Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Пряничникова М.А., поданную в интересах федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "МИРЭА - Российский технологический университет" на вступившие в законную силу постановление судьи Люблинского районного суда города Москвы от 17 октября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 30 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Люблинского районного суда города Москвы от 17 октября 2018 года федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "МИРЭА - Российский технологический университет" (далее РТУ МИРЭА) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 30 ноября 2018 года вышеуказанное постановление судьи оставлено без изменения, жалоба защитника Пряничникова М.А. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Пряничников М.А. просит об отмене названных судебных актов и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, указывая на то, что РТУ МИРЭА принимались меры к выполнению санитарно-эпидемиологических требований в здании общежития, незаконно проживающие там граждане неоднократно уведомлялись о необходимости покинуть помещения общежития, физически препятствовали деятельности РТУ МИРЭА, связанной с эксплуатацией здания, лишая возможности попасть в здание общежития; необоснованное применение к РТУ МИРЭА наказания в виде штрафа, не отвечающего целям, установленным в ст. 3.1 КоАП РФ; доводы жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности судьей Московского городского суда проверены не были, представленная в качестве доказательства невиновности видеозапись, содержащаяся на оптическом носителе, предметом исследования не являлась; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений.
Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическими требованиями признаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу положений ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года N 52 - ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.03.2011 N 23 утвержден СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений" (далее СП 2.1.2.2844-11), которые распространяются на общежития для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе расположенные в студенческих городках (далее - общежития), независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности, и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания работников и обучающихся в общежитиях, предназначенных для их временного проживания.
Пунктом 1.2 СП 2.1.2.2844-11 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием строительством, реконструкцией и эксплуатацией общежитий.
Согласно п. 3.1 СП 2.1.2.2844-11 в общежитиях, кроме общежитий квартирного типа (жилых домов, квартир), должны быть предусмотрены жилые комнаты и помещения общего пользования, в том числе: туалеты, умывальные, душевые, комнаты гигиены девочки, постирочные, гладильные, комнаты для сушки белья, кухни, помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря. В многоэтажных общежитиях вышеназванные помещения следует предусматривать на каждом этаже; кладовые для хранения хозяйственного инвентаря, бельевые (комнаты для раздельного хранения чистого и грязного белья), помещения для сушки одежды и обуви, камеры хранения личных вещей и другие подсобные помещения.
Пунктами 4.4.4 - 4.4.7 СП 2.1.2.2844-11 установлено, что в постирочных должна быть подводка холодной и горячей воды со смесителем и оборудование для стирки (стиральные машины, ванны, тазы). Комнаты для сушки белья и отдельные комнаты для сушки одежды и обуви должны быть оборудованы устройствами для сушки, стеллажами и вешалками. В кладовых для хранения чистого белья должны быть установлены шкафы или стеллажи с гигиеническим покрытием. Общежития обеспечивают необходимым набором уборочного инвентаря, промаркированного в соответствии с его назначением.
Все помещения общежития подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих, чистящих и дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке к применению в жилых и общественных зданиях. На общих кухнях устанавливаются плотно закрывающиеся и легко очищающиеся емкости для пищевых отходов, которые должны освобождаться ежедневно по мере наполнения (п. 5.1, 5.7 СП 2.1.2.2844-11).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 65 утвержден СанПиН 2.1.2.2646-10 (вместе с "СанПиН 2.1.2.2646-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"), согласно п. 2.1, 2.3-2.4 которого планировка прачечной должна предусматривать последовательность (поточность) технологического процесса. Не допускается пересечение потоков чистого и грязного белья. Прачечные должны иметь два отделения, четко изолированные друг от друга: чистое и грязное.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 N 5 "Об утверждении СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий (вместе с "СП 3.5.3.3223-14. Санитарно-эпидемиологические правила... ").
