Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Мугиновой Р.Х,
судей Гаиткуловой Ф.С. и Субхангулова А.Н,
при секретаре Мингазовой Л.Ф,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахметьянов У.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее - Госстрой РБ) о признании незаконным решения от 25 января 2019 года N 15-07/3430 об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В обоснование административных исковых требований указал, что согласно уведомлению от 25 января 2019 года N 15-07/3430 Госстроя РБ отказано во включении его в реестр пострадавших граждан в связи с несоответствием заявителя подпункту 2 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, а именно по причине отсутствия договора долевого участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ.
Между ЖСК "Новый дом" и Ахметьяновым У.Х. 26 декабря 2011 года заключен договор паенакопления на однокомнатную квартиру в строящемся доме, расположенном по адресу РБ, г. Благовещенск, ул. Комарова, 25/1, на земельном участке, предоставленном кооперативу под строительство жилого дома на основании постановления N 2045 от 13 декабря 2007 года, выданного администрацией г. Благовещенска и Благовещенского района.
Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру, административным истцом внесен паевой взнос в полном объеме. Определением Арбитражного суда РБ от 18 октября 2012 года в отношении ЖСК "Новый дом" введена процедура наблюдения, внешним управляющим утвержден ФИО3 Определением Арбитражного суда РБ от 20 июня 2018 года установлено, что обязательства Ахметьянова У.Х. перед застройщиком выполнены в полном объеме и требования полностью удовлетворены, в реестр требований о передаче жилых помещений ЖСК "Новый дом" включено требование Ахметьянова У.Х. о передаче адрес, общей проектной площадью 64 кв.м, многоквартирного дома, расположенного по строительному адресу РБ, адрес, за которую Ахметьяновым У.Х. уплачено 1 108 000 рублей.
Вместе с тем, должник не выполнил свои обязательства по передаче жилого помещения с последующим оформлением в его собственность. Ахметьянов У.Х. полагает, что он соответствует критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденным Приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года N 560/пр.
Ахметьянов У.Х. просил признать незаконным решение Госстроя РБ от 01 февраля 2019 года незаконным, обязать ответчика включить его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 апреля 2019 года постановлено:
административный иск Ахметьянова У.Х. к государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения государственного комитета Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 25 января 2019 года N 15-07/3430 об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре принять по заявлению Ахметьянова У.Х. решение в соответствии с требованиями пункта 8 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 г. N560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
В апелляционной жалобе Госстроем РБ ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывается на то, что несоответствие заявителя хотя бы одному из установленных пунктом 2 Критериев, в том числе связанному с отнесением объекта незавершенного строительства к проблемному, в соответствии с подп. 1 п. 10 Правил влечет невозможность включения заявителя в реестр пострадавших граждан.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается, в том числе жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26 декабря 2011 года между ЖСК "Новый дом" (кооператив) и Ахметьяновым У.Х. заключен договор паенакопления, согласно которому кооператив производит строительство многоквартирного жилого дома по строительному адресу: г. Благовещенск, ул. Комарова, д. 25/1 на земельном участке, предоставленному кооперативу под строительство жилого дома на основании постановления. Согласно п. 1.2. кооператив производит строительство указанного в п. 1.1. договора дома за счет паев его участников. Участник осуществляет формирование пая путем внесения паевых взносов на условиях договора. Размер пая участника равен стоимости приобретаемой ими в указанном доме квартиры N 1, имеющей следующие проектные характеристики: количество комнат - 2, общая площадь 64,0 кв.м, этаж 1, подъезд N 1. После полного внесения пая, что подтверждается выдаваемой кооперативом справкой о полной выплате пая, участник в соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ, приобретает право собственности на квартиру (п. 1.3. договора).
Согласно п. 1.5. договора стоимость квартиры составляет: 742 500 рублей, и не подлежит изменению.
Оплата паевого взноса подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру N 129 от 16 ноября 2009 года, N 53 от 08 июля 2009 года, N 382 от 26 декабря 2011 года, N 45 от 23 июня 2009 года, N 58 от 14 июля 2009 года, N 245 от 07 ноября 2011 года, N 91 от 15 октября 2012 года, N 36 от 06 сентября 2012 года, на общую сумму 638 000 рублей, а также чеками ордерами от 25 августа 2014 года и 20 июня 2014 года на общую сумму 470 000 рублей.
Судом также установлено, что определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 октября 2012 года в отношении ЖСК "Новый дом" введена процедура наблюдения.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2018 года установлено, что обязательства перед застройщиком выполнены в полном объеме и требования полностью удовлетворены, в реестр требований о передаче жилых помещений ЖСК "Новый дом" включено требование Ахметьянова У.Х. о передаче квартиры N 1, общей проектной площадью 64 кв.м, многоквартирного дома, расположенного по строительному адресу: Республика Башкортостан, г. Благовещенск, ул. Комарова, д. 25/1, за которую административным истцом уплачено 1 108 000 руб.
Таким образом, обязательства по квартире Ахметьяновым У.Х. полностью выполнены.
Ахметьянов У.Х. обратился в государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, приложив к заявлению необходимые документы.
Уведомлением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре N 15-07/3430 от 25 января 2019 года Ахметьянову У.Х. отказано во включении в реестр в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 года N 560/пр, в связи с несоответствием заявителя подпункту 2 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, а именно: отсутствие договора долевого участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования административного истца, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение не может быть признано законным и подлежит отмене, поскольку нарушение прав административного истца Ахметьянова У.Х. установлено неисполнением перед ним обязательств по передаче квартиры. Административный истец соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии с Приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года N 560/пр.
Судебная коллегия оснований не согласиться с такими выводами суда не усматривает; они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении закона, соответствует установленным по делу обстоятельствам и содержанию исследованных судом и получивших надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ доказательств.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г..N 560/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, в силу п. п. 1 п. 2 которых критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются: 1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г..N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства: а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия; б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект; в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный
участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ; г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома; д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов. 2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ; 3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта; 4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства; 5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве; 6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по
договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации; 7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта; 8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.
Из правового анализа приведенного законодательства следует, что Ахметьянов У.Х. полностью соответствует Критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Как указывалось ранее, привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед Ахметьяновым У.Х, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность дольщику не передана. В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору административный истец исполнил, следовательно, Ахметьянов У.Х. относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Пунктом 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр.
Так, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий: 1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу; 2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; 3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении "требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; 4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, указанные обстоятельства в отношении административного истца судом не установлены.
Довод о том, что несоответствие заявителя хотя бы одному из установленных п. 2 Критериев, в том числе связанному с отнесением объекта незавершенного строительства к проблемному, в соответствии с подп. 1 п. 10 Правил влечет невозможность включения заявителя в реестр пострадавших граждан, является несостоятельным, поскольку административный истец отвечает требованиям п. 2 Критериев.
Как следует из Плана-графика ("дорожной карты") по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов в Республике Башкортостан и чьи права нарушены по состоянию на 29 июня 2018 года, согласованного Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, утвержденного Правительством Республики Башкортостан, размещенного на сайте ответчика, строящийся жилой дом по адресу г. Благовещенск, ул. Демьяна Бедного, 99 (ранее г. Благовещенск, ул. Комарова, 25/1), застройщиком которого являлся ЖСК "Новый дом", в строительство которых вносились паенакопления, включен в реестр проблемных объектов в соответствии с вышеуказанными Приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года N 560/пр.
Таким образом, отказ административного ответчика во включении административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, является незаконным.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х. Мугинова
Судьи Ф.С. Гаиткулова
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Курамшина А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.