Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д,
с участием прокурора Слободина С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2390/2019 по административному исковому заявлению Миловой Л А об оспаривании пункта 2.8.1 Административного Регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о внесении изменений в учетное дело" (Приложение N 12), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014г. N 521-ПП,
УСТАНОВИЛ:
10 сентября 2019 года Правительством Москвы принято постановление N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений".
Первоначальный текст документа опубликован на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 10.09.2014, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 52, 18.09.2014.
В настоящее время постановление Правительства Москвы N 521-ПП действует в редакции от 01.03. 2019 года.
Приложением N 6 к постановлению является "Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Приложением N 12 к постановлению является "Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о внесении изменений в учетное дело".
Милова Л А обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 2.8.1 названных административных Регламентов.
Данные пункты Регламентов предусматривают основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления соответствующей государственной услуги.
Определением Московского городского суда прекращено производство по административному делу в части требований Миловой Л.А. об оспаривании пункта 2.8.1 Административного Регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (Приложение N 6), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014г. N 521-ПП.
Обращаясь с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 2.8.1 Административного Регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о внесении изменений в учетное дело" (Приложение N 12), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014г. N 521-ПП, административный истец указала, что 07 сентября 2018 года обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о внесении изменений в учетное дело". 18 сентября 2018 года вынесено уведомление об отказе в приеме документов для предоставления данной государственной услуги.
По мнению административного истца, названный нормативный правовой акт противоречит статье 8 Закона г. Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", поскольку Закон не предоставляет право уполномоченному органу отказывать в приеме соответствующего заявления, уполномоченному органу предписывается Законом принять заявление и рассмотреть его по существу.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель Правительства Москвы возражал против удовлетворения административного иска по доводам письменного отзыва.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемое административным истцом отдельное положение нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего заявленное требование не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, жилищное законодательство, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 и пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Из положений части 14 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" следует, что порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта РФ устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
В целях реализации названного Закона постановлением Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве" утвержден Порядок разработки административных регламентов.
Пунктом 3.1 постановления Правительства Москвы установлено, что административные регламенты предоставления государственных услуг (в том числе государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и подведомственными органам местного самоуправления организациями при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, переданных законами города Москвы) утверждаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Согласно части 1 статьи 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Москвы.
При этом Правительство Москвы в силу пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Среди прочего Правительство Москвы разрабатывает и осуществляет городскую политику в жилищной сфере, в области социальной защиты населения; разрабатывает направления и методы деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области обеспечения граждан жилыми помещениями; устанавливает критерии нуждаемости при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы, что следует из положений статьи 14 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы".
Постановление Правительства Москвы N 521-ПП, оспариваемое в части административным истцом, подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы 10.09.2014, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 52 18.09.2014.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы, введен в действие и опубликован в установленном порядке.
Судом установлено, что Милова Л А зарегистрирована на основании договора передачи от 20.01.2015г. в комнате N 3 площадью жилого помещения 12,1 кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире площадью жилого помещения 58,9 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 5, корп. 3, кв. 407. Собственником комнаты N 3 является Милова Л.А, с 2013 года она состояла на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ,
Распоряжением Департамента от 26 июля 2018 г. N 24390 Миловой Л.А. предоставлена в собственность комната N 2 площадью жилого помещения 17,5 кв.м, общей площадью 17,5 кв.м, жилой площадью 11,7 кв.м, находящаяся в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 5, корп. 3, кв. 407, по договору купли-продажи по рыночной стоимости со снятием с учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
7 сентября 2018 г. Милова Л.А. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о внесении изменений в учетное дело" в части исключения из учетного дела граждан на основании личного заявления о снятии с жилищного учета.
Уведомлением Департамента от 18 сентября 2018 г. Миловой Л.А. отказано в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги в связи с отсутствием оснований для внесения изменений в учетное дело.
Уведомление принято на основании пункта 2.8.1 Административного Регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о внесении изменений в учетное дело" (Приложение N 12), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014г. N 521-ПП.
По мнению административного истца, названный пункт Регламента, предусматривающий возможность отказа в приеме документов и устанавливающий основания для такого отказа, противоречит статье 8 Закона г. Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", поскольку Закон не предоставляет право уполномоченному органу отказывать в приеме соответствующего заявления, уполномоченному органу предписывается Законом принять заявление и рассмотреть его по существу.
Суд не может согласиться с указанным выводом.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ (далее - Закон N 210-ФЗ) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пункт 4 статьи 2 которого понимает под административным регламентом нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Положения статьи 3 данного Закона устанавливают, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 12 Закона N 210-ФЗ предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом, структура которого, в частности, должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления этой услуги, который, в свою очередь, включает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 7 статьи 14 Федерального закона N 210-ФЗ).
В соответствии с разделом постановления Правительства Москвы N 546-ПП "Единые требования к предоставлению государственных услуг в городе Москве" в требованиях к обработке документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги, также предусмотрено наличие в административном регламенте перечня оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (п. 6.11).
Таким образом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации при составлении административного регламента предоставления государственной услуги обязан включить в регламент основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Суд отклоняет довод административного истца о том, что оспариваемый акт противоречит статье 8 Закона г. Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", поскольку данный Закон не регулирует процедуру предоставления такой государственной услуги как Рассмотрение запроса (заявления) о внесении изменений в учетное дело", в том числе вопросы приема заявлений. Указанный закон устанавливает общий порядок признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Миловой Л А об оспаривании пункта 2.8.1 Административного Регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о внесении изменений в учетное дело" (Приложение N 12), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014г. N 521-ПП - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.