или их официальные представители, прокуратура Москвы, Московский городской суд и Арбитражный суд Москвы.
Статья 32.
В первую очередь голосуется принятие за основу повестки дня, предложенной председателем Московской городской Думы (спикером Думы). Указанная повестка готовится председателем Московской городской Думы совместно с аппаратом Думы и с учетом предложений депутатов Думы, мэра и других лиц (органов), перечисленных в статье 31. Предложения по повестке дня заседаний Думы на квартал подаются в аппарат Думы не позднее чем за две недели до рассмотрения повестки.
Статья 33.
На момент утверждения повестки дня на квартал не требуется наличия проекта решения по предложенному вопросу.
Статья 34.
Первоначально определяются формулировки всех выносимых на рассмотрение вопросов повестки дня безотносительно к очередности их рассмотрения. После этого принимаются решения о примерной очередности рассмотрения вопросов (относительным большинством голосов) и утверждается повестка дня в целом.
После утверждения повестки дня заседаний и плана работы Думы на квартал они направляются в городскую администрацию, в пресс-центр Думы и раздаются депутатам.
Статья 35.
Перед очередным утренним заседанием приглашенным на заседание Думы лицам раздается распорядок утреннего и дневного заседаний, подготовленный председателем.
Распорядок заседаний Думы на текущий день должен содержать очередные вопросы повестки дня и порядок их рассмотрения. Не допускается без решения Думы изменение формулировок вопросов повестки дня заседаний Думы на квартал, включение новых вопросов.
Перед окончанием последнего заседания текущей недели депутатам Думы раздаются распорядок очередных заседаний Думы (утреннего и дневного заседаний следующей недели) и все материалы, необходимые для рассмотрения вопросов повестки дня.
Дума вправе внести коррективы в планируемый распорядок в соответствии с Регламентом.
Статья 36.
Правом внесения предложений по изменению повестки дня обладают председатель Московской городской Думы, мэр или его официальный представитель, прокуратура Москвы, 5 и более депутатов, представитель зарегистрированной фракции.
Дополнительный вопрос может быть включен в повестку дня не позднее чем за неделю до его рассмотрения и при наличии проекта решения.
Статья 37.
Переход к рассмотрению очередного вопроса повестки дня или возврат к одному из предыдущих, но не решенных вопросов, осуществляется относительным большинством голосов или без голосования председателем при отсутствии возражений.
Статья 38.
В течение одного дня может быть отведено по решению Думы или председателя до 15 минут для заявлений, сообщений, обращений депутатов в рамках вопроса повестки дня "Разное".
Статья 39.
По всем вопросам повестки дня (кроме вопроса "Разное") прения открываются в обязательном порядке.
Статья 40.
По каждому вопросу повестки дня Дума принимает решение.
Правовые акты города и постановления Думы принимаются только в рамках вопроса, включенного в повестку дня. По одному вопросу повестки дня не может быть принято более одного постановления.
Статья 41.
Основные элементы процедуры рассмотрения вопроса на заседаниях Думы:
1) включение вопроса в повестку дня;
2) доведение проектов документов до сведения депутатов;
3) доклад, содоклад, в случаях, предусмотренных Регламентом;
4) вопросы докладчику (содокладчику) и ответы на вопросы;
5) прения по вопросу повестки дня;
6) принятие проекта решения за основу;
7) внесение поправок к принятому за основу проекту решения;
8) выступления по мотивам голосования и принятие решения в целом.
2.10. Подготовка проектов решений
Статья 42.
Дума приступает к рассмотрению вопроса повестки дня, если депутаты получили хотя бы один проект решения по данному вопросу.
Статья 43.
На проекте решения указывается:
1) наименование решения (правового акта, постановления думы, заявления, обращения Думы) - слева вверху первой страницы машинописного текста;
2) кем он вносится и дата внесения - справа вверху под словом "ПРОЕКТ";
3) фамилия ответственного исполнителя по данному решению (редактора проекта решения) и его телефон - под текстом проекта;
4) ознакомительные визы представителей мэра и государственно-правового отдела аппарата Думы - на первой странице текста.
К проекту решения прилагается заключение мэра или его официального представителя, если таковое имеется.
В проекте решения фамилии мэра или его председателя в качестве подписи не указывается.
Представитель государственно-правового отдела аппарата Думы вправе запросить у ответственного исполнителя копию проекта решения.
Статья 44.
Преамбула проекта решения, как правило, должна содержать краткое законодательное обоснование со ссылками.
Статья 45.
