Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Самойловой Н.А. в защиту акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК", Общество) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района города Москвы от 09 сентября 2016 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 24 января 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района г. Москвы от 09 сентября 2016 года АО "ФПК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 24 января 2017 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника АО "ФПК" Самойловой Н.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник АО "ФПК" Самойлова Н.А, выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях АО "ФПК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, поскольку локомотив прошёл своевременно техническое обслуживание и ремонт, указанная обязанность по договору лежит на арендодателе - ОАО "РЖД"; неисправность возникла в пути следования и носила случайный характер; правила технической эксплуатации возлагают на лицензиата обязанности по проведению установленных нормами и правилами планово-предупредительных видов ремонта и технического обслуживания железнодорожного подвижного состава, что Обществом было соблюдено; неисправность локомотива, возникшая в пути следования, не повлекла неблагоприятные последствия, угрозы безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта создано не было; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 года N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте" в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров (далее - Положение о лицензировании).
Подпунктом "а" пункта 4 Положения о лицензировании предусмотрено соблюдение лицензиатом порядка и условий осуществления перевозок пассажиров, которые установлены федеральными законами "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в части требований к перевозчику, в том числе правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте.
На основании ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации) перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждённых федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно материалам дела, АО "ФПК" (юридический адрес: г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34) осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой железнодорожным транспортом пассажиров и багажа, на основании лицензии от 03 июля 2015 года серии ПП N 7707077, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
10 июня 2016 года в 04 часа 15 минут на перегоне Вах-Манчем допущена задержка пассажирского поезда N 106 сообщением "Волгоград-Нижневартовск" с тепловозом ТЭП70У N 013 приписки эксплуатационного локомотивного депо Войновка под управлением локомотивной бригады подменного пункта Демьянка эксплуатационного локомотивного депо Сургут в составе машиниста тепловоза Идиятуллина Р.Х. и помощника машиниста Илибаева А.К.
При следовании пассажирского поезда N 106 по перегону Вах-Манчем во время осмотра состояния поезда в кривом участке пути помощником машиниста тепловоза Илибаевым А.К. было произведено выключение тумблера "Аварийная остановка двигателя", вследствие чего произошла остановка дизеля с наполнением тормозных цилиндров локомотива. Машинист тепловоза Идиятуллин Р.Х. произвёл остановку пассажирского поезда на 442 км 05 пк и принял решение производить перезагрузку системы МСУ-Т и смену полукомплектов системы МСУ-Т. При попытках запуска дизеля как в ручном, так и в штатном режимах, запуск не происходил. Сборка аварийной схемы пуска дизеля результатов также не дала. В связи с невозможностью дальнейшего следования был затребован вспомогательный локомотив. Дальнейшее следование пассажирского поезда N 106 до станции "Сургут" продолжено с помощью тепловоза 2ТЭ116 N 265.
Задержка пассажирского поезда N 106 составила 2 часа 13 минут. Также были задержаны пассажирский поезд N 105 на 22 минуты, 14 грузовых поездов на общее время 38 часов 50 минут.
Таким образом, АО "ФПК", осуществляя деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, допустило осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, выразившихся в нарушении ст. 80 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации: движении пассажирского поезда не в соответствии с расписанием (подп. "а" п. 4 Положения о лицензировании) из-за выключения тумблера "Аварийная остановка двигателя" и невозможности в связи с этим запуска дизеля как в ручном, так и в штатном режимах.
Указанные действия АО "ФПК" квалифицированы по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Факт совершения АО "ФПК" административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; техническим заключением от 10 июня 2016 года; протоколом совещания от 10 июня 2015 года N 245; договором аренды локомотивов с экипажем (локомотивными бригадами) в пассажирском движении N 1013 от 24 сентября 2010 года; договором об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования от 31 марта 2010 года N 252; копией лицензии N 770777 АО "ФПК" на осуществление деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров в дальнем следовании пассажирскими поездами, перевозки в дальнем следовании скорыми поездами и перевозки в дальнем следовании скоростными поездами от 03 июля 2015 года.
При разрешении данного дела судебные инстанции правильно применили нормы законодательства, регулирующего порядок осуществления перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, установили фактические обстоятельства дела, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств в их совокупности пришли к обоснованному выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, является несостоятельным.
Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожный грузовой вагон (далее - порожный грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон правомоченному на его получение лицу (получателю) (ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
На основании подп. "а" п. 4 Положения о лицензировании перевозчик АО "ФПК", имеющее лицензию на осуществление деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров в дальнем следовании пассажирскими поездами, должно соблюдать порядок и условия осуществления перевозок пассажиров, в том числе установленных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, в ст. 80 которого предусмотрено обеспечение движения пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа.
В целях выполнения указанного лицензионного требования АО "ФПК" должно обеспечивать соответствие железнодорожного подвижного состава установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; наличие у работников, осуществляющих перевозку пассажиров, соответствующих квалификационных требований.
Согласно техническому заключению от 10 июня 2016 года, причиной требования вспомогательного локомотива при следовании пассажирского поезда N 106 явилось выключение помощником машиниста тепловоза Илибаевым А.К. тумблера "Аварийная остановка дизеля" при осмотре состояния поезда, в связи с чем произошла остановка дизеля и отсутствовал его запуск как в ручном, так и в штатном режимах. Задержка пассажирского поезда N 106 составила 2 часа 13 минут.
Таким образом, АО "ФПК", являясь перевозчиком, допустившее задержку пассажирского поезда N 106 из-за остановки дизеля в связи с выключением помощником машиниста тепловоза тумблера "Аварийная остановка дизеля", нарушило лицензионное требование, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии угрозы безопасности движения не является основанием для отмены судебных актов, так как объективная сторона вменённого Обществу административного правонарушения выражается в нарушении лицензионных требований и условий осуществления деятельности, связанной с перевозками пассажиров железнодорожным транспортом, выразившихся в невыполнении положений действующего законодательства о соблюдении общих правил перевозок пассажиров и требований к их обслуживанию. Данный состав административного правонарушения является формальным и считается оконченным вне зависимости от наступления неблагоприятных последствий.
При назначении наказания мировым судьёй учтены фактические обстоятельства дела, данные о юридическом лице, а также характер совершённого им административного правонарушения.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения АО "ФПК" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 382 Красносельского района города Москвы от 09 сентября 2016 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 24 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" оставить без изменения, жалобу защитника АО "ФПК" Самойловой Н.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.