Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу законного представителя автономной некоммерческой организации по содействию местного самоуправления "КОС "ЛУБЯНКА" - директора Павлова А.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Пресненского районного суда города Москвы от 24 сентября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 16 января 2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Пресненского районного суда города Москвы от 24 сентября 2018 года АНО "КОС "ЛУБЯНКА" (далее также - Организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 16 января 2019 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба АНО "КОС "ЛУБЯНКА" - без удовлетворения.
В настоящей жалобе АНО "КОС "ЛУБЯНКА" в лице своего законного представителя просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях Организации события вмененного административного правонарушения, полагая предписание, неисполнение которого послужило основанием к возбуждению настоящего дела, незаконным; требование предписания фактически повторяет содержание ранее выданных в адрес Организации предписаний, за неисполнение которых АНО "КОС "ЛУБЯНКА" уже привлекалась к административной ответственности, то есть имеет место двойное привлечение к административной ответственности за одно и тоже правонарушение; АНО "КОС "ЛУБЯНКА" не является собственником объекта культурного наследия, охранные обязательства на неё не были возложены при передаче в пользование объекта культурного наследия, в связи с чем охранные мероприятия по нему должны проводится Департаментом городского имущества г. Москвы как собственником строений; незаконное составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела в отсутствии представителя Организации, не извещенного надлежащим образом; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности; по делу имеются неустранимые сомнения, которые в соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу АНО "КОС "Лубянка".
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 настоящей статьи.
Согласно ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, АНО "КОС "ЛУБЯНКА" (юридический адрес: г. Москва, Скатертный переулок, д. 4/2, стр. 2, 3, ), будучи привлеченным на основании постановления судьи Пресненского районного суда города Москвы от 13.03.2018 к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, повторно не выполнило предписание N В15/2018-20/18П от 02.02.2018, вынесенного главным инспектором Инспекции Мосгорнаследия по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения Департамента культурного наследия города Москвы от 24.01.2018 N 20, о разработке проекта по сохранению выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль городской усадьбы семьи Тарасовых. Конюшни, 1907 год" (включая проект приспособления для современного использования) в срок до 28.06.2018.
На основании распоряжения Департамента имущества города Москвы от 04.08.2005 N 2130-р по договору аренды нежилого фонда от 23.11.2005 N 1-1068/05 АНО "КОС "ЛУБЯНКА" на срок с 04.08.2005 по 03.08.2020 передан в аренду под офис объект, расположенный по адресу: г. Москва, Скатертный переулок, д. 4/2, стр. 2, квартал 208.
Указанное здание является выявленным объектом культурного наследия "Ансамбль городской усадьбы семьи Тарасовых. Конюшни, 1907 год" в соответствии с решением экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям при Комитете по культурному наследию г. Москвы от 08.08.2007 N 213.
Предмет охраны объекта определен протоколом заседания Комиссии экспертного обеспечения реестра недвижимого культурного наследия при Москомнаследии от 1 декабря 2010 года N 23.
Учитывая диспозицию части 18 статьи 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
В данном случае в соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 г N 154-ПП уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия является Департамент культурного наследия города Москвы, который в рамках выполнения функции государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.
Таким образом, предписание N В15/2018-20/18П от 02.02.2018 с требованием разработать проект по сохранению Объекта (включая проект приспособления для современного использования) в срок до 28 июня 2018 года и выполнить работы по сохранению Объекта по согласованной Мосгорнаследием проектной документации в срок до 30 ноября 2018 года выдано Департаментом культурного наследия города Москвы в пределах предоставленных ему полномочий и направлено на охрану объекта культурного наследия и на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в связи с чем является законным и подлежит обязательному исполнению. Данных о признании названного выше предписания недействительным и его отмене материалы дела не содержат и к жалобе не представлено.
Кроме того, законность предписания N В15/2018-20/18П от 02.02.2018 подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-199200/2017 (л.д. 110-115).
То обстоятельство, что АНО "КОС "ЛУБЯНКА" собственником выявленного объекта культурного наследия не является, охранное обязательство с ней не заключалось, не освобождает Организацию от выполнения выданного ей законного предписания, направленного на сохранение объекта культурного наследия в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" предписания уполномоченного органа в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Частью 11 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пп. 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (в том числе осуществлять расходы по содержанию объекта культурного наследия и поддержанию его в надлежащем техническом санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия и другие действия, предусмотренные ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Аналогичные обязанности закреплены в ч. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", согласно которой пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры в числе прочего обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами.
С учетом вышеприведенных норм АНО "КОС "ЛУБЯНКА" как пользователь выявленного объекта культурного наследия на основании договора аренды несет обязанность по принятию мер к его охране и защите.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изложенное объективно свидетельствует о том, что Организация, имея реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства и устранения нарушений его требований, указанных в предписании Мосгорнаследия N В15/2018-20/18П от 02.02.2018, не приняло все зависящие от него меры для его своевременного исполнения, в связи с чем такие действия АНО "КОС "ЛУБЯНКА", учитывая их повторность, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 19
ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о незаконном составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела в отсутствии законного представителя АНО "КОС "ЛУБЯНКА" без его надлежащего извещения проверялся судьей Московского городского суда и обоснованно отклонен как необоснованный по приведенным в обжалуемом решении мотивам, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Так, из материалов дела усматривается, что о дате и месте составления протокола об административном правонарушении АНО "КОС "ЛУБЯНКА" извещалось по адресу места нахождения Организации, указанному в ЕГРЮЛ:
г. Москва, Скатертный пер, д, 4/2 стр. 2, 3, а также по адресу: г. Москва, ул. Гиляровского, д. 7 этаж N 15, путем направления уведомлений почтовыми отправлениями, которые возвращены обратно без вручения (л.д. 13-17).
