Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., с участием прокурора Цветковой О.В., при секретаре Сидорове В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4362/2019 по административному иску Коледа Марии Васильевны об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 45 от 15 июля 2019 года N 10/5 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Коледа М.В.",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 45 от 15 июля 2019 года N 10/5 Коледа М.В. было отказано в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
Коледа М.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 45 (далее - Комиссия) от 15 июля 2019 года N 10/5 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Коледа М.В.", мотивируя тем, что согласно оспариваемому решению, основанием к отказу в регистрации явилось недостаточное число достоверных подписей, тогда как 452 из общего числа подписей были признаны недействительными в отсутствие к тому оснований, кроме того, часть подписей была признана недействительными членами Комиссии без участия специалистов, и административного истца лишили возможности проверить представленные ею подписные листы
Коледа М.В. в судебном заседании изложенные в заявлении доводы поддержала.
Представители Комиссии - председатель Кочнева Г.Г. и действующий на основании доверенности Алиев О.В. - в суд явились, заявленное требование не признали, представили письменные возражения (л.д.117-124) и указали, что оспариваемое решение Комиссии принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательного кодекса Москвы, и что все подписи избирателей в представленных административным истцом подписных листах являлись предметом проверки в соответствии с Избирательным кодексом Москвы, по результатам которой 344 подписи были признаны недействительными и 108 - недостоверными, а основанием для признания подписей недостоверными явилось заключение эксперта ЭКЦ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве.
Прокурор полагал заявление необоснованным и удовлетворению не подлежащим.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и проверив в присутствии административного истца и представителей административного ответчика 4 папки с подписями избирателей, суд не находит оснований к удовлетворению заявления, в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 6 статьи 31.1 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что необходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно решению Московской городской избирательной комиссии от 23.05.2019 г. N 92/2, принятому в соответствии с частью 2 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы, для одномандатного избирательного округа N 45 количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, установлено в количестве 4 507 подписей; максимальное количество подписей установлено в размере 4 957, - что соответствует положениям Закона города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов с учетом численности избирателей.
Из материалов дела видно, что 11 июня 2019 года административный истец уведомила Комиссию о самовыдвижении и согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 45.
06 июля 2019 года Коледа М.В. представила в Комиссию документы для регистрации кандидата в депутаты, включая 4 615 подписей на 1049 листах, сброшюрованных в 11 папок, что следует из подтверждения о приеме документов (л.д. 49-50) и протокола об итогах сбора подписей (л.д. 51).
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлечённых специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2033 года N 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путём последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
Согласно заключению от 12 июля 2019 года N 1172 по проверке подписных листов, выполненному экспертом ЭКЦ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москвы, копия которого была вручена административному истцу в тот же день (л.д. 43-97), было выявлено 108 недостоверных подписей.
В ходе проверки оригиналов представленных Коледа М.В. подписных листов, содержащихся в первых четырех папках, которая осуществлялась в судебном заседании в присутствии административного истца, было установлено, что 13 подписей содержат неполные данные избирателей - не указаны либо имя, либо отчество, либо номер квартиры и дома, кроме того; 12 подписей избирателей из числа проверенных имеют неоговоренные исправления; в первой папке на листе 81, который содержит 6 подписей, имеется неоговоренное исправление в части даты удостоверения подписей сборщиком, во второй папке на листах 57 и 94 (всего 12 подписей) имеются исправления в данных сборщика; в третьей папке лист 83 (5 подписей) не заверен кандидатом; в папке N 4 на листах 81 и 95 имеются неоговоренные исправления данных сборщика и даты удостоверения подписей. Кроме того, в иных 35 подписях в адресах избирателей не указан город Москва, однако, если учесть данные 35 подписей как действительные применительно к правилам, приведенным в пункте 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, то общее число выявленных в ходе судебного заседания недействительных подписей составит более 58-ми, что с учетом подписей, признанных недостоверными на основании заключения эксперта, приводит к уменьшению числа действительных и достоверных подписей до количества менее 4 507,
Таким образом, судом установлено, что на день, предшествовавший дню принятия оспариваемого решения, Коледа М.В. не представила необходимого минимума подписей избирателей, достаточного для ее регистрации.
В соответствии с положениями пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, а также пункта "д" части 24 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Поскольку, как указывалось выше, административным истцом были представлены действительные и достоверные подписи избирателей в поддержку его выдвижения в количестве менее, чем установлено решением Московской городской избирательной комиссии от 23.05.2019 г. N 92/2, то у Комиссии имелись предусмотренные законом основания для отказа в его регистрации.
Оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о назначении судебной почерковедческой экспертизы не имелось постольку, поскольку сам по себе факт несогласия с экспертным заключением без его обоснования не может являться безусловным основанием для удовлетворения заявленного ходатайства.
Также судом было установлено, что полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 45 возложены на Территориальную избирательную комиссию Красносельского района решением Московской городской избирательной комиссии от 28 марта 2019 года N 90/2. Состав Территориальной избирательной комиссии был сформирован в количестве 14 человек; председателем назначена Кочнева Г.Г.; согласно протоколу заседания Комиссии от 15 июля 2019 года, на заседании избирательной комиссии присутствовало 10 членов Комиссии с правом решающего голоса, единогласно проголосовавших за отказ в регистрации Коледа М.В. кандидатом в депутаты Московского городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 45, - таким образом, оспариваемое решение принято правомочным составом Комиссии, большинством голосов от ее списочного состава и с соблюдением установленной процедуры.
При таких обстоятельствах, и, учитывая, что с учетом норм федерального законодательства регистрация кандидата не может быть произведена при отсутствии достаточного числа действительных и достоверных подписей избирателей, основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Коледа М.В.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья Дорохина Е.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.