Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А,
судей Клюевой С.А, Силаевой Н.Л,
при секретаре Колтышевой О.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Силаевой Н.Л. дело по апелляционной жалобе Меденко М. А. на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 11 апреля 2019 года по иску Меденко М. А. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калужской области "Центральная районная больница Дзержинского района" о понуждении восстановить работу медицинского пункта и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
15 февраля 2019 года Меденко М.А. обратилась в суд с иском к главному врачу Дзержинской районной поликлиники Титову С.И, уточнив исковые требования после замены судом ненадлежащего ответчика на надлежащего - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области "Центральная районная больница Дзержинского района", просила открыть медицинское учреждение по адресу: город Кондрово, улица Карла Маркса, дом 1, второй этаж для приема больных в прежнем режиме работы с детским и взрослым отделениями, восстановить систему отопления в медицинском пункте, вернуть медицинский персонал, в том числе участкового врача терапевта, детского врача, врача стоматолога, возобновить работу процедурного кабинета и предоставить возможность работы аптеки, взыскать расходы по оплате доверенности в размере 2 300 рублей, государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы за ксерокопирование в размере 580 рублей, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В обоснование требований указала, что в августе 2018 года главный врач Дзержинской районной поликлиники Титов С.И. по распоряжению Министра здравоохранения Калужской области Баранова К.Н. вывез весь инвентарь из медицинского учреждения, расположенного в южной части города Кондрово и закрыл данное медицинское учреждение. Вместе с медицинским учреждением закрылась и аптека. Районная поликлиника, в которой истица может получить медицинскую помощь находится на расстоянии 4 километра, городской транспорт отсутствует, две маршрутки в сторону больницы ходят с большим интервалом, такси стоит 200 рублей. Указывает, что она страдает "часть текста удалена" 4-ой степени риска и на протяжении десяти месяцев не может получить медицинскую помощь в виде внутривенных и внутримышечных инъекций в связи с чем болезнь истицы обострилась и ее здоровью причинен ущерб.
Меденко М.А, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ее представители Меденко Ф.М, Илюхина Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Центральная районная больница Дзержинского района" Тарабанова М.Е. возражала против удовлетворения иска.
Представитель Министерства здравоохранения Калужской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 11 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит снований для отмены решения суда.
Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", определяя правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, одновременно закрепляет объективные критерии, с которыми связывается обеспечение доступности и качества медицинской помощи.
К таковым критериям федеральный законодатель относит организацию оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличие необходимого количества медицинских работников и уровень их квалификации; возможность выбора медицинской помощи и врача; применение порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; установление в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортную доступность медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; возможность беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента (пункты 1 - 4, 6 - 8 статьи 10 названного выше федерального закона).
Согласно части 1 статьи 37 этого же федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Приказом Минздрава России от 27 февраля 2016 года N 132н утверждены Требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения (далее Требования).
Пунктами 5,6 Требований установлено, что медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, размещаются с учетом шаговой доступности, не превышающей 60 минут.
Размещение отдельных видов медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций, исходя из условий, видов, форм оказания медицинской помощи и рекомендуемой численности обслуживаемого населения осуществляется в соответствии с приложением к настоящим Требованиям.
В населенных пунктах с численностью населения от 10 тыс. до 20 тыс. человек по решению субъекта Российской Федерации возможно размещение нескольких врачебных амбулаторий или центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), либо одной поликлиники.
Судом установлено, что до августа 2018 года первичная медико-санитарная помощь жителям микрорайона Троицкое, где проживает истец, оказывалась в здравпункте, расположенном по адресу: Калужская область, Дзержинский район, город Кондрово, улица Карла Маркса, дом 1, второй этаж, который являлся филиалом районной поликлиники ГБУЗ КО "ЦРБ Дзержинского района".
В настоящее время данный здравпункт не работает, медицинская помощь жителям микрорайона Троицкое оказывается в районной поликлинике по адресу: город Кондрово, улица Ленина, дом 86.
Помещение здравпункта находится в оперативном управлении ГБУЗ КО "ЦРБ Дзержинского района", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 40 КЛ N 587823 от 26 сентября 2013 года.
Из пояснений представителей Меденко М.А. - Меденко Ф.М. и Илюхиной Е.В, данных в суде первой инстанции, следует, что закрытие здравпункта в микрорайоне Троицкое нарушает право истицы на доступность медицинской помощи, так как Меденко М.А. по состоянию здоровья ограничена в движении, самостоятельно передвигаться не может, соответственно не может посещать районную поликлинику, расположенную от места жительства истицы на расстоянии 4 км. Закрытие здравпункта привело к ухудшению общего состоянии здоровья истицы.
Судом установлено, что согласно выписного эпикриза из истории болезни N337/17 видно, что Меденко М.А. находилась в 2017 году на стационарном лечении в отделении сосудистой хирургии в ГБУЗ КО "Калужская областная клиническая больница" с диагнозом "часть текста удалена".
Из электронной медицинской карты следует, что последнее обращение Меденко М.А. к участковому врачу, осуществлявшему прием в здравпункте микрорайона Троицкое было 21 ноября 2016 года. В дальнейшем были обращения к врачам районной поликлиники.
Из объяснений представителя ответчика Тарабановой М.Е, выписки из штатного расписания ГБУЗ КО "ЦРБ Дзержинского района", а также представленной суду переписки Меденко М.А. с различными организациями следует, что закрытие здравпункта в микрорайоне Троицкое города Кондрово обусловлено нехваткой медицинского персонала, а также с целью рационального финансирования медицинского учреждения и распределения нагрузки на медицинский персонал.
После закрытия здравпункта в микрорайоне Троицкий первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная специализированная медицинская помощь жителям микрорайона Троицкое оказывается в многопрофильной поликлинике ГБУЗ КО "ЦРБ Дзержинского района", расположенной по адресу: город Кондрово, улица Ленина, дом 86. Удаленность микрорайона Троицкое от указанной поликлиники в среднем составляет около 4 км, что истицей не оспаривается.
Транспортная доступность жителей микрорайона Троицкое к поликлинике обеспечивается движением регулярных маршруток, время в пути с учетом остановок составляет не более 25 минут.
Из вышеизложенного следует, что после закрытия здравпункта в микрорайоне Троицкий оказание медицинской помощи происходит в ГБУЗ КО "ЦРБ Дзержинского района", находящейся на расстоянии около 4 км, что не превышает нормативы шаговой доступности, установленные Требованиями к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения, утвержденными Приказом Минздрава России от 27 февраля 2016 года N 132н.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые ставили бы под сомнение законность и обоснованность решения суда, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда Калужской области от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Меденко М. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.