Согласно пункту 3.8 вышеуказанного СП 3.5.3.3223-14 инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают: использование устройств и конструкций, обеспечивающих самостоятельное и плотное закрывание дверей; устройство металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды; проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках; герметизацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях; защиту порогов и нижней части дверей материалами, устойчивыми к повреждению грызунами; использование профилактических охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) на базе электрических, ультразвуковых или механических устройств, безопасных для человека; создание свободного доступа к подсобным помещениям (мусорокамер, подвалов, лестничных клеток, чердаков), помещений для хранения пищевых продуктов и других, с целью исключения условий для укрытия грызунов. установку профилактических охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) на базе электрических, ультразвуковых или механических устройств безопасных для человека при наличии документов, подтверждающих качество и безопасность продукции (товаров) в случаях необходимости такого документа в соответствии с правовыми актами Таможенного союза и законодательства Российской Федерации.
Пунктом 3.11 СП 3.5.3.3223-14 санитарно-гигиенические мероприятия включают: работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам, очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.
Как следует из материалов дела в ходе проведенной должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮВАО 02 ноября 2017 г. выездной внеплановой проверки по факту возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан в отношении РТУ МИРЭА было установлено, что в здании общежития для размещения иногородних студентов, расположенном по адресу: ***, находящемся в оперативном управлении РТУ МИРЭА, допущено нарушение положений ст. ст. 11, 22, 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 3.1, 4.4.4, 4.4.5, 4.4.6,.4.4.7, 5.1, 5.7 СП 2.1.2.2844-11, п. 4.3.5 СП 3.5.1378-03, п. 2.1, 2.3, 2.4 СанПиН 2.1.2.2646-10, п. 3.8, 3.11 СП 3.5.3223-14, выразившиеся в следующем:
1) при эксплуатации общежития не соблюдаются гигиенические требования к помещениям общего пользования, а именно:
- подвальное помещение захламлено, в части подвального помещения с торца здания имеются остаточные явления затопления канализационными водами, в общежитии часть унитазов в туалетах демонтированы и на их место установлены душевые кабины; комнаты для сушки белья, постирочная, гладильная расположенные в подвальном помещении захламлены, сушка белья осуществляется в умывальных комнатах; отсутствуют помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, кладовые для хранения хозяйственного инвентаря, бельевые (комнаты для раздельного хранения чистого и грязного белья), помещения для сушки одежды и обуви, камеры хранения личных вещей;
- в местах общего пользования штукатурка, покраска от потолка и стен местами отслаивается, отпала, обширные следы протечек, облицовочная плитка в умывальных комнатах, туалетах местами отсутствует, вентиляционные отверстия не укрыты съемными решетками, линолеум пола изношен, на кухнях в душевой облицовочная плитка на полу разбита, смесители в душевой, расположенной в подвальном помещении общежития не работают, стены и потолок местами почернели от сырости, что затрудняет проведение текущей уборки и дезинфекции и создает благоприятные условия для укрытия насекомых;
- в умывальных комнатах установлены стиральные машины автоматы, при этом не предусмотрена последовательность (поточность) технологического процесса; отсутствуют два отделения, четко изолированные друг от друга: чистое и грязное;
- общежитие не обеспечено необходимым набором уборочного инвентаря, промаркированного в соответствии с его назначением, дезинфицирующие средства отсутствуют;
- неисправные, перегоревшие люминесцентные (энергосберегающие) лампы, хранятся в подвальном помещении навалом на полу и в открытых картонных коробках;
- на общих кухнях отсутствуют плотно закрывающиеся и легко очищающиеся емкости для пищевых отходов, которые должны освобождаться ежедневно по мере наполнения, вместо этого в коридорах, у каждой комнаты установлены полиэтиленовые мешки с мусором;
2) не в полной мере проводятся инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов, а именно: при эксплуатации здания общежития не устранены трещины (отверстия) в фундаменте здания, а также не осуществляются в полном объеме санитарно-гигиенические мероприятия, предупреждающие заселение объекта грызунами, а именно (помещения захламлены).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 09 ноября 2017 года.