Подготовленный и согласованный проект решения передается в аппарат Думы не позднее, чем за две недели до планируемой даты рассмотрения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 36.
Председатель Московской городской Думы не позднее чем за неделю до очередных заседаний доводит до сведения всех депутатов и заинтересованных лиц распорядок очередных заседаний Думы и все материалы, необходимые для рассмотрения вопросов.
Статья 46.
Проекты бюджета города и отчета об исполнении бюджета не могут быть рассмотрены Думой ранее, чем через две недели после даты вручения их депутатам.
Статья 47.
На информационных стендах работниками аппарата Думы помещается информация о собраниях депутатов, комиссий (групп), депутатских фракций, в том числе по предварительному обсуждению проектов решений. На этих же стендах работниками аппарата Думы вывешиваются проекты решений, результаты поименных голосований, информация о числе пропущенных депутатами заседаний и другая информация.
Информация, представляющая общественный интерес, оперативно публикуется в официальных изданиях Думы, передается в средства массовой информации.
На информационных стендах вывешиваются полная утвержденная Думой повестка дня заседаний и план работы Думы на квартал с отметками о рассмотрении каждого вопроса (проект решения внесен, принят за основу, принят в целом, результаты голосований) или планируемыми датами рассмотрения вопросов повестки дня. Ответственность за наличие такой информации возлагается на аппарат Думы.
2.11. Прения
Статья 48.
Доклад по вопросу повестки дня и проекту решения делает депутат или представитель городской администрации, уполномоченный на это мэром. Как правило, докладчиком является лицо, подготовившее проект решения.
Статья 49.
Содоклад делается в том случае, если Дума поручает его какому-либо депутату, рабочей группе или должностному лицу. В содокладе даются критический анализ доклада и проекта решения, предложения по изменению (доработке, переработке) проекта решения, заключение о возможности его принятия за основу.
Безусловное право на содоклад имеет мэр или его официальный представитель.
Статья 50.
Устные вопросы задаются докладчику и содокладчику одновременно или порознь в пределах 10 минут на каждого отвечающего.
При наличии желающих задавать вопросы сокращение времени не допускается.
Статья 51.
Перед началом прений или по истечении 15 минут прений председатель определяет голосованием общий лимит времени на прения и продолжительность одного выступления в соответствии со статьями 20, 21. До голосования председатель сообщает число желающих выступить и зачитывает их список в порядке очередности выступлений.
Статья 52.
Очередность выступлений устанавливается работниками аппарата Думы в соответствии с записью на выступления и с учетом следующих приоритетов:
1-й приоритет - представители городской администрации, эксперты;
2-й приоритет - представители депутатских комиссий, групп, образованных Думой для подготовки рассматриваемого вопроса;
3-й приоритет - представители депутатских объединений численностью не менее 5 человек, депутаты, представившие письменное заключение по проекту решения.
Остальные депутаты выступают в порядке записи.
В пределах одного приоритета очередность выступления определяется временем записи.
Представители органов местного самоуправления, другие граждане получают слово в порядке, определенном Думой по предложению председателя.
Статья 53.
Право на внеочередное выступление без предварительной записи имеют мэр и председатель Московской городской Думы при условии передачи ведения заседания на время выступления одному из депутатов Думы.
Статья 54.
Дума вправе изменить очередность выступлений.
Статья 55.
Запись на выступления в прениях начинается после открытия вопроса повестки дня (предоставления слова докладчику) и заканчивается по истечении времени прений, которое было первоначально установлено.
Статья 56.
Прения проводятся с трибуны.
Статья 57.
Прения ведутся на русском языке. Оратор поддерживает принятие за основу проекта решения или отводит его, высказывает конкретные замечания, предложения и их обоснования.
Статья 58.
Личные обращения к депутатам воспрещаются.
Статья 59.
Председатель следит за соответствием выступления вопросу повестки дня и при необходимости напоминает об этом оратору.
Если оратор не реагирует на указания председателя, допускает в своей речи оскорбительные выражения, то председатель призывает оратора к порядку или лишает его слова.
Статья 60.
Никто не может высказываться, не получив слова от председателя.
Статья 61.
Если на заседании возникает беспорядок и председатель лишен возможности его пресечь, он объявляет перерыв и покидает свое место. В этом случае заседание считается прерванным на полчаса.
Если после возобновления заседания шум или беспорядок продолжается, то председатель объявляет заседание закрытым.
Статья 62.
