Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Боджокова Н.К.
судей - Тхагапсовой Е.А. и Мерзакановой Р.А.
при секретаре судебного заседания - Бендюк- Черной Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея по доверенности Скобеевой Т.И. на решение Верховного суда Республики Адыгея от 22 апреля 2019 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление ООО "Минотавр" к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - нежилого здания ресторана с кадастровым номером 01:08:0505001:207, общей площадью 3073,8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 06 июня 2017 года в размере его рыночной стоимости - 35 085 000 (тридцать пять миллионов восемьдесят пять тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта капитального строительства - нежилого здания ресторана с кадастровым номером 01:08:0505001:207, общей площадью 3073,8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства считать дату обращения ООО "Минотавр" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 19 декабря 2018 года."
Заслушав доклад судьи Мерзакановой Р.А, пояснения представителя администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея по доверенности Скобеевой Т.И, представителя Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея по доверенности Ушакова М.В, представителя Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Ожева Р.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца по доверенности Агировой Б.Н, возражавшей по доводам апелляционной жалобы и просившей оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Минотавр" обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - нежилого здания ресторана с кадастровым номером 01:08:0505001:207, общей площадью 3073,8 кв.м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, город Майкоп, ул. Юннатов, д. 9, равной его рыночной стоимости в размере 35 070 000 рублей на дату определения кадастровой стоимости - 06.06.2017.
При этом, административный истец указал, что является собственником указанного объекта недвижимости. По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилого здания ресторана с кадастровым номером 01:08:0505001:207 по состоянию на 06.06.2017 утверждена в размере 87 876 284,18 рублей. По мнению административного истца, кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества является существенно завышенной, что нарушает его права как собственника, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость.
Для определения достоверной рыночной стоимости объекта недвижимости административным истцом ООО "Минотавр" была заказана независимая оценка объекта. Как следует из отчета N 86-12-18 от 14.12.2018 Краснодарского центра оценки и правовых экспертиз, рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 01:08:0505001:207 по состоянию на 06.06.2017 составляет 35 070 000 рублей.
В отзыве административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея на данный иск указано на несоответствие представленного административным истцом отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также требованиям федеральных стандартов оценки.
В судебном заседании первой инстанции представитель административного истца Агирова Б.Н. просила удовлетворить административное исковое заявление с учетом уточнения в части определения величины рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии с экспертным заключением N 03/19/11 от 02.04.2019.
Представители административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Матыжев Х.А. и заинтересованного лица Администрации МО "Город Майкоп" Скобеева Т.И. возражали против удовлетворения уточненных административных исковых требований, указав, что экспертное заключение не отражает реальной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея по доверенности Ладыженко О.С. просила рассмотреть дело в её отсутствие, решение по делу оставила на усмотрение суда первой инстанции.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание первой инстанции не явился, письменных возражений относительно уточненных исковых требований суду не представил.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея по доверенности Скобеева Т.И. просила решение Верховного суда Республики Адыгея от 22.04.2019 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении требований ООО "Минотавр" отказать.
Доводы апелляционной жалобы основаны на том, что при проведении судебной оценочной экспертизы оценщиком был использован только один подход к оценке спорного объекта оценки, затратный. Но, при определении рыночной стоимости объекта затратным подходом экспертом необоснованно занижен коэффициент износа здания - 44,85%. Между тем, в материалах дела содержится копия технического паспорта от 14.04.2017 года, в котором указана информация о проведенной в 2016 году реконструкции объекта оценки и сведения о физическом износе - 14%. Считает, что заключение не является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта оценки. Уменьшение кадастровой стоимости объекта оценки ведет к уменьшению доходов, поступающих в бюджет муниципального образования "Город Майкоп" от налоговых и арендных платежей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участников процесса, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, не явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Так, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Минотавр" на праве собственности принадлежит объект капитального строительства - нежилое здание ресторана с кадастровым номером 01:08:0505001:207, общей площадью 3073,8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого на дату 06.06.2017 утверждена в размере 87 876 284,18 рублей.
Право собственности административного истца на объект капитального строительства подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.03.2019 N КУВИ-001/2019-5853639.
Вместе с тем, административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает рыночную стоимость, что нарушает его права, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций.
Таким образом, административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
ООО "Минотавр" согласно положениям главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 N 183 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций, исходя из кадастровой оценки объекта недвижимого имущества.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Административный истец, являясь собственником объекта недвижимости, имеет законный интерес в установлении в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Право на обращение в суд с указанными требованиями подтверждается также позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 03 июля 2014 N 1555-О, о том, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Из материалов дела следует, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Республике Адыгея.
Решением Комиссии от 26.12.2018 N 238 заявление ООО "Минотавр" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости отклонено.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке.
Таким образом, при разрешении дел об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость спорного объекта недвижимого имущества, административный истец представил отчет N 86-12-18 от 14.12.2018 по определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, выполненный оценщиком Краснодарского центра оценки и правовых экспертиз Устименко Е.А, согласно которому по состоянию на 06.06.2017 рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 01:08:0505001:207 (нежилое здание ресторана) общей площадью 3073,8 кв.м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д. 9, составляет 35 070 000 рублей.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в письменном отзыве на данный иск указал на несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
В соответствии с разъяснениям, содержащимися в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
По ходатайству представителя административного истца в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Верховного суда Республики Адыгея от 20.03.2019 назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "Вектор".
Согласно экспертному заключению N 03/19/11 от 02.04.2019, выполненному экспертом ООО "Вектор" Юрченко А.И, рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 01:08:0505001:207, общей площадью 3073,8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 06.06.2017 составляет 35 085 000 рублей.
Указанное экспертное заключение подготовлено экспертом Юрченко А.И, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется, так как оно отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца ООО "Минотавр" Агирова Б.Н. уточнила исковые требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и просила установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2017, в соответствии с выводами судебной экспертизы.
Положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, судебная коллегия расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанных в нем итоговых величин рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административное исковое заявление ООО "Минотавр", установив по состоянию на 06.06.2017 кадастровую стоимость объекта капитального строительства - нежилого здания ресторана с кадастровым номером 01:08:0505001:207, общей площадью 3073,8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 35 085 000 рублей.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-Ф3 актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае её пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Датой обращения административного истца ООО "Минотавр" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 19 декабря 2018 года.
Таким образом, с вышеуказанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в полном объеме, поскольку они мотивированы, основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, решение основано на нормах материального права, регулирующих возникшие правоотношения, в связи, с чем, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного суда Республики Адыгея от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея по доверенности Скобеевой Т.И.- без удовлетворения.
Председательствующий Н.К. Боджоков
Судьи: Е.А. Тхагапсова
Р.А. Мерзаканова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.