Указанные действия РТУ МИРЭА квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность РТУ МИРЭА в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 28 сентября 2018 года; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 26 октября 2017 года N 02-31-00337; решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 27 октября 2017 года; жалобой жильца общежития Шумейко Н.А, направленной в Управление Роспотребназора по городу Москве с фотоматериалами; актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 09 ноября 2017 года; распоряжением о закреплении федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ставропольская, дом 17 на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский технологический университет"; фотоматериалами; устными показаниями представителя Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЮВАО г. Москвы Кирилловой И.В, полученными судьей районного суда и другими материалами дела.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судебными инстанциями на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины РТУ МИРЭА в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела судебными инстанциями были установлены допущенные РТУ МИРЭА нарушения п. 3.3 СанПин 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против санантропных членистоногих", требования которого на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения РТУ МИРЭА к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, признаны утратившими силу в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.06.2017 N 83 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение" (вместе с "СанПиН 3.5.2.3472-17. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы... ").
В связи с этим вывод судебных инстанций о допущенном РТУ МИРЭА нарушении п. 3.3 СанПин 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против санантропных членистоногих" подлежит исключению из описательно-мотивировочной части судебных актов.
Довод жалобы об отсутствии у РТУ МИРЭА объективной возможности для выполнения санитарно-эпидемиологических требований в здании общежития, ввиду незаконности проживания в нем граждан, препятствующих деятельности РТУ МИРЭА, связанной с эксплуатацией здания, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При этом при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Положения статьи 11, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ обязывают юридических лиц в императивном порядке выполнять требования санитарного законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Как следует из материалов дела здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Ставропольская, дом 17, находится в оперативном управлении РТУ МИРЭА по распоряжению заместителя руководителя Территориального управления Росимущества в городе Москве N *** от 29 марта 2016 года, согласно которому на РТУ МИРЭА возложена обязанность обеспечить эффективное и целевое использования федерального недвижимого имущества (л.д. 35-36).
Следовательно, РТУ МИРЭА в силу взятых на себя обязательств по управлению общежитием, предназначенного для проживания студентов и работников учебного учреждения, обязано было не допускать в нем нарушений требований и норм санитарно-эпидемиологической безопасности, направленных на обеспечение безопасных для человека условий проживания.
Между тем, в рассматриваемом случае, имеющиеся в материалах дела доказательства не свидетельствуют о том, что РТУ МИРЭА были приняты все зависящие от него меры по выполнению требований и норм санитарно-эпидемиологической безопасности, при том, что возможность для соблюдения правил и норм в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения у РТУ МИРЭА имелась.
Факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований РТУ МИРЭА достоверно установлен судебными инстанциями в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, и подтверждается совокупностью исследованных объективных и достоверных доказательств, позволяющих делать вывод о виновности РТУ МИРЭА в совершении данного правонарушения, а также не оспаривается заявителем в ходе производства по делу и в доводах настоящей жалобы.
Вопреки доводу жалобы судьей Московского городского суда проверены законность и обоснованность вынесенного судьей районного суда постановления в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, и в решении от 30 ноября 2018 года дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы, а также указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены данного судебного акта.
Изучение материалов дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении настоящего дела судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях РТУ МИРЭА состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ. Мотивы, по которым в основу постановления и решения были положены одни доказательства и отвергнуты другие, подробно изложены в судебных актах. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу РТУ МИРЭА, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, вопреки доводу жалобы, назначено РТУ МИРЭА в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств дела, а также характера совершённого правонарушения, объектов которого является безопасность и здоровье граждан.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда и решения судьи Московского городского суда.
Срок давности и порядок привлечения РТУ МИРЭА к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Люблинского районного суда города Москвы от 17 октября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 30 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "МИРЭА - Российский технологический университет" изменить, исключить из описательно-мотивировочной части судебных актов ссылку на п. 3.3 СанПин 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против санантропных членистоногих" ; в остальной части судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника Пряничникова М.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.