По истечении времени, отведенного на прения, слово предоставляется тем из записавшихся депутатов, кто настаивает на выступлении. Председатель выясняет число таких депутатов и либо предоставляет каждому из них слово в пределах 3 минут, либо ставит на голосование вопрос о продлении времени прений на треть или половину от первоначально установленного. До голосования объявляется число записавшихся, но не выступивших в прениях, их распределение по приоритетам.
Дума может рассмотреть персональные обращения к ней с просьбой о предоставлении слова.
Предложения о прекращении прений не голосуются. Тексты выступлений депутатов, записавшихся на выступление, но не выступивших, прилагаются к стенограмме заседания по их просьбе. В этом случае тексты выступлений в машинописном виде сдаются в протокольный отдел аппарата Думы.
Статья 63.
После окончания прений докладчик выступает с заключительным словом и на голосование ставится вопрос о принятии проекта решения за основу.
Докладчик вправе по итогам прений внести в проект решения изменения до его принятия за основу и сообщить о них Думе до голосования.
2.12. Принятие проекта решения за основу
Статья 64.
Принятие проекта решения за основу означает, что данный текст будет дорабатываться путем внесения в него поправок.
Принятие проекта решения за основу не исключает возможности внесения в него принципиальных, концептуальных поправок и дополнений.
Статья 65.
Принятие одного из нескольких альтернативных проектов за основу осуществляется в соответствии со статьями 8, 101.
Статья 66.
Если проект решения не был принят за основу, то соответствующий вопрос может быть снят с повестки дня либо перенесен на одно из последующих заседаний. В последнем случае Дума дает поручения, связанные с подготовкой нового проекта решения.
2.13. Поправки к проекту решения
Статья 67.
Поправки к решениям Думы принимаются тем же числом голосов, что и сами решения. Если поправка набрала относительное большинство голосов и не менее 10, но не принята, то по предложению автора или председатель Московской городской Думы она может быть поставлена на повторное голосование непосредственно перед принятием решения в целом.
Срок подачи поправок устанавливается после принятия проекта решения за основу. Для внесения поправок в письменном виде предоставляется не менее трех суток.
По решению большинства от общего числа депутатов Думы в исключительных случаях могут голосоваться устные поправки, в том числе сразу же после принятия проекта решения за основу. Общий лимит времени на рассмотрение таких поправок не может быть более получаса.
Статья 68.
Редактором проекта решения (ответственным исполнителем по данному решению) является, как правило, автор или представитель автора проекта, в том числе депутат Думы, отвечающий за направление работы Думы, связанное с подготовленным проектом решения. Редактор проекта решения рассматривает каждую поправку, рекомендует Думе принять или отклонить ее.
Статья 69.
При большом объеме проекта решения, большом количестве поправок проводится собрание по рассмотрению поправок, в котором могут принять участие все заинтересованные лица.
При большом количестве поправок может быть проведено предварительное анкетирование депутатов с помощью бланка специальной формы, в котором приводятся поправки, заключения редактора по каждой поправке, а при необходимости и представителя государственно-правового отдела, а также предусмотрена графа для выражения несогласия анкетируемого депутата с заключениями редактора. После обобщения результатов анкетирования аналогичные бланки с указанием числа депутатов, не согласных с заключением редактора по каждой поправке, раздаются депутатам до рассмотрения поправок на заседании Думы.
Статья 70.
Последовательность голосования поправок на заседании Думы определяется редактором проекта решения.
Статья 71.
Одобренные редактором поправки голосуются одновременно, если ни один из депутатов не потребует отдельного голосования по конкретной поправке. Одобренные редактором поправки к нормативному акту города представляются каждому депутату в письменном виде.
При большом количестве одобренных поправок может быть проведено второе чтение проекта решения. При этом все одобренные редактором поправки включаются в текст проекта решения, принятого за основу (в первом чтении). Полученный таким образом проект решения после выступления по мотивам голосования принимается за основу. После этого Дума переходит к рассмотрению отклоненных поправок.
Статья 72.
Отклоненные редактором поправки ставятся на голосование, если на этом настаивают внесшие их депутаты или редактор.
Автор поправки зачитывает ее и дает краткое обоснование (до 1 минуты). После этого редактор вправе дать комментарий (до 1 минуты).
По истечении 1 часа рассмотрения поправок Дума принимает решение о времени дальнейшего рассмотрения поправок или переносит вопрос на другое заседание.
Статья 73.
Перед голосованием поправки выступления по мотивам голосования, как правило, не допускаются. В отдельных случаях председатель может допустить по одному выступлению "за" и "против" поправки.
