Судья Московского городского судья Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Пименовой Н.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 09 августа 2018 года, решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы 31 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении Пименовой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
09 августа 2018 года старшим государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу вынесено постановление о привлечении Пименовой Н.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 31 января 2019 года указанное выше постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Пименова Н.В. ставит вопрос об отмене постановления, решения судьи и прекращении производства по делу. В обоснование доводов заявителем указано, что она дважды привлечена к административной ответственности за совершение одних и тех же действий, так как административный орган по результатам проверки вынес два постановления от 12 июля 2018 года N **** и от 09 августа 2018 года N ****
В судебное заседание Пименова Н.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, направила защитника Петрова Е.В, который доводы жалобы поддержал.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО Соломенко В.А, Вировец В.Е. явились, возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на доказанность факта совершения вмененного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса, не нахожу оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи.
В силу ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, административным органом в период с 01.06.2018 по 29.06.2018 на основании приказа от 17.05.2018 N 264-нд на территории Москвы проведена плановая выездная проверка в отношении ФГУП "Почта России", в рамках которой осуществлен государственный контроль и надзор в сфере связи за исполнением Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля, в соответствии с полномочиями, определенными п. 5.1.1.2.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации федеральной почтовой связи.
Такой организацией является ФГУП "Почта России", которое согласно лицензий N **** (дата начала оказания услуг 11.04.2013, дата окончания срока действия - 11.04.2018) и N **** (дата начала оказания услуг 11.04.2018, дата окончания срока действия - 11.04.2023) оказывает услуги почтовой связи, и на его распространяются требования Федерального закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
В период проверки административным органом осуществлен государственный контроль и надзор за исполнением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - **** ).
По результатам плановой выездной проверки административным органом в отношении ФГУП "Почта России" Управлением 29.06.2018 составлен акт N ****, согласно которому, в деятельности ФГУП "Почта России" выявлены следующие нарушения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ: организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля (далее - ПВК), а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать ПВК, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Согласно абз. 10 п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, ПВК разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 утверждены "Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Требования к правилам внутреннего контроля, Постановление N 667).
В соответствии с п. 1 (1) Требования к правилам внутреннего контроля, Постановления N 667 ПВК должны быть приведены организацией в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о ПОД/ФТ не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.
В проверяемом периоде при осуществлении ФГУП "Почта России" внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ применялись в:
период с 28.09.2016 по 24.12.2017 ПВК, утвержденные Генеральным директором ФГУП "Почта России" от 28.09.2016 N 1.9.3.1.2-05/77-нд (редакция N 1);
период с 25.12.2017 по 29.05.2018 ПВК, утвержденные Генеральным директором ФГУП "Почта России" от 25.12.2017 N 1.9.3.1.2-05/214-нд (редакция N 2) (далее - ПВК редакции N 2);
период с 30.05.2018 по настоящее время применяются ПВК, утвержденные Генеральным директором ФГУП "Почта России" от 30.05.2018 N 37-лна (редакция N 3) (далее - ПВК редакции N 3).
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2017 N 470-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" (далее - Федеральный закон N 470-ФЗ) в Федеральный закон N 115-ФЗ, были внесены изменения в части:
информирования клиента об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции и их причинах;
информирования уполномоченного органа об устранении оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе от проведения операции; срока рассмотрения документов, представленных клиентом об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции, а также информирования клиента об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов, представленных клиентом.
Федеральный закон N 470-ФЗ вступил в силу 30.03.2018.
Таким образом, в силу требований п. 1 (1) Требований к правилам внутреннего контроля Постановления N 667 ФГУП "Почта России" необходимо было привести в соответствие ПВК редакции N 2, не позднее 30.04.2018.
Однако, в нарушение требований п. 1 (1) Требований к правилам внутреннего контроля, Постановления N 667, в ПВК редакции N 2 изменения внесены только 30.05.2018. (ПВК редакции N 3 утверждены 30.05.2018 приказом Генерального директора ФГУП "Почта России" N 37-лна).
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении ФГУП "Почта России" административного правонарушения, в связи с нарушением требований: п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ и п. 1 (1) Требований к правилам внутреннего контроля Постановления N 667, в части нарушения срока внесения изменений в правила внутреннего контроля ФГУП "Почта России", в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом N 470-ФЗ в Федеральный закон N 115-ФЗ.
Приказом ФГПУ "Почта России" от 16.10.2017 N 422-п Пименова Н.В.- руководитель Департамента экономической безопасности и финансового мониторинга "ФГУП "Почта России", назначена специальным должностным лицом.
Таким образом, Пименова Н.В, являясь руководителем Департамента экономической безопасности и финансового мониторинга "ФГУП "Почта России", то есть специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение требований Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", допустила нарушение требований п. 2 ст. 7 указанного Закона, а также п. 2 Требований к Правилам внутреннего контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. N 667.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами административным органом в отношении руководителя Департамента экономической безопасности и финансового мониторинга "ФГУП "Почта России Пименовой Н.В. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
09 августа 2018 года должностным лицом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в отношении Пименовой Н.В. вынесено постановление N **** о привлечении её к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Факт совершения правонарушения и вина Пименовой Н.В. подтверждаются письменными материалами дела, распоряжением о проведении проверки, актом проверки, протоколом об административном правонарушении, приказом о назначении на должность Пименовой Н.В. и другими письменными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Пименовой Н.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Пименова Н.В. дважды привлечена к административной ответственности и ссылается на положения ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ явился предметом рассмотрения в суде первой инстанции и был обосновано отклонен как несостоятельный.
Так, судья районного суда правомерно указал, что ранее проведенные проверки не имеют отношения к настоящему делу, при том, что правила внутреннего контроля ФГУП "Почта России" не должны противоречить требованиям Федерального закона N 115-ФЗ и иных подзаконных актов, а напротив, должны способствовать достижению тех целей, на которые этот закон направлен, методами, в них установленными, которые должны быть адекватными, достаточными и обоснованными конкретным ситуациям и направленности Федерального закона N 115-ФЗ.
Не согласиться с выводами суда первой инстанции оснований не имеется.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы проверил дело в полном объеме в соответствии со ст. ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Доводы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по жалобе, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте.
Несогласие заявителя с приведенными выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность ( ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей назначено Пименовой Н.В. с учетом вышеизложенных требований действующего законодательства, оснований для отмены назначенного ей наказания, в том числе по доводам жалобы, - не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления и судебного решения, по делу не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 09 августа 2018 года, решение Симоновского районного суда г. Москвы от 31 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении Пименовой Н.В. оставить без изменения, жалобу Пименовой Н.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.