Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., с участием прокурора Лазаревой Е.И., при секретаре Сидорове В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4324/2019 по административному иску Школьникова Александра Наумовича об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 от 16 июля 2019 года N 11/1 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Цукасова С.С.",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 (далее - ОИК N 14) от 16 июля 2019 года N 11/1 Цукасов С.С, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14.
Административный истец Школьников А.Н. 25 июля 2019 года обратился в суд с административным иском об отмене указанного выше решения, ссылаясь на то, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по тому же избирательному округу, и оспариваемое решение нарушает его пассивное избирательное право, поскольку кандидатом в депутаты Цукасовым С.С. были поданы документы, составленные с нарушением требований действующего законодательства, а именно, им не были сообщены обязательные сведения об отсутствии у него и членов его семьи обязательств имущественного характера за пределами Российской Федерации, что является нарушением требований Указа Президента РФ от 06 июня 2013 года N 546.
Административный истец в судебное заседание не явился, его представитель Александров В.В. явился, заявленное требование поддержал.
Представитель административного ответчика ОИК N 14 Голышев И.В. в суд явился, иск признал, представил письменное заявление о признании иска и указал, что названное административным истцом нарушение закона при оформлении документов кандидата Цукасова С.С. имело место.
Цукасов С.С, участвующий в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица, а также его представитель Геращенко Н.Б. в суд явились, в удовлетворении заявленного требования просили отказать, ссылаясь на то, что допущенное нарушение при оформлении справок об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации не является существенным, что Цукасов С.С. и члены его семьи никаких обязательств имущественного характера за рубежом не имеют и что со стороны административного ответчика было допущено нарушение закона, выразившееся в ненадлежащей проверке представленных кандидатом в депутаты документов, о чем последний должен был быть заблаговременно уведомлен и ему должна была быть предоставлена возможность устранить недостатки в оформлении документов.
Выслушав объяснения явившихся лиц, а также заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей, что административное исковое заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, административный истец зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 решением Окружной избирательной комиссии от 12 июля 2019 года, в связи с чем вправе обращаться в суд с настоящим административным иском, который был подан 25 июля 2019 года, то есть в пределах срока, установленного статьей 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Также судом было установлено, что полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 возложены на Территориальную избирательную комиссию района Ростокино решением Московской городской избирательной комиссии от 28 марта 2019 года N 90/2, копия которого приобщена к материалам дела. Состав Территориальной избирательной комиссии района Ростокино утвержден в составе 14 человек.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24- 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс Москвы).
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Основания для отказа в регистрации кандидата установлены частью 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частью 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы. Названными положениями к числу оснований к отказу в регистрации кандидата отнесено наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Такие основания установлены по настоящему делу.
Так, в соответствии с положениями пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации: а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Форма предоставления указанных сведений утверждена Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".
Из копий документов, представленных Цукасовым С.С. 10 июня 2019 года в ОИК N 14 при выдвижении кандидатом в депутаты, следует, что им были представлены в том числе справки по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года N 546 в отношении него, в отношении супруги и несовершеннолетнего ребенка о принадлежащем им недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации. Поля раздела 4 "Обязательства имущественного характера" в названных справках заполнены не были (л.д. 26-29, 30-33 и 34-37).
Между тем, в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 6 июня 2013 года N 546, в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным настоящим Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок. Таким образом, Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года N 546 прямо закреплена необходимость указания факта отсутствия обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в соответствующей графе справки, в том случае, если такие обязательства у лица, в отношении которого подается справка, отсутствуют.
Следовательно, неуказание в справках сведений об отсутствии обязательств имущественного характера кандидата, его супруга, несовершеннолетних детей, не может расцениваться иначе, как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации.
Доводы Цукасова С.С. о том, что в соответствующих сносках к разделу 4 "Обязательства имущественного характера" указанной справки не содержится указания на необходимость проставления в первой графе слова "отсутствуют", не освобождает кандидата от исполнения положений, содержащихся в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Таким образом, судом было установлено, что представленные Цукановым С.С. справки по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года N 546 в отношении него, в отношении супруги и несовершеннолетнего ребенка о принадлежащем им недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, были составлены с нарушением требований, установленных Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, в связи с чем у ОИК N 14 не имелось оснований для регистрации Цуканова С.С. в качестве кандидата в депутаты, и в связи с чем у суда имеются предусмотренные пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основания для отмены данного решения.
Утверждения заинтересованного лица Цукасова С.С. о том, что выявленное нарушение при составлении названных выше справок не является существенным, не основано на законе, а ссылки на отсутствие у него и членов его семьи обязательств имущественного характера за рубежом не имеют юридического значения.
Доводы Цукасова С.С. о том, что со стороны административного ответчика было допущено нарушение закона, выразившееся в ненадлежащей проверке представленных им документов, о чем он должен был быть заблаговременно уведомлен и ему должна была быть предоставлена возможность устранить недостатки в оформлении документов, не могут явиться основанием к отказу в удовлетворении заявленного требования, и также не основаны на законе, поскольку указанная заинтересованным лицом обязанность избирательной комиссии установлена лишь в отношении тех документов, которые поименованы Избирательным кодексом Москвы, тогда как требования к форме справок установлены иным нормативным правовым актом - Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 от 16 июля 2019 года N 11/1 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Цукасова Сергея Сергеевича по одномандатному избирательному округу N 14".
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Е.М. Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.