Статья 74.
На голосование не ставятся поправки редакционного характера, поправки, внесенные несвоевременно, если был установлен срок их внесения, а также поправки, внесенные устно, если Дума не примет иного решения. Все остальные поправки, на которых настаивает депутат или представитель городской администрации, должны быть проголосованы Думой.
2.14. Принятие решения в целом
Статья 75.
Правовой акт города или постановление Думы принимается в целом после принятия проекта решения за основу и поправок в соответствии с Регламентом. Решения, по которым нет желающих подать поправку. голосуются сразу в целом (после проведения прений). К таким решениям могут относиться решения об избрании, назначении, утверждении в должности и другие решения.
Перед принятием решения в целом проводятся выступления по мотивам голосования. При проведении тайного (или поименного) голосования эти выступления проводятся до выдачи бюллетеня (до заполнения бланка поименного голосования).
Статья 76.
Результаты всех голосований вводятся в базу данных "Голосования Думы". Информационно-аналитическая служба Думы проводит статистическую обработку результатов голосований, публикует результаты обработки в печатном органе думы, обеспечивает депутатов информацией о результатах голосований и дает их анализ.
2.15. Контроль за исполнением постановлений Думы
Статья 77.
В каждом постановлении Думы указывается лицо, контролирующее его исполнение.
Целью контроля является выявление степени эффективности постановлений, причин, затрудняющих его исполнение, определение лиц, препятствующих исполнению, привлечение их к ответственности, а также при необходимости защита постановления в суде. Для выполнения перечисленных полномочий лицу, на которое Дума возложила контроль, никаких специальных доверенностей не требуется.
В каждом порученческом пункте постановления или протокольного решения указываются исполнитель поручения и срок исполнения.
Статья 78.
Лицо, на которое возложен контроль, обязано своевременно подготовить сообщение о ходе выполнения постановления. После заслушивания такого сообщения Дума вправе:
- снять постановление с контроля как выполненное;
- продлить контрольные полномочия;
- возложить контрольные полномочия на иное лицо;
- отменить постановление;
- изменить постановление или дополнить его;
- принять дополнительное постановление.
Статья 79.
Срок отчетности по контролю устанавливается в самом постановлении. Председатель вправе поручить лицу, контролирующему исполнение постановления, сделать сообщение на заседании Думы.
2.16. Протокол заседания
Статья 80.
На каждом заседании Думы ведутся протокол и стенограмма.
В протоколе указываются:
1) дата, место проведения заседания, год созыва Думы;
2) число депутатов, установленное для Думы, число избранных в Думу депутатов и число депутатов, присутствовавших на заседании;
3) вопрос повестки дня и фамилия докладчика;
4) список лиц, выступивших на заседании;
5) результаты голосований.
Фамилии депутатов сопровождаются указанием их избирательных округов, а других лиц - указанием должности и места работы.
Статья 81.
Протокол и стенограмма оформляются в десятидневный срок.
Протокол подписывается председателем Московской городской Думы и руководителем аппарата Думы. На протоколе указываются фамилия ведущего протокол (ответственного исполнителя), его телефон.
Стенограмма (машинописная запись) заверяется руководителем машинописного бюро.
Статья 82.
Подлинники протокола и стенограммы сдаются на хранение в протокольный отдел аппарата Думы.
Копии протоколов заседаний помещаются в открытом для депутатов доступе в отделе информации аппарата Думы.
Статья 83.
В орготделе хранятся листы табельной регистрации депутатов и тексты проектов решений, принятых за основу.
Статья 84.
Решения Думы (кроме процедурных) в обязательном порядке публикуются в официальных изданиях Думы, а правовые акты города за подписью мэра, кроме того , - в официальных изданиях мэрии.
См. Закон г. Москвы от 8 июня 1994 г. N 10-47 "О порядке опубликования и вступления в силу законов города Москвы"
Ответственный исполнитель по решению осуществляет подготовку решения к выпуску совместно с сотрудниками аппарата Думы.
На обратной стороне титульного листа указывается:
1) кем внесен проект (фамилия, подпись представителя);
2) фамилия ответственного исполнителя по данному решению (подпись, телефон);
3) виза представителя государственно-правового отдела аппарата Думы;
4) виза руководителя аппарата Думы;
5) адресаты рассылки (статья 86).
Оформление решения, сбор виз осуществляется ответственным исполнителем либо по его просьбе ответственным работником аппарата Думы.
Статья 85.