О рассмотрении дела об административном правонарушении, назначенном на 24 сентября 2018 года, АНО "КОС "ЛУБЯНКА" также извещалось судьей районного суда по адресам: г. Москва, Скатертный пер, д, 4/2 стр. 2, 3, и
г. Москва, ул. Гиляровского, д. 7, этаж N 15, путем вручения судебных повесток судебным приставом по ОУПДС ОСП по ЦАО N 1 УФССП России по Москве Сельвановичем А.В, согласно рапортам которого при осуществлении выезда по данным адресам Организация не обнаружена (л.д. 184-190).
В соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату.
Местонахождение юридического лица определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу.
В данном случае названные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что должностным лицом и судьей районного суда обязанность по извещению АНО "КОС "ЛУБЯНКА" по адресу места нахождения Организации было исполнена надлежащим образом. Документов, которые бы содержали в себе ходатайство АНО "КОС "ЛУБЯНКА" о направлении извещений и прочей корреспонденции по иному адресу, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах оснований полагать право АНО "КОС "ЛУБЯНКА" на защиту по делу нарушенным не имеется.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Приходя к выводу о виновности Организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, нижестоящие судебные инстанции сослались на совокупность исследованных доказательств, а именно: протокол N 16-175АД 2018 об административном правонарушении от 01 августа 2018 года; распоряжение Мосгорнаследия от 09 июля 2018 года N 279 "О проведении внеплановой документальной проверки"; актом N В15/2018-279/18А внеплановой документальной проверки от 20 июля 2018 года; предписание N В15/2018-20/18П об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия от 02 февраля 2018 года; предписание N В170/2017-316/17П об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия от 24 августа 2017 года; постановление Пресненского районного суда Москвы от 13.03.2018, а также иные материалы дела.
Судья привлек АНО "КОС "ЛУБЯНКА" к административной ответственности по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ ? за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Административная ответственность по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Положения ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст. 4.6 КоАП РФ, устанавливающей, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
С учетом изложенного, квалификации по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ подлежат действия лица, которое в течение установленного в ст. 4.6 КоАП РФ срока уже было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 13.03.2018 АНО ""КОС "ЛУБЯНКА" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Между тем постановление судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 13.03.2018 на момент вынесения оспариваемого постановления судьи Пресненского районного суд г. Москвы 24.09.2018 не вступило в законную силу.
Решением судьи Московского городского суда г. Москвы от 06 августа 2018 года постановление судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 13.03.2018 о привлечении АНО "КОС "ЛУБЯНКА" к административной ответственности по
ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ было оставлено без изменения, жалоба защитника АНО "КОС "ЛУБЯНКА" - без удовлетворения.
Таким образом, судья Пресненского районного суда г. Москвы при вынесении постановления по делу об административном правонарушении по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ не исследовал вопрос, связанный с наличием признака повторного совершения АНО "КОС "ЛУБЯНКА" административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, составляющего объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, и входящего в предмет доказывания по настоящему делу.
Учитывая, что в силу ст. 31.1 КоАП РФ ранее вынесенное постановление не вступило в законную силу, в настоящее время в действиях АНО "КОС "ЛУБЯНКА" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, прихожу к выводу, что имеются основания для переквалификации действий АНО "КОС "ЛУБЯНКА" с ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ на ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ по следующим основаниям.
Часть 18 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Квалифицировать административное правонарушение по части 19 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях можно в случае, если оно совершено в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания по части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для правильной квалификации действий привлекаемого к административной ответственности лица по делам об административных правонарушениях, содержащих в качестве квалифицирующего признака повторность совершения административного правонарушения, суду надлежит выяснять окончено ли исполнение ранее назначенного административного наказания по правилам главы 31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом повторно совершенным административным правонарушением будут такие противоправные действия виновного, которые были совершены им в течение года с момента исполнения ранее назначенного административного правонарушения.
Поскольку постановление судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 03.03.2018 о привлечении АНО "КОС "ЛУБЯНКА" к административной ответственности по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ на момент вынесения обжалуемого постановления судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 24.09.2018 в законную силу не вступило, то прихожу к выводу о том, что отсутствуют признаки повторности совершенного правонарушения, и действия юридического лица подлежат квалификации по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственность его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица на последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ и ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция ч. 18 данной статьи предусматривает менее строгое наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации совершенных АНО "КОС "ЛУБЯНКА" действий не изменяется.
Следовательно, переквалификация действий АНО "КОС "ЛУБЯНКА" с
ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ на ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ согласуется с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Принимая во внимание все обстоятельства по делу, при переквалификации действий АНО "КОС "ЛУБЯНКА" на ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ полагаю возможным назначить ей административное наказание, предусмотренное санкцией ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Пресненского районного суда города Москвы от 24 сентября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 16 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.19 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении автономной некоммерческой организации по содействию местного самоуправления "КОС "ЛУБЯНКА" изменить: действия АНО "КОС "ЛУБЯНКА" квалифицировать по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В остальной части постановление судьи Пресненского районного суда города Москвы от 24 сентября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 16 января 2019 года оставить без изменения, жалобу директора Организации Павлова А.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.