Постановление Думы вступает в силу с момента его подписания председателем Московской городской Думы, если в самом постановлении не оговорено иное.
Статья 86.
Постановления, заявления и обращения Думы в десятидневный срок после их представления в протокольный отдел рассылаются каждому депутату Думы, в аппарат Думы (3 экземпляра), в пресс-центр Думы, в официальные издания Думы, руководителям городской администрации, прокурору Москвы, председателям Московского городского и арбитражного суда города Москвы, другим заинтересованным лицам по списку, составленному ответственным исполнителем по данному решению.
2.17. Правила голосований
Статья 87.
Виды голосований, используемые в Московской городской Думе, классифицируются следующим образом:
1) по степени огласки - тайное, открытое, или поименное;
2) по правам голосующего - "мягкое" или "жесткое";
3) по последствиям - решающее или справочное.
Статья 88.
Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования.
Открытое голосование проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или при помощи информационно-счетной группы. Данные об открытых голосованиях депутатов доступны для всех заинтересованных лиц.
Поименное голосование проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или при помощи информационно-счетной системы с использованием бланков поименного голосования. Данные о поименных голосованиях депутатов подлежат опубликованию в официальных изданиях Думы.
Особенности проведения тайного и поименного голосований приведены в параграфах 2.18 и 2.19 соответственно.
Статья 89.
При "мягком" голосовании депутат вправе голосовать за каждый из вариантов голосования.
Статья 90.
При "жестком" голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один вариант голосования.
Статья 91.
Независимо от вида голосования депутат имеет право не принимать в нем участия - воздержаться от голосования, сообщая или не сообщая об этом другим депутатам.
Число воздержавшихся не выясняется и в результатах голосования не указывается.
Статья 92.
Предложение (решение) считается принятым относительным большинством голосов, если за него подано большее число голосов, чем против, а при голосовании альтернативных предложений, кроме того. большее число голосов, чем за любое другое альтернативное предложение.
Статья 93.
Альтернативными считаются такие предложения или проекты решения, из которых следует выбирать не более одного.
По альтернативным предложениям проводится "мягкое" голосование на относительное большинство, если иное не оговорено Регламентом.
Последовательность постановки альтернативных предложений на "мягкое" открытое голосование определяется председателем.
Статья 94.
Председатель Московской городской Думы вправе:
- проводить "мягкое" голосование альтернативных предложений в несколько туров;
- обобщать несколько предложений в одно ключевое с тем, чтобы в случае его принятия сократить число альтернативных предложений;
- вносить собственные предложения или компромиссные формулировки, не снимая с голосования ни одного из предложений депутатов;
- проводить справочное голосование, не интерпретируя его как результаты решения Думы;
- проводить вслед за справочным решающее голосование по тому же вопросу.
При большом количестве предложений, которые относятся к различным проблемам, председатель проводит серию голосований. В первую очередь голосуются предложения по порядку ведения заседания, а затем проводятся голосования по существу каждой проблемы в рамках вопроса повестки дня.
Статья 95.
Если ни одно из альтернативных предложений не набрало необходимого числа голосов, то по предложению, набравшему наибольшее число голосов, проводится второй тур голосования. Председатель вправе поставить на голосование во втором туре два альтернативных предложения, набравших в пером туре большее число голосов, чем другие предложения.
Если баллотируются два кандидата на одно вакантное место и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то вотируется один кандидат, набравший наибольшее число голосов.
Если баллотируется более двух кандидатов на одно вакантное место и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то вотируются два канидата, набравшие большее число голосов по сравнению с другими кандидатами.
Статья 96.
При голосовании альтернативных предложений число голосов против каждого из них не выясняется. Председатель предлагает голосовать за поступившие альтернативные предложения. До голосования перечисляются все альтернативные предложения.
Статья 97.
При голосовании одного предложения выясняется число голосов "за" и число голосов "против".
Статья 98.
Решения Думы принимаются в соответствии со статьями 7, 8 Регламента.
Статья 99.
Отмена или изменение решения Думы, принятого большинством от числа присутствующих депутатов, производится большинством от числа присутствующих депутатов, а принятого большинством от общего числа депутатов - большинством от общего числа депутатов.
При противоречии двух процедурных решений действует то из них, которое принято позже.
Статья 100.
Справочное голосование не может служить основанием для принятия каких-либо решений и носит информационный характер.
Справочное голосование не может проводиться тайно или поименно.
Ведущий или автор проекта вправе в любой момент поставить проект на справочное голосование.
При наличии альтернативных проектов председатель перед началом прений может поставить их на справочное голосование.
Статья 101.
Повторное голосование по одному и тому же вопросу допускаетя в случаях, предусмотренных Регламентом, а также по решению Думы, принятому тем же большинством голосов, которое необходимо для принятия решения. Основаниями для этого могут быть: нарушение Регламента, ошибки при подсчете голосов и т.д.
Автор проекта решения, председатель Московской городской Думы или мэр вправе вынести проект на повторное голосование (но не более двух раз), если при голосовании в целом проект набрал относительное большинство голосов, но число голосов, не достаточное для принятия решения.
Статья 102.
При наличии заключения на проект решения голосуется не само заключение, а проект решения.
При наличии заключения по кандидату на должность голосуется вопрос об избрании (утверждении, назначении) на должность независимо от того, является заключение положительным или отрицательным.
2.18. Тайное голосование
Статья 103.
Тайное голосование проводится при избрании председателя Московской городской Думы при голосовании вопросов о доверии ( недоверии), а также в других случаях принятия решений по персональным вопросам по требованию не менее десяти депутатов Думы.
Персональным считается вопрос, голосование по которому может изменить должностное положение одной персоны.
Статья 104.
Для проведения тайного голосования избирается счетная комиссия. В счетную комиссию не могут входить те депутаты, по кандидатурам которых проводится голосование.
Статья 105.
Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве.
Бюллетени должны иметь маркировку, препятствующую изготовлению дополнительного количества бюллетеней кем-либо, помимо счетной комиссии.
Бюллетень должен содержать альтернативные варианты голосования, в том числе при наличии одного кандидата на должность - слова "за","против".
Бюллетени выдаются депутатам под расписку,. Получение бюллетеня незарегистрировавшимся на заседании депутатом означает регистрацию этого депутата. По решению Думы выдача бюллетеней для тайного голосования может рассматриваться как специальная табельная регистрация депутатов (под расписку) с целью определения числа депутатов, присутствующих на заседании. При этом депутат вправе отказаться от получения бюллетеня, о чем делается отметка членом счетной комиссии.
Статья 106.
В зале голосования устанавливаются кабины. Процедура вычеркивания может производиться как в кабине, так и вне ее. Устная агитация в зале голосования воспрещается.
Статья 107.
Депутат вычеркивает в бюллетене не устраивающие его фамилии кандидатов или варианты голосования.
Статья 108.
Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосующего. По каждому из таких бюллетеней счетная комиссия принимает решение.
При тайном голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один из вариантов голосования, если Дума не примет иного решения.
2.19. Поименное голосование
Статья 109.
Поименное голосование проводится по требованию не менее десяти депутатов по любым вопросам, за исключением персональных.
Статья 110.
Бланк поименного голосования заполняется депутатом и содержит: номер голосования, фамилию и округ депутата, формулировку предложения, результат голосования, подпись депутата, дату.
В заранее заготовленных бланках должны содержаться слова "за" и "против". Бланки, в которых в результате голосования оба этих слова вычеркнуты или оба слова оставлены, рассматриваются как голоса воздержавшихся. Число воздержавшихся и их фамилии в результатах голосования не указываются.
Бланки, авторство которых установить невозможно, в расчет не принимаются.
Заполненные бланки сохраняются в течение трех месяцев после опубликования результатов поименного голосования.
Статья 111.
Формулировка предложения совместно с результатами голосования должна однозначно восприниматься как депутатами., так и избирателями. Как правило, формулировка дается в повелительном наклонении, предельно лаконичной и не содержащей отрицания или запрета. Формулировка записывается в бланк под диктовку председателя счетной комиссии или председателя.
Статья 112.
Прием бланков поименного голосования производится до момента оглашения результатов голосования. Депутат вправе изменить свое решение и заменить свой бланк голосования. Исправление результата голосования в бланке не допускается. В случае недоразумений счетная группа вправе запрашивать у депутатов пояснения по их бюллетеням. Воспрещаются любые формы давления на депутатов с целью принудить их изменить результат голосования.
Прием бланка от незарегистрировавшегося на заседании депутата означает регистрацию этого депутата.
Статья 113.
Результаты поименного голосования оглашаются в день голосования (в час, установленный Думой), вывешиваются на информационных стендах в течение часа, публикуются в официальных изданиях Думы, передаются в средства массовой информации.
Воздержавшимися считаются все депутаты, присутствовавшие на заседании, но не проголосовавшие "за" или "против".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.